Психиатрия Психические расстройства в общей медицине
№01 2014

Опыт применения препарата Афобазол® у пациентов с гипертонической болезнью и тревожными расстройствами (расширенный реферат) №01 2014

Номера страниц в выпуске:56-60
Артериальная гипертензия является одним из заболеваний, при которых наиболее часто формируются психовегетативные синдромы [1–6].
В последние годы в терапии психовегетативных расстройств особое значение приобретают психотропные препараты, среди которых антидепрессанты и транквилизаторы бензодиазепинового ряда, а также атипичные бензодиазепины (БД) становятся наряду с психотерапией основным методом коррекции тревожных расстройств. Однако применение далеко не всех транквилизаторов приводит к положительному результату – на анксиолитической терапии возможно возникновение индивидуальной непереносимости, аллергических реакций, системных побочных эффектов, выраженной седации и сонливости, ухудшения когнитивных функций, а также привыкания и зависимости.
Experience with the Afobazol® in patients with hypertension

E.P.Svischenko, O.V.Gulkevich
NSC N.D.Strazhesko Institute of Cardiology of the Academy of Medical Sciences of Ukraine, Kiev

Артериальная гипертензия является одним из заболеваний, при которых наиболее часто формируются психовегетативные синдромы [1–6].
В последние годы в терапии психовегетативных расстройств особое значение приобретают психотропные препараты, среди которых антидепрессанты и транквилизаторы бензодиазепинового ряда, а также атипичные бензодиазепины (БД) становятся наряду с психотерапией основным методом коррекции тревожных расстройств. Однако применение далеко не всех транквилизаторов приводит к положительному результату – на анксиолитической терапии возможно возникновение индивидуальной непереносимости, аллергических реакций, системных побочных эффектов, выраженной седации и сонливости, ухудшения когнитивных функций, а также привыкания и зависимости.
Афобазол® – производное 2-меркаптобензимидазола, селективный анксиолитик, не относящийся к классу агонистов бензодиазепиновых рецепторов, обладающий анксиолитическим действием с активирующим компонентом, не сопровождающимся гипноседативными эффектами. У препарата отсутствуют миорелаксантные свойства, негативное влияние на показатели памяти и внимания. Важно отметить, что даже при длительном применении препарата не формируется лекарственная зависимость и не развивается синдром отмены. Действие Афобазола реализуется преимущественно в виде сочетания анксиолитического (противотревожного) и легкого стимулирующего (активирующего) эффектов. Подобная селективность действия Афобазола обусловлена отсутствием прямого воздействия на ГАМК-бензодиазепиновый рецепторный комплекс. Препарат активирует так называемый «ремонтный комплект» нейронов – s1-рецепторы, что в результате каскада реакций приводит к восстановлению конформации белков мембраны и ГАМК-БД-рецепторов и их чувствительности к собственному медиатору торможения – ГАМК.
В сравнительных исследованиях было показано, что эффективность Афобазола при купировании психических и соматических проявлений тревожных расстройств аналогична эффективности БД при более благоприятном профиле безопасности. У пациентов с сопутствующими соматическими заболеваниями прием Афобазола не снижал эффективности их терапии, а в ряде случаев способствовал более быстрому наступлению ремиссии (особенно при наличии психосоматических заболеваний).
Цель данного исследования заключалась в оценке эффективности и безопасности препарата Афобазол® в комплексном лечении пациентов с гипертонической болезнью (ГБ), повышенным уровнем тревоги и сопутствующим паническим расстройством.

Материалы и методы

В исследование были включены 37 больных ГБ, повышенным уровнем тревоги и паническими атаками
(14 мужчин, 23 женщины) в возрасте 24–70 лет (средний возраст составил 51,8±2,1 года), находившихся на стационарном или амбулаторном лечении на базе отделения гипертонический болезни ННЦ «Институт кардиологии им. Н.Д.Стражеско» АМН Украины (Киев).
В исследование не включали пациентов с симптоматической артериальной гипертензией, клиническими признаками ишемической болезни сердца, миокардитом, пороками сердца, сердечной недостаточностью, требующей лечения, больных с тяжелыми формами нарушения периферического кровообращения, сахарным диабетом, псориазом, инфекционными заболеваниями, беременных и кормящих грудью, пациентов с почечной недостаточностью (уровень креатинина сыворотки крови 133 и более мкмоль/л у мужчин, 124 и более мкмоль/л у женщин) и печеночной недостаточностью, злокачественными новообразованиями, получающих сопутствующую терапию любыми препаратами, которые могут вызывать нарушение процессов желудочно-кишечной абсорбции исследуемого препарата, а также сопутствующую терапию другими анксиолитиками и/или антидепрессантами.
Пациенты были распределены случайным образом на 2 группы: основную (22 больных ГБ, c повышенным уровнем тревоги и паническими атаками) и референтную (15 больных с той же коморбидной патологией). Пациенты обеих групп были сопоставимы по возрасту, полу, уровню артериального давления (АД) и антигипертензивной терапии. После предварительного обследования пациенты основной группы получали лечение препаратом Афобазол® (по
10 мг 3 раза в сутки после еды, не разжевывая, с небольшим количеством жидкости) и традиционную антигипертензивную терапию (бисопролол в дозе 5–10 мг/сут, гидрохлортиазид в дозе 12,5 мг/сут, амлодипин в дозе 5–10 мг/сут)1; пациенты референтной группы получали только традиционную антигипертензивную терапию, аналогичную терапии в основной группе. Продолжительность терапии в обеих группах оставила 4 нед.
Обследование включало регистрацию субъективных жалоб пациента, измерение офисного АД и частоты сердечных сокращений (ЧСС), суточное мониторирование АД (СМАД), электрокардиографию, анализ крови (гемоглобин, лейкоциты, скорость оседания эритроцитов, аланинаминотрансфераза, аспартатаминотрансфераза, креатинин, билирубин, глюкоза, калий, натрий), общий анализ мочи, оценку вегетативного статуса, состояние психической сферы, оценку качества сна. Измерение офисного АД, ЧСС, объективное обследование, а также выявление и регистрацию побочных реакций осуществляли исходно и через 28 дней терапии. В анализ не включали выбывших из исследования пациентов.
В ходе исследования использовались приведенные ниже методы.
Для выявления вегетативных нарушений использовали опросники А.М.Вейна (1998 г.) двух вариантов: «Вопросник для выявления признаков вегетативных изменений», заполняемый обследуемым, и «Схему исследования для выявления признаков вегетативных нарушений», заполняемую специалистом, проводящим обследование. Критерием констатации синдрома вегетативной дистонии служила сумма баллов, полученная при изучении признаков по первому вопроснику – 15 баллов и выше, по второму – 25 баллов и выше.
Сомнологический анамнез собирался по модифицированной сомнологической анкете И.М.Воронина с количественной оценкой основных симптомов, свидетельствующих о нарушении качества сна. Наличие симптома обозначалось как «1», отсутствие – «0». Время засыпания и количество пробуждений во время сна отражались в виде средних значений.
Оценка состояния психической сферы проводилась по шкале тревоги Гамильтона и опроснику САН («Самочувствие, Активность, Настроение»).
СМАД проводили с помощью аппарата ABM-02 (Meditech, Венгрия), который активировали по стандартному протоколу каждые 15 мин днем (6:00–22:00) и каждые 30 мин ночью (22:00–6:00). В суточном профиле АД определяли: систолическое АД (САД) и диастолическое АД (ДАД), среднее давление за сутки (САДсут и ДАДсут), за день (САДд и ДАДд) и за ночь (САДн и ДАДн), его вариабельность (В), суточный индекс (СИ) и индекс времени (ИВ).
Общая клиническая эффективность и переносимость препарата оценивались по субъективным и объективным критериям для каждого больного. Также учитывали динамику лабораторных показателей, частоту возникновения и характер побочных явлений.
Полученные данные обрабатывали с помощью методов вариационной статистики на ПЭВМ с использованием программ SPSS 10.0 для Windows 98. Для сравнения средних значений использовали t-тесты для парных выборок.

Результаты и их обсуждение

Закончили исследование 35 больных, выбыли 2 (5%): одна пациентка была исключена из исследования из-за несоблюдения протокола, вторая – из-за самостоятельного прекращения приема препарата.
Большинство (71%) обследованных пациентов состояли в браке, 17% – разведены, 6% – никогда не состояли в браке и 6% потеряли супруга (супругу) – вдовцы. Практически все (95%) пациенты имели детей. Только 13% включенных в исследование пациентов регулярно курили. Большинство (59%) пациентов имели высшее образование, среднее специальное (35%), среднее (6%). Наличие душевных переживаний отметили 61% пациентов, причиной которых были: собственное заболевание (27%), заболевания близких (18%) и конфликты в семье (18%), а также смерть близкого (9%), проблемы на работе (9%), потеря работы супругом (9%), неустойчивость материального положения (9%).
Характер и частота встречаемости основных жалоб, предъявляемых пациентами основной и референтной групп с момента начала терапии и на момент ее окончания (на 1 и 28-й день), представлены в табл. 1 (приведено абсолютное число больных, предъявлявших конкретную жалобу).
9-t1.jpg


1Базовая антигипертензивная терапия в России, основанная на Рекомендациях Европейского общества гипертонии и Европейского общества кардиологов – ESH/ESC (2013 г.), наряду с указанными авторами препаратами включает ингибиторы ангиотензинпревращающего фермента и сартаны. – Прим. ред.
Присоединение к антигипертензивной терапии Афобазола способствовало улучшению самочувствия, что выражалось значительным уменьшением жалоб у большинства пациентов основной группы. Результаты оценки состояния психической сферы, вегетативной нервной системы, качества сна у обследованных больных обеих групп до и после проведения терапии представлены в табл. 2.
9-t2.jpg
В результате проведенного обследования выявлено, что терапия Афобазолом приводила к существенному уменьшению выраженности тревоги, что проявлялось достоверным снижением общего балла шкалы тревоги Гамильтона: с 27,9±1,4 до лечения до 16,2±1,7 – после лечения (р<0,05). В то же время в референтной группе изменения были недостоверны: 27,8±2,2 балла в начале периода наблюдения и 25,52±2,53 балла по его окончании. Важно отметить, что в основной группе уменьшилась выраженность как психической, так и соматической тревоги. В референтной группе наблюдалась лишь тенденция к уменьшению тревоги (различия недостоверны).
В процессе проведенной терапии достоверно улучшались самочувствие, активность и настроение обследованных пациентов, что подтверждается статистически значимым повышением значения общего балла по опроснику САН: с 3,9±0,2 до 4,9±0,2. При детальном анализе результатов проведенного обследования выявлено, что увеличение общего балла по шкале САН произошло в основном за счет улучшения самочувствия (увеличение балла самочувствия с 3,3±0,4 до 4,6±0,4) и настроения (увеличение балла настроения с 4,2±0,2 до 5,1±0,2). В то же время в референтной группе достоверных изменений этих показателей не наблюдалось.
Нарушения сна, как известно, могут приводить к формированию патологических гипертензивных реакций, связанных с повышением активности неспецифических активирующих влияний головного мозга. В настоящем исследовании пациенты имели субъективные признаки ухудшения качества ночного сна: затрудненное засыпание, частые ночные пробуждения. Улучшение общего самочувствия пациентов
основной группы сопровождалось улучшением сна. При этом пациенты отметили уменьшение времени засыпания: с 32,9±4,2 до 21,3±3,2 мин, количества пробуждений ночью – с 2,3±0,2 до 1,4±0,1, а также увеличение общей продолжительности сна – с 6,8±0,4 до 7,3±0,3 ч. У пациентов референтной группы достоверных изменений времени засыпания, количества пробуждений и общей продолжительности сна не выявлено, хотя и наблюдалась тенденция к улучшению этих показателей.
Нарушения вегетативной регуляции являются одним из основных механизмов формирования панических атак, поэтому особое значение приобретает определение состояния вегетативной нервной системы у обследованных нами пациентов. Выявлено, что в результате применения исследуемого препарата Афобазол® у пациентов основной группы наблюдалось достоверное уменьшение вегетативных нарушений, что проявлялось снижением показателя вегетативного статуса с 38,9±4,9 до 27,6±5,1 балла, в то время как в группе сравнения достоверной динамики вегетативных нарушений не отмечалось.
Динамика АД в основной и референтной группах существенно не различалась (табл. 3).
9-t3.jpg
У 10 пациентов основной группы было проведено СМАД. Достоверных изменений средних уровней АД до и после лечения не обнаружено (табл. 4).
9-t4.jpg
Однако при индивидуальном анализе вариабельности АД выявлено, что у пациентов с исходно повышенной вариабельностью АД наблюдалось ее снижение, что свидетельствует о нормализации вегетативных механизмов в поддержании гомеостаза и регуляции АД, что в свою очередь способствует уменьшению риска поражения органов-мишеней у пациентов с ГБ.
Согласно критериям эффективности высокая эффективность Афобазола отмечена у 9 (45%) пациентов, умеренная эффективность – у 8 (40%), низкая – 3 (15%) пациентов.
Добавление Афобазола к антигипертензивной терапии не оказывало значительного влияния на показатели общего и биохимического анализов крови, а также на другие оценивавшиеся показатели безопасности. Нежелательных явлений, связанных с проводившейся терапией, не зарегистрировано.

Выводы

  1. Терапия препаратом Афобазол® уменьшает выраженность тревоги у больных ГБ и паническими атаками.
  2. Включение в терапию больных ГБ и паническими атаками препарата Афобазол® способствует улучшению результатов лечения: уменьшает вариабельность АД, что снижает риск поражения органов-мишеней при ГБ.
  3. Применение Афобазола в комбинации с антигипертензивной терапией способствует улучшению качества жизни больных ГБ и паническими атаками, что проявляется улучшением самочувствия, настроения, повышением активности.
  4. Терапия Афобазолом уменьшает явления диссомнии, что проявляется увеличением продолжительности сна, уменьшением количества пробуждений ночью, хорошим самочувствием утром и в течение всего дня.
  5. Афобазол® не вступает в клинически значимые взаимодействия с антигипертензивными препаратами.
  6. Комбинация Афобазола с антигипертензивной терапией хорошо переносится, не вызывает побочных эффектов и может быть рекомендована для широкой врачебной практики. 
Сведения об авторах
Е.П.Свищенко – д-р мед. наук, проф., зав. отд-нием гипертонической болезни ННЦ Институт кардиологии
им. Н.Д.Стражеско АМН Украины
О.В.Гулкевич – отд-ние гипертонической болезни ННЦ Институт кардиологии им. Н.Д.Стражеско АМН Украины
Список исп. литературыСкрыть список
1. Вегетативные расстройства: клиника, диагностика, лечение. Под ред. А.М.Вейна. М.: Мед. информ. агентство, 2003.
2. Комер Р. Патопсихология поведения. Нарушения и патологии психики. М.: Прайм-Еврознак, 2005.
3. Недоступ А.В. Тревожно-депрессивные и нейромедиаторные нарушения у больных гипертонической болезнью, влияние на них терапии ципрамилом. Терапевт. арх. 2005; 11: 55–62.
4. Смулевич А.Б. Психокардиология (к проблеме нозогений). Материалы сателлитного симпозиума «Проблемы современной психокардиологии». М., 2007; с. 2–4.
5. Regier DA, Myers JK, Kramer M et al. The NIMH epidemiologic Catchment Area program: Historical context, major objectives and study population characteristics. Arch Gen Psychiat 1984; 41: 959–67.
6. McGreevey S. Panic attacks associated with increased risk of cardiovascular events and death in older women. Arch Gen Psychiat 2007; 64(10): 1153–60.
Количество просмотров: 3117
Предыдущая статьяДепрессия и нарушения сна при болезни Паркинсона: роль Вальдоксана в их коррекции
Следующая статьяРефераты статей в журнале «Психосоматические исследования» (2014, №1*)
Прямой эфир