Психиатрия Дневник психиатра (психиатрическая газета)
№01 2013

Рецензия на книгу Д.Шартье «Cоздатели невидимого» №01 2013

Номера страниц в выпуске:29-30
17-1.jpg17-2.jpg
Так называется монография известного французского психиатра Дидье Шартье. «Джоконда» Леонардо да Винчи. «Пьета» Микеланджело, «Даная» и «Ночной дозор» Рембрандта, портреты Филиппа IV и герцога Альберта Рубенса и Mater Dolorosa Дюрера, Золотой павильон в Киото, «Герника» Пикассо – все эти произведения искусства объединяет в частности и тот факт, что они явились жертвами атак душевнобольных с целью их уничтожения или повреждения. Данный феномен известен психиатрам давно и получил название иконоклазма, а того, кто совершает данный акт, называют иконокластами. Книга состоит из предисловия, одиннадцати глав, библиографии и оглавления. В начале монографии автор высказывает ряд общих соображений об иконоклазме, о его месте в ряду сходных феноменов, о взаимоотношении с явлением вандализма. Интересно, что последний термин появился в 1794 г. и был использован впервые аббатом Грегуаром, чтобы защитить от уничтожения романские надписи на древних колоннах. Грегуар говорил: «Я ввел это слово, чтобы уничтожить явление». Социолог Гамбони, изучавший проблему эстетического вандализма, дает следующее определение иконоклазма: «Добровольное насилие индивиду-умов или слабоорганизованных групп против объектов, являющихся произведениями искусства, и имеющее теоретическое или стратегическое объяснение своих действий». В 60-е годы в Европе было отмечено два случая массового иконоклазма, произошедшего в крупнейших музеях. Так, в Лувре в 1962 г., в течение 2 нед было повреждено 13 полотен, среди которых три принадлежали кисти Коро, а одна – Фрагонара. В 1965 г. в галерее Уффици во Флоренции были нанесены порезы и царапины 23 полотнам, созданным Дадди, Мемлингом, ван Клеве, Лоренцо Лотто и другими. Отмечая достаточную распространенность иконоклазма, автор пытается классифицировать данное явление по ряду признаков, принимая во внимание как медицинские, психологические, так и социальные, культурные и иные параметры. Шартье выделяет религиозный (духовный), художественный, воинствующий, стыдливый и экономический иконоклазмы, подменяя данными понятиями более направленный психопатологический анализ мотивации поступков. Отдельно обсуждается юридическая сторона дела с точки зрения французского законодательства. В специальной таблице приводится подробная столетняя биография иконоклазма, начиная с нападения в Омахе (США) на картину Бургеро «Весна» 15 декабря 1890 г. и кончая агрессией против трех полотен Дюрера в мюнхенской Пинакотеке 21 апреля 1988 г. Автор приводит следующую статистику иконоклазма: по поводу 51 зарегистрированного случая было задержано 38 человек; 12 нападений, согласно автору, было совершено по бредовым мотивам, в 6 случаях больные страдали галлюцинациями, в 3 наблюдениях нападавшими «управлял Бог», в 6 случаях эти действия были совершены из желания прославиться («синдром Герострата»), в остальных наблюдениях нападениям даны не удовлетворяющие нас психологические объяснения («моральные соображения», «чувство мести» и т.д.). Большинство иконокластов были мужчинами (25), причем среди них было 4 художника. Далее автор дает психологические портреты наиболее известных иконокластов, таких как Герострат, Лорензаччо и Полиэвкт, пытаясь выявить связь между их личностными особенностями и мотивацией их поступков. В последующих главах подробнейшим образом анализируется история наиболее известных случаев иконоклазма: «Весна» Бургеро, «Джоконда» Леонардо, «Пьета» Микеланджело, «Ангел» Милле, Золотой павильон в Киото. Особняком стоит трагическая история больного И., который с марта по октябрь 1977 г. нанес катастрофический ущерб мировой культуре, облив серной кислотой в 19 музеях ФРГ более 30 произведений искусства, среди которых находились полотна Кранаха, Рембрандта, Рубенса. Клиническая оценка данного наблюдения дана автором с позиций психоанализа. Одиннадцать лет спустя этот же больной подобным же образом уничтожил три полотна Дюрера. Д.Шартье проделал огромную работу, собрав большой материал. Автор побывал в большинстве музеев, лично беседовал с директорами, искусствоведами, служителями, подробно анализировал прессу. В книге приведен ряд бесед психиатров с иконокластами после совершения ими своих действий, что безусловно дает представление о психическом состоянии больных. Вместе с тем, наряду с подробной интерпретацией случаев с психоаналитических позиций, на страницах книги не нашлось места для элементарных анамнестических данных пациентов, что безусловно, на наш взгляд, снижает ее научную ценность. Книга богато иллюстрирована, написана хорошим языком, читается с большим интересом. Надеюсь, что данная краткая рецензия пробудит у читателей «Дневника психиатра» желание поближе познакомиться с ее содержанием.
Список исп. литературыСкрыть список
Количество просмотров: 1319
Предыдущая статьяРецензия на книгу Пера Бека «Клиническая психометрия»
Следующая статьяГоды предвоенные, тревожные...
Прямой эфир