Психиатрия Дневник психиатра (психиатрическая газета)
Психиатрия Дневник психиатра (психиатрическая газета)
№02 2013
Интервью с одним из участников семинара Алексеем Павличенко №02 2013
Номера страниц в выпуске:20-21
– Что включала программа семинара ECNP?
– Программа была достаточно насыщенная. Помимо лекций ведущих европейских психиатров (С.Arango, A.Serretti, M.Davidson), которые представили слушателям новые данные о терапии психотических расстройств, разных аспектах деменции и правильном выборе антидепрессантов, она также включала интерактивные семинары, посвященные тому, как правильно подготовить устное выступление, сформулировать дизайн исследования и написать научную статью. Кроме того, все молодые российские ученые представили на английском языке результаты своих исследований.
– Были ли у Вас какие-то опасения перед началом семинара?
– Да, были. Мне казалось, что наибольшие трудности у молодых ученых будут связаны с необходимостью представлять доклады на английском языке. К счастью, мои опасения во многом не оправдались. Большинство участников справились с вполне понятным волнением и неплохо представили свои презентации, а также отвечали на многочисленные вопросы слушателей. Следует отметить, что этому немало способствовала и доброжелательная атмосфера, которая царила в аудиториях.
– Как происходили выборы победителей?
– Все участники семинара были разделены на 3 группы в алфавитном порядке. Вначале было отобрано 6 молодых ученых, по 2 из каждой группы, которые во втором туре представили свои доклады всем слушателям. По итогам совещания экспертами ECNP были отобраны 3 победителя. Как мне кажется, победили самые достойные участники (О.Карпенко, Д.Смирнова, Л.Шмелева). Их работы отличались ясным дизайном, хорошей статистической обработкой данных, практической направленностью и соответствию их тематики главным направлениям деятельности ECNP. При этом внешние данные презентации и владение английским языком оценивались в меньшей степени.
– Что было самое ценное в семинаре?
– Наиболее интересное в нем заключалось в активном вовлечении слушателей в интерактивные дискуссии, возможности задавать вопросы лекторам по ходу их выступления, прояснять неясные и сложные вопросы. Конечно, лекции можно услышать на разных конгрессах и симпозиумах, а вот пообщаться с лидерами европейской и российской психиатрии, получить ценные советы относительно своего исследования удается нечасто.
– В последние годы многие известные психиатры организуют различные школы по развитию лидерских навыков у молодых ученых. Есть ли отличия семинара ECNP от аналогичных тренингов?
– Да, я и раньше участвовал в работе некоторых из них, в частности, в школе профессора Н.Сарториуса. Конечно, есть много общего в подобного рода мероприятиях, но существуют и некоторые различия. Так, семинар Н.Сарториуса больше направлен на внешние атрибуты научной деятельности: какой шрифт нужно использовать в презентации, как сохранить внимание аудитории, в какой журнал лучше направить статью и т.д. Бесспорно, это очень важно для молодого ученого, и эти вопросы также обсуждались на семинаре ECNP, хотя, возможно, и не так подробно. В то же время большой акцент в их работе был сделан на методологии, на внутренних аспектах научной работы. Например, многие российские ученые жалуются на недостаточное финансирование и этим объясняют многие трудности российской психиатрии. Однако в своем докладе профессор A.Serretti на конкретных примерах показал, как можно сделать качественную научную работу, которая может быть опубликована в крупнейших психиатрических журналах, при отсутствии какого-либо финансирования, лишь при высокой мотивации и доступе к Интернету. Но, как мне кажется, наибольшие отличия между тренингами обнаружились при обсуждениях научных работ молодых ученых. Иностранные специалисты давали участникам как бы двойную оценку: вначале они говорили о внешних аспектах презентации (например, слишком мелкий стиль, неправильные ссылки), а затем оценивали содержание научной работы. Мне показалось, что чем более качественной была работа, тем больше комментариев она вызывала. При этом все это делалось в очень корректной манере. Было понятно, что эксперты своими замечаниями хотели помочь молодым специалистам избежать ошибок и траты времени, улучшить дизайн исследования и т.д. Думаю, многие мои коллеги разделяют эту точку зрения. Я, например, был очень благодарен профессору S.Arango за критическую оценку моей работы, указания на ошибки в дизайне исследования.
– В чем, по Вашему мнению, польза таких семинаров для молодых ученых?
– Основная их польза мне видится в возможности получить советы и рекомендации со стороны ведущих европейских психиатров, причем как в ходе обсуждений докладов, так и во время неформальных бесед. Мне кажется, что подобного рода семинары полезны не только молодым, но и более старшим коллегам.
Список исп. литературыСкрыть список
10 июля 2013
Количество просмотров: 1254