Психиатрия Дневник психиатра (психиатрическая газета)
№04 2013

О школе Европейской коллегии нейропсихофармакологии в Оксфорде №04 2013

Номера страниц в выпуске:17-18
12-1.jpg
7–12 июля 2013 г. в стенах Колледжа Святой Екатерины в Оксфорде (Великобритания) состоялась летняя школа Европейской коллегии нейропсихофармакологов (European College of Neuropsychopharmacology, ECNP), которая ежегодно собирает 50 молодых психиатров со всей Европы. В этом году школу посетили участники из 25 стран, отобранные организаторами на конкурсной основе. Количество российских слушателей, посетивших мероприятие в этом году, было рекордным – 4 человека. Из них трое – представители Совета молодых ученых Российского общества психиатров (А.Павличенко, Т.Сюняков, Т.Жиляева), получившие рекомендацию для участия в школе представителем ECNP в России профессором П.В.Морозовым. Все затраты на участие в школе и проезд были полностью компенсированы грантами ECNP. В течение 6 дней известные ученые из нескольких стран Европы (Испания, Италия,Великобритания, Германия, Швеция, Франция, Израиль, Чехия, Нидерланды) читали лекции по актуальным проблемам психиатрии, проводили семинары с разбором клинических случаев и отвечали на многочисленные вопросы молодых ученых. Во вступительном слове президент ECNP Joseph Zohar (Израиль) рассказал о роли ECNP как международной междисциплинарной научной организации, объединяющей достижения фундаментальных исследований, клинических нейронаук и медицинской практики. Одной из наиболее важных задач ECNP является распространение знаний о новейших достижениях нейропсихофармакологии в профессиональной среде и обществе в целом.
Доказательности тех или иных положений психофармакотерапии уделялось особое внимание. В самом начале школы Guy Goodwin (Великобритания) выразил озабоченность ECNP тем, что клинические исследования в настоящее время не всегда предоставляют достоверные данные, поскольку фармацевтические компании заинтересованы в получении положительных результатов, а отрицательные результаты просто не публикуются. В связи с этим в рамках школы было предоставлено исчерпывающее количество информации о том, как выбирать и систематизировать литературу, анализировать материалы клинических исследований, сопоставлять разные источники. Немало времени было посвящено методологии написания метаанализов и систематических обзоров (A.Serretti, Италия). Была отмечена особая важность именно данных публикаций в плане оценки доказательности эффективности того или иного вида лечения, а также были приведены конкретные примеры качественных метаанализов и систематических обзоров с разбором возможностей их использования в клинической практике (S.Leucht, Германия; A.Cipriani, Италия). В частности, было показано, что антипсихотики I и II поколений не отличаются друг от друга в плане профилактики обострения шизофрении при поддерживающем приеме в течение 7–12 мес. Кроме того, нет ни одного критерия, по которому можно было бы четко разделить эти две группы препаратов: любой из изучаемых параметров распределяется относительно равномерно между препаратами разных поколений (S.Leucht, Германия). Отдельная лекция была посвящена методологии рандомизированных исследований и критической оценке клинических испытаний (G.Goodwin, Великобритания). 
12-2.jpg
Gerry Dawson (Великобритания) в великолепно иллюстрированной лекции «Как фармацевтические компании разрабатывают новые лекарства» на отдельных примерах осветил особенности доклинической разработки лекарственных средств, подробно остановился на кризисе в психофармакологической отрасли, а также его возможных причинах и путях преодоления. Celso Arango (Испания) в лекции «Антипсихотики: клиническая фармакология», основываясь на данных доказательной медицины, большое внимание уделил побочным эффектам препаратов, рациональному выбору дозировок и адекватному «времени ожидания эффекта», привел алгоритмы выбора антипсихотиков. Также он продемонстрировал чрезвычайно интересные сведения, полученные в одном из метаанализов, согласно которым превосходство эффективности того или иного антипсихотика перед другим зависит исключительно от спонсора проведенного исследования и не зависит от других факторов. Wiepke Cahn (Нидерланды) в лекции, посвященной стадиям и лечению шизофрении, остановилась подробно на особенностях скрининга шизофрении в популяции, понятиях ультравысокого риска психоза (Ultra High Risk) и первого психотического эпизода, а также представила рекомендации для лечения резистентной шизофрении. В лекции Michel Bourin (Франция), посвященной механизмам действия анксиолитиков, обсуждались не только современные препараты, но и перспективы развития анксиолитиков с учетом известных к настоящему времени нейрофармакологических мишеней, участвующих в патогенезе тревоги (нейропептиды, отдельные подтипы серотониновых рецепторов, аденозиновые рецепторы, отдельные субъединицы и изоформы рецепторов g-аминомасляной кислоты). Christer Allgulander (Швеция) остановился на некоторых особенностях Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, DSM-5) и привел рекомендации по лечению расстройств тревожного спектра (генерализованное тревожное расстройство, социофобия, паническое расстройство, обсессивно-компульсивное расстройство и др.). Было отмечено, что Управление по контролю за качеством пищевых продуктов и лекарственных препаратов (Food and Drug Administration, FDA) и национальные рекомендации при включении того или иного препарата в алгоритмы терапии не всегда отражают оптимальную информацию об эффективности препаратов и этот выбор нередко может быть обусловлен коммерческими интересами той или иной фармацевтической компании, а сами рекомендации составлены с учетом экономии государственных средств на лечение, особенно в условиях экономического кризиса. Joseph Zohar (Израиль) в лекции, посвященной DSM-5 и лечению тревожных и обсессивно-компульсивных расстройств (последние в DSM-5 выделены в отдельную группу), рассказал слушателям о том, какие цели преследуют классификации в психиатрии, в том числе современные, уделил особое внимание понятиям эндофенотипа и биомаркерам как наиболее важным ориентирам для разработки классификаций в будущем и рассказал о проекте RDoC (Research Domain Criteria Project). E.Ruhe (Нидерланды) в лекции, посвященной механизмам действия антидепрессантов, дал исчерпывающий обзор современных препаратов для лечения депрессии, предикторов их эффективности, способов аугментации и новых подходов, которые исследуются в настоящее время. Помимо важных практических рекомендаций, он затронул концептуальные аспекты биологии монополярной и биполярной депрессий и понятие эндофенотипа как наиболее важного ориентира для выбора оптимальной терапии в будущем. G.Goodwin (Великобритания), предоставив результаты множества доказательных исследований, всесторонне осветил вопросы диагностики, классификации и лечения биполярного расстройства. Не менее интересные, неординарные и прекрасно иллюстрированные лекции были посвящены взаимоотношениям употребления марихуаны и шизофрении (P.Morrison, Великобритания), креативности и расстройств настроения (Ph. Nuss, Франция). Кроме того, в рамках школы почти каждый день проводились воркшопы, на которых участники в небольших группах разбирали конкретные клинические случаи, подготовленные лекторами, могли обмениваться опытом и обсуждать тактику лечения наиболее сложных пациентов. Помимо основной научной программы участники школы всегда имели возможность пообщаться с лекторами и друг с другом на самые разные темы. Культурная программа включала ужин в известном ресторане Оксфорда «Cherwell Boathouse», расположенном на берегу реки. За ужином можно было не только полюбоваться видами с террасы, но и узнать о том, как зарубежные ученые осваивают технологии интернет-фишинга для привлечения пациентов и здоровых добровольцев в клинические исследования, поучаствовать в рассуждениях на тему медицины будущего, пообщаться с коллегами из других стран на разные темы. Также было выделено время для самостоятельного знакомства с Оксфордом и его многочисленными музеями, старинными колледжами и библиотеками, воздух которых пропитан многовековыми университетскими традициями. Молодые ученые могли высказывать свои предложения и пожелания по работе школы и образовательных проектов ECNP в целом. Участникам школы была представлена программа поддержки молодых специалистов (ECNP-Certificate), в рамках которой можно выполнить научный проект под руководством одного из исследователей ECNP (подробности на сайте www.ecnp.eu/certificate). Отдельная лекция была посвящена тому, как можно организовать конференцию (Guy Goodwin), улучшить свои коммуникативные навыки и структурировать информацию в презентациях. В течение всей школы можно было постоянно учиться у лекторов мастерству владения аудиторией. Все участники получили доступ к материалам школы в виде презентаций слайдов, а также получили годовой доступ к материалам сайта Британской ассоциации психофармакологов (British Association of Psychopharmacology, BAP), который содержит много полезных справочных материалов, публикаций, лекций известных профессоров. Авторы выражают благодарность руководству ECNP, лекторам школы и менеджерам ECNP за превосходную организацию мероприятия, а также своим научным руководителям и персонально профессору П.В.Морозову за предоставленную возможность участия в этом незабываемом мероприятии.
Список исп. литературыСкрыть список
Количество просмотров: 1124
Предыдущая статьяО школе Европейской коллегии нейропсихофармакологии «Нейропсихофармакология в позднем возрасте» (Венеция, Италия)
Следующая статьяМолодых специалистов Республики Татарстан объединил Совет молодых ученых Российского общества психиатров
Прямой эфир