Психиатрия Дневник психиатра (психиатрическая газета)
№04 2013

Корзина с проблемами, или О пользе простой корзины для бумаг №04 2013

Номера страниц в выпуске:28-29
21-1.jpgКоротко о себе: дипломированный психолог-психотерапевт, кандидат психологических наук и доктор филологических наук. Работаю в области общей психиатрии, специализируюсь на пограничных состояниях, депрессии, маниакально-депрессивной болезни, тревожных расстройствах, токсикологии. В поле моей деятельности входят семейная терапия, терапия матери и ребенка, а также терапия супружеских пар, в том числе русских эмигрантов. Консультирую профессиональных юристов и супружеские пары, находящиеся в бракоразводном процессе. Также занимаюсь коучингом, направленным на развитие личности, лидерство и развитие семейного бизнеса. Применяю индивидуальную и семейную гипнотерапию. Ряд статей и научных работ о психологических травмах, семейных конфликтах, лечении депрессии. Работаю в Париже.
Семейные терапевты, работающие с проблемными семьями, творчески подходят к задаче установления контакта со своими пациентами. Врачи и психологи знают, как порой непросто найти общий язык с чрезмерно строгой мамой, отцом, страдающим алкогольной зависимостью, сыном, употребляющим наркотики, или дочерью, страдающей анорексией. Очень часто такие семьи делают ставку на поверхностное, псевдоинтеллектуальное общение, что позволяет им избежать разговора о главном, т.е. об истинной причине консультации, эмоциях и проблемах каждого. Таким пациентам бывает сложно объяснить самому себе причину своих страданий и включиться в порой длительный терапевтический процесс. Для таких случаев можно порекомендовать особое упражнение, которое основано на понятии «скользящего объекта». Скользящий объект – это свободно выбранный объект-посредник, позволяющий построить диалог на уровне метафоры. Упражнение «Корзина с проблемами» не требует особого материала или подготовки и может применяться при первой же консультации. Для этого вам понадобится корзина (можно и для бумаг), а также камешки-гальки разного размера и, при желании, цвета. Если нет корзины, подойдут холщовый мешок, шляпа или шапка. Камешки можно заменить любыми предметами, которые имеются у вас под рукой, например скомканными листами цветной бумаги.

Как предложить упражнение пациенту?

Вы можете сказать ему (им) следующее: «Иногда бывает непросто объяснить, что в действительности привело вас в мой кабинет. Чтобы помочь вам в этой задаче, я предлагаю вам своего рода игру. Каждый из присутствующих здесь по очереди возьмет в руки эту корзину и положит в нее то, что он считает самой главной проблемой, самой главной трудностью, с которой столкнулась в настоящий момент ваша семья (ваша супружеская пара). Заметьте, что у этой корзины есть двойное дно и что вы не обязаны говорить все». Замечание про «двойное дно» и про «право пациента умолчать про те или иные детали его жизни» представляет собой своеобразный джокер: таким образом пациент избегает дискомфорта и возможного давления на себя со стороны родственников или, увы, как это иногда бывает, – терапевта.

Какие цели преследует это упражнение?

Прежде всего это упражнение позволяет наладить настолько доверительный контакт с пациентом(ами), что терапевт начинает восприниматься как член семьи. Вместе с тем методика позволяет соблюсти индивидуальный ритм каждого пациента, его манеру изложить свои трудности, а также учесть его защитные реакции. Сама метафора корзины с проблемами – это возможность посмотреть на свои проблемы со стороны, а также особое психическое пространство, где постепенно проявится организующая модель психического функционирования пациента. Наконец, методика определяет взаимоотношения как партнерство («Чтобы помочь вам, мне нужна ваша помощь»), а также берет в расчет ожидания, опасения, личные побуждения, ресурсы. Динамика взаимоотношений также отражается в упражнении: кто берет корзину, кто и кому ее передает?

Как использовать терапевтический материал, собранный в ходе упражнения?

Для того чтобы полноценно использовать материал, предоставленный в ходе упражнения пациентом, вы можете задать ряд вопросов углубляющего характера. Например:
1. Можете ли вы назвать (указать) тот элемент, который вас тяготит больше всего на данный момент?
2. Какие трудности вы положили в эту корзину и какие из них привели вас на эту консультацию?
3. Есть ли другие трудности, заботы и опасения, которые не дают вам покоя?
4. В какой период вашей жизни эта корзина была для вас особенно тяжела (или легка)?
5. Для какого члена семьи эта корзина особенно тяжела?
6. Был ли в вашей жизни момент, когда эта корзина была пустой?
7. Кто может облегчить эту ношу?
8. Что произойдет с вашей семьей, если эта корзина вдруг исчезнет?
9. Есть ли у вашей корзины двойное дно?
10. Если бы вам предложили превратить содержимое этой корзины в предмет, животное или какой-нибудь образ, что бы это могло быть?
11. Кому вы теперь передадите корзину? И т.д.

И в заключение…

Упражнение представляет собой один из методов ведения клинического собеседования и не должно ни в коем случае являться самоцелью. Терапевт, ведущий прием, должен проявить клиническое чутье и смекалку, чтобы развить темы, затронутые во время упражнения, и подчеркнуть пользу для пациента.
Мари-Виктуар Шопен, психолог-психотерапевт
Список исп. литературыСкрыть список
Количество просмотров: 1222
Предыдущая статьяХуана I (1479–1555)
Следующая статьяПсихиатрия на побережье
Прямой эфир