Психиатрия Дневник психиатра (психиатрическая газета)
Психиатрия Дневник психиатра (психиатрическая газета)
№02 2015
О XII Всероссийской школе молодых психиатров «Суздаль-2015» №02 2015
Я ехал, чтобы принять участие в XII Всероссийской школе молодых психиатров «Суздаль-2015», которая раз в два года традиционно проходит в г. Суздале в конце апреля, начиная с 1979 г. В этом году встреча была уже двенадцатой, и, созерцая из окна автобуса красоты древней Владимиро-Суздальской земли, я задавался вопросом, что именно позволяет этому мероприятию пользоваться таким успехом в течение всего этого времени. Так случилось, что я не успел на организованный трансфер и ехал отдельно от основной группы участников, что несколько расстраивало меня, так как я надеялся уже в дороге познакомиться с другими «школьниками», которые теперь уже, наверное, разбрелись по гостинице и соберутся все вместе лишь для отъезда. Однако, зайдя в туристический комплекс «Суздаль», я сразу понял, кто из окружающих – участник XII Всероссийской школы молодых психиатров, а кто приехал по другим делам. Это было видно по лицам, настроению и эмоциям. Уже у стойки регистрации у меня сложилось впечатление, что я посещал эту школу все 12 раз. Все вокруг было родным и знакомым. Представьте, что в незнакомом городе вы неожиданно встречаете почти 300 старых добрых друзей, из которых более 30 – академики Российской академии наук, директора крупнейших научных центров страны, заведующие кафедрами, ведущие специалисты в области охраны психического здоровья и т.д. При этом я почти не ощущал дистанции ни с другими участниками, ни с лекторами. Школа молодых психиатров – это, наверное, одно из немногих мест, где незнакомый профессор может поздороваться с тобой первым и непринужденно начать беседу. Интересно, что многие из опытных врачей приехали сюда как слушатели, зная о высочайшем научном уровне мероприятия. «Хорошо, – думал я, – наверное, это просто кулуары, а вот на самих лекциях будет совсем другое настроение». И, войдя в огромный лекционный зал, я попытался уловить атмосферу, присущую обычным конференциям и семинарам, когда тихий и монотонный доклад начинает «давить» на веки слушателей, постепенно опуская их. Но ничего подобного я найти не смог. Лица слушателей были полны эмоций и внимания, а докладчики смотрели в зал, постоянно пытаясь выйти из-за кафедры. Наверное, только здесь я впервые увидел, как слушают «взахлеб». И все это благодаря тому, что это были не просто лекции или начитка материала; это был увлеченный рассказ, передача опыта и каких-то секретов, которые обычно остаются недосказанными. Каждый лектор искал обратной связи и пытался донести то, что часто теряется за сухими цифрами и статистическими графиками. Да и список докладчиков был максимально представительный: А.С.Тиганов, А.Б.Смулевич, П.В.Морозов, В.Н.Краснов, З.И.Кекелидзе, С.Н.Мосолов, Ю.А.Александровский и многие др. При этом не могу не упомянуть присутствие именитых иностранных гостей: например, Д.Милавич (Великобритания) – руководитель секции детской и подростковой психиатрии Всемирной психиатрической ассоциации (ВПА), М.Миллан (Франция) – секретарь Европейской коллегии нейропсихофармакологии, чей индекс Хирша равен 77, профессор А.Джавед (Пакистан) – не только секретарь ВПА, но и президент Всемирной ассоциации психосоциальной реабилитации, а также другие, которые не просто высоко оценили работу школы, но и отметили ее уникальность даже в мировом научном контексте. Например, А.Джавед сразу по возвращении домой (возможно, даже еще по пути) прислал очень теплую и эмоциональную благодарность П.В.Морозову, где подчеркнул высокий уровень организации мероприятия и его беспрецедентную масштабность. Напомню, что сама школа была организована Советом молодых ученых (СМУ) Российского общества психиатров (РОП) под официальной эгидой ВПА.
Среди участников школы я встретил молодых коллег из Армении, Беларуси, Молдовы, Казахстана и Кыргызстана. Особым вниманием были окружены молодые психиатры из Крыма. Иногда было трудно выбрать, куда идти, ведь некоторые интересные семинары в одном зале совпадали с не менее увлекательными лекциями в другом. Нам терпеливо объясняли, зачем молодому психиатру необходимо знать общую психопатологию (А.С.Тиганов), нас учили, как правильно писать доклады и обзоры, как грамотно готовить статьи или постеры (В.Э.Медведев), обучали юридическим тонкостям психиатрии (Т.В.Гурьянова), объясняли, каковы роль и место психологии в клинической практике психиатра (С.Н.Ениколопов), делились тайнами истории психиатрии и ее связи с современностью (А.Б.Смулевич, С.А.Овсянников, П.В.Морозов). Большой интерес вызвали лекции по доказательной терапии алкоголизма (Е.М.Крупицкий), нехимическим аддикциям (А.Ю.Егоров), проблемам диагностики и терапии биполярного аффективного расстройства (С.Н.Мосолов), семинар по вопросам детского аутизма (Г.Милавич, Е.В.Корень, Т.А.Куприянова) и др. Особняком стоит лекция М.Миллана «Изменение течения шизофрении: вызовы и возможности»: ее текст принят к публикации в журнал «Nature» – слушатели школы первыми были ознакомлены с оригинальными взглядами ученого на эту проблему. На протяжении всей школы происходящее вокруг не переставало меня удивлять: вопрос докладчику, например, мог легко перерасти в научный спор в лобби-баре, а незатейливая беседа с профессором – в разработку дизайна совместного исследования.
А описать словами те впечатления, которые получали молодые психиатры после встреч у камина, проводимых П.В.Морозовым (устные выпуски газеты «Дневник психиатра»), практически невозможно. Это, наверное, один из наиболее запоминающихся форматов беседы, когда ты ощущаешь себя приглашенным в гости домой к ведущим специалистам в области психиатрии. Конечно, не все разговоры были только о науке и работе: молодые психиатры не могли не заявить о своих гуманитарных талантах. Ставший уже традиционным КВН собрал полный зал зрителей, которые, я думаю, ни на минуту не пожалели, что пришли, несмотря на то что игра завершилась только к полуночи. Однако и после окончания никто не расходился, а все переместились в холл гостиницы, где продолжилось неформальное общение. Возвращаясь после таких встреч в свой номер, перед сном я всегда просматривал программу XII Школы на завтра и понимал, что будет еще интереснее. Программа была составлена очень грамотно и сбалансированно, что не позволяло ни устать, ни потерять мотивацию. Этому во многом способствовали и необычные формы преподавания: например, защита коллективного проекта СМУ РОП – электронного учебника по психиатрии для студентов, с выступлениями оппонентов и жаркой дискуссией. Огромный интерес вызвал и международный симпозиум, проведенный молодыми участниками Академии ВПА-«Сервье», представленный ее куратором – представителем ВПА по Восточной Европе П.В.Морозовым. В последний день школы были заслушаны доклады и награждены победители конкурса научных работ: они не уступали докладам основных приглашенных лекторов. Это стало апогеем конкурса, а всего было представлено около 120 работ (все опубликованы в электронном виде), затем комиссия из восьми специалистов (В.И.Крылов, Н.Н.Петрова, М.А.Морозова, В.Э.Медведев Л.Н.Горобец, А.Е.Бобров, Е.Г.Костюкова, Т.А.Куприянова) в порядке слепого перекрестного отбора определила 25 победителей. Все они получили гранты на поездку в Суздаль. Здесь их ждало новое испытание. Победители были разбиты на три группы, и каждый из них в пятиминутном докладе отстаивал свое право на выход в финал. Эти семинары проходили каждый день и были очень интересными. В итоге шестеро лучших претендентов выступили на пленарном заседании. Именно в этот момент я понял, что, наверное, это и есть главная цель школы: поддержка интеллектуального потенциала молодых психиатров и предоставление им возможностей сотрудничества друг с другом и более опытными коллегами, для того чтобы тот, кто был участником XII Школы, через два года вполне мог быть приглашенным докладчиком XIII Всероссийской школы молодых психиатров. Приятно огласить имена победителей конкурса.
Уровень экспрессии генов транскрипционного фактора Nurr1 и a-синуклеина при синдроме алкогольной зависимости. Д.Н.Сосин, А.Е.Тараскина, М.Н.Грунина, А.М.Забботина, М.В.Иванов, Д.В.Иващенко, К.А.Кирничная, Р.Ф.Насырова, Е.М.Крупицкий (Санкт-Петербург) – 1-е место.
Индивидуально-личностные особенности лиц, эпизодически употребляющих наркотические средства и психотропные вещества. В.В.Тихенко, А.В.Пастушенков (Санкт-Петербург) – 2-е место.
Исследование ассоциации полиморфных вариантов гена DPP6 с тардивной дискинезией у больных шизофренией. Е.Г.Боярко, Е.Н.Воронина (Томск, Новосибирск) – 3-е место.
Клинические и аутоагрессивные характеристики алкогольной зависимости у пациентов с различными видами привязанности к родителям. И.А.Федотов (Рязань) – 4–6-е места.
Клинико-эпидемиологические аспекты умственной отсталости у детей в Забайкалье. Ю.В.Лебедева, В.В.Ахметова (Чита) – 4–6-е места.
Фамильная ненависть: дурной характер или дефицит окситоцина? Попытка осмысления. О.Я.Симак (Ростов-на-Дону) – 4–6-е места.
ВИЧ-инфекция и шизофрения: клинические и социальные аспекты. Н.Б.Халезова (Санкт-Петербург) – приз Председателя оргкомитета.
Эффективность психосоциальных мероприятий в амбулаторных условиях с пациентами, утратившими социальные связи, с привлечением некоммерческих организаций. А.Е.Филатов, Т.А.Попова, (Тамбов) – Поощрительный приз жюри за активное внедрение и развитие новых форм психиатрической помощи.
К вопросу о дифференциации психотических форм расстройств аутистического спектра у детей. Л.О.Макарова, О.В.Шушпанова (Москва) – Приз издательства «МедиаМедика».
Победители в секции электронных постеров:
• Проактивные копинг-стратегии как предикторы социального функционирования у больных шизофренией. А.И.Ерзин, Г.А.Епанчинцева (Оренбург).
• Дисрегуляция запрограммированной клеточной гибели мононуклеаров периферической крови у пациентов с депрессивными расстройствами. И.С.Лосенков, Н.М.Вялова (Томск).
Победители конкурса получили набор книг по психиатрии, многие из них с автографами авторов. Подводя итоги школы, председатель оргкомитета профессор П.В.Морозов, помимо анализа сделанной работы, выразил ряд благодарностей всем, кто поддержал мероприятие в стесненных экономических условиях, и прежде всего РОП и его председателю – профессору Н.Г.Незнанову. Самых добрых слов заслужили хозяева: доктора Владимирской психиатрической больницы во главе с главным врачом – Александром Владимировичем Берсеневым, встреча и проводы гостей легли на их плечи. Как всегда, четко и профессионально работали менеджеры официального провайдера школы – агентства «Да Сигна». На заключительном вечере было организовано «селфи» – массовое фотографирование на память. Все хотели запечатлеть эти прекрасные мгновения незабываемой XII Школы в Суздале. Заходя в автобус, который обеспечивал трансфер участников обратно в Москву, и садясь к окну, чтобы по дороге немного погрустить, я уже не думал о том, что позволяет школе молодых психиатров пользоваться таким успехом. А думал я о том, где бы мне уже сейчас найти ежедневник на 2017 г., в котором я красным маркером обведу несколько дней в конце апреля и подпишу: XIII Всероссийская школа молодых психиатров «Суздаль-2017».
Список исп. литературыСкрыть список
25 июня 2015
Количество просмотров: 2342