Психиатрия Дневник психиатра (психиатрическая газета)
№02 2015

О XII Всероссийской школе молодых психиатров «Суздаль-2015» №02 2015

3-1.jpg
Я ехал, чтобы принять участие в XII Всероссийской школе молодых психиатров «Суздаль-2015», которая раз в два года традиционно проходит в г. Суздале в конце апреля, начиная с 1979 г. В этом году встреча была уже двенадцатой, и, созерцая из окна автобуса красоты древней Владимиро-Суздальской земли, я задавался вопросом, что именно позволяет этому мероприятию пользоваться таким успехом в течение всего этого времени. Так случилось, что я не успел на организованный трансфер и ехал отдельно от основной группы участников, что несколько расстраивало меня, так как я надеялся уже в дороге познакомиться с другими «школьниками», которые теперь уже, наверное, разбрелись по гостинице и соберутся все вместе лишь для отъезда. Однако, зайдя в туристический комплекс «Суздаль», я сразу понял, кто из окружающих – участник XII Всероссийской школы молодых психиатров, а кто приехал по другим делам. Это было видно по лицам, настроению и эмоциям. Уже у стойки регистрации у меня сложилось впечатление, что я посещал эту школу все 12 раз. Все вокруг было родным и знакомым. Представьте, что в незнакомом городе вы неожиданно встречаете почти 300 старых добрых друзей, из которых более 30 – академики Российской академии наук, директора крупнейших научных центров страны, заведующие кафедрами, ведущие специалисты в области охраны психического здоровья и т.д. При этом я почти не ощущал дистанции ни с другими участниками, ни с лекторами. Школа молодых психиатров – это, наверное, одно из немногих мест, где незнакомый профессор может поздороваться с тобой первым и непринужденно начать беседу. Интересно, что многие из опытных врачей приехали сюда как слушатели, зная о высочайшем научном уровне мероприятия. «Хорошо, – думал я, – наверное, это просто кулуары, а вот на самих лекциях будет совсем другое настроение». И, войдя в огромный лекционный зал, я попытался уловить атмосферу, присущую обычным конференциям и семинарам, когда тихий и монотонный доклад начинает «давить» на веки слушателей, постепенно опуская их. Но ничего подобного я найти не смог. Лица слушателей были полны эмоций и внимания, а докладчики смотрели в зал, постоянно пытаясь выйти из-за кафедры. Наверное, только здесь я впервые увидел, как слушают «взахлеб». И все это благодаря тому, что это были не просто лекции или начитка материала; это был увлеченный рассказ, передача опыта и каких-то секретов, которые обычно остаются недосказанными. Каждый лектор искал обратной связи и пытался донести то, что часто теряется за сухими цифрами и статистическими графиками. Да и список докладчиков был максимально представительный: А.С.Тиганов, А.Б.Смулевич, П.В.Морозов, В.Н.Краснов, З.И.Кекелидзе, С.Н.Мосолов, Ю.А.Александровский и многие др. При этом не могу не упомянуть присутствие именитых иностранных гостей: например, Д.Милавич (Великобритания) – руководитель секции детской и подростковой психиатрии Всемирной психиатрической ассоциации (ВПА), М.Миллан (Франция) – секретарь Европейской коллегии нейропсихофармакологии, чей индекс Хирша равен 77, профессор А.Джавед (Пакистан) – не только секретарь ВПА, но и президент Всемирной ассоциации психосоциальной реабилитации, а также другие, которые не просто высоко оценили работу школы, но и отметили ее уникальность даже в мировом научном контексте. Например, А.Джавед сразу по возвращении домой (возможно, даже еще по пути) прислал очень теплую и эмоциональную благодарность П.В.Морозову, где подчеркнул высокий уровень организации мероприятия и его беспрецедентную масштабность. Напомню, что сама школа была организована Советом молодых ученых (СМУ) Российского общества психиатров (РОП) под официальной эгидой ВПА. 
3-2.jpg
Среди участников школы я встретил молодых коллег из Армении, Беларуси, Молдовы, Казахстана и Кыргызстана. Особым вниманием были окружены молодые психиатры из Крыма. Иногда было трудно выбрать, куда идти, ведь некоторые интересные семинары в одном зале совпадали с не менее увлекательными лекциями в другом. Нам терпеливо объясняли, зачем молодому психиатру необходимо знать общую психопатологию (А.С.Тиганов), нас учили, как правильно писать доклады и обзоры, как грамотно готовить статьи или постеры (В.Э.Медведев), обучали юридическим тонкостям психиатрии (Т.В.Гурьянова), объясняли, каковы роль и место психологии в клинической практике психиатра (С.Н.Ениколопов), делились тайнами истории психиатрии и ее связи с современностью (А.Б.Смулевич, С.А.Овсянников, П.В.Морозов). Большой интерес вызвали лекции по доказательной терапии алкоголизма (Е.М.Крупицкий), нехимическим аддикциям (А.Ю.Егоров), проблемам диагностики и терапии биполярного аффективного расстройства (С.Н.Мосолов), семинар по вопросам детского аутизма (Г.Милавич, Е.В.Корень, Т.А.Куприянова) и др. Особняком стоит лекция М.Миллана «Изменение течения шизофрении: вызовы и возможности»: ее текст принят к публикации в журнал «Nature» – слушатели школы первыми были ознакомлены с оригинальными взглядами ученого на эту проблему. На протяжении всей школы происходящее вокруг не переставало меня удивлять: вопрос докладчику, например, мог легко перерасти в научный спор в лобби-баре, а незатейливая беседа с профессором – в разработку дизайна совместного исследования. 
3-3.jpg
А описать словами те впечатления, которые получали молодые психиатры после встреч у камина, проводимых П.В.Морозовым (устные выпуски газеты «Дневник психиатра»), практически невозможно. Это, наверное, один из наиболее запоминающихся форматов беседы, когда ты ощущаешь себя приглашенным в гости домой к ведущим специалистам в области психиатрии. Конечно, не все разговоры были только о науке и работе: молодые психиатры не могли не заявить о своих гуманитарных талантах. Ставший уже традиционным КВН собрал полный зал зрителей, которые, я думаю, ни на минуту не пожалели, что пришли, несмотря на то что игра завершилась только к полуночи. Однако и после окончания никто не расходился, а все переместились в холл гостиницы, где продолжилось неформальное общение. Возвращаясь после таких встреч в свой номер, перед сном я всегда просматривал программу XII Школы на завтра и понимал, что будет еще интереснее. Программа была составлена очень грамотно и сбалансированно, что не позволяло ни устать, ни потерять мотивацию. Этому во многом способствовали и необычные формы преподавания: например, защита коллективного проекта СМУ РОП – электронного учебника по психиатрии для студентов, с выступлениями оппонентов и жаркой дискуссией. Огромный интерес вызвал и международный симпозиум, проведенный молодыми участниками Академии ВПА-«Сервье», представленный ее куратором – представителем ВПА по Восточной Европе П.В.Морозовым. В последний день школы были заслушаны доклады и награждены победители конкурса научных работ: они не уступали докладам основных приглашенных лекторов. Это стало апогеем конкурса, а всего было представлено около 120 работ (все опубликованы в электронном виде), затем комиссия из восьми специалистов (В.И.Крылов, Н.Н.Петрова, М.А.Морозова, В.Э.Медведев Л.Н.Горобец, А.Е.Бобров, Е.Г.Костюкова, Т.А.Куприянова) в порядке слепого перекрестного отбора определила 25 победителей. Все они получили гранты на поездку в Суздаль. Здесь их ждало новое испытание. Победители были разбиты на три группы, и каждый из них в пятиминутном докладе отстаивал свое право на выход в финал. Эти семинары проходили каждый день и были очень интересными. В итоге шестеро лучших претендентов выступили на пленарном заседании. Именно в этот момент я понял, что, наверное, это и есть главная цель школы: поддержка интеллектуального потенциала молодых психиатров и предоставление им возможностей сотрудничества друг с другом и более опытными коллегами, для того чтобы тот, кто был участником XII Школы, через два года вполне мог быть приглашенным докладчиком XIII Всероссийской школы молодых психиатров. Приятно огласить имена победителей конкурса.
3-4.jpg
Уровень экспрессии генов транскрипционного фактора Nurr1 и a-синуклеина при синдроме алкогольной зависимости. Д.Н.Сосин, А.Е.Тараскина, М.Н.Грунина, А.М.Забботина, М.В.Иванов, Д.В.Иващенко, К.А.Кирничная, Р.Ф.Насырова, Е.М.Крупицкий (Санкт-Петербург) – 1-е место.
Индивидуально-личностные особенности лиц, эпизодически употребляющих наркотические средства и психотропные вещества. В.В.Тихенко, А.В.Пастушенков (Санкт-Петербург) – 2-е место.
Исследование ассоциации полиморфных вариантов гена DPP6 с тардивной дискинезией у больных шизофренией. Е.Г.Боярко, Е.Н.Воронина (Томск, Новосибирск) – 3-е место.
Клинические и аутоагрессивные характеристики алкогольной зависимости у пациентов с различными видами привязанности к родителям. И.А.Федотов (Рязань) – 4–6-е места.
Клинико-эпидемиологические аспекты умственной отсталости у детей в Забайкалье. Ю.В.Лебедева, В.В.Ахметова (Чита) – 4–6-е места.
Фамильная ненависть: дурной характер или дефицит окситоцина? Попытка осмысления. О.Я.Симак (Ростов-на-Дону) – 4–6-е места.
ВИЧ-инфекция и шизофрения: клинические и социальные аспекты. Н.Б.Халезова (Санкт-Петербург) – приз Председателя оргкомитета.
Эффективность психосоциальных мероприятий в амбулаторных условиях с пациентами, утратившими социальные связи, с привлечением некоммерческих организаций. А.Е.Филатов, Т.А.Попова, (Тамбов) – Поощрительный приз жюри за активное внедрение и развитие новых форм психиатрической помощи.
К вопросу о дифференциации психотических форм расстройств аутистического спектра у детей. Л.О.Макарова, О.В.Шушпанова (Москва) – Приз издательства «МедиаМедика».
3-5.jpg

Победители в секции электронных постеров:

• Проактивные копинг-стратегии как предикторы социального функционирования у больных шизофренией. А.И.Ерзин, Г.А.Епанчинцева (Оренбург).
• Дисрегуляция запрограммированной клеточной гибели мононуклеаров периферической крови у пациентов с депрессивными расстройствами. И.С.Лосенков, Н.М.Вялова (Томск).
Победители конкурса получили набор книг по психиатрии, многие из них с автографами авторов. Подводя итоги школы, председатель оргкомитета профессор П.В.Морозов, помимо анализа сделанной работы, выразил ряд благодарностей всем, кто поддержал мероприятие в стесненных экономических условиях, и прежде всего РОП и его председателю – профессору Н.Г.Незнанову. Самых добрых слов заслужили хозяева: доктора Владимирской психиатрической больницы во главе с главным врачом – Александром Владимировичем Берсеневым, встреча и проводы гостей легли на их плечи. Как всегда, четко и профессионально работали менеджеры официального провайдера школы – агентства «Да Сигна». На заключительном вечере было организовано «селфи» – массовое фотографирование на память. Все хотели запечатлеть эти прекрасные мгновения незабываемой XII Школы в Суздале. Заходя в автобус, который обеспечивал трансфер участников обратно в Москву, и садясь к окну, чтобы по дороге немного погрустить, я уже не думал о том, что позволяет школе молодых психиатров пользоваться таким успехом. А думал я о том, где бы мне уже сейчас найти ежедневник на 2017 г., в котором я красным маркером обведу несколько дней в конце апреля и подпишу: XIII Всероссийская школа молодых психиатров «Суздаль-2017».
3-6.jpg
Список исп. литературыСкрыть список
Количество просмотров: 2342
Предыдущая статьяДесять проблем современной научной и практической психиатрии
Следующая статьяПсихиатрия на рубеже веков В.Г.Будза, Е.Ю.Антохин, П.О.Бомов
Прямой эфир