Психиатрия Дневник психиатра (психиатрическая газета)
№02 2015

Школа детской и подростковой нейропсихофармакологии в Венеции №02 2015

Номера страниц в выпуске:23
10-1.jpg10-2.jpg
В первых числах марта 2015 г. в Венеции вновь состоялась Школа детской и подростковой нейропсихофармакологии, организованная Европейской коллегией нейропсихофармакологии (ECNP). Так же как и в прошлый раз, она проходила в Конференц-центре Венеции, расположенном на небольшом острове Сан-Серволо. Этот остров известен тысячелетней историей. Изначально на острове был основан монастырь, затем он был переформирован в военный госпиталь, позже вместо госпиталя была создана психиатрическая больница, которая просуществовала на острове Сан-Серволо до 1978 г. Надо сказать, что несмотря на то, что данное здание на удаленном от основной земли острове уже многие годы является гостеприимным гостиничным комплексом, это старинное сооружение все же предстает порой перед глазами туристов именно в виде древнего и довольно мрачного дома для душевнобольных. Представить, что по этим длинным коридорам с высокими потолками и огромными, но все-таки зарешеченными окнами долгое время перемещались врачи, медсестры, нянечки и пациенты, довольно просто, и воссоздать полную историческую картину происходящего помогает находящийся на территории комплекса музей той самой психиатрической больницы. Воображение будоражат представленные в музее экспонаты и медицинские инструменты, которые порой более походят на орудия пыток. Трудно себе представить, как столь консервативное направление медицины, как психиатрия, преобразовалось за какие-то несколько веков. И от того особенно ценными становятся полученные на этой школе международный опыт и знания. Как и на двух предыдущих школах, в этом году участниками стали представители практически всех стран Европы. От каждой страны могло быть представлено не более двух молодых специалистов, отобранных на конкурсной основе. Главным требованием для участников было и остается знание английского языка, так как абсолютно все обучение проводится именно на нем. Особенно приятно, что дорогу, питание и проживание прошедшим отбор участникам оплачивают организаторы школы. Работа школы была представлена в виде лекций, дискуссий и воркшопов, с обязательным посещением для всех участников (которое, кстати, строго отслеживалось). Особенно интересными нам показались воркшопы, которые были представлены в виде свободной дискуссии между участниками школы и ведущими воркшоп лекторами. В ходе обсуждения можно было услышать соображения и советы как своих коллег, так и ведущих профессоров Европы. Удивила легкая и непринужденная манера общения именитых европейских профессоров, которые подробно отвечали на все вопросы слушателей, максимально сокращая дистанцию и как будто давая понять, что разница в статусе лектора и молодого участника школы не так уж и велика, и что им не сложно, а скорее даже приятно дискутировать с молодыми коллегами. На лекциях большое внимание было уделено острым проблемам современной детской психиатрии – синдрому дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), расстройствам аутистического спектра, а также депрессиям, метаболическим и органическим нарушениям, суицидальному поведению и общим административным и юридическим вопросам детской психиатрии. Интересно, что все лекции и воркшопы проходят с использованием исключительно международных названий препаратов, без упоминания каких-либо торговых названий и попыток рекламы того или иного препарата. Много внимания было уделено проблеме злоупотребления психоактивными веществами в среде детей и подростков. В этом же ключе живую дискуссию вызвал запрет на использование психостимуляторов для лечения СДВГ в России и бывших странах СНГ, ведь психостимуляторы широко распространены в психиатрической практике других стран Европы. Однако во время жарких международных дискуссий выяснилось, что и представители российской психиатрии применяют некоторые препараты, которые не имеют широкого распространения в практике европейских коллег. Например, представительница Голландии была удивлена применением в России alimemazine как «малого» нейролептика, ведь в Европе этот препарат рассматривается лишь в качестве антигистаминного средства. Также большой интерес у наших европейских коллег вызвало применение иммуномодуляторов в детской практике. Как нам показалось, одной из интереснейших можно назвать лекцию британского профессора D.Coghill «Как подготовить хорошую презентацию?». Сам профессор D.Coghill принимал живое участие во всех дискуссиях, воркшопах и постлекционных обсуждениях, охотно общался с молодыми специалистами и, что особенно приятно, не стеснялся пообедать с нами за одним столом и в таком неформальном режиме дополнительно поделиться своим богатейшим опытом и незаурядным чувством юмора. 
10-3.jpg
Одной из приятных сторон жизни школы было наличие свободного времени для общения между участниками и посещения величайших памятников истории и искусства Венеции. В первые же дни между представителями разных стран сложились теплые, дружеские отношения. В перерывах между лекциями, за обедом и ужином и даже в уютных итальянских кафе продолжались обсуждения трудностей и достижений детской психиатрии. При этом участники не забыли посетить величественный Собор Святого Марка на одноименной площади, поблуждать по узким улочкам и мостам, а также попробовать вкуснейшее мороженое. Последний вечер школы по сложившейся традиции проводился за торжественным ужином в одном из ресторанов Венеции. Подводя итоги этой поездки, можно резюмировать, что школа является замечательной возможностью для молодых ученых расширить профессиональный круг общения, приобрести новые знания и поделиться собственным опытом. Хочется верить, что еще у многих наших молодых коллег будет такая прекрасная возможность для собственного всестороннего развития.
Список исп. литературыСкрыть список
Количество просмотров: 1963
Предыдущая статьяО 3-й Школе профессоров «Актуальные проблемы шизофрении и аффективных расстройств»
Следующая статья«Я гляжу на фотокарточку…»
Прямой эфир