Психиатрия Дневник психиатра (психиатрическая газета)
№02 2016

Школа молодых ученых, посвященная вопросам детской и подростковой психофармакологии №02 2016

Номера страниц в выпуске:31-32
В апреле 2016 г. в Венеции прошла школа молодых ученых, посвященная вопросам детской и подростковой психофармакологии. Школа была организована Европейским колледжем нейропсихофармакологии с целью обмена идеями и опытом в сфере медикаментозного лечения психических расстройств между научными работниками разных европейских государств. Участниками этого мероприятия стали молодые ученые практически из всех европейских государств. Отбор участников проводился по представленным резюме.
Ежегодные школы по детской психофармакологии традиционно проводятся на небольшом живописном острове Сан Серволо, расположенном недалеко от Венеции. У этого острова, расположенного в бассейне Святого Марка, тысячелетняя история. Изначально на острове был основан монастырь, затем он был переформирован в военный госпиталь, позже вместо госпиталя была создана психиатрическая больница, которая просуществовала на острове Сан Серволо до 1978 г. Сейчас на острове находятся международный университет, центр конгрессов и музей.
2016-07-06_15-25_Dn Psi 2 2016(Low).pdf(5).jpg
В апреле 2016 г. в Венеции прошла школа молодых ученых, посвященная вопросам детской и подростковой психофармакологии. Школа была организована Европейским колледжем нейропсихофармакологии с целью обмена идеями и опытом в сфере медикаментозного лечения психических расстройств между научными работниками разных европейских государств. Участниками этого мероприятия стали молодые ученые практически из всех европейских государств. Отбор участников проводился по представленным резюме.
Ежегодные школы по детской психофармакологии традиционно проводятся на небольшом живописном острове Сан Серволо, расположенном недалеко от Венеции. У этого острова, расположенного в бассейне Святого Марка, тысячелетняя история. Изначально на острове был основан монастырь, затем он был переформирован в военный госпиталь, позже вместо госпиталя была создана психиатрическая больница, которая просуществовала на острове Сан Серволо до 1978 г. Сейчас на острове находятся международный университет, центр конгрессов и музей.
В ходе обучения чередовались лекции и практические семинары, на которых в дружеской, непринужденной обстановке обсуждались особенности лечения детей и подростков с различными психическими расстройствами. 
В ходе этих практических занятий каждый участник школы представлял какой-либо интересный клинический случай из своей практики, и потом все принимали участие в обсуждении проводимой терапии, делились мнениями и опытом. Ценностью таких занятий являлась возможность получить ответы на интересующие вопросы от ведущих специалистов Европы, проводящих практикум, увидеть новые подходы к лечению, выслушать мнения других молодых специалистов.
В качестве лекторов были приглашены ведущие специалисты в области детской и подростковой психофармакологии. 
Первый день занятий был посвящен психофармакотерапии синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Существуют значительные расхождения в подходах к терапии данного расстройства в России и Европе. Много времени было уделено обсуждению применения психостимуляторов у пациентов с СДВГ, интересными были данные об особенностях выбора терапии при разных вариантах импульсивности.
Второй день школы был посвящен расстройствам аутистического спектра у детей и подростков. Особенностями подхода европейских коллег к лечению данного расстройства является крайняя осторожность в назначении медикаментозной терапии. Европейские стандарты терапии в первую очередь предусматривают психолого-педагогическую и социальную поддержку и только в случае крайней необходимости – применение некоторых групп психотропных препаратов, в основном нейролептиков и антидепрессантов из группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС).
Также значительное количество лекций было посвящено расстройствам эмоциональной сферы – биполярному аффективному расстройству, депрессивному расстройству, различным вариантам тревожных расстройств. Стандарты медикаментозного лечения в других европейских государствах основаны на доказательной базе эффективности того или иного психотропного препарата, поэтому немало информации было посвящено клиническим исследованиям психотропных средств и их результатам.
Одной из наиболее интересных тем, затронутых за период обучения, были новые подходы к диагностике и лечению психических расстройств, основанные на генетических исследованиях. Новейшие исследования в области генетики выглядят перспективно и, возможно, в ближайшем будущем помогут найти новую информацию относительно патогенеза психических расстройств и по-новому взглянуть на подходы к терапии. Тем не менее многие из лекторов отмечали необходимость развития и традиционного клинического подхода к диагностике и лечению. Подчеркивалось, что на сегодняшний день генетические исследования являются очень перспективным направлением науки, но, к сожалению, не могут пока заменить клинический подход.
Одной из интереснейших была лекция доктора Gil Zalsman из Израиля, посвященная суицидологии. В докладе рассматривались факторы риска суицидального поведения, особенности терапии, а также возможные пути предотвращения суицида. Также были приведены данные исследований, доказывающие, что применение СИОЗС не увеличивает численность завершенных случаев суицида. Особо стоит отметить стиль подачи материала лектором, активное вовлечение аудитории, интересные исторические факты. Лекция прошла на одном дыхании, но обсуждение и дискуссии продолжались весь день.
После окончания занятий у участников школы было свободное время для общения и посещения исторических мест и памятников Венеции. Между молодыми специалистами сложились теплые, дружеские отношения. Многие нашли новых друзей, расширили круг профессионального общения, обменялись контактами. В предпоследний день школы был организован торжественный совместный ужин для всех ее участников, который проходил в уютном венецианском ресторанчике. Также в один из дней для участников была организована экскурсия по острову Сан Серволо, позволяющая погрузиться в многовековую историю острова и его обитателей.
Участие в таких замечательных проектах, как школы психофармакологии, позволяет значительно расширить круг знаний, увидеть и оценить разнообразные подходы к терапии, расширить круг профессиональных контактов и культурно обогатиться. Основными целями школы являются распространение знаний и всестороннее развитие молодых специалистов.
Список исп. литературыСкрыть список
Количество просмотров: 937
Предыдущая статьяЛекарство от стресса – достижения и перспективы
Следующая статьяПохождения профессора И.Р.Совкова
Прямой эфир