Психиатрия Дневник психиатра (психиатрическая газета)
№03 2016

Хлорпротиксен: обзор применения в общесоматической практике №03 2016

Номера страниц в выпуске:24-26
13r.jpg

Хлорпротиксен в качестве гипнотика

Показано, что хлорпротиксен способен не только улучшать засыпание и поддержание сна, но и способствовать истинной нормализации циркадных ритмов при биполярном аффективном расстройстве (БАР) и при депрессивных состояниях, в частности нормализации суточных ритмов секреции кортизола, катехоламинов, мелатонина. Это отличает его действие от действия хлорпромазина и сближает с действием трициклических антидепрессантов (ТЦА) при депрессиях и с действием лития при БАР (H.Waldmann, 1969).
Хлорпротиксен также отличается от таких «традиционных» гипнотиков, как хлоралгидрат и секобарбитал (Секонал) положительным, нормализующим влиянием на фазовую структуру сна, в частности уменьшением количества и продолжительности REM-фаз сна (а их количество и продолжительность, как известно, значительно увеличиваются при депрессивных состояниях). Это опять-таки сближает гипнотическое действие хлорпротиксена с гипнотическим действием известных в то время ТЦА типа амитриптилина, тримипрамина (H.Lehmann, T.Ban, 1968). Возможно, во влиянии хлорпротиксена на циркадные ритмы и архитектонику сна играет роль его сильный 5-HT7-антагонизм (P.Hedlund, 2009).
Быстрое купирование бессонницы, тревоги и возбуждения хлорпротиксеном способствует более быстрой стабилизации состояния психически больных с острыми состояниями (H.Felger, 1971).

Хлорпротиксен при хронических болевых синдромах

Хлорпротиксен обладает анальгетической активностью, которую связывают с его ТЦА-подобным влиянием на обратный захват моноаминов. В частности, показано, что хлорпротиксен сравним по эффективности с амитриптилином в купировании болевого синдрома у онкологических больных (U.Reinhardt, 1987). Хлорпротиксен эффективен также в терапии постгерпетической невралгии (G.Farber, J.Burks, 1974; P.Nathan, 1978; P.Kramer, 1981), спинального корешкового болевого синдрома и ишиалгии, связанной с ущемлением бокового кожного нерва бедра (R.Jones, 1974), болевого синдрома при кожном лейомиоматозе (M.Schmidt-Holtz, 1981).
Показано, что хлорпротиксен, равно как и ТЦА, более эффективен по сравнению с морфином при хронических нейропатических болях, в то время как морфин более эффективен при острых болях (J.Ravn, 1976). Тем не менее в литературе имеется опыт успешного применения хлорпротиксена и для уменьшения послеоперационных болей (F.Huerlimann, 1961). А японские исследователи успешно применили хлорпротиксен в качестве анальгетика и спазмолитика (благодаря его М-холинолитическим свойствам) при почечной колике (T.Sugai и соавт., 1968).
Показано, что введение хлорпротиксена, так же как и введение другого обладающего известными анальгетическими свойствами нейролептика левомепромазина (Тизерцина), и введение антидепрессантов I поколения (имипрамин) и II поколения (циталопрам, ролипрам) приводят к повышению содержания b-эндорфина и количества опиоидных рецепторов в ткани мозга, в особенности в гипоталамусе, а в случае с имипрамином, левомепромазином и хлорпротиксеном – еще и к повышению содержания динорфина. Предполагается, что именно это опосредованное взаимодействие с опиоидной системой является конечным механизмом реализации анальгетического действия как антидепрессантов (ТЦА, селективные ингибиторы обратного захвата серотонина и норадреналина), так и «антидепрессивных нейролептиков» хлорпротиксена и левомепромазина (R.Przewlocki и соавт., 1985).
Также показано, что хлорпротиксен и левомепромазин, подобно традиционным ТЦА амитриптилину и имипрамину, повышают содержание серотонина в центральной нервной системе (ЦНС) и увеличивают количество и чувствительность 5-HT2A и 5-HT2C рецепторов в ЦНС, и это также может служить одним из механизмов их анальгетического действия (L.Antkiewicz-Michaluk, 1986). Хлорпротиксен и левомепромазин, подобно традиционным ТЦА, также увеличивают количество и чувствительность опиоидных рецепторов ЦНС – мест связывания меченого 3H-налоксона (L.Antkiewicz-Michaluk и соавт., 1984).
Известно также, что хроническое лечение хлорпротиксеном, так же как хроническое лечение антидепрессантами, приводит к десенситизации (уменьшению количества) кальциевых каналов L-типа, чувствительных к дигидропиридинам и участвующих в передаче болевых сигналов и в развитии феномена гипералгезии, и что анальгетическая активность антидепрессантов и хлорпротиксена усиливается, а гипералгезия снимается или предотвращается нифедипином (L.Antkiewicz-Michaluk и соавт., 1991).
Хлорпротиксен (15–100 мг/сут) наряду с малыми дозами флупентиксола (до 3 мг) также хорошо зарекомендовал себя в терапии таких психосоматических болевых синдромов, как синдром раздраженного кишечника, головные боли напряжения (F.Matsunaga, A.Kubo, 1963; P.van Coller, 1971).

Хлорпротиксен в анестезиологической практике

Хлорпротиксен также зарекомендовал себя в качестве эффективного и безопасного средства для седации педиатрических пациентов в возрасте от 1 сут до 
8 лет перед такими требующими неподвижности процедурами, как компьютерная и магнитно-резонансная томография, при этом он не вызывал угнетения дыхания, миорелаксации, не выключал сознание и в применяемых дозах не вызывал экстрапирамидных побочных явлений, не требовал участия анестезиолога, и лишь в 2 случаях пациентам потребовалась дополнительная седация хлоралгидратом (E.Volle и соавт., 1996).
Показано, что сочетание хлорпротиксена с мидазоламом в отличие от сочетания мидазолама с дроперидолом не оказывает негативного влияния на газообмен, не угнетает дыхания и не приводит к развитию гиперкапнии при седации или премедикации у маленьких детей (W.Büttner и соавт., 1989). В сравнительно свежей статье 2003 г. сравнивали седацию у детей при компьютерной и магнитно-резонансной томографии с использованием g-оксимасляной кислоты и с использованием комбинации хлорпротиксена и фенобарбитала, было показано, что при седации с использованием g-оксимасляной кислоты дети быстрее пробуждаются после окончания процедуры, у них реже наблюдаются тахикардия, дезориентация, гипотензия, но хлорпротиксен имел преимущество в том, что благодаря его противорвотному действию у детей редко возникала рвота (S.Meyer и соавт., 2003).
Ранее хлорпротиксен широко применяли и в предоперационной премедикации, и в качестве компонента нейролептаналгезии. Особенно популярны были комбинации хлорпротиксена с декстроморамидом – пальфиумом (H.Persillon, 1970), с меперидином или феноперидином, тримеперидином (Промедолом); P.Viars, T.Gaveau, 1968; T.Gaveau, P.Viars, 1970. В одном из исследований сравнивали комбинацию дроперидола и феноперидина с комбинацией хлорпротиксена и декстроморамида при операциях на сердце и делался вывод о большей стабильности артериального давления и ритма сердца и лучшей перфузии органов при комбинации хлорпротиксена и декстроморамида (P.O'Byrne и соавт., 1976). В другом исследовании сравнивался эндокринный ответ на хирургическую травму и предоперационный стресс (выброс кортизола, адренокортикотропного гормона, пролактина, соматотропина и других гормонов) при использовании нейролептаналгезии хлорпротиксеном и декстроморамидом и при использовании альфадиона с фентанилом и делался вывод о более выраженном уменьшении эндокринной реакции на стресс при использовании нейролептаналгезии хлорпротиксеном и декстроморамидом (M.Romieu и соавт., 1975). Еще одна группа хирургов показала, что нейрохирургические операции по удалению крупных аневризм мозговых артерий, проводимые в условиях управляемой гипотензии, безопаснее проводить в сознании под нейролептаналгезией (в качестве которой применялись хлорпротиксен с декстроморамидом), чем под эндотрахеальной анестезией галотаном (R.Chacornac и соавт., 1978). А финские анестезиологи показали, что при удалении феохромоцитомы сильное a-адреноблокирующее действие хлорпротиксена, обычно считающееся в анестезиологии недостатком, является преимуществом и позволяет избежать резкого повышения артериального давления в ходе операции (M.Salo и соавт., 1972).
Однако высокая частота таких нежелательных побочных эффектов, как ортостатическая гипотензия, тахикардия, замедленное пробуждение после анестезии, чрезмерная сухость слизистых оболочек из-за атропиноподобного действия, дезориентация, делирий, привела к тому, что от использования хлорпротиксена, так же как и от использования хлорпромазина, левомепромазина, прометазина, анестезиологи отказались (Persillon H., 1970; U.Bauer-Miettinen, R.Horazdovsky-Nabak, 1982).

Хлорпротиксен в качестве урикозурического препарата

Хлорпротиксен обладает способностью понижать содержание мочевой кислоты в крови и ускорять ее выведение с мочой, что вместе с его анальгетической активностью дало основание применять его в качестве компонента комплексной терапии подагры (L.Healey и соавт., 1965; B.Stavric и соавт., 1975; A.Shalev и соавт., 1987; A.Shalev и соавт., 1989). На его урикозурические и гипоурикемические свойства и эффективность при подагре указывают и российские авторы (М.Ю.Дробижев, 2001). Более того, снижение уровня мочевой кислоты наблюдается даже после однократного приема 50 мг препарата и держится до 10 сут (R.Weinshilboum и соавт., 1975). А его гипоурикемический эффект даже был предложен в качестве маркера, позволяющего мониторить комплаентность больного, соблюдение им режима лечения (A.Shalev и соавт., 1989).

Выводы

1. Хорошая переносимость хлорпротиксена позволяет применять его в качестве анксиолитика и гипнотика при психосоматических расстройствах в общесоматической медицине, в частности в неврологии.
2. Хлорпротиксен обладает анальгетической активностью и может применяться в качестве адъювантного анальгетика при различных хронических болевых синдромах, в частности нейропатических болях, постгерпетической невралгии, спинальном корешковом синдроме, ишиалгии, болях, связанных со злокачественными новообразованиями.
3. Сильная антигистаминная и противозудная активность хлорпротиксена позволяет применять его в дерматологии при зудящих дерматозах.
4. Хлорпротиксен обладает противорвотной активностью и в этом качестве может применяться, например, при психогенной рвоте, при вестибулярных нарушениях, для уменьшения тошноты и рвоты при терапии селективными ингибиторами обратного захвата серотонина и др.
5. Хлорпротиксен обладает урикозурической и гипоурикемической активностью и может применяться в комплексной терапии подагры.
6. Сильная М-холинолитическая, спазмолитическая и анальгетическая активность хлорпротиксена, позволившая японским исследователям применить его при почечной колике, обусловливает целесообразность его применения, например, при таких психосоматических заболеваниях, как синдром раздраженного кишечника с преобладанием поносов.
Список исп. литературыСкрыть список
Количество просмотров: 2758
Предыдущая статьяРезолюция Совета экспертов 25 марта 2016 г., Санкт-Петербург Совет экспертов по теме: «Перспективы в лечении больных шизофренией»
Следующая статьяЗагадка жизни и смерти «императорского безумца»
Прямой эфир