Психиатрия Дневник психиатра (психиатрическая газета)
№04 2016
Не психиатрией единой: Загадка читающей Мадонны (опыт психологического исследования) №04 2016
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
Путешествуя в Женеву,
На дороге у креста
Видел он Марию Деву,
Матерь Господа Христа.
С той поры, сгорев душою,
Он на женщин не смотрел,
И до гроба ни с одною
Молвить слова не хотел.
Александр Пушкин.
Жил на свете рыцарь бедный
Есть в Москве церковь. Сооружена она в 1701 г. и была построена на том месте за Калужскими воротами, где послы иранского шаха Аббаса I передали царю Михаилу Федоровичу и его отцу – патриарху Филарету – Ризу Господню, похищенную персами в православной Грузии. На том памятном месте на Донской улице до сих пор обелиск стоит. Тогда и был учрежден нашей церковью праздник Положения Ризы Господней [празднуется 10 (23) июля, в день коронации царя Михаила]. Строил церковь знаменитый Яков Бухвостов – гений нарышкинского барокко.
В память о том, что в создании храма Ризоположения принимали участие царственные особы (сын Петра I – царевич Алексей Петрович и первая супруга – царица Евдокия Федоровна Лопухина), крест на главной церкви увенчан короной-венцом. Строился храм трудно, более 15 лет, ведь в те далекие годы шла Северная война, возводился Санкт-Петербург, царь Петр запретил каменное строительство в иных местах. Да и сама царица впала в немилость, была насильно пострижена в монахини и отправлена в Суздальский Покровский монастырь. Долго скиталась несчастная царица, пока не была освобождена своим внуком Петром II. Сохранилось ее изображение той нелегкой поры в одеянии игуменьи.
Интересно, что частица Ризы сберегалась в семье Пушкиных, переходя к старшему в роде. По преданию, она досталась Пушкиным от святого Алексия, митрополита Московского, которому она в свою очередь могла быть подарена в бытность его в Константинополе. По словам Натальи Николаевны, А.С.Пушкин 10 июля, в день празднования Положения Ризы Господней, обычно ходил в церковь или же приглашал священника к себе домой.
За всю свою историю храм никогда не закрывался, в нем отпевали графа Алексея Григорьевича Орлова – знаменитого Алехана, похитителя княжны Таракановой, победителя турок в Чесменском сражении, убийцу императора Петра III, создателя породы орловских рысаков. В северной части храма находится большая икона с изображением святой Нины, покровительницы Грузии. Рискну предположить, что это знак особого уважения к стране, где много веков хранили Ризу Господню. Интересно, что живший неподалеку в Нескучном дворце Алексей Орлов называл свою единственную – и весьма набожную – дочь Анну «Нинушей». Видимо, та часто молилась перед этим образом. В новейшее время в храме отпевали св. Матрону Московскую, здесь находится икона с частицей ее мощей. В 1951 г. в церковь вернулась и частица Ризы Господней. Есть в храме и другие почитаемые православные святыни и образа.
«Один меня влечет всех больше»
С думой новой всегда остановлюсь пред ним –
и не свожу с него моих очей.
Александр Пушкин
В южном, Екатериненском приделе храма, в киоте, мое внимание привлекает образ молодой женщины с книгой, похожий больше на картину итальянского Возрождения, чем на православную икону. Ее тонкое, поразительной красоты лицо напоминает флорентийских мадонн кисти Пинтуриккио или даже самого Рафаэля Санти. Мадонна сидит вполоборота, глаза полуопущены и обращены в книгу. К сожалению, картина плохо освещена, мешают блики стекла, к тому же она сильно почернела и, по всей видимости, никогда не реставрировалась. Надпись славянской вязью не вводит в заблуждение – очевидно, что текст появился на картине позже. Тем загадочнее она выглядит. Кто ее автор, как она попала в православную церковь, наконец, кто на ней изображен? Выражение лица Девы Марии напомнило мне образы, созданные современниками Леонардо, но еще одна ассоциация неотступно преследовала меня. Где я видел зтот образ инокини в черном? И память не подвела: конечно же, это акварель молодого М.Ю.Лермонтова, изображающая его возлюбленную Варвару Лопухину в виде испанской монахини.
Я приходил сюда вновь и вновь, завороженный читающей Мадонной, и долго стеснялся спросить священников о происхождении этого образа. Наконец подходящий момент настал. И я обратился к одному из них с вопросом, кто изображен на картине. Он внимательно посмотрел на меня, как бы оценивая характер моего интереса, а затем просто и честно сказал: «Я не знаю». Я извинился, но остался перед иконой, где и стоял. Через некоторое время он снова подошел ко мне и сказал: «Это образ Калужской Божией Матери».
Богоматерь Калужская
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель.
Александр Пушкин. Мадонна
В наш век – век Интернета – любопытство удовлетворяется быстро, и через два часа я уже знал об этой иконе практически все. История ее обретения такова. Явление чудотворной иконы случилось в 1748 г. в доме помещика Василия Кондратьевича Хитрово в селе Тинькове (ныне Ферзиковский район Калужской области). Во время уборки на чердаке служанки обнаружили большой сверток холста, на котором была изображена женщина в темном одеянии с книгой в руках. Одна девушка приняла его за изображение монахини и показала второй, Евдокии, пригрозив ей гневом игуменьи за нерадивость и сквернословие, на что та, плюнув на образ, сказала: «Вот как я боюсь твоей игуменьи!» – и тотчас же упала, разбитая параличом, не в силах пошевелиться. Служанка рассказала обо всем помещику, который приказал перенести Евдокию в родительский дом и положить под иконы. В ту ночь родителям девушки явилась Богородица и сообщила, что они должны помолиться перед поруганной иконой. Родители сделали так, как велела Матерь Божия, и Евдокия исцелилась, принеся покаяние. Икона была вставлена в раму и помещена на почетное место в барском доме.
После многих других чудодейственных событий икона с почестями была перенесена в приходской храм в честь Рождества Богородицы в селе Калужке, а затем – и в кафедральный собор Калуги. В 1771 г. в воспоминание чудесного избавления города от чумы установлено празднование Калужской иконе 2 (15) сентября. В этот день ежегодно устраивается крестный ход по городу с иконой Калужской Богоматери.
В 1812 г., во время нашествия французов, Калужская икона была перенесена для большей ее безопасности в город Ефремов Тульской губернии. Видевшие ее здесь пленные французы признавались, что в Калуге и под Малоярославцем они неоднократно видели эту икону стоящею на воздухе и окруженную светоносными мужами в то самое время, как терпели поражение от русских войск.
Интересно, что голову Калужской Богородицы увенчивает трехглавая корона, по форме напоминающая корону Российской империи Петровской эпохи (да и корону на кресте московского храма). Примечательно, что с начала XIX в. корона как обязательный элемент по неизвестным причинам в основном исчезает с большинства изображений иконы Калужской Божией Матери, и они приобретают современный вид. Как утверждают калужские краеведы, «корона символизирует Царство, Богоматерь – Царица Небесная, и ее царское достоинство основано исключительно на материнстве, на том, что она стала матерью Спасителя. Но что могла символизировать корона, увенчивающая женщину (без младенца на руках), в образе которой явилась Божия Матерь? Только одно – близость к царской семье, что, вероятно, и послужило впоследствии проведению неоднократных ревизий описания явления иконы и корректировки ее изображения» (И.Горолевич).
Царица небесная и царица земная
Ужасен вид поруганной царицы.
Уильям Шекспир. Гамлет
Заметим, что, исследуя родословные связи рода Хитрово конца XVII – начала XVIII вв., можно выявить наличие связи этого рода с родом Лопухиных. Так, сын брата Евдокии Лопухиной генерал-аншеф Василий Авраамович Лопухин, владелец родовой усадьбы неподалеку от Тинькова, был женат на дочери Анны Федоровны Хитрово. Кстати, и упомянутый ранее граф Алексей Орлов был женат на Евдокии Николаевне Лопухиной, чья мать, Анна Алексеевна, овдовев, вышла замуж за Якова Лукича Хитрово. Подтвердим попутно, что набожная Евдокия Николаевна Орлова была родственницей своей опальной царственной тезки.
Сохранилось изображение насильно постриженной царицы в период ее пребывания в Покровском монастыре Суздаля. Она в одеянии игуменьи и… читает книгу! По мнению краеведа И.Горолевича, «эта женщина, вероятно, уроженка Калужской провинции («…на месте явления своего, в селении Калужке, Калужской губернии»), состояла в родстве с «боярином Василием Кондратьевичем Хитрово», занимала высокопоставленное положение, но во времена Петра I была пострижена в монахини и занимала привилегированное положение игуменьи. Императорская корона свидетельствует о том, что женщина (после провозглашения России в 1721 г. империей) имела определенное отношение к Дому Романовых.
Логическая цепь выстраивается сама собой: эпоха Петра I – боярин В.К.Хитрово – женщина, вероятно, уроженка Калужской провинции, стоявшая на вершине власти (увенчана короной), стала игуменьей и ушла из жизни в почете…
Женщиной, удовлетворяющей всем указанным параметрам, могла быть с большой долей вероятности Прасковья Илларионовна (в замужестве за Петром I – Евдокия Федоровна) Лопухина, в монашестве – Елена, закончившая свой жизненный путь в Вознесенском монастыре Кремля в 1731 г. в статусе бабушки императора Петра II Алексеевича. После преждевременной смерти внука ее рассматривали в качестве законного кандидата на престол Российской империи, но она отказалась от этой чести» (И.Горолевич). «На этой иконе Богоматерь соблаговолила предстать в облике, поразительно схожем с прижизненным портретом царицы Евдокии в монашеских одеждах с раскрытой книгой, написанном во время ее пребывания в Покровском монастыре почти за 40 лет до обретения сей святыни», – гласит другое свидетельство. Возможно, «сам факт явления чудотворной иконы в 1748 г. был приурочен 50-летию ее пострижения в монахини в 1698 г. под именем Елены». Выдвинувший в 2013 г. данную гипотезу И.Горолевич свидетельствует: «Подтверждением… может служить сохранившаяся до нашего времени с давних времен легенда, бытовавшая в старинном русском городе Мещовске Калужской области, о том, что в Георгиевском соборе города Калуги была икона Калужской Божьей Матери. Этот образ необычен, он не похож на традиционное изображение Богоматери. На Калужской иконе изображена молодая женщина в монашеском одеянии с книгой в руках. По легенде это вовсе не икона, а портрет (sic! – П.М.) или, как его тогда называли, «парсуна» первой жены императора Петра I Евдокии Федоровны Лопухиной». Почему Мещовск? Да потому, что это – родина царицы, она здесь росла, имение ее отца было поблизости от города. Кстати говоря, маленький Мещовск является родиной и другой русской царицы, тоже Евдокии, но Стрешневой, жены первого русского царя из рода Романовых – Михаила Федоровича, получавшего из рук персов Ризу Господнюю. Она была бабкой Петра Великого.
Об иконографии Богоматери Калужской
Отметим, что русские мастера стали пользоваться основами из холста лишь в XVII в., в так называемой парсунной (портретной) живописи; итальянцы начали пользоваться холстами много раньше, но на досках (в основном из тополя) продолжали писать вплоть до конца XVII в.«Многие ревнители старины на Руси, в числе которых были и мещовские купцы, считали Петра I воплощением антихриста и переживали за свою землячку царицу Евдокию. По преданию, именно они заказали ее портрет. Долго берегли его как святыню. Однако вскоре правительству стало известно о крамольном портрете, и его стала искать Тайная канцелярия. Владельцы вынуждены были прятать свое сокровище, передавая из рук в руки, храня в тайных убежищах. Случайно портрет был обнаружен в тайнике, а малообразованные люди, нашедшие его, приняли изображение Евдокии за икону» (И.Горолевич).
Легенда очень красива, а гипотеза привлекательна. Но могли ли купцы заказать картину итальянскому мастеру живописи? Все возможно. Ведь итальянские архитекторы и мастера издревле работали на Руси (Фиораванти, Салари, Алевиз и др.), а в XVIII в. творили веронец Пьетро Антонио Ротари, болонец Стефано Торелли, венецианцы Франческо Фонтебассо и Пьетро Градицци. Недавно их произведения, а также портреты кисти Сальваторе Тончи и Алессандро Молинари, работы Винченцо Бриоски и Антонио Виги были представлены на выставке в Санкт-Петербурге.
Однако мне представляется, что все было проще. Видимо, под Калугой нашли картину безымянного русского мастера (или, точнее, копию ее московского оригинала), которая после сотворенных ею чудес обросла легендами о прообразе – несправедливо гонимой царице, их землячке. Эту копию и могли ранее заказать мещовские купцы.
Однако легенда о Лопухиной прочно вошла в обиход и утвердилась, хотя трудно найти сходство между портретом «старицы Елены» и молодым образом на иконе. Правда, можно предположить, что картина писалась с молодой Евдокии, которая лишь собиралась подарить царю наследника. В этом случае легенда приобретает особый смысл. К сожалению, портретов молодой Евдокии не сохранилось, кроме владимирского, однако есть изображения ее молодого сына Алексея, и здесь мы неожиданно видим знакомые утонченные черты удлиненного благородного лица… Внимательно рассматривая образ Калужской Богоматери в храме на Донской, мы замечаем наличие на портрете темно-красного платка – мафория и туники синего цвета, и темного широкого пояса, и трех золотых звезд. Видны также расходящиеся от образа лучи, и, что очень важно, проглядываются стертые временем (?) контуры той самой трехглавой короны, столь характерной для Петровской эпохи и представленной на оригинале. Возможно, что лучи, корона и славянская надпись, идентифицирующая московский портрет как икону Калужской Богоматери, дописаны на итальянский оригинал чуть позже,когда «парсуна»в Калуге начала творить чудеса и стала особо почитаемой. В любом случае, полагаю, что московский образ первичен, оригинален, все остальные являются копиями.
Существует много реплик чудотворной иконы, однако с веками на них исчезают значимые первоначальные детали облика, образ становится более традиционным, русским, менее «западным». В известных копиях, за исключением восстановленого по старой черно-белой фотографии оригинала, правда, скрытого серебрянным окладом, и еще одной иконы неустановленного местонахождения, мы не находим и следов влияния итальянской школы живописи. Тем мне кажется ценнее московская находка. Подчеркну, что и сам портрет Е.Лопухиной в монастыре эстетически никак не связан с «мадонным» образом в церкви на Донской, который написан, на на мой взгляд, в традициях итальянского Возрождения. Богоматерь с книгой и без младенца Христа – сюжет уникальный для русской иконописи, между тем мы находим его в картинах мастеров Возрождения. Мадонна Аннунциата встречается в работах Фра Анжелико, Андреа ди Бартоло, Антонелло да Мессина, Витторе Карпаччо, Франческо ди Джорджо Мартини. Как часть диптиха «Благовещение» мы найдем ее, в частности, у Сандро Ботичелли.
«Однако прямых аналогов позе Богородицы, когда она, читая, держит книгу в правой руке, а левую молитвенно прижимает к груди, в сцене «Благовещение» не обнаружены», – утверждает Э.Шевченко.
Напомним, что итальянские живописцы часто писали свои образы с живых лиц (Рафаэль – с Форнарины, Ботичелли – с Симонетты Веспуччи, Филиппо Липпи – с Лукреции Бути и т.д.).
Полагаю, что на картине была изображена Мадонна Аннунциата – «Мадонна читающая» – это условное название Мадонны с книгой в руках. Рядом обычно изображают голубя – символ Святого Духа и Благовещения. В византийском искусстве термин «Аннунциата» означал «возвещение, объявление», т.е. евангельский сюжет: Благовещение Девы Марии. Образ Богородицы, читающей книгу, опирается на сюжет из апокрифического Евангелия псевдо-Матфея. В нем среди занятий Богородицы в Иерусалимском храме названо чтение книг. Во время явления архангела Гавриила Мария читала книгу пророчеств Исайи: «Се, Дева примет во чреве и родит сына» (Исайя, 7:14). В эпоху Возрождения сложился новый тип композиции, более светский по настроению и представляющий Мадонну с раскрытой книгой. Немецкое название таких композиций (Verkundigung), как и итальянских (Annunciatе), означает «Благовещение» и «Мадонна внимающая, читающая, оповещенная».
Непростая судьба чудотворной иконы
Далее сведения осудьбе чудотворной иконы противоречивы. Есть указания на то, что «6 октября 1923 г. из-за отсутствия у храма в с. Калужка договора с советскими властями о пользовании церковным зданием Калужскую икону в целях безопасности перенесли в Троицкий собор. После закрытия собора в 1926 г. икона оказалась в Успенском храме Калуги. 9 июля 1940 г. она была передана на хранение в Калужский краеведческий музей. В 40-х гг. XX в. икону вернули Церкви и поставили в храме Св. Георгия «за верхом», приобретшем в советское время статус кафедрального собора». (В.Легостаев.) В настоящее время в Георгиевском соборе у левого клироса в киоте находится Калужская икона (не исследована). По размерам она близка к чудотворной иконе. Не закрытые ризой сильно потемневшие участки живописи плохо различимы. Характерные прикрытые крупные веки, аккуратные припухлые губы и мягкий рисунок носа с объемным кончиком позволяют предположить, что икона могла быть написана не позднее 2-й половины XVIII в. (Э.Шевченко).По другим данным, «оригинал образа чудотворной иконы Калужской Божией Матери исчез в 1918 г. По одной из версий, он попал вместе с другой дорогой церковной утварью в «золотой обоз» Савинкова, шедший в Москву для поддержки контрреволюционного восстания» (И.Горолевич). Дорога на Москву в те годы шла как раз мимо церкви Ризоположения, что на Донской…
Вопросы, вопросы…
И тут возникает ряд вопросов.Случайно ли нахождение образа Калужской Богоматери в храме, построенном на средства и при покровительстве Евдокии Лопухиной? Полагаю, что нет, как не случайно наличие в церкви списка Донской Богоматери и иконы святой Нины, покровительницы Грузии.
Почему среди многочисленных и подробнейших описаний храма Ризоположения на Донской улице нет ни малейшего упоминания об этой иконе? Вполне возможно, что и потому, что единственное подробное описание истории храма протоиериеем И.Миловским (основной источник) сохранилось без шести последних страниц. Не нашлось места для упоминания этой иконы и в юбилейном, выпущенном к 300-летию храма, издании Московской патриархии. При этом в нем очень подробно рассказывалось о работе художников-реставраторов в последние годы. Даже официальный виртуальный видеотур церкви обходит стороной этот образ.
Почему этот вариант иконы нигде не воспроизведен, несмотря на его очевидную художественную ценность? Ведь, по-видимому, не одно поколение Лопухиных – потомков опальной царицы – молилось перед образом Мадонны Аннунциаты (Богоматери Оповещенной).
Ну, и, наконец, почему даже священник в храме не сразу ответил на мой вопрос об иконе?
Возможно потому, что в стране традиционного тоталитаризма верующие люди умели хранить свои тайны. Вспомните, как прятали святыни в годы лихолетья, как сотрудники Эрмитажа сознательно фальсифицировали записи о полученных ими на временное хранение иконах и мощах святых. Напомню, что царица была заключена в монастырь в 1698 г., за три года до начала строительства Ризоположенской церкви. Закончили строительство в 1717 г., накануне казни царевича Алексея, и, несмотря на это, память об их покровительстве храму увековечили в веках золотой короной на кресте церкви. А может быть, и исчезнувший в революцию портрет покровительницы храма – оригинал образа Калужской Богоматери – припрятали здесь, подальше от чужих глаз (а заодно и от православных калужан)? Ведь и Ризу не вернули грузинской церкви. Возможно, что тайну иконы унес в могилу настоятель храма о. А.Хотовицкий, расстрелянный в 1937 г. и причисленный к лику святых… Или же протоиерей И.Миловский, оставивший исторический очерк к 200-летию храма. Он говорит об иконах «стиля “западного”», находящихся в храме: Богоматери, сидящей на воинских знаменах и оружии, и о картине «Снятие с креста» с надписью «№35 Cristo deposto della Croce,di Luca» – «редчайшей копии (? – П.М.) с произведения знаменитого Луки Джордано». Замечу, что художник умер в 1705 г. Значит, были западноевропейские полотна в храме… Конца очерка нет – страницы вырваны чей-то рукой. Почему? Существует, правда, печатный вариант этого рассказа об истории храма, изданный в 1916 г., однако и там нет упоминания о читающей Мадонне. А это значит, что картина появилась (вернулась?) в храме позже (в 1918 г.?). Либо по иной при-чине.
Гипотезы
И кто б, ее увидев, молвил: нет! –
Кто прелести небес иль даже след
Небесного, рассеянный лучами
В улыбке уст, в движенье черных глаз...
Михаил Лермонтов. Измаил-бей
Думаю, что ответил бы на все эти вопросы, если бы не одно «но»: икона на Донской написана, судя по всему, на доске, а не на холсте, как знаменитая чудотворная икона Калужской Божией Матери.
Поэтому пришлось начинать все сначала: с помощью художника Э.Шадзевского мы компьютерным способом сопоставили фотографию иконы, сделанную в XIX в., с самим образом в церкви Положения Ризы в Москве. Было отмечено, что при значительном совпадении обоих изображений московский образ оказался безусловно первичен, наполнен жизнью, написан с натуры,чего нельзя сказать о калужской копии.
Конечно, бывают и редкие исключения из правил: в одном из московских антикварных салонов была обнаружена итальянская картина той же эпохи, переведенная позже с холста на дерево. Вскоре выяснилось, что и согласно акту о передаче подлинной Калужской иконы местному краеведческому музею в июле 1940 года она была наклеена на древесину, так как была в крайне ветхом состоянии. Отмечу, что размер картины на Донской удивительным образом совпадает со старыми измерениями калужской святыни (1 аршин и 12 вершков на 1 аршин и 6 вершков, т.е. 125х97 см), что, видимо, говорит об особой тщательности при копировании образа на Донской на холст «парсуны». И еще об одном поразительном совпадении: только на двух известых нам иконах есть такой широкий пояс у Богоматери: картине на Донской и на старом фото оригинала чудотворной иконы.
Предполагаю, что «парсуна» с изображением Евдокии Лопухиной заказывалась мещовскими купцами в Москве, где связывали итальянскую картину в храме на Донской с именем опальной царицы. Был ли это первоначально портрет молодой Лопухиной в виде Аннунциаты или же он был пожалован ею для храма, который она опекала, я не знаю, но каким-то образом этот лик безусловно связан с ее именем. Когда же копия стала знаме-
нита своими чудодейственными свойствами, деликатную ситуацию исправили, добавив на московский образ надпись, корону и лучи.
Евдокия и Варвара
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Александр Пушкин. Мадонна
И еще об одной догадке, связанной уже с психологией творчества. Не исключаю, что молодой и влюбленный в Вареньку Лопухину М.Ю.Лермонтов романтизировал ее в образе инокини, придав ему черты Мадонны с портрета ее знаменитой родственницы – опальной царицы. И это уже вызов наши литературоведам… Ведь сердечную привязанность к ней поэт хранил всю жизнь. Образ Вареньки Лопухиной нашел воплощение в романах «Герой нашего времени», «Вадим», ей было посвящено множество стихотворений, в том числе «Измаил-бей», «Демон». Сохранилось несколько ее портретов, сделанных рукой М.Ю.Лермонтова, но лишь один похож на Мадонну Аннунциату.
Кстати, по прихоти судьбы Варвара Лопухина (Бахметева) похоронена на той же тихой улице, совсем неподалеку, в Малом соборе Донского монастыря.
Я же по-прежнему возвращался к загадочному образу читающей Мадонны в храме Положения Ризы Господней, что стоит на Донской в Москве… Загадка до конца не разгадана.
Она снова влекла меня.
Возвратясь в свой замок дальный,
Жил он строго заключен,
Все влюбленный, все печальный,
Без причастья умер он;
Между тем как он кончался,
Дух лукавый подоспел,
Душу рыцаря сбирался
Бес тащить уж в свой предел:
Он-де Богу не молился,
Он не ведал-де поста,
Не путем-де волочился
Он за матушкой Христа.
Но пречистая сердечно
Заступилась за него
И впустила в Царство Вечно
Паладина своего.
Александр Пушкин
Окончание следует
Список исп. литературыСкрыть список