Современные здоровьесберегающие технологии №02 2016

Из истории развития отечественного физкультурнопедагогического движения

Номера страниц в выпуске:71-80
Аннотация. Исторические аспекты российского физкультурно-педагогического движения позволяют на современном уровне высоко оценивать его актуальность. Работа раскрывает особенности подходов российской интеллигенции к развитию отечественного физкультурно-педагогического движения.
Ключевые слова: история, отечество, образование, физкультурно-педагогическое движение, социально-педагогическая инициатива, российская, интеллигенция.
Во второй половине ХIХ века в России получают свое развитие демократические социокультурные и теоретико-просветительские подходы к решению проблем здоровья человека. Актуализация медико-педагогических и физкультурно-педагогических тенденций здорового образа жизни подрастающего поколения нашла свое отражение в социально- педагогической, лечебно-педагогической деятельности, научно-просветительских трудах В.Г. Белинского, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, Н.И. Пирогова, Д.И. Писарева, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого и др. Данное направление развития общества продиктовано необходимостью внедрения демократических процессов актуализации здорового образа жизни как взрослого, так и подрастающего поколения. В своих работах педагоги-гуманисты закономерно считают здоровье показателем разностороннего развития человека, выступают за систематизированное усовершенствование самой природы человека, его души и тела. Так,Н.И. Пирогов в своей педагогической деятельности отстаивает идею самосовершенствования индивида, в которой физические упражнения становятся важным элементом его повседневной жизни. Врач и педагог актуализируют гигиеническую цель общества, чтобы образ жизни человека был изменѐн и приспособлен к физическим упражнениям [10].
Для отечественной педагогики данного исторического периода становится характерным обращать пристальное внимание родителей, учителей, общества в целом на факторы нездоровья детей, выявлять причины их нездорового образа жизни. Представители передовой педагогической науки формулируют следующие задачи физического воспитания чело века: охрана здоровья подрастающего поколения, развитие физических сил путем формирования здорового образа жизни, выполнения гимнастических упражнений и соблюдения гигиенических норм [7, 9]. Особое значение в воспитательном процессе ребенка приобретает принцип природ сообразности, позволяющий всесторонне изучать природу самого ребенка,его анатомию, физиологию, психологию, педагогику; организовать процесс воспитания, реализуя идею влияния здорового образа жизни на процесс гармоничного развития личности.
Не случайно К.Д. Ушинского приходит к пониманию того, что воспитание основам здорового образа жизни раздвигает пределы физических, умственных и нравственных сил человека[14].
В конце 70-х гг. в России появляется издательство Л.Ф. Пантелеева, которое среди прочих книг, выпускает научные труды физиолога И.М. Сеченова, врачей В.А. Манассеина,Ф.Ф. Эрисмана, содержание которых направлено на просвещение широких масс населения России в вопросах физиологии, оздоровления, санитарного просвещения. Одним из направлений социального оздоровления общества являются работы, актуализирующие связь красоты и здоровья, привлекающие внимание врачей и использующих потенциальные возможности искусства в своей лечебной практике. Так, известный русский врач ХIХ века В.А. Манассеин в своей работе «О значении психических явлений» рекомендует организацию чтения, игр и прослушивания музыки в палатах больницы, чтобы способствовать успешному лечению человека [1].
Выдающийся русский психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, академик В.М.Бехтерев на заседании специальной Комиссии делает доклад «Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства» и предлагает методы применения музыки в лечебно-профилактических целях. Особое внимание в своих работах ученый уделяет творческой деятельности, еѐ терапевтическим возможностям, расширению спектра лечебных и профилактических воздействий, направленных на сохранение и восстановление психического здоровья, обоснования благотворного влияния на психику музыки, различных физиотерапевтических процедур, культурного досуга [3].
Заметное место в распространении и формировании физического просвещения и культуры занимает П.Ф. Лесгафт, как крупный отечественный ученый и организатор педагогического движения за введение физического воспитания в школах и детских учреждениях. В своем труде «Руководство к физическому образованию детей школьного возраста» он предлагает оригинальную систему физического воспитания на основе принципов постепенности и последовательности развития, гармонии. Творчески осмыслив известные к тому времени системы физического воспитания, ученый формулирует основные пути развития теории и практики физического воспитания, создает оригинальную систему физического образования для подготовки квалифицированных педагогов. Ему же принадлежат целый ряд разработок о единстве физических и психических процессов в организме человека; необходимой связи физического с другими видами воспитания:умственным, нравственным, эстетическим и трудовым; о роли кинестетических ощущений в образовании двигательных представлений; систематизации физических упражнений в соответствии с возрастными особенностями ребенка; о роли врача и педагога в физическом развитии; значении подвижных игр в физическом воспитании и др.
В практической работе с детьми ученый-педагог предлагает реализовать следующий алгоритм: ребенок воспроизводит элементарные движения, сравнивает их, устанавливает различия, анализирует; в последующем движения усложняются, ребенок учится преодолевать возникающие трудности в движении под руководством педагога, действовать с учетом окружающих его предметов, соразмеряя свои движения; воспринимать и воспроизводить усложняющиеся действия в разнообразных видах деятельности; закреплять приобретенныеумения. При создании своей системы Лесгафт реализует ее во взаимосвязи умственного и физического воспитания, психических и физиологических явлений как различных сторон единого жизненного и воспитательного процесса [7].
Необходимо также отметить, что в российском обществе Лесгафт П.Ф. становится одним из первых, кто классифицирует составляющие компоненты здорового образа жизни человека: разумное применение гигиенических мер, предупреждающих отклонение от нормального развития ребенка; правильное составление распорядка занятий и их реализацию;разъяснение учащимся важности профилактических процедур. Ученый педагог отмечает, что метод физического образования должен непременно содействовать здоровому развитию молодого человека. При этом П.Ф. Лесгафт является продолжателем жизненной позиции Н.И.
Пирогова обращать внимание на взаимосвязь образа жизни и здоровья человека, что становится ведущим вектором здоровье-ориентированного воспитательного процесса многих российских медицинских работников и педагогов. Не случайно данное направление получает свое дальнейшее развитие также в публикациях и других авторов: Н.А. Семашко в своемпособии «Очерк анатомии, физиологии и гигиены» актуализирует роль образа жизни в достижении здоровья, выделяя при этом значение и роль рационального питания человека,правил приема ванн и паровых бань, профилактики болезней [12]; А.Я.Герд предлагает ввести интегрированный курс обучения основам здорового образа жизни, укрепления физических сил человека, поддержки людей с «тяжелой наследственностью» при соблюдении норм «разумной жизни» [4].
В непосредственной и органичной связи с природой решает проблемы естественного воспитания и оздоровления Л.Н. Толстой, считающий природу ребенка совершенной и саморазвивающейся. В природной среде философ-педагог видит идеальные условия для проявления человеческой натуры и усматривает в естественном трудовом цикле взаимодействия человека с природой идеал образа жизни. В своей педагогической философии свободного воспитания Толстой приходит к мысли, что целью жизни человека является содействие всестороннему развитию всего существующего. Считая ребенка первообразом гармонии правды,красоты, добра и выступая против любого вида насилия, встающего на пути нравственного усовершенствования, педагог-гуманист выдвигает идею свободного образования и воспитания человека. Именно воспитательный процесс должен стать социальным механизмом оздоровления общества. Писатель-гуманист в своей деятельности охватывает медикопедагогический круг вопросов, связанных с проблемами евгеники, борьбы с наркоманией,актуализирует гигиену быта, охрану материнства и младенчества, популяризирует медико педагогические знания в обществе [13]. Привлекательным для российского общества конца ХIХ в. является здоровый образ жизни самого Л.Н. Толстого, который считает, что надо «непременно встряхивать» себя физически, чтобы быть здоровым нравственно. Велико было удивление знавших Льва Николаевича, когда они видели, как он с веселой усмешкой перебирается через плетень. Толстой не удовлетворялся сравнительно недалекими и непродолжительными прогулками, хотя расстояние, которое он проходил во время утренних прогулок, было под силу только хорошо тренированному человеку. Известно, что Л.Н. Толстой в 58-летнем,а затем и в 60-летнем возрасте совершает три похода из Москвы в Ясную Поляну. При этом в 5-6 дней он проходит расстояние более чем в двести километров.
Цель исследования – провести анализ вклада российской интеллигенции в развитие физкультурно-педагогического движения.
Методы исследования: анализ научной, методической и историографической литературы, а также эмпирических данных.
В 1892 г. создается Московское гигиеническое общество, председателем которого становится Ф.Ф. Эрисман [6]. Направлениями работы данного общества является распространение гигиенических знаний, в том числе по гигиене и охране труда, организация санитарного надзора и медицинской помощи рабочим. Однако врачи-гигиенисты понимают, что досуговую деятельность представителей рабочего класса, детей и молодежи необходимо наполнять физкультурным энтузиазмом. Поэтому 23 декабря 1895 года по инициативе группы врачей при гигиеническом обществе создается Комиссия по организации подвижных игр на открытом воздухе, члены которой закономерно считают, что спортивные игры оказывают общее позитивное воздействие на весь организм, пропорционально развивая мускулатуру человека. Основные положения по вопросу физического воспитания один из организаторов А.В. Марковников излагает в брошюре "Подвижные игры на открытом воздухе, как метод физического воспитания, и их постановка" [8].
В отчете комиссии за 1896-1909 годы говорится о трудностях, с которыми ей приходится сталкиваться, например, при подборе лиц, умеющих играть в теннис. Члены комиссии первыми в Москве изучают эту игру по книгам. Комиссия в основном занимается организацией спортивных площадок, которых немного и находятся они в разных местах города: на Девичьем поле (ныне Новодевичий сквер), в Останкино, в Листвянах, Царицыне, на Ширяевом поле в Сокольниках, на Миусской площади и на Пресне. На спортивных площадках детей учат играть в теннис, футбол, крокет, городки. В отчете комиссии перечислены любимые игры малышей: "Итальянская лапта", "Свечи", "День и ночь", "Гонка мячей в круге", "Пустое место", "Третий лишний", "Гигантские шаги" и др. Так, на Ширяевом поле с 1896 года проходят тренировки футбольной команды общества "Унион" и спортивного кружка "Сокольники"; в зимнее время на Девичьем поле, на Пресне открываются катки. В 1909 году впервые заливается каток на проезде Сокольнического круга.
В октябре 1907 года комиссия по «Организации подвижных игр» вместе с обществом«Содействия физическому развитию» открывают в Москве курсы по подготовке "преподавателей физических упражнений". Обучение продолжается полгода. А.В. Марковников и Г.Н.
Сперанский (в будущем известный отечественный врач-педиатр) предлагают преобразовать Комиссию по организации подвижных игр на открытом воздухе в самостоятельное «Общество физического воспитания», которое создается для объединения интересующихся физическим воспитанием, научного изучения этого вопроса, ознакомления с рациональными приемами укрепления здоровья, организации подготовки руководителей физического воспитания.
Общество обладает правом устраивать площадки для подвижных игр на открытом воздухе,как основного метода физического воспитания, а также помещения и приспособления для других видов физических занятий: гимнастикой, катанием на коньках, лыжах, велосипедах с гор, фехтованием, борьбой, боксом, стрельбой в цель, верховой ездой, ручными ремеслами и др.
Общество физического воспитания особое внимание уделяет площадке на Пресне.
Однако московские власти не выделяют средств на ее оборудование. В одном из своих обращений педагоги-организаторы подчеркивают социальную актуальность вопроса, что речь идет об организации физических занятий с детьми окраинных районов Москвы, т. е. малообеспеченных жителей, живущих в худших гигиенических условиях по сравнению с другими категориями московского населения. Не получая поддержки властей, два общества – «Физического воспитания» и «Борьбы с детской смертностью» - на собственные средства открывают площадку. Условным забором служит натянутый канат. На четырех столбах подняты флаги общества. Более 220 детей ежедневно проводят здесь свободное время, получают бесплатно хлеб и молоко.
Еще в дореволюционное время представители передовой российской интеллигенции закладывают основы социально-педагогических инициатив общества. В этот исторический период появляются благоприятные условия для создания и интенсивного развития разнообразных форм детских объединений: клубов, спортивных площадок, летних оздоровительных колоний. Расширяется география деятельности инициативной интеллигенции, углубляется социально-педагогическая сфера гражданской активности многих представителей просвещенной и социально активной интеллигенции: А.У. Зеленко [11, С.72-73], Н.О. Массалитинова [11, С.95-96], В.С. Пирусский [11, C.96], Г.К. Ремизов, С.Т. Шацкий, А.А. Фортунатов и др. Они создают благоприятные условия для социального и физического оздоровления, развития и реализации социально ценных досуговых интересов детей. Наиболее активно оздоровительно-педагогические движения развиваются в Москве, Петрограде, Томске, Туле и других городах России.
Так, Пирусский В.С., врач и педагог, общественный деятель широко пропагандирует идеи здорового образа жизни, физического воспитания и развития молодежи; организует в Томске Общество содействия физическому развитию, способствует открытию в этом сибирском городе детских летних площадок, колонии, купальни, катков, курсов гимнастики;редактирует журнал «Здоровье для всех»; на средства, собранные с помощью благотворительных концертов и других мероприятий, открывает Дом физического развития, в котором проводятся разнообразные занятия с детьми и молодежью. В советское время становится организатором в Томске института физического развития, который осуществляет подготовку преподавателей физкультуры.
Массалитинова Н.О., педагог и общественный деятель, по окончании томской гимназии учится на Бестужевских курсах, работает в Томском обществе содействия физическому воспитанию, основанным В.С.Пирусским. С 1913 г. является сотрудницей С.Т. Шацкого в обществе «Детский труд и отдых», а с 1918 года - в Первой опытной станции по народному образованию. Совместно с А.У. Зеленко пишет две книги в помощь организаторам досуговой работы с детьми – «Сборник подвижных игр» и «Площадки для подвижных игр в городах Америки, Европы и России» [2, 5].
Организатором активного досуга московских детей становится преподаватель из Тулы Г.К. Ремизов. По его инициативе с 1909 года в садах и скверах проводятся детские массовые игры («Волки и овцы», «Гуси и волки», «Третий лишний» и др.), собирающие до 400 участников, среди которых - дети и взрослые. К 1912 году в Москве действует 24 площадки для массовых игр. В дальнейшем Московская городская Дума планирует создание сети специально оборудованных площадок по типу стадионов с детскими спортивными школами. Кроме игр Ремизов проводит с детьми экскурсии, устраивает дальние походы и поездки.
Известный отечественный педагог С.Т. Шацкий на основе анализа социальнопедагогической обстановки в Москве начала ХХ века отмечает, что срок пребывания детей в школах слишком короток. К тому же, в переходный, самый опасный для детей возраст, они не посещают школ, а проводят время на улице, подражая и активно усваивая уродливые явления общества. Так проходит их досуговое время до пятнадцатилетнего возраста, когда дети могут поступать в так называемое «учение» на производство или к ремесленникам. Причины этого педагог видит в том, что родители, жители города почти не тратят своих сил на устройство разумной, развивающей, воспитывающей и оздоравливающей обстановки для городских детей. С.Т.Шацкий считает это «пробелом» в деятельности городского общества.
Поэтому с 1905 г. группа московских интеллигентов-единомышленников занимается решением проблемы педагогизации досугового времени и создания оздоравливающей среды детей.
В начале ХХ в. при Московской Думе существовало подразделение, занимающееся проблемами детских площадок. В 1906 г. С.Т. Шацкому дается разрешение на открытие общества «Сетлемент», ставившего задачей своей деятельности разнообразную работу по педагогической организации досуга ребенка: детских клубов (объединений), детских площадок,загородной летней колонии труда и отдыха, мастерских, «дополнительной школы», педагогических курсов. Особое внимание педагог уделяет социальному оздоровлению детей, созданию условий для самореализации детей в труде, социальном, художественном и техническом творчестве. Общество ведет широкую пропаганду своей деятельности, издавая методическую литературу. При этом Шацкий в основу своей социально-педагогической деятельности ставит организацию разнообразной педагогически ориентированной досуговой работы с ребенком. Единомышленников Шацкого привлекает внимание проект «Сетлемента» как поселка культурных людей с идеей «опережающего воспитания детей» (С.Т. Шацкий), «опережающего социального течения» (А.У. Зеленко). Первый не без основания пишет, что работа«Сетлемента» педагогически целесообразна тем, что создает такие общественные взаимоотношения, которые далеко опережают условия реальной жизни. Второй констатирует, что в жизни общества всегда есть определенное течение, выражающееся в желании непосредственно, практически прийти на помощь более обездоленной части общества, не дожидаясь,пока социальный строй переменится и улучшится. При этом оба педагога понимают, что опережающее воспитание детской самодеятельности помогает «возбуждать» среди населения инициативу здоровой социальной жизни, улучшения условий своей личной жизни, что в свою очередь «поднимает среди инертных и пассивных детей личную и социальную энергию, бодрость, гордость как стимул развития здоровой личности.
Выводы. В данный период отечественной истории формируются и формулируются основные идеи социально-педагогического преодоления физического и социального нездоровья ребенка, классифицируются компоненты здорового образа жизни детей: разумное применение гигиенических мер и физических упражнений, предупреждающих отклонение от нормального развития; научно-обоснованное составление распорядка занятий и их целевая установка; разъяснение детям роли профилактико-педагогических процедур, актуализация метода физического образования и закаливания как фактора здорового развития человека. Отдельное направление было связано с педагогизацией стихийного социума. Как педагоги, так и медицинские работники обращают внимание на взаимосвязь образа жизни и здоровья человека, что является ведущим вектором воспитательного процесса. Это позволяет утверждать, что профессиональное российское сообщество педагогов, психологов, врачей на уровне идеологии оздоровления человека в начале ХХ века находится в русле перспективных интеграционных направлений образовательно-воспитательных и оздоровительных центров развития лечебной педагогики западной Европы.
Таким образом, до 1917 г. представители передовой российской интеллигенции закладывают основы социально-педагогических инициатив общества, развития отечественного физкультурно-педагогического движения. В рассматриваемый исторический период появляются благоприятные условия для создания и интенсивного развития разнообразных форм социального и физического оздоровления, развития и реализации социально ценных досуговых интересов детей. Наиболее активно физкультурно-педагогические и социальнопедагогические движения получили свое развитие в Москве, Петрограде, Томске, Туле и других городах России.
FROM THE HISTORY OF DEVELOPMENT OF DOMESTIC SPORTS AND EDUCATIONAL MOTION
N.V. Kartashev
State humanitarian university of technology
Abstract. Historical aspects of Russian physical culture and pedagogical movement to allow the present level to appreciate its relevance. The work reveals the features of the approaches of the Russian intelligentsia to the development of national sports and educational movement.
Key words: history, fatherland, education, physical-education movement, socially-pedagogical initiative, the russian intelligentsia.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Карташев Николай Васильевич – доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики Государственного гуманитарно-технологического университета, г.Орехово-Зуево. E-mail: n-kartashev@mail.ruKartashev Nikolay Vasilievich – doctor of pedagogical science, professor, department of social pedagogy State humanitarian university of technology, Orekhovo-Zuyevo. E-mail: n-kartashev@mail.ru
Список исп. литературыСкрыть список
1. Арсеньев Г.И. В.А.Манассеин. 1841-1901 (Жизнь и деятельность). - М.: ГИМЛ,
1951. – C. 3 – 21.
2. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения /Под ред.Е.Н.Медынского.-
М.;Л.: Академия педагогических наук РСФСР, 1948. - 280 с.
3. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии.- М.:Наука, 1994. - 400
с.
4. Герд А.Я. Избранные педагогические труды.- М.: Академия педагогических наук
РСФСР, 1953. – С. 3 – 48.
79
5. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика,1986. -
356 с.
6. Лейкина-Свирская В.Р. Интеллигенция в России во второй половине ХIХ века. - М.:
Мысль, 1970. – С. 6 – 55.
7. Лесгафт П.Ф. О воспитании и обучении детей//История дошкольной педагогики:
Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов по спец. «Педагогика и психология ( дошк.)»
/М.Ф.Шабаева, В.А.Ротенберг, И.В.Чувашев и др.; Под ред. Л.Н.Литвина.- 2-е изд., дораб. -
М.: Просвещение, 1989. - С.204-210.
8. Марковников А.В. Подвижные игры на открытом воздухе, как метод физического
воспитания, и их постановка. - М., 1910. – С. 4 – 33.
9. Новолодская Е.Г. Проблема здоровья подрастающего поколения в истории зару-
бежного и отечественного образования // Педагог. Наука, технология, практика. - 1999. - №2.
- С.107-111.
10. Пирогов Н.И. Об учреждении гимнастического института. Избранные педагогиче-
ские сочинения./ Сост. А.Н.Алексюк, Г.Г.Савенок. – М.: Педагогика, 2005. - 496с.
11. С. Т.Шацкий: работа для будущего: Докум. повествование: Кн. для учителя /Сост.
В.И.Малинин, Ф.А.Фрадкин - М.: Просвещение, 1989. - 223с.
12. Семашко Н.А. Избранные произведения. - М., 1954. – С. 12 – 47.
13. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения - М. :Педагогика, 1989. - 542с.
14. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. – Т.2. – М.: Педагогика, 1988. – С. 5 –34.
Количество просмотров: 1427
Предыдущая статьяВлияние степ-аэробики и фитбол-гимнастики на развитиекоординационных способностей у детей 6-7 лет
Следующая статьяОсобенности применения тренажеров в тренировочномпроцессе со школьниками старших классов
Прямой эфир