Психиатрия Дневник психиатра (психиатрическая газета)
№02 2016

Лекарство от стресса – достижения и перспективы №02 2016

Номера страниц в выпуске:30-31
Афобазолу в этом году исполняется 10 лет, но этот юный «вундеркинд» продолжает удивлять нас. В чем же уникальность данного препарата, и почему нервные клетки все-таки восстанавливаются? Попытаемся ответить на эти вопросы. На сегодняшний день в группе противотревожных препаратов нет аналогичных молекул по сочетанию терапевтических свойств и профиля безопасности.
2016-07-06_15-25_Dn Psi 2 2016(Low).pdf(3).jpg
Отечественный препарат – это тот препарат, который создан на основе отечественной субстанции.
С.Б.Середенин

Афобазолу в этом году исполняется 10 лет, но этот юный «вундеркинд» продолжает удивлять нас. В чем же уникальность данного препарата, и почему нервные клетки все-таки восстанавливаются? Попытаемся ответить на эти вопросы. На сегодняшний день в группе противотревожных препаратов нет аналогичных молекул по сочетанию терапевтических свойств и профиля безопасности. Всемирной организацией здравоохранения Афобазолу присвоено международное непатентованное название – фабомотизол, а по результатам анализа проведенных доклинических и клинических исследований он был включен в Международную анатомо-терапевтическую классификацию лекарственных препаратов в группу противотревожных средств под кодом N05BX04. Это, безусловно, весьма важное, заслуженное и значимое событие не только для отечественной фармакологии, но и всей российской науки. Ведь речь идет о создании принципиально нового класса анксиолитиков – селективных небензодиазепиновых противотревожных препаратов, способных не просто оказывать прямое тормозящее действие на работу нейронов, а восстанавливать нормальное течение процессов торможения и возбуждения в ЦНС, в том числе за счет прямого нейропротекторного действия. 
Под длительным воздействием стрессовых факторов, ишемии, избыточного свободно-радикального окисления может происходить нарушение структур и функций нервных клеток, в том числе снижение чувствительности к медиаторам торможения. Преобладание процессов возбуждения над процессами торможения в ЦНС приводит к реализации таких симптомов, как повышенная/немотивированная тревожность, напряженность, раздражительность, беспокойство и т.п., которые могут сохраняться даже после завершения воздействия стрессового/повреждающего фактора. Уникальная формула Афобазола восстанавливает структуру рецепторов нервных клеток и их чувствительность к основному медиатору торможения в ЦНС – гамма-аминомасляной кислоте (ГАМК). При этом, в отличие от традиционных бензодиазепиновых транквилизаторов, Афобазол не оказывает прямого действия на ГАМК-рецепторы и поэтому не оказывает прямого тормозящего действия на работу нейронов. Афобазол активирует так называемый «ремонтный комплект» нейронов – сигма-1-рецепторы, расположенные в эндоплазматическом ретикулуме и регулирующие процессы восстановления структур и функций нервных клеток при воздействии различных повреждающих факторов.  
 Как рассказывал создатель Афобазола академик С.Б.Середенин, появлению препарата предшествовали проведенные в ФГБНУ «НИИ фармакологии им. В.В.Закусова» исследования по изучению механизмов формирования эмоционально-стрессовой реакции, в том числе роли рецепторов ГАМК. Выяснялось, почему у животных, рожденных в один день и выращенных в одних и тех же условиях, может возникать совершенно различная реакция на эмоционально-стрессовое воздействие – активная «беги или сражайся» или пассивная «затаись и умри». 
Как известно, даже однояйцевые близнецы различаются особенностями поведения и развития. В исследовании, недавно опубликованном австралийскими учеными из Центра Мердока (Мельбурн), различия в характере, а также в реакции на внешние раздражители у однояйцевых близнецов объясняются в первую очередь разным влиянием окружающей среды в процессе внутриутробного развития и особенностями питания в первые месяцы жизни. Изучение полученных из плаценты проб показало, что структура ДНК у однояйцевых близнецов является абсолютно одинаковой, они обладают одинаковыми наборами генов, определяющих их развитие, внешний вид, и которые, казалось бы, должны определять их поведение. Однако оказалось, что экспрессия генов у однояйцевых близнецов является различной, не было выявлено ни одного случая одинаковой экспрессии генов. Результатом различной экспрессии и становятся наблюдаемые отличия в развитии, характере и поведении.
При изучении различий в эмоционально-стрессовых реакциях у животных была установлена важная роль изменения связывающей способности ГАМК-рецепторов. Наши ученые развивали эту идею, потому что становилось ясно, что снижение связывания ГАМК с рецептором хорошо объясняет механизм возникновения реакции страха. И поэтому следующим шагом стали поиски соединения, способного предотвращать снижение рецепции и восстанавливать связывание ГАМК с рецепторами. Разработанное соединение обладало выраженным противотревожным эффектом. Кроме того, был обнаружен целый спектр нейропротекторных свойств (направленных на защиту нейронов от повреждений и их восстановление после воздействия повреждающих факторов), потом ученые расширили это понятие до цитопротекторных свойств (т.е. защищающих клетку). И самое главное, что цито- и нейропротекторные эффекты, установленные в собственных экспериментах, подтверждены нашими американскими коллегами, которые тоже проводили исследования Афобазола на разных экспериментальных моделях. 
«Я думаю, – говорит С.Б.Середенин, – это один из редких случаев, когда западные специалисты изучают русский препарат. Они тоже нашли зависимость протекторных свойств Афобазола от сигма-1-рецептора. Это очень важно».
Показано, что при моделировании инсульта введение Афобазола способствует сокращению объема ишемического поражения и уменьшению неврологического дефицита. На моделях ишемического поражения миокарда введение Афобазола не только стимулировало репаративные процессы  в миокарде и уменьшало площадь ишемического поражения, но и препятствовало постинфарктному ремоделированию левого желудочка. При дальнейших исследованиях было установлено, что при алкогольной кардиомиопатии Афобазол предотвращает развитие дистрофических изменений в миокарде. При введении Афобазола беременным животным, подвергнутым воздействию алкоголя и/или табачного дыма, цитопротекторное действие Афобазола проявлялось в профилактике возникновения цитотоксических поражений плода. Дальнейшее развитие препарата как нейро- и цитопротектора еще впереди, но уже сейчас можно утверждать, что нервные клетки все-таки восстанавливаются. И это позволяет нам верить в то, что наступает начало новой инновационной эры в психофармакологии – эры восстановления нервных клеток. Судя по тому, какая творческая атмосфера царит в ФГБНУ «НИИ фармакологии им. В.В.Закусова» (а я неоднократно бывал в его прекрасно оснащенных лабораториях), с каким энтузиазмом работают исследователи всех возрастов и рангов, в этом можно не сомневаться.
«Я абсолютно убежден в том, – рассказал мне С.Б.Середенин, – что единственный способ делать науку, который может привести к продукту, – это организация программно-целевых исследований. И у нас практически любая идея, которая приходит в голову, может в разные "головы" прийти: и "химическую", и "фармакологическую", и "биохимическую". Однако эта идея формулируется, в итоге появляются соединения или соединение, над которым начинает работать весь институт. И все здесь заинтересованы в конечном итоге. И общая идея, которая охватывает институт, а может и несколько идей приходить, позволяет, что называется, иметь хороший оркестр, который слаженно работает. Понимаете, ошибка многих институтов в том, что они представляют собой мозаику лабораторий, каждая из которых сама по себе. У нас все лаборатории включены в решение единой для института задачи», – заключил академик.
Важно отметить, что клиническое изучение Афобазола подтвердило данные, полученные в эксперименте. При клинически выраженных тревожных расстройствах на терапию Афобазолом успешно отвечали 90% пациентов. Показано, что применение препарата приводит к редукции как психических, так и соматических проявлений тревоги, способствует снижению личностной и реактивной тревожности. При применении у пациентов с тревожными расстройствами на фоне сердечно-сосудистых заболеваний Афобазол не только снижал выраженность тревоги, но и повышал эффективность антиангинальной, антигипертензивной и антиаритмической терапии. Проведение повторных курсов терапии Афобазолом в течение 1,5 лет у пациентов с артериальной гипертензией и тревогой приводило к снижению частоты госпитализаций по сердечно-сосудистым показаниям в 3 раза. 
2016-07-06_15-25_Dn Psi 2 2016(Low).pdf(4).jpg
У пациентов с фибрилляцией предсердий и повышенной тревожностью применение Афобазола приводило к снижению частоты пароксизмов на 33% и укорочению эпизодов аритмии.
Важно отметить, что хотя Афобазол не вызывает дневной сонливости, он способен нормализовывать сон, нарушенный тревогой. В исследовании у пациентов с нарушениями сна неорганической природы прием Афобазола в дозе 20 мг за 30–40 мин до сна приводил к улучшению сна в 73% случаев: отмечены уменьшение времени засыпания, частоты ночных пробуждений, повышение качества утренних пробуждений и индекса эффективности сна, а также улучшение самочувствия в дневное время с нормализацией способности к концентрации внимания. Улучшение сна на фоне приема Афобазола также отмечалось у 70% больных, испытывавших эмоциональный стресс и страдавших невротическими расстройствами с выраженными симптомами вегетативной дистонии, при этом наблюдалось уменьшение проявлений вегетативной дисфункции у 89% пациентов, при снижении уровня тревоги в 2 раза. 
При применении в гинекологической практике Афобазол уменьшал выраженность  климактерического синдрома у женщин с проявлениями социальной дезадаптации и выраженными психо-эмоциональными симптомами в 2 раза (на 53%). Афобазол способен купировать или значительно ослаблять вегетативно-сосудистые (в том числе ночные «приливы»), астенические и тревожно-депрессивные проявления климактерического синдрома.
При легочных заболеваниях Афобазол уменьшал выраженность сопутствующих тревоге депрессивных проявлений: у пациентов с артериальной гипертензией и бронхиальной астмой показатели тревоги нормализовались у 75% пациентов, а сопутствующей депрессии – у 50% пациентов. При этом включение Афобазола в комплексную терапию улучшало контроль бронхиальной астмы, способствуя более выраженному уменьшению частоты эпизодов удушья.
В гастроэнтерологии Афобазол также показал свою эффективность у пациентов с синдромом раздраженного кишечника и повышенным уровнем тревоги, уменьшая выраженность симптомов со стороны ЖКТ в 1,6 раза, болевого синдрома – в 3 раза, тревоги – в 5,4 раза. Включение Афобазола в комплексную терапию позволило прервать длительно текущее обострение в 75% случаев.
Подчеркнем, что помимо кардиологической и неврологической практики Афобазол эффективен в терапии вегетативных проявлений тревоги и дезадаптации у больных общесоматической практики. За 10 лет препарат был исследован в разных областях медицины: кардиологии, неврологии, пульмонологии, дерматологии, гастроэнтерологии, гинекологии и, конечно же, психиатрии. В исследованиях приняли участие около 5 тысяч пациентов, было опубликовано более 80 научных работ. Очевидно, что основная сфера использования Афобазола – вне психиатрических учреждений, однако в амбулаторной практике психиатра он находит самое широкое применение. Очень важно, что препарат не вызывает привыкания и зависимости, дневной сонливости и слабости, не нарушает память и внимание. Именно благоприятный профиль безопасности, подтвержденный многочисленными исследованиями и результатами применения в клинической практике, позволил присвоить препарату безрецептурный статус и сделать его доступным для пациентов. А подтвержденная эффективность при широком спектре нозологий позволяет повысить эффективность терапии и улучшить качество жизни пациентов, у которых соматические заболевания сопровождаются психоэмоциональными нарушениями.
Список исп. литературыСкрыть список
Количество просмотров: 1793
Предыдущая статьяОбзор применения препарата Церебрум композитум Н в терапии психических заболеваний
Следующая статьяШкола молодых ученых, посвященная вопросам детской и подростковой психофармакологии
Прямой эфир