Клинический разбор в общей медицине №4 2022

Определение уровня тревоги у больных COVID-19

Аннотация В ноябре 2019 г. впервые была зарегистрирована новая коронавирусная инфекция COVID-19, вызываемая коронавирусом SARS-CoV-2. Всемирная организация здравоохранения 11 марта 2020 г. объявила о начале пандемии, которая затронула практически все сферы нашей повседневной жизни, спровоцировав параллельно идущую эпидемию тревожных и депрессивных реакций. На фоне продолжающейся пандемии COVID-19 тема ментального благополучия остается одной из актуальных и острых в системе общественного здоровья и здравоохранения. Из-за широкого распространения новой коронавирусной инфекции, ее высокой контагиозности и нейротоксичности в зоне риска возникновения проблем с психическим здоровьем оказались даже те, кто ранее никогда не обращался с жалобами к врачам данной медицинской отрасли. Ключевые слова: пандемия, новая коронавирусная инфекция, COVID-19, тревога, психическое здоровье. Для цитирования: Касьянова Ю.А. Определение уровня тревоги у больных COVID-19. Клинический разбор в общей медицине. 2022; 4: 29–31. DOI: 10.47407/kr2022.3.4.00147
Determining the level of anxiety in patients with COVID-19

Julia A. Kasyanova

Abstract
In November 2019, a novel coronavirus infection, COVID-19, caused by SARS-CoV-2, was first reported. On March 11, 2020, the World Health Organization announced the beginning of a pandemic that has affected almost all areas of our daily lives, provoking a parallel epidemic of anxiety and depressive reactions. Against the backdrop of the ongoing COVID-19 pandemic, the topic of mental well-being remains one of the most relevant and acute in the public health and healthcare system. Due to the wide spread of a new coronavirus infection, its high contagiousness and neurotoxicity, even those who have never previously complained to doctors in this medical industry are at risk of mental health problems.
Key words: pandemic, coronavirus infection, COVID-19, anxiety, mental health.
For citation: Kasyanova J.A. Determining the level of anxiety in patients with COVID-19. Clinical review for general practice. 2022; 4: 29–31. DOI: 10.47407/kr2022.3.4.00147

В ноябре 2019 г. впервые была зарегистрирована новая коронавирусная инфекция COVID-19, вызываемая коронавирусом SARS-CoV-2, которая начала свое распространение с г. Ухань, КНР, но вскоре охватила весь мир [1]. Всемирная организация здравоохранения 11 марта 2020 г. объявила о начале пандемии.  В Российской Федерации по состоянию на конец октября 2022 г. данным заболеванием переболели 21 млн человек, умерли – более 380 тыс. Сдерживание распространения SARS-CoV-2 привело к введению жестких ограничений: самоизоляция, социальное дистанцирование, перевод на удаленную трудовую деятельность и дистанционное обучение, запрет на проведение развлекательных культурно-массовых мероприятий, обязательное ношение масок. Особый урон психике наносит наличие негативной, зачастую запугивающей, информации в средствах массовой информации. В связи с этим отмечается рост расстройств тревожно-депрессивного спектра, которые доказаны многочисленными проведенными исследованиями [2]. Стоит обратить внимание, что пандемия COVID-19 повлекла за собой увеличение количества психических расстройств не только у людей со склонностью к подобным заболеваниям, но и у значительной массы населения, которая не сталкивалась с этой проблемой ранее [3].
Наиболее часто среди жителей стран с высоким уровнем распространения вирусной инфекции отмечается увеличение числа случаев постановки следующих диагнозов (по МКБ-10): депрессивный эпизод различной степени тяжести, генерализованное тревожное расстройство, паническое расстройство, ОКР, посттравматическое стрессовое расстройство. Все перечисленные диагнозы могут повышать риск суицидального поведения, что является одним из показателей уровня и качества жизни населения. Несмотря на исследования по изучению психических нарушений при COVID-19, до настоящего времени остаются неясными и спорными вопросы их патогенеза. Многие исследователи в своих работах связывают причины развития психических расстройств в клинике COVID-19 непосредственно со стрессовыми факторами [4–6], в других работах, свидетельствующих о неврологических нарушениях, вызванных COVID-19, психические расстройства рассматриваются авторами как следствие органической патологии головного мозга [7].
Во времена эпидемии испанского гриппа (1918–1919 гг.) отмечался резкий всплеск постэнцефалического  паркинсонизма [8], что доказывает факт влияния не связанных с центральной нервной системой инфекций на развитие нервно-психических нарушений. SARS-CoV-2 также является нейротропным и клинически нейротоксичным, а заражение COVID-19 не ограничивается инфекцией дыхательных путей, вызывая различные неврологические расстройства, влекущие за собой психопатологические синдромы. Помимо самого заболевания, особую опасность в себе несет так называемый постковидный синдром. В одном из проведенных исследований установлено, что среди итальянских пациентов, находившихся в стационаре, через 2 мес после начала заболевания у 53% отмечалась усталость, у 43% – одышка и у 22% – боль в груди [9]. Согласно данным S.J. Halpin и соавт., через 4–8 нед от начала заболевания наиболее распространенной жалобой была повышенная утомляемость (72%), затем шли одышка (65,6%) и эмоциональные нарушения (46,9%) [10]. Разнообразие симптомов и варьирование степени выраженности обусловливает необходимость долечивания, проведения медикаментозной и физической реабилитации, включая проведение психотерапии для коррекции психического состояния. В связи с изложенным в сложившейся ситуации все категории населения нуждаются в более пристальном внимании со стороны медицинского персонала, включая проведение санитарно-просветительной и психообразовательной работы. Пациенты должны получать объективную информацию в доступной для понимания форме.  Цель исследования: оценить возможность вируса SARS-CoV-2 негативно влиять на центральную нервную систему и приводить к возникновению тревожных расстройств.
рис 1 2 ст 5.JPGЗадачи:
1. Определение уровня тревоги у больных COVID-19 по шкале тревоги Бека.
2. Выявление наиболее распространенных физиологических и эмоционально-поведенческих симптомов тревоги у больных новой коронавирусной инфекцией.
Метод исследования. В ходе научно-исследовательской работы проводилось анонимное тестирование пациентов, страдающих COVID-19, на симптомы тревожных расстройств. Всего были опрошены 117 пациентов ковидного госпиталя в возрасте от 18 до 75 лет, из которых 54 мужчины и 63 женщины соответственно.  Для изучения уровня тревоги применялась шкала Бека, которая включает в себя 21 утверждение. Ответы интерпретируются следующим образом: результат  со значением до 21 балла включительно свидетельствует о незначительном уровне тревоги; значение 
от 22 до 35 баллов означает среднюю выраженность тревоги; значение выше 36 баллов (при максимуме  в 63 балла) – высокий уровень тревоги. У анкетируемых лиц в возрастном промежутке от 18 до 24 лет вне зависимости от пола отмечается низкий уровень тревоги (по результатам тестирования – в 100% случаев). Пациенты данного возраста чаще получают амбулаторное лечение, что говорит о более легком течении болезни и менее негативном влиянии SARS-CoV-2  на центральную нервную систему. Наиболее распространенной жалобой психологического характера являлась неспособность расслабиться.
В возрастном промежутке от 25 до 44 лет у мужчин в 88% случаев также наблюдается низкий уровень тревоги, и лишь у 12% пациентов – высокий уровень (рис. 1). 
У женщин данного возрастного интервала низкий уровень стресса встречается в 80% случаев, средний/высокий уровень – по 10% для каждого значения. У мужчин выявлены такие наиболее распространенные симптомы, как физическое недомогание, головокружение, приливы жара, нарушения в работе желудочно-кишечного тракта, которые можно отнести к соматическим проявлениям заболевания, а также эмоциональная напряженность и неспособность расслабиться. У женщин обнаруживаются расстройства настроения в виде его переменчивости, раздражительности, нервном напряжении.
В возрастном промежутке от 45 до 65 лет у 83% мужчин выявлен низкий уровень тревоги, средний – в 13% случаев, высокий – в 4% случаев. У женщин данного возрастного интервала низкий уровень тревоги соответствует 59%, средний уровень тревоги – 26%, высокий уровень – 15%. Наиболее часто среди мужчин выявляется расстройство сна: трудности при засыпании, кошмарные сновидения, онемения конечностей, чувство напряженности и страха; у женщин – сердцебиение, головокружение, чувство жара (не лихорадочного генеза). У мужчин старше 65 лет низкий уровень тревоги отмечается в преобладающем большинстве случаев. У женщин (рис. 2) данного возрастного интервала этот показатель несколько хуже: низкий уровень тревоги встречается в 82%, средний – у 13% опрошенных. Из основных симптомов отмечаются: чувство жара, головокружение, страхи, в том числе одиночества, различные нарушения сна. 

Выводы
1. Вирус SARS-CoV-2 является нейротоксичным, что способно приводить к различным неврологическим расстройствам, влекущим за собой психопатологические синдромы: тревожно-депрессивные расстройства, астено-невротические состояния, нарушения сна.
2. Относительно низкий уровень тревоги в различных половозрастных группах может быть связан с пребыванием в круглосуточном стационаре, наблюдением за состоянием здоровья со стороны медицинских работников, и, как следствие, возникающим ощущением безопасности и защищенности. 
3. Основными факторами риска развития тревожных состояний у пациентов, страдающих COVID-19, являются обеспокоенность здоровьем, чувство одиночества, излишняя информационная нагрузка, исходящая из средств массовой информации, дезинформация о данном заболевании, а также недоверие к специалистам области здравоохранения.
4. Пациенты, переболевшие COVID-19, зачастую продолжают испытывать неприятные симптомы после 
выздоровления. Данное состояние носит название 
«постковидный синдром» и проявляется в виде астении, эмоциональной лабильности, когнитивных нарушений. Учитывая данный факт, необходимо отметить значимость оказания психолого-психиатрической 
помощи на различных этапах заболевания, включая 
период реабилитации.




Касьянова Юлия Александровна – врач-психиатр, ГБУ РС (Я) «ЯРПНД». E-mail: yulichka_k@bk.ru
Julia A. Kasyanova – Psychiatrist, Yakutsk Republican Neuropsychiatric Dispensary. E-mail: yulichka_k@bk.ru

Статья поступила в редакцию / The article received: 25.10.2022
Статья принята к печати / The article approved for publication: 27.10.2022


Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Conflict of interests. The author declares that there is not conflict of interests.

Список исп. литературыСкрыть список
1. Chan JF-W, Yuan S, Kok KH et al. A familial cluster of pneumonia associated with the 2019 novel coronavirus indicating person-to-person transmission: a study of a family cluster. Lancet 2020; 395 (10223): 514–23. DOI: 10.1016/S0140-6736(20)30154-9
2. Камхен В.Б., Калиева Д.А., Нурализода М. Ассоциация расстройств тревожно-депрессивного спектра и качества жизни трудоспособного населения в контексте COVID-19. Вестник КазНМУ. 2021; 1.
[Kamkhen V.B., Kalieva D.A., Nuralizoda M. Assotsiatsiia rasstroistv trevozhno-depressivnogo spektra i kachestva zhizni trudosposobnogo naseleniia v kontekste COVID-19. Vestnik KazNMU. 2021; 1 (in Russian).]
3. Сорокин М.Ю., Касьянов Е.Д., Рукавишников Г.В. и др. Психологические реакции населения как фактор адаптации к пандемии COVID-19. Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 2020; 2: 87–94. DOI: 10.31363/2313-7053-2020-2-87-94
[Sorokin M.Iu., Kas'ianov E.D., Rukavishnikov G.V. et al. Psikhologicheskie reaktsii naseleniia kak faktor adaptatsii k pandemii COVID-19. Obozrenie psikhiatrii i meditsinskoi psikhologii im. V.M. Bekhtereva. 2020; 2: 87–94. DOI: 10.31363/2313-7053-2020-2-87-94 (in Russian).]
4. Агамагомедова И.Н., Банников Г.С., Кещян К.Л. и др. Психические реакции и нарушения поведения у лиц с COVID-19: методические указания. М.: НМИЦ психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского, 2020.
[Agamagomedova I.N., Bannikov G.S., Keshchian K.L. et al. Psikhicheskie reaktsii i narusheniia povedeniia u lits s COVID-19: metodicheskie ukazaniia. Moscow: NMITs psikhiatrii i narkologii im. V.P. Serbskogo, 2020 (in Russian).]
5. Осколкова С.Н. Амбулаторные случаи психических нарушений в период коронавирусной пандемии COVID-19. Психиатрия. 2020; 18 (3): 49–57. DOI: 10.30629/2618-6667-2020-18-3-49-57
[Oskolkova S.N. Ambulatornye sluchai psikhicheskikh narushenii v period koronavirusnoi pandemii COVID-19. Psikhiatriia. 2020; 18 (3): 49–57. DOI: 10.30629/2618-6667-2020-18-3-49-57 (in Russian).]
6. Krendl AC, Perry Brea L. The Impact of Sheltering in Place During the COVID-19 Pandemic on Older Adults’ Social and Mental Well-Being. J Gerontol: Series B 2020. DOI: 10.1093/geronb/gbaa110
7. Новикова Л.Б. и др. Неврологические и психические расстройства, ассоциированные с COVID-19. Артериальная гипертензия. 2020; 26(3): 317–26. DOI: 10.18705/1607-419Х-2020-26-3-317-326
[Novikova L.B. et al. Nevrologicheskie i psikhicheskie rasstroistva, assotsiirovannye s COVID-19. Arterial'naia gipertenziia. 2020; 26(3): 317–26. DOI: 10.18705/1607-419Kh-2020-26-3-317-326 (in Russian).]
8. McCall S, Vilensky JA, Gilman S, Taubenberger JK. The relationship between encephalitis lethargica and influenza: A critical analysis. J Neurovirol 2008; 14: 177–85.
9. Chan AT, Drew DA, Nguyen LH et al. Spector T; COPE Consortium. The COronavirus Pandemic Epidemiology (COPE) Consortium: a call to action. Cancer Epidemiol Biomarkers Prev 2020; 29 (7): 1283–9.
10. Halpin SJ, McIvor C, Whyatt G et al. Postdischarge symptoms and rehabilitation needs in survivors of COVID-19 infection: a cross-sectional evaluation. J Med Virology 2021; 93 (2): 1013–22.
Количество просмотров: 491
Предыдущая статьяРоль клинического психолога в коррекции психосоматических расстройств
Следующая статьяОпыт лечения депрессии у пациента, перенесшего коронавирусную инфекцию
Прямой эфир