Психиатрия Психические расстройства в общей медицине
Психиатрия Психические расстройства в общей медицине
№03 2008
Рецензия на монографию П.И.Сидорова, А.В.Парнякова "Клиническая психология" №03 2008
Номера страниц в выпуске:59-60
Современная ситуация развития медицинской психологии характеризуется расширением функций психолога. Соответственно повышаются требования к практикующему психологу как к междисциплинарному специалисту, ориентирующемуся не только в узкой области собственных научных интересов, но и знакомому с широким кругом межклинических вопросов, включающих как смежные области психологии (возрастная, социальная, психология личности и др.), так и клиническую сферу психосоматической медицины.
Современная ситуация развития медицинской психологии характеризуется расширением функций психолога. Соответственно повышаются требования к практикующему психологу как к междисциплинарному специалисту, ориентирующемуся не только в узкой области собственных научных интересов, но и знакомому с широким кругом межклинических вопросов, включающих как смежные области психологии (возрастная, социальная, психология личности и др.), так и клиническую сферу психосоматической медицины. Рецензируемая книга представляет собой третье, переработанное и дополненное издание руководства, уже объем которого (около 900 страниц) свидетельствует о его фундаментальности. Аннотированная как учебник для вузов книга позволяет не только студентам, но и специалистам ознакомиться с основными теоретическими достижениями и практическими разработками, касающимися широкого спектра проблем психологической науки.
Книга состоит из 35 глав, объединенных в 8 разделов, посвященных различным аспектам клинической психологии.
Вводный раздел этого учебно-методического труда освещает такие проблемы, как объект и предмет психологии, методы и методология исследования и основы психофизиологии. Эти знания являются базовыми и необходимы для дальнейшего понимания особенностей функционирования психики и личности.
Второй раздел содержит информацию о психических процессах и состояниях личности: ощущении и восприятии, памяти, мышлении, воображении, речи, эмоциях, волевых процессах, внимании и сознании. Кроме описания закономерностей протекания и нарушения когнитивных процессов, затронуты вопросы методов исследования этих феноменов.
Третий и четвертый разделы посвящены вопросам персонологии. Здесь рассматриваются также основные понятия психологии личности и теоретические концепции.
В пятом разделе обсуждаются вопросы возрастных особенностей психики личности и другие аспекты возрастной клинической психологии.
Психология человеческих взаимоотношений рассматривается в разделе 6, в котором освещены основные вопросы социальной психологии.
Обширный охват целого спектра направлений психологической науки, представленный в учебнике, бесспорно полезен и позволяет читателю, прежде чем перейти к углубленному изучению того или иного вопроса, получить представление о разных областях психологии.
Для аудитории настоящего журнала, включающей преимущественно клиницистов, медицинских психологов и специалистов, интересующихся вопросами психосоматической медицины, наибольший интерес, безусловно, представляет раздел 7, посвященный проблеме взаимодействия личности и болезни. В нем содержится информация о психогенных, психосоматических и соматических заболеваниях, актуальные вопросы психологии умирания и суицидального поведения.
Сформулированные авторами представления о взаимодействии личности и болезни при ряде психосоматических расстройств опираются на обширные материалы, приводимые в литературе, посвященной этой области психологии. Тем не менее эта глава не в полной мере отражает достижения современной клинической психосоматики по целому ряду вопросов.
В частности, неполным представляется освещение проблемы психосоматических взаимосвязей в историческом аспекте; рассматриваемые в книге модели интрапсихического конфликта сформулированы либо на основе психодинамического подхода, позволяющего интерпретировать соматическую болезнь в узких рамках символической реализации конфликта, либо на концепции личностной специфичности, акцентирующей вопросы совокупности личностных свойств, предпочтительных для возникновения тех или иных психосоматических симптомов. При этом обширная литература, содержащая критический анализ указанных направлений (в частности, полемика, связанная с моделью психосоматической специфичности, предлагаемой Ф.Данбар), не привлекает внимания авторов.
Процесс возникновения психосоматического синдрома в симптомогенезе рассматривается авторами на модели стресса как типичного ситуационного ответа на нагрузку в свете “неспецифической” роли психосоциальных факторов.
Вызывает также сомнения правомерность рассмотрения модели алекситимии в ряду теорий стресса как неспецифического ответа организма на вредоносное воздействие, поскольку концепция алекситимии постулирует существование характерных черт личности, обусловливающих предрасположенность к развитию психосоматических расстройств, – личность со специфическим когнитивно-коммуникативным стилем (De M\'Uzan, P.Marty, 1977; P.Sifneos, Н.Nemiah, 1973) и дефицитом регуляторных механизмов, ответственных за недостаточность эмоциональной, телесной саморегуляции, несформированность смысловых структур, бедность мотивационной сферы (В.В.Николаева, 1976, 1987, 1995). Представляется, что концепция алекситимии может быть сопоставлена в большей степени с моделью специфического “соматического стиля” (A.Barsky, 1979, 1983, 1990), чем с предложенным авторами представлением о роли копинг-механизмов в генезе соматического симптома.
Следует также отметить, что изложенные в книге гипотезы психосоматической специфичности и неспецифические стрессовые модели не отражают всех направлений изучения проблемы генеза психосоматического симптома и оставляют за рамками анализа интегративные концепции, имеющие различную теоретико-методологическую базу, но рассматривающие не изолированные психосоматические характеристики субъекта или патогенные внешние факторы, а проблему нарушения взаимодействия субъекта с окружающим миром. Общим для этого типа моделей является представление о болезни как нарушении адаптации, при котором со стороны субъекта выявляется дефицит адаптивных способностей, со стороны внешних факторов – ситуации, требующие активного приспособления к окружающему миру. В качестве типичных интегративных моделей могут рассматриваться биопсихосоциальная модель уровневых систем (Th.Жexkull, W.Wesiak, 1908; медицинская антропология V.Weizsecker, 1954; теория распада биологического приспособления H.Weiner, 1979, 1981).
Представляются дискутабельными и не в полной мере отражающими современные достижения в этой области и сформулированные в главе 30 положения о внутренней картине болезни и психологии телесности. В частности, при рассмотрении психологии телесности авторы ограничиваются изложением ранних концепций В.Райха, Ф.Александера и др., безусловно, являющихся основоположниками этого направления, однако практически не затрагиваются исследования отечественной школы, проводимые в рамках культурно-исторической концепции и феноменологического направления (А.Ш.Тхостов, 1989, 1990, 1991, 1993, 1994, 2002; В.В.Николаева, 1987, 1991; Е.Т.Соколова, 1985, 1989, 1995; Г.Е.Рупчев, 1997, 1998, 1999, 2001; О.Г.Мотовилин, 2001, 2004 и др.). Несмотря на то что в тексте встречаются упоминания о знаково-символическом опосредовании телесных функций, проблемы означивания телесного симптома, категоризации телесного опыта, особенно существенные при исследованиях вопроса взаимоотношений личности и психосоматической болезни, авторами не рассматриваются. Кроме того, вопросы соматогений не отражают концептуальных представлений по этой проблеме, в частности не затрагивается модель K.BonhЪeffer, представление о нозогенных реакциях ограничивается “количественными” показателями и формулируется в категориях гипернозогнозии – гипонозогнозии без вскрытия проблемы своеобразия нозогенных реакций в зависимости от преморбидных особенностей личности и характера соматической болезни; не рассматривается и проблема развитий личности в ситуации хронической соматической болезни.
С учетом приведенных соображений следует отметить, что для специалистов, ориентированных на работу в области психосоматики, рецензируемое руководство может служить лишь отправной точкой для изучения вопросов психосоматической медицины и должно быть дополнено изучением специальной литературы, включая и рекомендованный в книге список (этот список завершает издание).
Восьмой раздел книги посвящен психологии лечебного процесса и содержит теоретическую и практическую информацию о повседневной врачебной деятельности, а также ряд вопросов, касающихся психологических аспектов психотерапии. Кроме того, данный раздел содержит главу, посвященную вопросам превентологии в медицинской психологии.
Важно отметить, что построение учебника изменено за счет введения в каждую главу нового (по сравнению с предыдущими изданиями) параграфа “Краткое содержание и выводы”, что, безусловно, способствует лучшему усвоению изложенной в книге информации. Кроме того, к достоинствам работы можно отнести включение в главы примеров использования психодиагностических методик, позволяющих верифицировать рассматриваемые психологические феномены. Такое решение эвристично и позволяет создавать комплексную картину каждого из выявляемых феноменов. Книга может быть полезна для широкого круга специалистов, работающих в сфере психического и соматического здоровья.
Книга состоит из 35 глав, объединенных в 8 разделов, посвященных различным аспектам клинической психологии.
Вводный раздел этого учебно-методического труда освещает такие проблемы, как объект и предмет психологии, методы и методология исследования и основы психофизиологии. Эти знания являются базовыми и необходимы для дальнейшего понимания особенностей функционирования психики и личности.
Второй раздел содержит информацию о психических процессах и состояниях личности: ощущении и восприятии, памяти, мышлении, воображении, речи, эмоциях, волевых процессах, внимании и сознании. Кроме описания закономерностей протекания и нарушения когнитивных процессов, затронуты вопросы методов исследования этих феноменов.
Третий и четвертый разделы посвящены вопросам персонологии. Здесь рассматриваются также основные понятия психологии личности и теоретические концепции.
В пятом разделе обсуждаются вопросы возрастных особенностей психики личности и другие аспекты возрастной клинической психологии.
Психология человеческих взаимоотношений рассматривается в разделе 6, в котором освещены основные вопросы социальной психологии.
Обширный охват целого спектра направлений психологической науки, представленный в учебнике, бесспорно полезен и позволяет читателю, прежде чем перейти к углубленному изучению того или иного вопроса, получить представление о разных областях психологии.
Для аудитории настоящего журнала, включающей преимущественно клиницистов, медицинских психологов и специалистов, интересующихся вопросами психосоматической медицины, наибольший интерес, безусловно, представляет раздел 7, посвященный проблеме взаимодействия личности и болезни. В нем содержится информация о психогенных, психосоматических и соматических заболеваниях, актуальные вопросы психологии умирания и суицидального поведения.
Сформулированные авторами представления о взаимодействии личности и болезни при ряде психосоматических расстройств опираются на обширные материалы, приводимые в литературе, посвященной этой области психологии. Тем не менее эта глава не в полной мере отражает достижения современной клинической психосоматики по целому ряду вопросов.
В частности, неполным представляется освещение проблемы психосоматических взаимосвязей в историческом аспекте; рассматриваемые в книге модели интрапсихического конфликта сформулированы либо на основе психодинамического подхода, позволяющего интерпретировать соматическую болезнь в узких рамках символической реализации конфликта, либо на концепции личностной специфичности, акцентирующей вопросы совокупности личностных свойств, предпочтительных для возникновения тех или иных психосоматических симптомов. При этом обширная литература, содержащая критический анализ указанных направлений (в частности, полемика, связанная с моделью психосоматической специфичности, предлагаемой Ф.Данбар), не привлекает внимания авторов.
Процесс возникновения психосоматического синдрома в симптомогенезе рассматривается авторами на модели стресса как типичного ситуационного ответа на нагрузку в свете “неспецифической” роли психосоциальных факторов.
Вызывает также сомнения правомерность рассмотрения модели алекситимии в ряду теорий стресса как неспецифического ответа организма на вредоносное воздействие, поскольку концепция алекситимии постулирует существование характерных черт личности, обусловливающих предрасположенность к развитию психосоматических расстройств, – личность со специфическим когнитивно-коммуникативным стилем (De M\'Uzan, P.Marty, 1977; P.Sifneos, Н.Nemiah, 1973) и дефицитом регуляторных механизмов, ответственных за недостаточность эмоциональной, телесной саморегуляции, несформированность смысловых структур, бедность мотивационной сферы (В.В.Николаева, 1976, 1987, 1995). Представляется, что концепция алекситимии может быть сопоставлена в большей степени с моделью специфического “соматического стиля” (A.Barsky, 1979, 1983, 1990), чем с предложенным авторами представлением о роли копинг-механизмов в генезе соматического симптома.
Следует также отметить, что изложенные в книге гипотезы психосоматической специфичности и неспецифические стрессовые модели не отражают всех направлений изучения проблемы генеза психосоматического симптома и оставляют за рамками анализа интегративные концепции, имеющие различную теоретико-методологическую базу, но рассматривающие не изолированные психосоматические характеристики субъекта или патогенные внешние факторы, а проблему нарушения взаимодействия субъекта с окружающим миром. Общим для этого типа моделей является представление о болезни как нарушении адаптации, при котором со стороны субъекта выявляется дефицит адаптивных способностей, со стороны внешних факторов – ситуации, требующие активного приспособления к окружающему миру. В качестве типичных интегративных моделей могут рассматриваться биопсихосоциальная модель уровневых систем (Th.Жexkull, W.Wesiak, 1908; медицинская антропология V.Weizsecker, 1954; теория распада биологического приспособления H.Weiner, 1979, 1981).
С учетом приведенных соображений следует отметить, что для специалистов, ориентированных на работу в области психосоматики, рецензируемое руководство может служить лишь отправной точкой для изучения вопросов психосоматической медицины и должно быть дополнено изучением специальной литературы, включая и рекомендованный в книге список (этот список завершает издание).
Восьмой раздел книги посвящен психологии лечебного процесса и содержит теоретическую и практическую информацию о повседневной врачебной деятельности, а также ряд вопросов, касающихся психологических аспектов психотерапии. Кроме того, данный раздел содержит главу, посвященную вопросам превентологии в медицинской психологии.
Важно отметить, что построение учебника изменено за счет введения в каждую главу нового (по сравнению с предыдущими изданиями) параграфа “Краткое содержание и выводы”, что, безусловно, способствует лучшему усвоению изложенной в книге информации. Кроме того, к достоинствам работы можно отнести включение в главы примеров использования психодиагностических методик, позволяющих верифицировать рассматриваемые психологические феномены. Такое решение эвристично и позволяет создавать комплексную картину каждого из выявляемых феноменов. Книга может быть полезна для широкого круга специалистов, работающих в сфере психического и соматического здоровья.
Список исп. литературыСкрыть список
15 сентября 2008
Количество просмотров: 1313