Психиатрия Всемирная психиатрия
№01 2013

Не причиняем ли мы вред упущением? Обращение к религиозности психически больных №01 2013

Номера страниц в выпуске:36-37
Основным препятствием в лечении психически больных в прежние времена было предубеждение, которое было связанное с собственными религиозными взглядами врача. Религиозные лидеры для лечения психических заболеваний использовали экзорцизм [изгнание нечистой силы], часто применяя при этом жестокие, грубые и варварские методы.
Основным препятствием в лечении психически больных в прежние времена было предубеждение, которое было связанное с собственными религиозными взглядами врача. Религиозные лидеры для лечения психических заболеваний использовали экзорцизм [изгнание нечистой силы], часто применяя при этом жестокие, грубые и варварские методы. Они полагали, что одержимость демоном является главной причиной психического заболевания. В наши дни мы встречаемся с проблемами противоположного характера. Врачи вообще не обращаются при лечении расстройств психики к проблеме религиозности, чтобы не навязывать свои религиозные взгляды пациенту. Подобный подход также может наносить вред, учитывая то, что в заболевание бывает часто вовлечен духовный компонент. Мы, как медицинские сотрудники, имеющие прямое отношение к духовности, должны попытаться достигнуть сбалансированного отношения к этому вопросу.
Роль религии может восприниматься по-разному психиатрами и их пациентами (1). Психиатры являются часто менее религиозными, чем их пациенты, и могут не принимать во внимание насколько ценной является религия для пациента, когда он пытается справиться с болезнью. Кроме того, психиатры могут воспринимать саму религию через призму патологических проявлений у больных с религиозным бредом, что может сформировать предубеждение против религии как терапевтического ресурса. В-третьих, психиатры могут сосредоточиться на биологических аспектах психического заболевания и могут рассмотреть религиозный аспект как субъективный и не подтвержденный эмпирическими доказательствами. Наконец, психиатры могут полагать, что религия всегда вызывает зависимость и чувство вины (2).
Возможность негативного воздействия религии на психическое здоровье, или наш собственный личный опыт, не должны препятствовать тому, чтобы мы признавали наличие духовного компонента в психическом заболевании и, по крайней мере, если сами лично мы не предоставляем духовную помощь, то должны предложить возможность ее получения. Это включает сбор духовного анамнеза, поддержание здоровых религиозных верований, обсуждение истинности [оспаривание] нездоровых верований, совместные молитвы с пациентами (в крайне исключительных случаях), и консультирование с подготовленными священниками, направление к ним, или совместная с ними терапия (3).
 Существует, как нам представляется, важные отличия между методами лечения, принятыми в западных и восточных странах, что связано с различиями в основных духовных убеждениях. В западной культуре монотеизм и сильное влияние индивидуализма привели к появлению выраженного сопротивления признанию роли духовности в психических заболеваниях. На Востоке взгляды очень отличаются, из-за широкого принятия политеизма и устоявшихся убеждений о том, что причины бед и заболеваний могут быть на самом деле духовными по своей природе. Это, конечно, приводит к меньшему сопротивлению.
Pargament и Lomax справедливо подчеркивают необходимость проведения дальнейших исследований за пределами западной культуры.
В некоторых восточных странах духовность и религия являются частью повседневной жизни, и религиозность не может быть проигнорирована в терапевтических подходах. Поскольку почти каждое физическое недомогание связывается с какими-либо религиозными верованиями, или их отсутствием, лечение пациента без обращения к религиозности считалось бы незаконченным.
В заключение, мы должны задаться некоторые вопросы, если пытаемся понять религию и ее влияние на больного, страдающего психическим заболеванием. Справедливо ли мы поступаем с нашими пациентами, когда мы не обращаемся к религиозности, оказывающей влияние на их клинические проявления? Можем ли мы научиться серьезно противостоять нашему "несерьезному" отношению к влиянию духовности у психически больных? Психиатрия и религия были ошибочными враги вчера и являются позабытыми друзьями сегодня. Как мы, работая в области психического здоровья, можем найти способ преодолеть эту пропасть и признать, что они фактически работают параллельно друг другу?
Список исп. литературыСкрыть список
1. Curlin FA, Odell SV, Lawrence RE et al. The relationship between psychiatry and religion among US physicians. Psychiatr Serv 2007;58:1193-8.
2. Neeleman J, King MB. Psychiatrists’ religious attitudes in relation to their clinical practice: a survey of 231 psychiatrists. Acta Psychiatr Scand 1993;88:420-4.
3. Koenig HG. Religion and mental health: what should psychiatrists do? Psychiatr Bull 2008;32:201-3.
Количество просмотров: 1836
Предыдущая статьяРелигия и психиатрия: от конфликта к консенсусу
Следующая статьяРелигия и психическое здоровье: обоюдоострый меч или животворящая медицина?
Прямой эфир