Психиатрия Всемирная психиатрия
№01 2013

Для обсуждения «сложной» проблемы требуется четкое руководство №01 2013

Номера страниц в выпуске:40
Pargament и Lomax оказали читателям World Psychiatry и сообществу ВПА большую услугу, представив эту всестороннюю и структурированную статью. Им удалось сделать возможным проведение соответствующего обсуждения и инновационных исследований, а также осуществление реальных изменений в области обучения, повышения квалификации и клинической практики. И они писали статью не для того, чтобы спровоцировать или уязвить кого-то. Их обзор хорошо сбалансирован и написан без прикрас, и поэтому его можно и следует читать вдумчиво. И, конечно, самоочевидными являются эмпирические данные.
Pargament и Lomax оказали читателям World Psychiatry и сообществу ВПА большую услугу, представив эту всестороннюю и структурированную статью. Им удалось сделать возможным проведение соответствующего обсуждения и инновационных исследований, а также осуществление реальных изменений в области обучения, повышения квалификации и клинической практики. И они писали статью не для того, чтобы спровоцировать или уязвить кого-то. Их обзор хорошо сбалансирован и написан без прикрас, и поэтому его можно и следует читать вдумчиво. И, конечно, самоочевидными являются эмпирические данные.
Однако, предмет обсуждения сложен, что и обозначено проницательно в названии этого Форума. В чем же дело? Действительно ли данные не столь самоочевидны, как мне кажется? Конечно, ведь авторы объясняют кратко, что отношения между психиатрией и религией имеют проблемную историю. Однако, как пишут авторы, взаимоотношения в этой области меняются, что приводит к “более детальному пониманию религии”. Это касается возможных воздействий, (как спасительного, так и повреждающего характера), которые оказывают религиозные и духовные верованиями.
Часто бывает полезно быть оптимистом и иметь положительные ожидания, которые, судя по всему, имеют авторы. Но я думаю, что последствия той проблемной истории продолжают оставаться поводом для беспокойства. Проблемы, связанные с “психиатрией и религией” по-прежнему (и только?) поднимают видные ученые, о которых высказываются предположения, что они привержены религии или какой-либо духовной традиции. Другими словами, предполагается, что у них есть конфликт интересов, и, таким образом, их работы, естественно, стоит расценивать как основанные на личном мнении. Несмотря на свидетельства, представленные исследованиями, клиническая уместность данных все еще оспаривается. Кроме того, сама тема “психиатрия и религия” воспринимается как угроза сохранению соответствующих терапевтических границ в клинической практике (1,2).
Некоторые коллеги действительно борются с двуликостью религии. Они находятся в сомнениях и признают, что религия и духовность могли бы быть полезными для определенных пациентов. Но, в то же самое время, они, как правило, подчеркивают отрицательные и вредные воздействия религии, свидетелями которых они оказывались через несколько лет (например, возникновение чувства вины).
Учитывая это "сложное" положение дел, ВПА могла бы взять на себя роль лидера. По мнению Секции ВПА по религии, духовности и психиатрии, это было бы крупным достижением, если бы ВПА взяла на себя такую роль. В 2006 году эта Секция ВПА и Специальная группа по психиатрии и духовности британской Королевской коллегии психиатров начали работать над положением, которое очертило бы видение ВПА на проблему “психиатрии и религии” в психиатрической практике, в исследованиях и обучении во всем мире. Первая версия этого положения была издана в томе (3) ВПА. Тем временем Специальная группа продолжала свою работу в Королевском Колледже, и в августе 2011 утверждение положения было одобрено (4).
Можно ли считать эту тему достойной такого внимания? Секция ВПА думает, что да, и что это согласовывается с собственными критериями ВПА.
Статья Pargament и Lomax поддерживает этот взгляд. Во-первых, тема является релевантной для дальнейшего развития всемирной психиатрии. Для психиатрии является важным, какое место занимает духовность и то, что осуществляется преобразование религии вместо ее отсутствия. Импульс обновления необходим для эмпирического и концептуального исследования различий между религиозными и духовными событиями, с одной стороны, и психопатологическими явлениями с другой. Религиозность и духовность могут являться искаженными, но не могут быть расценены сами по себе как болезненные состояния (5). К тому же, требуется исследование значения и эффективности религиозных и духовных практик исцеления по всему миру. Существуют важные различия в подходах к этим практикам, в их интерпретациях и оценках, в зависимости от культурологических и субкультурологических контекстов, ценностей и источников.
Во-вторых, важность темы подтверждается огромным количеством эмпирических данных, хотя специалисты в области психического здоровья, психиатры в частности, часто не осведомлены об этих данных. Психиатрическое обучение должно быть обновлено, чтобы подготовить психиатров к изменению их позиции и углублению их знаний.
В-третьих, эта тема является релевантной для психического здоровья как предмет политического и общественного обсуждения, и, вероятно, получит широкий общественный отклик. В-четвертых, тема соответствует тенденции к более персонифицированному подходу в клинической практике и увеличивающемуся вниманию к транскультуральным аспектам психиатрии. Если исходить из того, что потребности индивидуума действительно должны быть в фокусе клинического внимания, и должны быть поняты в его/ее культурном контексте, то пространство религии и духовности не может игнорироваться. Таким образом, замалчивание этой проблемы может нанести ущерб и психиатрии, и психиатрическим пациентам.
По всем этим причинам секция ВПА по религии, духовности и психиатрии придерживается мнения, что проблема психиатрии и религии затрагивает всемирную психиатрию и, следовательно, заявление заслуживает приоритетного отношения. Мы призываем ВПА взять на себя руководящую роль в разрешении этой проблемы.
Список исп. литературыСкрыть список
1. Poole R, Higgo R. Spirituality and the threat to therapeutic boundaries in psychiatric practice. Mental Health Religion & Culture 2011;14:19-29.
2. Verhagen PJ. Controversy or consensus? Recommendations on psychiatry, religion and spirituality. Asian J Psychiatry 2012; 5:355-7.
3. Verhagen PJ, Cook CCH. Epilogue: Proposal for a World Psychiatric Association consensus or position statement on spiritual- ity and religion in psychiatry. In: Verhagen PJ, Van Praag HM, Lopez-Ibor JJ et al (eds). Religion and psychiatry. Beyond boundaries. Chichester: Wiley-Blackwell, 2010:615-31.
4. Royal College of Psychiatrists. Recommendations for psychiatrists on spirituality and religion. www.rcpsych.ac.uk.
5. Sims A. Is faith delusion? Psyche Geloof [Psyche Faith] 2011;22:64-71.
Количество просмотров: 994
Предыдущая статьяРаспутывание сложностей в отношениях между религией и психиатрией
Следующая статьяКогда депрессия становится расстройством? Использование показателя частоты обострений для изучения валидности предложенных изменений диагностического порога большой депрессии
Прямой эфир