Психиатрия Всемирная психиатрия
Психиатрия Всемирная психиатрия
№02 2020
Школьное психическое здоровье: необходимый компонент стратегии и планирования в области психического здоровья молодежи №02 2020
Номера страниц в выпуске:174-175
Приблизительно в 70% случаев психические расстройства дебютируют в возрасте до 25 лет.
Приблизительно в 70% случаев психические расстройства дебютируют в возрасте до 25 лет. В связи с этим для достижения долгосрочного положительного эффекта мероприятия по охране психического здоровья должны применяться именно в молодом возрасте. Во всем мире большую часть времени молодые люди проводят в учреждениях образования. В условиях данных учреждений с ними легче взаимодействовать, чем в любых других учреждениях здравоохранения или клиниках. В результате эффективное решение проблем психического здоровья и раннего проявления психических заболеваний в школьном возрасте должны стать важными компонентами стратегии здравоохранения, ориентированной на молодое поколение.
Понимание того, что школьное психическое здоровье является важным аспектом продвижения стратегий раннего вмешательства и лечения, не ново. Впервые об этом говорилось в докладе Всемирной Организации здравоохранения 1994 года1, и за последние годы во всем мире в учреждениях образования было проведено множество мероприятий по охране психического здоровья молодежи2. В настоящее время опубликовано значительное количество работ, что позволяет нам критически проанализировать: какие виды вмешательств в области психического здоровья являются важными, эффективными при систематическом применении и при этом наименее затратными. К таковым относятся грамотность в области психического здоровья как для учащихся, так и для преподавателей; обучение и подготовка как действующих, так и будущих преподавателей; а также предоставление комплексной психиатрической помощи молодым людям, которые в ней нуждаются.
Грамотность в области психического здоровья определяется как набор знаний и умений, охватывающий четыре отдельные, но взаимосвязанные области: понимание того, как поддерживать психическое здоровье; понимание механизмов психических расстройств и принципов их лечения; снижение стигматизации; повышение эффективности в получении помощи (понимание, когда и куда обращаться за помощью, а также получение навыков взаимодействия для поиска помощи)3.
Грамотность в области психического здоровья считается основой его укрепления, профилактики, раннего выявления нарушений и вмешательства для их лечения, а также постоянного ухода3. В учреждениях образования важно, чтобы меры по повышению грамотности в области психического здоровья основывались на фактических данных, учитывали особенности развития, включались в учебные программы, применялись надлежащим образом подготовленными преподавателями, а также были не дорогостоящими и легко доступными.
В то время как в мире было представлено несколько подходов к данной проблеме, в школах и других учебных заведениях многих стран применяют два научно обоснованных и доступных источника образования в области психического здоровья: Руководство по психическому здоровью и учебной программе для старших классов средней школы4 для учащихся в возрасте 12–18 лет и Переходная программа для студентов первого курса5.
Руководство содержит основанные на очных занятиях модули, которые легко встраиваются в школьную программу. Оно было адаптировано и всесторонне изучено в исследовательских проектах различных стран, демонстрируя сопоставимые результаты по значительному улучшению всех аспектов грамотности молодежи в области психического здоровья4-6.
Переходная программа включает аспекты психического здоровья в жизненно важные навыки и умения, чтобы помочь студентам-первокурсникам оптимально адаптироваться в высшем учебном заведении. Данная программа, находящаяся в свободном доступе, рассматривает психическое здоровье с позиций дестигматизации и имеет доказательства возможности ее международного применения5.
В настоящее время существует значительный пробел в решении проблемы грамотности в области психического здоровья на уровне начальной школы, что подчеркивает насущную потребность в соответствующих ресурсах в данной возрастной группе.
Крайне важно, чтобы помимо применения наилучших доступных учебных материалов по грамотности в области психического здоровья преподаватели также были хорошо подготовлены к пониманию соответствующих аспектов психического здоровья учащихся. Преподаватели, как правило, не получают необходимое образование в этой области в педагогическом колледже, а также не имеют должного профессионального развития на практике, несмотря на свою обеспокоенность по поводу необходимости улучшения психического здоровья учащихся7.
По сути, подготовка учителей должна не только глубоко исследовать все аспекты грамотности в области психического здоровья, но также обеспечивать применение практических стратегий в классе. Также необходимо уделять больше внимания раннему выявлению психических расстройств у учащихся и умению направить их в соответствующие центры как внутри, так и за пределами школьного сообщества. Кроме того, при подготовке преподавателей следует обратить внимание на принципы заботы об их собственном психическом здоровье.
С учетом недостатка знаний в этой области в настоящее время, педагоги из Канады работают над данной проблемой. На основе информации, полученной от более чем 30 образовательных факультетов Канады, была создана доступная онлайн-платформа обучения, которой могут пользоваться как студенты педагогических вузов, так и бакалавры. Также она может быть использована для самостоятельного обучения (www.teachmentalhealth.org). В настоящее время она используется на многих факультетах по всей Канаде и популярна во всем мире среди заинтересованных лиц. На данный момент ведутся исследования, оценивающие эффективность этого мероприятия, но они еще не опубликованы.
Наконец, медицинские центры на базе школ, включающие комплексное оказание медико-социальных услуг, могут стать наиболее простым способом оказания психиатрической помощи учащимся, одновременно поддерживая и другие их потребности в медицинской помощи и по социальному обслуживанию.
Некоторыми из их преимуществ являются следующие:
а) они легко доступны для наибольшего количества молодых людей; b) они направлены исключительно на молодежь; c) они могут предоставлять полный спектр мероприятий, связанных со здоровьем / психическим благополучием (от информирования, профилактики до предоставления процедур ухода); d) они могут быть легко привязаны к оказанию первичной медико-санитарной помощи; e) их организация не является дорогостоящей (затраты на инфраструктуру ограничены); f) на их базе возможно оказание других дополнительных медицинских услуг; g) спектр их услуг может быть усилен человеческими ресурсами, в частности привлечением специалистов психиатрического профиля; h) их организация имеет под собой доказательную базу с положительными результатами, включающими лучшие показатели по обучению, здоровью и социальному взаимодействию8.
При правильном внедрении такие центры могут обеспечивать интеграцию услуг как на местах, так и в первичную систему медико-санитарной помощи и социальные услуги. Однако их управление может оказаться проблематичным (возникающие вопросы: кто владеет и кто финансирует). Скорее всего, данные центры не станут «брендовыми» и, следовательно, не будут финансироваться из негосударственных источников. Также, хотя они хорошо зарекомендовали себя в некоторых развитых странах, в других они остаются малоизвестны. При этом подобные центры с полным набором услуг могут быть экономически нецелесообразными в очень маленьких школах.
Все три вышеупомянутых компонента являются составляющими элементами школьного психического здоровья и подкреплены достаточным объемом исследований, продемонстрировавшим их положительное влияние. Они могут быть интегрированы в существующую инфраструктуру образования и здравоохранения и готовы к существованию в условиях как с низким, так и с высоким уровнем дохода9.
Правительствам во всем мире следует рассмотреть возможность применения данных мероприятий в своей политике, планах и программах в области психического здоровья молодежи.
Перевод: Пикиреня Л.Ю., Пикиреня В.И. (Минск)
Редактура: к.м.н. Рукавишников Г.В. (Санкт-Петербург)
Kutcher S, Yifeng W. School mental health: a necessary component of youth mental health policy and plans. World Psychiatry. 2020; 19(2):174-175.
DOI: 10.1002/wps.20732.
Понимание того, что школьное психическое здоровье является важным аспектом продвижения стратегий раннего вмешательства и лечения, не ново. Впервые об этом говорилось в докладе Всемирной Организации здравоохранения 1994 года1, и за последние годы во всем мире в учреждениях образования было проведено множество мероприятий по охране психического здоровья молодежи2. В настоящее время опубликовано значительное количество работ, что позволяет нам критически проанализировать: какие виды вмешательств в области психического здоровья являются важными, эффективными при систематическом применении и при этом наименее затратными. К таковым относятся грамотность в области психического здоровья как для учащихся, так и для преподавателей; обучение и подготовка как действующих, так и будущих преподавателей; а также предоставление комплексной психиатрической помощи молодым людям, которые в ней нуждаются.
Грамотность в области психического здоровья определяется как набор знаний и умений, охватывающий четыре отдельные, но взаимосвязанные области: понимание того, как поддерживать психическое здоровье; понимание механизмов психических расстройств и принципов их лечения; снижение стигматизации; повышение эффективности в получении помощи (понимание, когда и куда обращаться за помощью, а также получение навыков взаимодействия для поиска помощи)3.
Грамотность в области психического здоровья считается основой его укрепления, профилактики, раннего выявления нарушений и вмешательства для их лечения, а также постоянного ухода3. В учреждениях образования важно, чтобы меры по повышению грамотности в области психического здоровья основывались на фактических данных, учитывали особенности развития, включались в учебные программы, применялись надлежащим образом подготовленными преподавателями, а также были не дорогостоящими и легко доступными.
В то время как в мире было представлено несколько подходов к данной проблеме, в школах и других учебных заведениях многих стран применяют два научно обоснованных и доступных источника образования в области психического здоровья: Руководство по психическому здоровью и учебной программе для старших классов средней школы4 для учащихся в возрасте 12–18 лет и Переходная программа для студентов первого курса5.
Руководство содержит основанные на очных занятиях модули, которые легко встраиваются в школьную программу. Оно было адаптировано и всесторонне изучено в исследовательских проектах различных стран, демонстрируя сопоставимые результаты по значительному улучшению всех аспектов грамотности молодежи в области психического здоровья4-6.
Переходная программа включает аспекты психического здоровья в жизненно важные навыки и умения, чтобы помочь студентам-первокурсникам оптимально адаптироваться в высшем учебном заведении. Данная программа, находящаяся в свободном доступе, рассматривает психическое здоровье с позиций дестигматизации и имеет доказательства возможности ее международного применения5.
В настоящее время существует значительный пробел в решении проблемы грамотности в области психического здоровья на уровне начальной школы, что подчеркивает насущную потребность в соответствующих ресурсах в данной возрастной группе.
Крайне важно, чтобы помимо применения наилучших доступных учебных материалов по грамотности в области психического здоровья преподаватели также были хорошо подготовлены к пониманию соответствующих аспектов психического здоровья учащихся. Преподаватели, как правило, не получают необходимое образование в этой области в педагогическом колледже, а также не имеют должного профессионального развития на практике, несмотря на свою обеспокоенность по поводу необходимости улучшения психического здоровья учащихся7.
По сути, подготовка учителей должна не только глубоко исследовать все аспекты грамотности в области психического здоровья, но также обеспечивать применение практических стратегий в классе. Также необходимо уделять больше внимания раннему выявлению психических расстройств у учащихся и умению направить их в соответствующие центры как внутри, так и за пределами школьного сообщества. Кроме того, при подготовке преподавателей следует обратить внимание на принципы заботы об их собственном психическом здоровье.
С учетом недостатка знаний в этой области в настоящее время, педагоги из Канады работают над данной проблемой. На основе информации, полученной от более чем 30 образовательных факультетов Канады, была создана доступная онлайн-платформа обучения, которой могут пользоваться как студенты педагогических вузов, так и бакалавры. Также она может быть использована для самостоятельного обучения (www.teachmentalhealth.org). В настоящее время она используется на многих факультетах по всей Канаде и популярна во всем мире среди заинтересованных лиц. На данный момент ведутся исследования, оценивающие эффективность этого мероприятия, но они еще не опубликованы.
Наконец, медицинские центры на базе школ, включающие комплексное оказание медико-социальных услуг, могут стать наиболее простым способом оказания психиатрической помощи учащимся, одновременно поддерживая и другие их потребности в медицинской помощи и по социальному обслуживанию.
Некоторыми из их преимуществ являются следующие:
а) они легко доступны для наибольшего количества молодых людей; b) они направлены исключительно на молодежь; c) они могут предоставлять полный спектр мероприятий, связанных со здоровьем / психическим благополучием (от информирования, профилактики до предоставления процедур ухода); d) они могут быть легко привязаны к оказанию первичной медико-санитарной помощи; e) их организация не является дорогостоящей (затраты на инфраструктуру ограничены); f) на их базе возможно оказание других дополнительных медицинских услуг; g) спектр их услуг может быть усилен человеческими ресурсами, в частности привлечением специалистов психиатрического профиля; h) их организация имеет под собой доказательную базу с положительными результатами, включающими лучшие показатели по обучению, здоровью и социальному взаимодействию8.
При правильном внедрении такие центры могут обеспечивать интеграцию услуг как на местах, так и в первичную систему медико-санитарной помощи и социальные услуги. Однако их управление может оказаться проблематичным (возникающие вопросы: кто владеет и кто финансирует). Скорее всего, данные центры не станут «брендовыми» и, следовательно, не будут финансироваться из негосударственных источников. Также, хотя они хорошо зарекомендовали себя в некоторых развитых странах, в других они остаются малоизвестны. При этом подобные центры с полным набором услуг могут быть экономически нецелесообразными в очень маленьких школах.
Все три вышеупомянутых компонента являются составляющими элементами школьного психического здоровья и подкреплены достаточным объемом исследований, продемонстрировавшим их положительное влияние. Они могут быть интегрированы в существующую инфраструктуру образования и здравоохранения и готовы к существованию в условиях как с низким, так и с высоким уровнем дохода9.
Правительствам во всем мире следует рассмотреть возможность применения данных мероприятий в своей политике, планах и программах в области психического здоровья молодежи.
Перевод: Пикиреня Л.Ю., Пикиреня В.И. (Минск)
Редактура: к.м.н. Рукавишников Г.В. (Санкт-Петербург)
Kutcher S, Yifeng W. School mental health: a necessary component of youth mental health policy and plans. World Psychiatry. 2020; 19(2):174-175.
DOI: 10.1002/wps.20732.
Список исп. литературыСкрыть список1.Hendren R, Birell WJ, Orley J. Mental health programmes in schools. Geneva: World Health Organization, 1994.
2.Kutcher S, Wei Y, Weist M. School mental health: global challenges and opportunities. Cambridge: Cambridge University Press, 2015.
3.Kutcher S, Wei Y, Coniglio C. Can J Psychiatry 2016;61:154-8.
4.Milin R, Kutcher S, Lewis S et al. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry 2016;55:383-91.
5.Kutcher S, Wei Y, Morgan C. Health Educ J 2016;75:689-97.
6.Ravindran A, Herrera A, da Silva TL et al. Glob Ment Health 2018;5:e4.
7.Froese-Germain B, Riel R. Understanding teachers’ perspectives on student mental health. Ottawa: Canadian Teachers’ Federation, 2012.
8.Knopf JA, Finnie RKC, Peng Y et al. Am J Prev Med 2016;51:114-26.
9.Kutcher S, Perkins K, Gilberds H et al. Front Psychiatry 2019;10:542.
1 июня 2020
Количество просмотров: 307