Психиатрия Всемирная психиатрия
№03 2020

Что такое глобальное психическое здоровье? №03 2020

Номера страниц в выпуске:265-266
Оглядываясь на 2020 г., историки вынуждены признать наличие глобальных взаимосвязей между медицинскими, социальными и эмоциональными последствиями пандемии COVID-19 предстоит столкнуться практически каждой стране.
Оглядываясь на 2020 г., историки вынуждены признать наличие глобальных взаимосвязей между медицинскими, социальными и эмоциональными последствиями пандемии COVID-19 предстоит столкнуться практически каждой стране. Кроме того, существует мнение, что наиболее запоминающимися событиями года станут вспышки ранее сдерживаемого гнева, разочарования и горя в связи с явлениями социального неравенства, отвержения, дискриминации и расизма, которые существовали на протяжении поколений, но отчетливо проявились при сравнении смертности от COVID-19, а также в повторяющихся актах структурного и физического насилия (по отношению, например, к людям африканского происхождения в США). Не подлежит сомнению, что эти события оказывают непосредственное или опосредованное эмоциональное воздействие на психическом здоровье в долговременной перспективе. Еще только предстоит выяснить, какими мерами следует решать эти проблемы: социальными, клиническими, политическими, или использовать некий комплексный подход. Подобные вопросы относятся именно к сфере глобального психического здоровья.
Глобальное психическое здоровье – это развивающаяся область научной и практической медицины, целью которой является облегчение страданий пациентов с психиатрическими и наркологическими расстройствами посредством профилактики, адекватного ухода и лечебных мероприятий, что обеспечит укрепление и поддержание психического здоровья отдельных людей и сообществ во всем мире1. Ценностью этой дисциплины является равенство, а источниками информации служат различные науки: нейробиология, генетика, социальные науки (особенно психология, медицинская антропология и социология), эпидемиология, науки об общественном здоровье и методология внедрения новых разработок. Центральную роль в распространении знаний и претворении в жизнь научных наработок играет пропаганда, которая может повлиять на их реализацию в политических программах и прочих планах, реализацией которых занимается система здравоохранения, отдельные сообщества и лица, определяющие политику. 
Спектр деятельности в области глобального психического здоровья достаточно широк и направлен на включение в Стратегию устойчивого развития до 2030 г. вопросов, касающихся психического здоровья2, а именно следующих пунктов. Во-первых, это признание психического здоровья в качестве мирового общественного блага, которое требует активного вмешательства в том числе и за пределами сектора здравоохранения. Во-вторых, предлагается признать дименсиональный подход, который рассматривает психическое здоровье как континуум между благополучием и болезнью и призывает одинаково внимательно относиться к профилактике и лечению психических расстройств с одной стороны, и укреплению, и поддержанию психического здоровья – с другой. Третий пункт подчеркивает необходимость интеграции социокультурного опыта, экологической ситуации, генетики, аспектов нейроразвития, психологических и биологических факторов, которые в совокупности дают субъективный опыт психического здоровья или дистресса. Следовательно, наше понимание психического здоровья и спектр возможностей по его поддержанию лежат на пересечении множества дисциплин. 
В-четвертых, центральным принципом глобальных инициатив в области психического здоровья должна быть защита прав человека, то есть люди с жизненным опытом психических расстройств должны играть принципиальную роль в разработке направлений исследования, формировании практик профилактики и ухода.
Лицам, определяющим политику, а также спонсорам, руководителям систем здравоохранения, правозащитникам и отдельным сообществам предлагается ряд действий, направленных на достижение целей глобального психического здоровья. Среди них – использование политики для воздействия на социальные детерминанты психического здоровья; расширение сферы психиатрической помощи и интеграция вопросов психического здоровья в работу по другим глобальным приоритетам здравоохранения (таким, как проблема ВИЧ/СПИДа, лечение неинфекционных заболеваний); забота о психическом здоровье и благополучии молодежи, внимание к чувствительным периодам развития; инновационные подходы в организации психиатрической помощи; призыв к финансированию профилактических и лечебных мероприятий, а также исследовательских работ по соответствующим дисциплинам.
За последнее десятилетие именно направление финансирования сформировало многие из тем, доминирующих на данный момент в области глобального психического здоровья, например, делегирование отдельных задач, которое позволяет расширить человеческий ресурс сферы психического здоровья, а также интеграция психического здоровья в перечень глобальных приоритетов здравоохранения через общественные платформы, действующие как в сфере здравоохранения, так и за ее пределами. В качестве примера, структурирующего приоритеты исследований, можно привести перечень «Глобальные вызовы в области психического здоровья», в котором обобщены идеи более 400 участников из 60 стран мира и указано на необходимость интеграции научных знаний, от естественнонаучных до политических3. Наибольшее внимание среди 40 перечисленных проблем привлекает вопрос первичной профилактики психических расстройств. Речь идет о создании комфортной среды в семье и обществе в целом, которая поддерживала бы психическое здоровье, относилась с пониманием к временным и персистирующим реакциям на повседневные стрессоры, а также выявляла факторы, лежащие в основе различий по психическому здоровью в разных странах, –все перечисленное крайне актуально в 2020 г.
Авторы «Глобальных вызовов» подчеркивают общемировую важность этого проекта: в отличие от многих инициатив, направленных только на страны с низким и средним уровнем доходов, он признает проблемы, с которыми страны с высоким уровнем дохода также сталкиваются, когда дело касается психического здоровья. Глобальное здравоохранение (и глобальное психическое здоровье) пытается осознать и изменить динамику власти, присущую международным отношениям, основанным на колониальном наследии и современных экономических отношениях. Как «глобальные» расцениваются все проблемы, которые касаются большого количества стран, включая общие детерминанты здоровья; кроме того, проект поддерживает ценности взаимного обучения между странами и экономическими системами. «Глобальное» в глобальном здравоохранении относится к объему проблем, а не к их локализации»4.
В контексте глобального психического здоровья к детерминантам относятся неэффективные инвестиции в охрану психического здоровья, недостаточное внимание к профилактике и лечению психических расстройств, нехватка человеческих ресурсов и, как следствие, ограниченный доступ к помощи и недостаточное ее качество. Не менее важны детерминанты более высокого, международного уровня: расовая и другие формы дискриминации, гендерное неравенство, бедность, недостаточно спланированный высокий темп урбанизации, глобальные экономические спады, вынужденная миграция и сложные чрезвычайные гуманитарные ситуации из-за стихийных бедствий и конфликтов. Дефицит качественного образования, инвестиций в развитие детей младшего возраста, безопасного и доступного жилья, – факторы, хотя и локальные в своих проявлениях, но широко распространенные во многих странах и в конечном итоге влияющие на психическое здоровье и благополучие.
Концепция глобального психического здоровья признает, что страны взаимосвязаны, и ценит развитие этих связей для решения сложных проблем с учетом различных точек зрения. Она основана на предположении, что страдание и благополучие одинаково свойственны человеческой природе, и, хотя повседневный опыт формируют различные социальные, политические, исторические и экономические силы, перспективным является именно коллективный подход.
Глобальный проект в области психического здоровья не будет успешным без целенаправленных шагов по обеспечению равных прав в этой сфере. Один из путей реализации этого положения – качественные исследования в области психического здоровья. Рост инвестиций в исследования психического здоровья в странах с низким и средним уровнем доходов привел к расширению базы фактических данных об эффективных мерах, которые в настоящее время осуществляются в различных социокультурных условиях. Расширение ресурсов для исследований и наращивание исследовательского потенциала дает возможность различным этническим и культурным группам населения поучаствовать в формировании базы фактов, исследовательских запросов и поиска ответов на них, что сделает результаты исследований более актуальными для всех нас.
Участие в психиатрических исследованиях врачей и пациентов по всему миру также позволит добиться прогресса в поисках этиологии психических заболеваний. Наше понимание генетической архитектоники шизофрении и биполярного расстройства в значительной степени опирается на данные по Северной Европе5. Потоки финансирования, организация партнерства, возможности для привлечения к участию в исследованиях новых групп населения и проведения исследований, актуальных на местном уровне, не всегда организованы справедливо, и на это также следует направить усилия в сфере глобального психического здоровья.
Равный подход в улучшении показателей психического здоровья населения потребует разработки мероприятий по решению социальных проблем, которые ограничивают эффективность пациент-ориентированной помощи6. Важными чертами этих вмешательств могли бы стать ведущая роль сообщества, вовлечение пользователей услуг в преобразование их формата, расширение прав и возможностей пациентов.
Соблюдение равенства в получении и распространении знаний о глобальном психическом здоровье также предусматривает пристальное внимание к местным культурным особенностям. Использование глобальных принципов не должно вступать в противоречие с местным опытом. Скорее, одна из стратегий глобального сообщества психиатров должна заключаться в том, чтобы познакомить общество с локальными инновациями и идеями, которые сами редко приобретают известность. Например, в рамках недавней инициативы по предотвращению самоубийств среди коренных народов Арктики, был разработан метод, позволяющий достичь согласия в многонациональной группе специалистов и пациентов7. Участники рабочей группы предложили параллельно традиционному клиническому процессу использовать подходы, адекватные местному культурному опыту. На данный момент доступен отчет об одновременном применении обоих методов7.
Новые факты об использовании политических возможностей для улучшения условий в сфере психического здоровья дает и такой широко распространенный процесс, как деинституционализация8. Во многих странах деинституционализация и реформирование психиатрической помощи совпали с приходом постколониального правительства, свержением военной диктатуры и установлением демократии. Например, служба психиатрической помощи на Ямайке после обретения ею независимости развивалась в соответствии с местными культурными ценностями, отличными от колониальных8. Такие творческие подходы к охране психического здоровья очень ценятся, хотя и не всегда широко распространены.
Тем не менее, вопрос внедрения инновационных подходов к психической помощи в условиях ограниченных ресурсов остается ключевым для программы глобального психического здоровья. Интеграция в процесс помощи равных консультантов, непрофессиональных медицинских работников, поставщиков первичной медико-санитарной помощи, а также современных технологий разрушает традиционную иерархию, повышает гибкость системы и делает помощь более доступной9. Эти же подходы могут использовать различные этнические и культурные группы в странах с высоким уровнем доходов, которые сталкиваются с проблемой недоступности медицинской помощи и низкой вовлеченности в нее.
Возможно, мировой масштаб социальных, эмоциональных и экономических потрясений 2020 г. подтолкнет мировое сообщество к инновациям, повышающим качество психиатрической помощи. Приблизятся к пациенту общественные движения, ресурсы и организации, которые представляют их права и занимаются проектами в области глобального психического здоровья. Самым разным участникам, которые могут смотреть на проблемы с разных точек зрения, но придерживаясь тех же ценностей, проект глобального психического здоровья предлагает платформу для межнациональной коммуникации.

Перевод: Шишковская Т.И. (Москва)
Редактура: к.м.н. Захарова Н.В. (Москва)

Collins P. What is global mental health? World Psychiatry. 2020;19(3):265-266.

DOI:10.1002/wps.20728
Список исп. литературыСкрыть список
1. Patel V, Prince M. JAMA 2010;303:1976-7.
2. Patel V, Saxena S, Lund C et al. Lancet 2018:392:1553-98.
3. Collins PY, Patel V, Joestl SS et al. Nature 2011;475:27-30.
4. Koplan JP, Bond TC, Merson MH et al. Lancet 2009;373:1993-5.
5. Stevenson A, Akena D, Stroud RE et al. BMJ Open 2019;9:e025469.
6. Burgess RA, Jain S, Petersen I et al. Lancet Psychiatry 2020;7:118-9.
7. Collins PY, Delgado RA Jr, Apok C et al. Psychiatr Serv 2019;70:152-5.
8. Hickling FW. Transcult Psychiatry 2020;57:19-31.
9. Chibanda D. Lancet Psychiatry 2017;4:741-2.
Количество просмотров: 399
Следующая статьяОптимизация персонализированного подхода в лечении депрессии: о важности ситуационного контекста и необходимости новой всеобъемлющей парадигмы психического здоровья
Прямой эфир