Психиатрия Всемирная психиатрия
№01 2021

Приоритетность вакцинации от COVID-19 для людей с тяжелыми психическими расстройствами №01 2021

Номера страниц в выпуске:54-55
В глобальной гонке за безопасной и эффективной вакциной от COVID-19 остается множество проблем, которые предстоит решить.
В глобальной гонке за безопасной и эффективной вакциной от COVID-19 остается множество проблем, которые предстоит решить. Одна из них – это изначально ограниченное количество доз и связанные с этим этические соображения относительно того, кто должен получить их в первую очередь.
Недавно Национальные академии науки, инженерии и медицины представили этическую концепцию обеспечения справедливого распределения вакцины от COVID-19 в США 1 . Всемирная организация здравоохранения и некоторые другие организации сформулировали похожие рамочные основы. В вопросе, касающемся приоритетности распределения вакцин, эти концепции опираются на три универсальных этических принципа. Первый принцип касается минимизации вреда и максимизации пользы: эффективная вакцина должна способствовать сокращению смертности, бремени заболеваемости и ограничений в общественной и экономической жизни, а также иметь минимальный профиль побочных эффектов. Второй принцип касается приоритетности групп населения с несоизмеримо более высокой угрозой вреда для здоровья в связи с пандемией COVID-19: некоторые группы имеют повышенный риск инфицирования, смерти или долгосрочных осложнений от COVID-19 в силу возраста, профессии, состояния здоровья или социально-экономических факторов. Третий принцип связан с равным уважением к каждому человеку и требует того, чтобы при распределении доз вакцин и установлении приоритетности люди рассматривались как имеющие одинаковое достоинство и ценность. Тем, кто столкнутся с препятствиями в получении доступа к вакцине из-за уязвимого положения или структурного неравенства, должна быть предоставлена столь же равная возможность вакцинации, как и группам, находящимся в более благоприятном положении 2 .
Люди любого возраста с основными и сопутствующими соматическими заболеваниями, такими как сердечно-сосудистые заболевания, хроническая обструктивная болезнь легких, сахарный диабет 2 типа, хроническая болезнь почек, ожирение, иммунодефицит и онкологические заболевания, особенно подвержены заболеваемости и смертности от COVID-19. Риск преждевременной смерти и тяжелой заболеваемости среди этих пациентов рассматривается Национальными академиями наук, инженерии и медицины США как достаточно значительный для того, чтобы ставить таких людей в приоритет при распределении доз вакцин 1 .
Даже если не принимать в расчет COVID-19, люди с тяжелыми психическими расстройствами, включая шизофрению, большое депрессивное расстройство и биполярное расстройство, имеют в 2–3 раза более высокий уровень смертности по сравнению с общей популяцией, что приводит к сокращению средней продолжительности жизни на 10–20 лет, и эти цифры, похоже, лишь растут. В основном это связано с соматическими заболеваниями. Имеется обширный массив данных, подтверждающих, что такие люди с большей вероятностью подвержены разнообразным заболеваниям, таким как сердечно-сосудистые заболевания, сахарный диабет 2 типа и болезни дыхательных путей 3 . Риск ожирения, значимого фактора, ассоциируемого со смертностью пациентов от COVID-19, может быть повышен более чем в четыре раза у людей с шизофренией и примерно в 1,5 раза – у людей с большим депрессивным расстройством или биполярным расстройством в сравнении с общей популяцией 3 .
Недавние исследования показали, что люди с тяжелыми психическими расстройствами имеют повышенный риск заболеваемости и смертности от COVID-19. В связи с этим мы заявляем, что они также должны иметь приоритетный доступ к вакцине. Исследование «случай-контроль» с участием более чем 61 млн пациентов выявило, что люди с недавно диагностированной шизофренией, биполярным расстройством, большим депрессивным расстройством или синдромом дефицита внимания с гиперактивностью продемонстрировали очень высокое отношение шансов (от 5,7 до 7,6) для инфицирования COVID-19 в сравнении с пациентами, не имеющими психических расстройств, даже с учетом корректировки по возрасту, полу, этнической принадлежности и упомянутых соматических заболеваний. Эти люди также имеют повышенный риск развития осложнений от COVID-19, что подтверждается более высокой частотой госпитализаций и смертей 4 . Другие недавние исследования 5,6  подтвердили эти данные.
Если рассматривать эти выводы применительно к США, то в 2017 г. в стране, согласно оценкам, проживало 11,2 млн взрослых людей (от 18 лет или старше) с тяжелыми психическими расстройствами. С учетом уровня смертности в 8,5%, выявленного среди пациентов с COVID-19 с недавно диагностированными тяжелыми психическими расстройствами, это означает, что около 1 млн пациентов с данными расстройствами могли бы умереть в случае инфицирования вирусом.
Известно, что тяжелые психические расстройства имеют положительную корреляцию с многими факторами внешней среды, которые сами по себе являются факторами риска заражения COVID-19, такими как социально-экономическая депривация, небезопасные условия труда, проживание в условиях скученности или статус бездомного, пребывание в специализированных учреждениях и тюремное заключение. Помимо этого, стигматизация, дискриминация, ошибочные убеждения и негативные установки по отношению к тяжелым психическим расстройствам наряду с системными факторами препятствуют обнаружению и лечению соматических заболеваний у людей с данными расстройствами 7 . Наконец, люди, страдающие от тяжелых психических расстройств, имеют больше сложностей с соблюдением сбивающих с толку и постоянно меняющихся правил и обязанностей, вводимых с целью борьбы с пандемией COVID-19 4,8 . Таким образом, становится очевидным, почему тяжелые психические расстройства являются серьезным фактором риска инфицирования COVID-19 и негативных исходов, связанных с заболеванием.
В свете вышеизложенного и принимая во внимание второй и третий этический принципы, касающиеся распределения доз вакцины, мы считаем крайне важным, чтобы людям с тяжелыми психическими расстройствами также был предоставлен приоритет и гарантирована вакцинация от COVID-19 уже в первую фазу распределения вакцины. Наша обязанность как психиатров в условиях текущего глобального кризиса здравоохранения – выступать в защиту потребностей наших пациентов перед правительствами и иными органами государственной власти, как недавно было сказано в соответствующем заявлении о позиции ВПА 9 . Помимо этого, государственным органам следует разрабатывать и внедрять целевые программы, призванные обеспечить информирование данных пациентов и их врачей о повышенных рисках, а также о преимуществах вакцинации.

Перевод: Суслова Ж.В. (Москва)
Редактура: к.м.н. Федотов И.А. (Рязань)

De Hert M, Mazereel V, Detraux J, Van Assche K. Prioritizing COVID-19 vaccination for people with severe mental illness. World Psychiatry. 2021;20(1):54-55. 

DOI:10.1002/wps.20826

Список исп. литературыСкрыть список
1. US National Academies of Sciences, Engineering, and Medicine. Framework for equitable allocation of COVID-19 vaccine. Washington: National Academies Press, 2020.
2. Emanuel BEJ, Persad G, Kern A et al. Science 2020;369:1309-12.
3. De Hert M, Correll CU, Bobes J et al. World Psychiatry 2011;10:52-77.
4. Wang Q, Xu R, Volkow ND. World Psychiatry 2021;20:124-30.
5. Li L, Li F, Fortunati F et al. JAMA Netw Open 2020;3:e2023282.
6. Lee SW, Yang JM, Moon SY et al. Lancet Psychiatry 2020;7:1025-31.
7. De Hert M, Cohen D, Bobes J et al. World Psychiatry 2011;10:138-51.
8. Shinn AK, Viron M. J Clin Psychiatry 2020;81:20com13412.
9. Stewart DE, Appelbaum PS. World Psychiatry 2020;19:406-7.
Количество просмотров: 357
Предыдущая статьяПосттравматическое стрессовое расстройство вследствие пандемии COVID-19
Следующая статьяПандемия социальной изоляции?
Прямой эфир