Психиатрия Всемирная психиатрия
Психиатрия Всемирная психиатрия
№01 2021
Глобальное влияние суицидов знаменитостей: меры профилактики №01 2021
Номера страниц в выпуске:144-145
Актер и артист эстрады Робин Уильямс покончил с собой 11 августа 2014 г.
Актер и артист эстрады Робин Уильямс покончил с собой 11 августа 2014 г. Три исследования, проведенных в США, Канаде и Австралии, показали рост числа самоубийств в течение нескольких месяцев после его смерти. Во всех трех странах увеличение самоубийств сверх ожидаемого числа, с учетом долгосрочной тенденции и сезонных колебаний, составило от 10 до 16%, т.е. тысячи смертей. Число смертей возросло в основном среди тех, кто использовал тот же метод самоубийства, что и Уильямс, и были демографически схожи по возрасту и полу. Более того, смерть Уильямса вызвала сильную реакцию суицидального кризиса, предполагая, что рост числа самоубийств сверх ожидаемого уровня также отражают реакцию на смерть Уильямса.
Десятилетние данные подтверждают, что безответственное освещение в средствах массовой информации громких самоубийств может способствовать росту числа последующих самоубийств среди населения, поскольку уязвимые люди отождествляют себя с умершим. Изображения и углубленные обсуждения используемых методов самоубийства или психического состояния умершего являются специфическими векторами, которые повышают риск последующих смертей от самоубийств с использованием аналогичных методов и среди тех, кто имеет сходные демографические характеристики с умершим. Представление о самоубийстве как об устранении проблемы или предоставлении решения может также увеличить риск для уязвимых людей. Благодаря этому хорошо документированному эффекту были разработаны национальные и международные руководящие принципы по наилучшей практике сообщений о самоубийствах для работников средств массовой информации.
Смерть Уильямса получила значительное освещение в международных СМИ, которые различались по тону, содержанию и степени соблюдения руководящих принципов сообщения о самоубийствах. В Австралии крупная национальная программа Mindframe выпустила руководство по сообщению о самоубийствах в 2014 г., а информация и брифинги о том, как поступать с сообщением о смерти Уильямса, были немедленно распространены и в основном отслеживались по всей стране. В Канаде аналогичная программа, известная как Mindset, выпустила в 2014 г. руководство по сообщению о самоубийствах, которое было распространено в отделах новостей по всей стране и в значительной степени соблюдалось после смерти Уильямса.
В дополнение к необходимости умеренности в сообщениях о смерти знаменитостей, эти руководящие принципы часто включают сообщения о том, где люди могут получить поддержку в области психического здоровья и предотвращения самоубийств, если это необходимо, а также сообщения о надежде на восстановление психического здоровья. Действительно, средства массовой информации могут стать источником информации о предотвращении самоубийств после громкого события.
Хотя в США были доступны руководящие принципы нескольких авторитетных медицинских организаций, наглядность отчетов указывает на то, что в случае смерти Уильямса они в основном не соблюдались. По-видимому, ни одна деталь не была обделена вниманием американских СМИ в связи с самоубийством актера, включая нашумевшую пресс-конференцию, на которой описывался не только способ смерти, но и то, во что был одет Уильямс, где он сидел, и мрачные подробности его последних часов. Снимались новостные репортажи с места смерти в течение нескольких дней, и 24-часовой цикл новостей включал, казалось, бесконечные обсуждения состояния и психического здоровья Уильямса. Это, возможно, увеличило риск среди уязвимой группы людей в США, но могло распространиться и на другие области.
Действительно, после смерти Уильямса число самоубийств также возросло в Канаде и Австралии, где, по крайней мере, соблюдались некоторые принципы сообщений о самоубийствах. Одна из гипотез заключается в том, что распространение материалов, касающихся громких смертей от самоубийств, не ограничивается национальными границами. В нашем информационном ландшафте получение поминутных глобальных новостей из многих мест мира (особенно из США) является основным способом передачи информации.
Социальные сети заменяют традиционные СМИ как источник новостей и информации. Гражданские журналисты (часто не имеющие журналистской подготовки и в значительной степени не знающие руководящих принципов работы СМИ) в настоящее время вносят значительный вклад в медийный ландшафт с помощью пользовательского контента в блогах, влогах и социальных сетях. Насколько нам известно, не было проведено ни одного исследования содержания сообщений гражданских журналистов или обычных пользователей социальных сетей после громкого самоубийства. Тем не менее разумно предположить, что такие публикации часто нарушают рекомендации по передовому опыту написания сообщений о самоубийстве.
Глобализация средств массовой информации и распространение контента «без купюр» через социальные сети и гражданских журналистов как новый фактор риска самоубийства после громкого суицида вызывает беспокойство, особенно в связи с тем, что громкие самоубийства и изображения самоубийств продолжают распространяться. Художественное изображение самоубийств, как в «13 причин почему» на Netflix, теперь достоверно отрицательно влияют на суицидальное поведение среди подростков США, и влияние этого сериала за пределами границ вполне вероятно.
Netflix, Youtube, Facebook, Snapchat и Instagram становятся все более доступными по всему миру, поэтому внимание общественного здравоохранения к образованию в области профилактики самоубийств должно расширяться и выходить за рамки местных и традиционных средств массовой информации. Число фанатов и знаменитостей также растет по всему миру, что указывает на то, что будущие смерти знаменитостей могут иметь еще более широкое влияние, чем предыдущие.
Решения проблемы глобализации информации для предотвращения самоубийств не очевидны и потребуют вдумчивого сотрудничества между общественным здравоохранением, психиатрией, журналистикой и политической стороной. Предпринимаются огромные усилия по созданию онлайн-платформ, которые дают рекомендации относительно того, как безопасно и информативно обсуждать самоубийства в Интернете.
Профилактика самоубийств должна учитывать новые способы передачи информации, инновациии в распространении безопасных сообщений и сообщений о предупреждении самоубийств на онлайн-платформах и активно служить предотвращению суицидов с помощью научно обоснованных сообщений о восстановлении здоровья и поддержке. Такие меры в настоящее время предпринимаются в ряде стран и могут быть распространены.
Необходимы также исследования и действия в отношении популярных гражданских журналистов, а также исследования «средних» пользователей социальных сетей. Хотя эти группы уже включены в некоторые руководящие принципы, степень соблюдения руководящих принципов за пределами традиционных СМИ остается сомнительной. Социальные сети – это одновременно и возможность, и угроза, с невероятным охватом публики и способностью мобилизовать ее для обсуждения психического здоровья и снижения стигматизации, и в то же время для дезинформации и вреда.
Накопление данных о широком распространении влияния самоубийств знаменитостей в разных странах, несмотря на улучшение качества сообщений в традиционных СМИ, является острым и трагическим предупреждением о том, что мы живем в новую эпоху, для которой необходимо переосмыслить и хорошо продумать информационные меры по сокращению распространения самоубийств.
Перевод: Пальчикова Е.И. (Санкт-Петербург)
Редактура: к.м.н. Руженкова В.В. (Белгород)
Keyes K, Whitley R, Fink D, Santaella J, Pirkis J. The global impact of celebrity suicides: implications for prevention. World Psychiatry.2021;20(1):144-145. doi:10.1002/wps.20761
DOI:10.1002/wps.20761
Десятилетние данные подтверждают, что безответственное освещение в средствах массовой информации громких самоубийств может способствовать росту числа последующих самоубийств среди населения, поскольку уязвимые люди отождествляют себя с умершим. Изображения и углубленные обсуждения используемых методов самоубийства или психического состояния умершего являются специфическими векторами, которые повышают риск последующих смертей от самоубийств с использованием аналогичных методов и среди тех, кто имеет сходные демографические характеристики с умершим. Представление о самоубийстве как об устранении проблемы или предоставлении решения может также увеличить риск для уязвимых людей. Благодаря этому хорошо документированному эффекту были разработаны национальные и международные руководящие принципы по наилучшей практике сообщений о самоубийствах для работников средств массовой информации.
Смерть Уильямса получила значительное освещение в международных СМИ, которые различались по тону, содержанию и степени соблюдения руководящих принципов сообщения о самоубийствах. В Австралии крупная национальная программа Mindframe выпустила руководство по сообщению о самоубийствах в 2014 г., а информация и брифинги о том, как поступать с сообщением о смерти Уильямса, были немедленно распространены и в основном отслеживались по всей стране. В Канаде аналогичная программа, известная как Mindset, выпустила в 2014 г. руководство по сообщению о самоубийствах, которое было распространено в отделах новостей по всей стране и в значительной степени соблюдалось после смерти Уильямса.
В дополнение к необходимости умеренности в сообщениях о смерти знаменитостей, эти руководящие принципы часто включают сообщения о том, где люди могут получить поддержку в области психического здоровья и предотвращения самоубийств, если это необходимо, а также сообщения о надежде на восстановление психического здоровья. Действительно, средства массовой информации могут стать источником информации о предотвращении самоубийств после громкого события.
Хотя в США были доступны руководящие принципы нескольких авторитетных медицинских организаций, наглядность отчетов указывает на то, что в случае смерти Уильямса они в основном не соблюдались. По-видимому, ни одна деталь не была обделена вниманием американских СМИ в связи с самоубийством актера, включая нашумевшую пресс-конференцию, на которой описывался не только способ смерти, но и то, во что был одет Уильямс, где он сидел, и мрачные подробности его последних часов. Снимались новостные репортажи с места смерти в течение нескольких дней, и 24-часовой цикл новостей включал, казалось, бесконечные обсуждения состояния и психического здоровья Уильямса. Это, возможно, увеличило риск среди уязвимой группы людей в США, но могло распространиться и на другие области.
Действительно, после смерти Уильямса число самоубийств также возросло в Канаде и Австралии, где, по крайней мере, соблюдались некоторые принципы сообщений о самоубийствах. Одна из гипотез заключается в том, что распространение материалов, касающихся громких смертей от самоубийств, не ограничивается национальными границами. В нашем информационном ландшафте получение поминутных глобальных новостей из многих мест мира (особенно из США) является основным способом передачи информации.
Социальные сети заменяют традиционные СМИ как источник новостей и информации. Гражданские журналисты (часто не имеющие журналистской подготовки и в значительной степени не знающие руководящих принципов работы СМИ) в настоящее время вносят значительный вклад в медийный ландшафт с помощью пользовательского контента в блогах, влогах и социальных сетях. Насколько нам известно, не было проведено ни одного исследования содержания сообщений гражданских журналистов или обычных пользователей социальных сетей после громкого самоубийства. Тем не менее разумно предположить, что такие публикации часто нарушают рекомендации по передовому опыту написания сообщений о самоубийстве.
Глобализация средств массовой информации и распространение контента «без купюр» через социальные сети и гражданских журналистов как новый фактор риска самоубийства после громкого суицида вызывает беспокойство, особенно в связи с тем, что громкие самоубийства и изображения самоубийств продолжают распространяться. Художественное изображение самоубийств, как в «13 причин почему» на Netflix, теперь достоверно отрицательно влияют на суицидальное поведение среди подростков США, и влияние этого сериала за пределами границ вполне вероятно.
Netflix, Youtube, Facebook, Snapchat и Instagram становятся все более доступными по всему миру, поэтому внимание общественного здравоохранения к образованию в области профилактики самоубийств должно расширяться и выходить за рамки местных и традиционных средств массовой информации. Число фанатов и знаменитостей также растет по всему миру, что указывает на то, что будущие смерти знаменитостей могут иметь еще более широкое влияние, чем предыдущие.
Решения проблемы глобализации информации для предотвращения самоубийств не очевидны и потребуют вдумчивого сотрудничества между общественным здравоохранением, психиатрией, журналистикой и политической стороной. Предпринимаются огромные усилия по созданию онлайн-платформ, которые дают рекомендации относительно того, как безопасно и информативно обсуждать самоубийства в Интернете.
Профилактика самоубийств должна учитывать новые способы передачи информации, инновациии в распространении безопасных сообщений и сообщений о предупреждении самоубийств на онлайн-платформах и активно служить предотвращению суицидов с помощью научно обоснованных сообщений о восстановлении здоровья и поддержке. Такие меры в настоящее время предпринимаются в ряде стран и могут быть распространены.
Необходимы также исследования и действия в отношении популярных гражданских журналистов, а также исследования «средних» пользователей социальных сетей. Хотя эти группы уже включены в некоторые руководящие принципы, степень соблюдения руководящих принципов за пределами традиционных СМИ остается сомнительной. Социальные сети – это одновременно и возможность, и угроза, с невероятным охватом публики и способностью мобилизовать ее для обсуждения психического здоровья и снижения стигматизации, и в то же время для дезинформации и вреда.
Накопление данных о широком распространении влияния самоубийств знаменитостей в разных странах, несмотря на улучшение качества сообщений в традиционных СМИ, является острым и трагическим предупреждением о том, что мы живем в новую эпоху, для которой необходимо переосмыслить и хорошо продумать информационные меры по сокращению распространения самоубийств.
Перевод: Пальчикова Е.И. (Санкт-Петербург)
Редактура: к.м.н. Руженкова В.В. (Белгород)
Keyes K, Whitley R, Fink D, Santaella J, Pirkis J. The global impact of celebrity suicides: implications for prevention. World Psychiatry.2021;20(1):144-145. doi:10.1002/wps.20761
DOI:10.1002/wps.20761
Список исп. литературыСкрыть список1. Fink DS, Santaella-Tenorio J, Keyes KM. PLoS One 2018;13:e0191405.
2. Whitley R, Fink DS, Santaella-Tenorio J et al. Can J Psychiatry 2019;64:805- 12.
3. Pirkis J, Currier D, Too LS et al. Aust N Z J Psychiatry 2020;54:99-104.
4. Ramchand R, Cohen E, Draper J et al. Psychiatr Serv 2019;70:728-31.
5. Niederkrotenthaler T, Fu KW, Yip PS et al. J Epidemiol Community Health 2012;66:1037-42.
6. Maloney J, Pfuhlmann B, Arensman E et al. Arch Suicide Res 2014;18:156- 69.
7. Carmichael V, Whitley R. PLoS One 2019;14:e0216543.
8. Niederkrotenthaler T, Stack S, Till B et al. JAMA Psychiatry 2019;76:933-40.
9. Robinson J, Hill NTM, Thorn P et al. PLoS One 2018;13:e0206584.