Психиатрия Всемирная психиатрия
Психиатрия Всемирная психиатрия
№03 2021
Учебная программа для инструкторов по базовым навыкам поддержки в рамках программы EQUIP под эгидой ВОЗ №03 2021
Номера страниц в выпуске:449-450
Базовые навыки поддержки – это умения, необходимые для построения теплых и доверительных отношений с клиентом.
Базовые навыки поддержки – это умения, необходимые для построения теплых и доверительных отношений с клиентом. Примеры базовых навыков – это владение эффективными стратегиями вербального и невербального общения, умение демонстрировать сочувствие, устанавливать взаимопонимание, укреплять в пациенте надежду на выздоровление и готовность ждать перемен 1 .
Эти навыки широко признаны в качестве важнейших и универсальных предпосылок для оказания всех видов эффективной психосоциальной или психологической помощи 1 , в том числе медицинскими работниками, что отражено в готовящейся к выпуску Глобальной модели компетенций Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в рамках проекта по увеличению доступности медицинской помощи 2 .
Применение этих навыков в работе улучшает результаты лечения во всех областях медицины, от хирургии до психиатрии 1,3 , а также поддерживает приверженность терапии, причем не только при психических расстройствах, но и, например, у пациентов с ВИЧ 4 .
Недавний мировой опыт пандемии COVID-19 продемонстрировал, что навыки в сфере психического здоровья и психосоциальной поддержки необходимы не только соответствующим специалистам. Система здравоохранения сможет эффективнее реагировать на чрезвычайные ситуации в области общественного здоровья и оказывать повседневную помощь на более высоком уровне, если базовыми навыками психосоциальной поддержки будут владеть все специалисты, участвующие в оказании помощи. Тем не менее таким навыкам, как правило, уделяется недостаточно внимания в программах обучения 5 .
ВОЗ разработала проект «Обеспечение качества психологической поддержки» (Ensuring Quality in Psychological Support, EQUIP), который направлен на повышение качества психологической подготовки специалистов и развитие навыков психосоциальной поддержки в рамках программы по увеличению доступности медицинской помощи. Платформа EQUIP будет предлагать материалы для инструкторов, супервизоров и руководителей программ обучения соответствующим компетенциям 6 . Одним из таких ресурсов для инструкторов является Учебная программа для инструкторов по базовым навыкам поддержки, основанная на компетенциях.
Процесс разработки этого учебного пакета включал подготовку обзора литературы по теме, выявление эмпирически подтвержденных факторов, которые объединяют действительно эффективные подходы 7 , построение дизайна на основе клиентоориентированности, обращение за консультациями экспертов, в том числе ученых, руководителей программ и практикующих специалистов. На основе этих данных был сформулирован ряд навыков, а именно: вербальные и невербальные коммуникативные навыки; использование, с учетом возрастных и культурных особенностей, подходов, направленных на борьбу с дистрессом, установление конфиденциальности, нормализация чувств клиента, выражение сочувствия, поощрение надежды на улучшение и оценка суицидального риска. Кроме того, учитывая, что отношение к клиенту/пациенту с пониманием и заботой является основной мотивацией в оказании помощи 8 , создатели также включили в программу модуль по формированию соответствующей мотивации. Модульную структуру для этой программы выбрали с целью адаптировать ее к потребностям обучающихся, основываясь на краткой оценке компетенций в процессе обучения. Учебная программа включает изучение теоретического материала, совместные групповые занятия и отработку навыков; занятия могут проходить очно, онлайн или в комбинированном формате. Оценка компетенций проводится в формате ролевой игры 9 , что позволяет отслеживать прогресс учеников, определять, достиг ли обучающийся минимального уровня компетенции, позволяющего практиковать, и предотвращать деструктивное поведение участников (например, пренебрежение или осуждение, игнорирование или преуменьшение значимости факторов риска самоубийства) 9 .
Учебная программа EQUIP для инструктора по базовым навыкам поддержки задумана как краткосрочный курс: он рассчитан на 20 ч, но его объем может быть изменен в зависимости от изначального уровня подготовки обучающихся. Курс может быть внедрен в самых разных секторах государственных и негосударственных организаций, таких как общественное здравоохранение, семейные и социальные службы, образование, правоохранительные органы; участвовать в обучении могли бы сами специалисты и их помощники, в том числе не имеющие предварительной подготовки в области психического здоровья и навыков психологической поддержки.
В настоящее время в Уганде, Непале и Перу проводится пилотное тестирование этого учебного пакета для оценки его осуществимости, адекватности и практической полезности, как в дистанционном, так и в очном формате.
Учебная программа EQUIP для инструкторов по базовым навыкам поддержки направлена на удовлетворение существующих нужд системы здравоохранения. Мы надеемся, что обучение соответствующим навыкам будущих специалистов в сфере здравоохранения, наряду с другими мероприятиями, приведет к повышению качества медицинской помощи и позволит расширить доступ к ней.
Перевод: Шишковская Т.И. (г. Москва)
Редактура: к.м.н. Дорофейкова М.В. (г. Санкт-Петербург)
Watts S, Hall J, Pedersen GA et al. The WHO EQUIP Foundational Helping Skills Trainer's Curriculum. World Psychiatry. 2021;20(3):449-450.
DOI: 10.1002/wps.20880.
Эти навыки широко признаны в качестве важнейших и универсальных предпосылок для оказания всех видов эффективной психосоциальной или психологической помощи 1 , в том числе медицинскими работниками, что отражено в готовящейся к выпуску Глобальной модели компетенций Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в рамках проекта по увеличению доступности медицинской помощи 2 .
Применение этих навыков в работе улучшает результаты лечения во всех областях медицины, от хирургии до психиатрии 1,3 , а также поддерживает приверженность терапии, причем не только при психических расстройствах, но и, например, у пациентов с ВИЧ 4 .
Недавний мировой опыт пандемии COVID-19 продемонстрировал, что навыки в сфере психического здоровья и психосоциальной поддержки необходимы не только соответствующим специалистам. Система здравоохранения сможет эффективнее реагировать на чрезвычайные ситуации в области общественного здоровья и оказывать повседневную помощь на более высоком уровне, если базовыми навыками психосоциальной поддержки будут владеть все специалисты, участвующие в оказании помощи. Тем не менее таким навыкам, как правило, уделяется недостаточно внимания в программах обучения 5 .
ВОЗ разработала проект «Обеспечение качества психологической поддержки» (Ensuring Quality in Psychological Support, EQUIP), который направлен на повышение качества психологической подготовки специалистов и развитие навыков психосоциальной поддержки в рамках программы по увеличению доступности медицинской помощи. Платформа EQUIP будет предлагать материалы для инструкторов, супервизоров и руководителей программ обучения соответствующим компетенциям 6 . Одним из таких ресурсов для инструкторов является Учебная программа для инструкторов по базовым навыкам поддержки, основанная на компетенциях.
Процесс разработки этого учебного пакета включал подготовку обзора литературы по теме, выявление эмпирически подтвержденных факторов, которые объединяют действительно эффективные подходы 7 , построение дизайна на основе клиентоориентированности, обращение за консультациями экспертов, в том числе ученых, руководителей программ и практикующих специалистов. На основе этих данных был сформулирован ряд навыков, а именно: вербальные и невербальные коммуникативные навыки; использование, с учетом возрастных и культурных особенностей, подходов, направленных на борьбу с дистрессом, установление конфиденциальности, нормализация чувств клиента, выражение сочувствия, поощрение надежды на улучшение и оценка суицидального риска. Кроме того, учитывая, что отношение к клиенту/пациенту с пониманием и заботой является основной мотивацией в оказании помощи 8 , создатели также включили в программу модуль по формированию соответствующей мотивации. Модульную структуру для этой программы выбрали с целью адаптировать ее к потребностям обучающихся, основываясь на краткой оценке компетенций в процессе обучения. Учебная программа включает изучение теоретического материала, совместные групповые занятия и отработку навыков; занятия могут проходить очно, онлайн или в комбинированном формате. Оценка компетенций проводится в формате ролевой игры 9 , что позволяет отслеживать прогресс учеников, определять, достиг ли обучающийся минимального уровня компетенции, позволяющего практиковать, и предотвращать деструктивное поведение участников (например, пренебрежение или осуждение, игнорирование или преуменьшение значимости факторов риска самоубийства) 9 .
Учебная программа EQUIP для инструктора по базовым навыкам поддержки задумана как краткосрочный курс: он рассчитан на 20 ч, но его объем может быть изменен в зависимости от изначального уровня подготовки обучающихся. Курс может быть внедрен в самых разных секторах государственных и негосударственных организаций, таких как общественное здравоохранение, семейные и социальные службы, образование, правоохранительные органы; участвовать в обучении могли бы сами специалисты и их помощники, в том числе не имеющие предварительной подготовки в области психического здоровья и навыков психологической поддержки.
В настоящее время в Уганде, Непале и Перу проводится пилотное тестирование этого учебного пакета для оценки его осуществимости, адекватности и практической полезности, как в дистанционном, так и в очном формате.
Учебная программа EQUIP для инструкторов по базовым навыкам поддержки направлена на удовлетворение существующих нужд системы здравоохранения. Мы надеемся, что обучение соответствующим навыкам будущих специалистов в сфере здравоохранения, наряду с другими мероприятиями, приведет к повышению качества медицинской помощи и позволит расширить доступ к ней.
Перевод: Шишковская Т.И. (г. Москва)
Редактура: к.м.н. Дорофейкова М.В. (г. Санкт-Петербург)
Watts S, Hall J, Pedersen GA et al. The WHO EQUIP Foundational Helping Skills Trainer's Curriculum. World Psychiatry. 2021;20(3):449-450.
DOI: 10.1002/wps.20880.
Список исп. литературыСкрыть список1. Wampold BE. World Psychiatry 2015; 14: 270-7.
2. Mills J, Middleton JW, Schafer A et al. Hum Resour Health 2020; 18: 15.
3. Han JL, Pappas TN. J Surg Educ 2018; 75: 88-94.
4. Erb S, Letang E, Glass TR et al. HIV Med 2017; 18: 623-34.
5. Holmes CL, Miller H, Regeher G. Med Educ 2017; 51: 732-9.
6. Kohrt BA, Schafer A, Willhoite A et al. World Psychiatry 2020; 19: 115-6.
7. Pedersen GA, Lakshmin P, Schafer A et al. J Behav Cogn Ther 2020; 30: 165-86.
8. Kohrt BA, Turner EL, Rai S et al. Soc Sci Med 2020; 250: 112852.
9. Kohrt BA, Jordans MJD, Rai S et al. Behav Res Ther 2015; 69: 11-21.
1 октября 2021
Количество просмотров: 522