Психиатрия Всемирная психиатрия
№03 2021

Проект «психиатрия образа жизни» под эгидой секции ВПА по медицине, психиатрии и первичной медико-санитарной помощи №03 2021

Номера страниц в выпуске:454-455
Ни у кого не вызывает сомнений, что психиатрия и поведенческое здоровье чрезвычайно важны для обеспечения здравоохранения в целом и оптимизации здоровья.
Ни у кого не вызывает сомнений, что психиатрия и поведенческое здоровье чрезвычайно важны для обеспечения здравоохранения в целом и оптимизации здоровья. Тем не менее интеграция психиатрии с другими сферами помощи с целью обеспечения общего благополучия затруднена, поскольку психические расстройства являются предметом стигматизации и психиатрия стоит в стороне от других медицинских дисциплин.
В условиях стационара данную проблему стараются решать с помощью специалистов по междисциплинарной и консультативной психиатрии, которые оказывают консультативную помощь пациентам с психиатрическими симптомами и синдромами. К сожалению, в остальных случаях, и особенно это касается амбулаторного звена, возможности для оказания комплексной помощи ограничены. Проблему усугубляет нехватка психиатров практически во всех странах, и из имеющихся специалистов лишь немногие имеют формальную подготовку по моделям интегрированной помощи.
Пандемия COVID-19 создала сложности, с которыми медицинская служба ранее не сталкивалась, но и простимулировала разработку новых моделей помощи. Никогда еще так настоятельно не заявляла о себе потребность в междисциплинарных подходах к оказанию помощи, которые объединяли бы усилия системы здравоохранения, политики и образования, а также предоставляли бы широкий доступ к службам психического здоровья и первичной медико-санитарной помощи.
Секция ВПА по медицине, психиатрии и первичной медицинской помощи была реструктурирована для решения этих проблем с акцентом на установление сотрудничества с другими научными секциями ВПА и налаживание контактов с врачами разных специальностей и профессиональными организациями в области здравоохранения. Руководство Секции разработало несколько проектов, направленных на различные аспекты этой стратегии. Один из них – проект «Психиатрия образа жизни». Тематика проекта будет интересна сотрудникам различных научных секций ВПА, а также специалистам, не работающим непосредственно в психиатрии. Руководство ВПА одобрило концепцию и поддерживает развитие этой модели. Все заинтересованные члены ВПА или председатели секций могут связаться с нами, и мы будем рады обсудить возможности дальнейшего сотрудничества.
Суть концепции психиатрии образа жизни состоит в применении принципов организации образа жизни, которые помогли бы пациентам контролировать течение психического расстройства и, в целом, способствовали бы сохранению и укреплению здоровья нервной системы 1 . К сфере научной деятельности в рамках этой концепции относятся исследования по влиянию образа жизни на распространенность отдельных симптомов и психических расстройств среди населения в целом, влиянию образа жизни на выраженность симптомов у людей с высоким риском психических расстройств, влиянию изменения образа жизни на тяжесть симптомов у людей с уже имеющимися психическими расстройствами, а также исследования, посвященные нейробиологии реакций мозга на образ жизни и в целом науке об изменении образа жизни 2 . К аспектам образа жизни можно отнести физические упражнения, диету и питание, медитацию, психофизические практики, сон и построение социальных взаимоотношений 1,2 .
В настоящее время существует внушительный объем литературы, посвященной нейробиологическим изменениям, сопровождающим физические упражнения: выявлено повышение количества нейромедиаторов, связанных с хорошим настроением, и концентраций нейротрофических факторов, которые поддерживают жизнеспособность нейронов. Нейротрофины способствуют неонейрогенезу и пролиферации синапсов, связанной с увеличением объема областей головного мозга и формированием связей между ними, а также улучшению когнитивных функций 3 . Регулярные тренировки приводят к эпигенетической регуляции синтеза нейротрофического фактора головного мозга (brain-derived neurotrophic factor, BDNF), способствуя поддержанию здоровья мозга на протяжении всей жизни 4 . Эти регуляторные взаимодействия соответствуют эволюционным этапам, когда ранние гоминиды успешно адаптировались к образу жизни охотников и собирателей 5 . Существует столь же впечатляющая литература, демонстрирующая значимые функциональные и структурные изменения мозга, связанные с медитацией и сном 6 .
Мы также знаем, что факторы образа жизни сильно коррелируют с распространенностью, возникновением и сохранением симптомов и синдромов психических расстройств. Сидячий образ жизни коррелирует с риском суицидального поведения, депрессии, когнитивного снижения с возрастом и психоза, а регулярные физические упражнения – с улучшением настроения, мотивации и когнитивных функций 7 . Сон менее 6 ч/сут связан с риском серьезных когнитивных расстройств. Регулярная практика осознанности была связана в исследованиях с уменьшением тревожности и выраженности депрессии в терапевтически резистентных случаях. Средиземноморская диета также помогает справиться с депрессией, а w 3 -жирные кислоты и N-ацетилцистеин обладают нейропротективным действием 8 .
Однако наши социальные условия продолжают поддерживать формирование нездорового образ жизни. Растет распространенность малоподвижного образа жизни, и параллельно с этим возрастает распространенность злоупотребления психоактивными веществами, частота самоубийств и обращений в отделения неотложной психиатрической помощи. Традиционные диеты постепенно вытесняются полуфабрикатами. Круглосуточный доступ к Сети ограничивает время сна и делает все более безличным социальное взаимодействие 9 . Рост числа заболеваний, связанных с образом жизни, таких как сахарный диабет 2 типа, сердечно-сосудистые заболевания, рак и психические расстройства, создает все большую нагрузку на глобальные системы здравоохранения.
Психиатрия образа жизни предлагает психиатрам уникальную возможность работать в команде с другими врачами и занять лидирующую позицию в обсуждении образа жизни как фактора поддержания здоровья. Когда станет широко известно, что правильный образ жизни улучшает не только физическое, но и психическое здоровье, мотивация придерживаться его также должна возрасти. Кроме того, тактики по изменению образа жизни уже давно входят в арсенал психиатров. Эти подходы могут найти применение в самых различных сферах: первичной профилактике, терапии первой линии, аугментации, в рамках комплексной и персонализированной терапии, а также для предотвращения рецидивов.
Инициатива психиатров здесь необходима, поскольку она способна принести большую пользу правительствам, работодателям, корпорациям и системам здравоохранения, ведь изменение образа жизни скажется на общественном здоровье в целом, снижении уровня стресса, заболеваемости и увеличении продолжительности жизни, в противоположность современным культурным тенденциям.
Чтобы компенсировать влияние глобализации и корпоративных интересов на здоровье человека и общества, мы должны четко сформулировать преимущества здорового образа жизни и выявить их в тех областях, где они недостаточно изучены.
Секция ВПА по медицине, психиатрии и первичной помощи намерена работать над повышением осведомленности и распространением идей психиатрии образа жизни, поскольку мы считаем это направление принципиально важным для улучшения здоровья и благополучия людей во всем мире.

Перевод: Шишковская Т.И. (г. Москва)
Редактура: к.м.н. Дорофейкова М.В.(г. Санкт-Петербург)

Baron D, Noordsy D. The Lifestyle Psychiatry project of the WPA Section on Medicine, Psychiatry and Primary Care. World Psychiatry. 2021;20(3):454-455.

DOI: 10.1002/wps.20898.

Список исп. литературыСкрыть список
1. DL Noordsy (ed). Lifestyle psychiatry. Washington: American Psychiatric Association Publishing, 2019.
2. Firth J, Solmi M, Wootton RE et al. World Psychiatry 2020; 19: 360-80.
3. Lima Giacobbo B, Doorduin J, Klein HC et al. Mol Neurobiol 2019; 56: 3295-312.
4. Fernandes J, Arida RM, Gomez-Pililla F. Neurosci Biobehav Rev 2017; 80: 443-56.
5. Raichlen DA, Polk JD. Proc R Soc B 2013; 280:20122250.
6. Boccia M, Piccardi L, Guariglia P. BioMed Res Int 2015; 2015: 419808.
7. Vancampfort D, Stubbs B, Mugisha J et al. J Affect Disord 2019; 250: 346-53.
8. Firth J, Teasdale SB, Allott K et al. World Psychiatry 2019; 18: 308-24.
9. Firth J, Torous J, Stubbs B et al. World Psychiatry 2019; 18: 119-29.
Количество просмотров: 368
Предыдущая статьяСовершенствование психотерапии в психиатрии: отчет секции ВПА по психотерапии
Следующая статьяОдиночество и жестокое обращение как факторы риска суицида у пожилых людей: новые данные и результаты работы секции ВПА по психиатрии пожилого возраста
Прямой эфир