Психиатрия Всемирная психиатрия
№03 2016
Новости ВПА №03 2016
Заявление о позиции впа в отношении гендерной идентичности и однополой ориентации, влечения и поведения
Актуальная полемика последнего времени во многих странах подтверждает необходимость внесения ясности в понятие однополой ориентации, влечения и поведения (ранее рассматриваемых как гомосексуализм). Наряду с другими международными организациями ВПА считает сексуальную ориентацию врожденной и обусловленной биологическими, психологическими и социальными факторами.
Более 50 лет назад Kinsey с соавт.1 описал многообразие сексуального поведения среди людей. Неожиданно для того времени, он описал однополое сексуальное поведение у более чем 10% популяции. Последующие исследования населения показали, что приблизительно 4% людей относят себя к однополой ориентации (например, геи, лесбиянки, бисексуалы). Еще 0,5% идентифицируют себя с полом, отличным от определенного при рождении (например, трансгендеры)2. Во всем мире эта цифра составляет более 250 миллионов человек. Существует реальная необходимость в переходе к недвоичной гендерной идентичности.
Психиатры несут социальную ответственность и должны выступать в поддержку преодоления социального неравенства в отношении каждого индивидуума, в том числе и неравенства, распространяющегося на гендерную идентичность и сексуальную ориентацию.
Вопреки достойной сожаления традиции стигматизации и дискриминации, прошли десятилетия, прежде чем современная медицина отказалась от понимания однополой ориентации и поведения как патологии3. Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) приняла однополую ориентацию как вариант нормы человеческой сексуальной ориентации4. Совет по правам человека Организации Объединенных Наций5 уделяет большое внимание правам лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров (ЛГБТ). В двух главных системах диагностики и классификации (МКБ-10 и DSM-5) однополая ориентация, влечение и поведение не рассматриваются как патологии.
Существует значительное количество исследований, показывающих, что сексуальное поведение и сексуальная изменчивость зависят от множества факторов6. Кроме того, было убедительно показано, что среди представителей ЛГБТ имеются более высокие, чем ожидалось, показатели наличия психических расстройств7,8, но как только их права и равенство признаются, эти показатели начинают снижаться9-12.
Люди с различной сексуальной ориентацией и гендерной идентификацией могут иметь основания для изучения терапевтических возможностей оказания помощи, чтобы сделать их жизнь более комфортной, уменьшить психологический стресс, справляться с общественной дискриминацией и повысить степень (уровень) признания их сексуальной ориентации и гендерной идентичности. Такие принципы применимы к любому человеку, который испытывает страдания, связанные с особенностями своей личности, в том числе и к гетеросексуалистам.
ВПА твердо стоит на принципах лечения методами с доказанной эффективностью. Нет никаких достоверных научных данных, что врожденная сексуальная ориентация может быть изменена. Более того, так называемое лечение гомосексуализма может создать условия, в которых процветают предрассудки и дискриминация, и оно может быть потенциально вредным13. Проведение какого-либо вмешательства, призванного “лечить” что-либо, не являющееся заболеванием, абсолютно неэтично.
1. ВПА придерживается точки зрения, что лесбиянки, геи, бисексуалы и трансгендеры являются ценными полноправными членами общества, которые имеют точно такие же права и обязанности, как и все остальные граждане. Это включает в себя равный доступ к медицинскому обслуживанию, а также права и обязанности, которые необходимы для жизни в цивилизованном обществе.
2. ВПА признает универсальность выражения однополой ориентации в разных культурах и считает, что однополая сексуальная ориентация сама по себе не предполагает нарушений психологического статуса, стабильности состояния или профессиональных навыков.
3. ВПА расценивает однополое влечение, ориентацию и поведение в качестве нормального варианта человеческой сексуальности. И признает многофакторность причинно-следственной связи человеческой сексуальности, ориентации, поведения и образа жизни. Также ВПА подтверждает отсутствие научно доказанной эффективности лечения при попытке изменить сексуальную ориентацию, и подчеркивает вред и негативные последствия такой “терапии”.
4. ВПА осознает существование социальной стигматизации и, как следствие, дискриминации людей однополой сексуальной ориентации и трансгендерной половой идентичности. ВПА признает, что трудности, с которыми они сталкиваются, являются весомой причиной их страданий, и призывает к оказанию адекватной поддержки их психическому здоровью.
5. ВПА поддерживает необходимость декриминализации однополой сексуальной ориентации, поведения и трансгендерной половой идентичности, а также соблюдения прав членов ЛГБТ-сообщества наравне с правами человека, гражданскими и политическими правами. ВПА также поддерживает законодательные меры против травли; дискриминации учащихся, законы о занятости и проживании; иммиграционное равенство; одинаковый возраст законов согласия; законы о преступлениях на почве ненависти, обеспечивающие расширенную уголовную ответственность за преступления, совершенные на основании предубеждения в отношении представителей ЛГБТ-сообщества.
6. ВПА подчеркивает необходимость проведения исследований и разработки научно-обоснованных медицинских и социальных мер по поддержке психического здоровья лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров.
Dinesh Bhugra1, Kristen Eckstrand2, Petros Levounis3, Anindya Kar4, Kenneth R. Javate5
1Institute of Psychiatry, Psychology & Neuroscience, King’s College London, London, UK;
2Vanderbilt University School of Medicine, Nashville, TN, USA;
3Addiction Institute of New York, New York, NY, USA;
4Calcutta National Medical College & Hospital, Calcutta, India;
5The Medical City, Manila, Philippines
Переводчик: Датуашвили М. Т.
Редактура: Корнева М.Ю.
(World Psychiatry 2016; 15: 299)
Библиография:
1. Kinsey AC, Pomeroy CB, Martin CE. Sexual behavior in the male. Bloomington: Indiana University Press, 1948.
2. Gates GJ. How many people are lesbian, gay, bisexual and transgender? http://williamsinstitute.law.ucla.edu.
3. American Psychiatric Association. Diagnostic and statistical manual of mental disorders, 3rd ed. Washington: American Psychiatric Association, 1980.
4. World Health Organization. The ICD-10 classification of mental and behavioural disorders. Geneva: World Health Organization, 1992.
5. Office of the United Nations High Commissioner for Human Rights. Born free and equal. Sexual orientation and gender identity in international human rights law. New York and Geneva: Office of the United Nations High Commissioner for Human Rights, 2012.
6. Ventriglio A, Kalra G, Bhugra D. Sexual minorities and sexual fluidity. Unpublished manuscript, 2016.
7. Levounis P, Drescher J, Barber ME. The LGBT casebook. Washington: American Psychiatric Publishing, 2012.
8. Kalra G, Ventriglio A, Bhugra D. Int Rev Psychiatry 2015;27:463-9.
9. Gonzales G. N Engl J Med 2014;370:1373-6.
10. Hatzenbuehler ML, Keyes KM, Hasin D. Am J Publ Health 2009;99:2275-81.
11. Hatzenbuehler ML, O’Cleingh C, Grasso C et al. Am J Publ Health 2012;102:285-91.
12. Padula WV, Heru S, Campbell JD. J Gen Intern Med 2016;31:394-401.
13. Rao TSS, Jacob KS. Ind J Psychiatry 2012;54:13.
Улучшение образования, политики и исследований в области психического здоровья во всем мире: роль коллаборативных центров Всемирной психиатрической ассоциации (ВПА)
В рамках плана мероприятий1 на 2014-2017 гг. Всемирная психиатрическая Ассоциация (ВПА) основала сеть коллаборативных центров по разработке инновационных инициатив в сфере образования, политики и исследований в области психического здоровья. Целью этой сети является создание хранилища информации, а также предоставление консультаций и руководств по преподаванию, исследованиям и современной политике в области психического здоровья.
Коллаборативные центры ВПА были утверждены Президентом ВПА и Исполнительным Комитетом на ближайший трехлетний период в соответствии со следующими критериями: а) хорошая научная репутация на национальном и международном уровнях; б) первостепенный статус в медицинских, научно-исследовательских и академических структурах страны; в) высокое качество научно-практического руководства; г) стабильность с точки зрения достижений, персонала и ресурсов; д) готовность соблюдать план мероприятий ВПА; е) полная и соответствующая профессиональная компетентность.
Функциями коллаборативных центров ВПА являются: а) сбор и распространение информации о психическом здоровье; б) обеспечение подготовки и связи с клиническими и исследовательскими центрами; в) развитие потенциала на уровне страны или региона; г) проведение и координирование образовательной и исследовательской деятельности при поддержке ВПА2.
Созданная сеть включает в себя семь объектов: Национальный Институт Психического здоровья и Нейробиологии (NIMHANS), Бангалор, Индия; Кафедра Психиатрии Китайского Университета Гонконга, Гонконг; Кафедра Психиатрии Университета Найроби, Найроби, Кения; Кафедра Психиатрии и Психического Здоровья Университета Кейптауна, Южная Африка; Институт Психиатрии, Медицинский Факультет Университета Айн Шамс, Каир, Египет; Кафедра Психиатрии Медицинской и стоматологической школы Бартса и Лондона, Лондонский Университет Королевы Марии, Лондон, Великобритания; и Кафедра Психиатрии Неаполитанского Университета SUN, Неаполь, Италия.
Сеть начала свою деятельность в 2016 году, приняв принципы совместного создания и демократизации данных. На самом деле, взаимное обучение и обмен информацией чрезвычайно важны для разработки новых долгосрочных и научно-обоснованных решений, а также для обеспечения лучшего ухода за пациентами в период экономических трудностей, нехватки квалифицированных специалистов в области психического здоровья, правовых и политических препятствий для охраны психического здоровья во всех странах3-5. Центры обеспечат возможность обучения специалистов в странах с высоким, средним и низким уровнем доходов, и распространят программы и руководства по клинической практике, общие правила и информацию о передовых научных исследованиях для улучшения обслуживания пациентов и общественного психического здоровья. Еще один приоритет в работе центров состоит в разработке методических и образовательных проектов для студентов-медиков, проходящих обучение по специальности «психиатрия»6,7. В будущем сеть будет расширять свое влияние путем поощрения социальной интеграции, защиты прав человека в сфере здравоохранения и внедрения эффективных комплексных биопсихосоциальных мероприятий в клиническую практику8,9. Новости о деятельности, осуществляемой коллаборативными центрами ВПА, будут распространяться через директивные документы, образовательные мероприятия и обучающие программы.
Kamaldeep S. Bhui1, Andrea Fiorillo2, Dan Stein3,
Tarek Okasha4, David Ndetei5, Linda Lam6,
Santosh Chaturvedi7, Mario Maj2
1Department of Psychiatry, Barts and London School of Medicine and Dentistry, Queen Mary University of London, London, UK;
2Department of Psychiatry, University of Naples SUN, Naples, Italy;
3University of Cape Town, Cape Town, South Africa;
4Institute of Psychiatry, Faculty of Medicine, Ain Shams University, Cairo, Egypt; 5Department of Psychiatry, University of Nairobi, Nairobi, Kenya;
6Department of Psychiatry, Chinese University of Hong Kong, Hong Kong;
7National Institute of Mental Health and Neurosciences (NIMHANS), Bangalore, India
Переводчик: Датуашвили М. Т.
Редактура: Корнева М.Ю.
(World Psychiatry 2016; 15: 300)
Библиография:
1. Bhugra D. World Psychiatry 2014;13:328.
2. Kallivayalil RA. World Psychiatry 2015;14:3745.
3. Shidhaye R, Lund C, Chisholm D. Int J Ment Health Syst 2015;30:40.
4. Patel V, Chisholm D, Parikh R et al. Lancet 2016;387:1672-85.
5. Patel V, Saxena S. N Engl J Med 2014;370:498501.
6. Stanghellini G, Fiorillo A. World Psychiatry 2015; 14:107-8.
7. Baessler F, Riese F, Pinto da Costa M et al. World Psychiatry 2015;14:372-3.
8. Bhugra D. World Psychiatry 2015;14:254.
9. Patel V. World Psychiatry 2015;14:43-4.
Список исп. литературыСкрыть список