Психиатрия Всемирная психиатрия
Психиатрия Всемирная психиатрия
№02 2017
Последствия употребления наркотиков – аспект общественного здоровья, а не юридической практики №02 2017
Номера страниц в выпуске:213-214
Согласно резолюции по вопросу о наркотических средствах Специальной Сессии Генеральной Ассамблеи ООН (2016), единогласно одобренной представителями 193 государств, «химическая аддикция– сложное многофакторное расстройство, характеризующееся хронической и рецидивирующей природой», соответственно, это заболевание, которое можно предотвратить и лечить, что не является признаком моральной несостоятельности или преступной деятельности. Исторически сложилось, что стратегии большинства стран в отношении расстройств вследствие употребления наркотических веществ основывались в основном на наказании, и, таким образом, признание необходимости перехода от системы уголовного правосудия к подходу общественного здравоохранения представляет собой крупный сдвиг в менталитете государств-членов Организации Объединенных Наций.
Перевод: Дорофейкова М.В. (Санкт-Петербург)
Редактура: Захарова Н.В. (Москва)
Согласно резолюции по вопросу о наркотических средствах Специальной Сессии Генеральной Ассамблеи ООН (2016), единогласно одобренной представителями 193 государств, «химическая аддикция– сложное многофакторное расстройство, характеризующееся хронической и рецидивирующей природой», соответственно, это заболевание, которое можно предотвратить и лечить, что не является признаком моральной несостоятельности или преступной деятельности. Исторически сложилось, что стратегии большинства стран в отношении расстройств вследствие употребления наркотических веществ основывались в основном на наказании, и, таким образом, признание необходимости перехода от системы уголовного правосудия к подходу общественного здравоохранения представляет собой крупный сдвиг в менталитете государств-членов Организации Объединенных Наций.
Это достижение стало результатом постоянного диалога между политиками и научным сообществом в течение последних сессий Комиссии ООН по наркотическим средствам. В 2015 году Управлением по наркотикам и преступности ООН и экспертами ВОЗ была создана Неофициальная Международная Научная Сеть, состоящая из экспертов в области изучения аддикций, для консультирования Комиссии. Специалисты Сети были назначены государствами-членами, среди них были представители различных географических регионов, политических систем и культур.
Научная Сеть привнесла в подготовку Комиссии к заседанию Специальной Сессии Генеральной Ассамблеи ООН 2016 научную поддержку концепции о том, что расстройства вследствие употребления наркотических веществ являются расстройствами головного мозга1; что их можно лечить; что люди даже с самыми тяжелыми формами могут выздороветь, имея доступ к доказательной медицине и социальной поддержке2; что уголовные санкции не являются эффективными в предотвращении или устранении этих нарушений. Также было подчеркнуто значение доказательного подхода к стратегии в отношении наркотических средств, основанной на принципах общественного здравоохранения, с акцентом насоциальную защиту и медицину, а не осуждение и наказание.
Сеть выработала восемь рекомендаций, которые были приняты единогласно всеми государствами-членами Организации Объединенных Наций в 2016 во время Специальной Сессии Генеральной Ассамблеи ООН и были обобщены в итоговой резолюции этого совещания. Указанные рекомендации являются свидетельством важных изменений в менталитете, чему способствовала работа Неофициальной Международной Научной Сети.
Приводим список предложенных рекомендаций:
• Следует устранять стигматизацию и дискриминацию в отношении лиц с расстройствами, вызванными употреблением наркотических средств. Повышение информированности населения и формировании представлений о наркомании/зависимости как хроническом, но поддающемся лечению расстройстве необходимо для преодоления стигматизации и способствования переходу от изоляции и обвинения в сторону поддержки и сочувствия. Это должно включать в себя государственные стратегии, рассматривающие наркологические заболевания в качестве нейробиологических расстройств, имеющих сложную социальную подоплеку и основы развития.
• Рассматривать употребление психоактивных веществ как проблему общественного здравоохранения, а не уголовного правосудия. Комплексный подход с точки зрения общественного здравоохранения должен предполагать доступные для злоупотребляющих лиц средства доказательной медицины - профилактики, лечения и реабилитации, и привлечение тех, кто совершает уголовные преступления, к научно‐обоснованным методам лечения во время и после или вместо заключения для предотвращения рецидива и повторных преступлений. Он также включает в себя распространение налоксона для предотвращения передозировок3 и интеграции лечения наркологических расстройств с профилактикой и лечением инфекционных заболеваний (ВИЧ и гепатит С)4 и сопутствующих психиатрических расстройств5.
• Реализовать программы профилактики, основанные на данных доказательной медицины. Наркологические расстройства в полной мере предотвратимы. Применение основанных на данных доказательной медицины профилактических мер, как универсальных, так и ориентированных на лиц из группы высокого риска, показало положительные результаты в снижении вероятности начала и эскалации употребления наркотических веществ. Поскольку профилактические программы, направленные на снижение рисков и повышение значимости защитных факторов, являются общими для ряда поведенческих проблем, они дают положительные результаты не только в отношении употребления наркотических веществ, но также и в снижении агрессии, вероятности ранней беременности, употребления наркотических веществ за рулем, улучшении психического здоровья и повышении уровня образования. Высший приоритет должен быть отдан мероприятиям, направленным на детей и молодежь, поскольку раннее употребление наркотических средств повышает риск наркотической зависимости и большейее тяжести6.
• Применять методы лечения наркологических расстройств, основанные на данных доказательной медицины. Многочисленные исследования показывают, что эти расстройства поддаются лечению и люди выздоравливают, когда им оказывается уход, основанный на научных данных, в том числе поведенческая терапия для всех этих расстройств и медикаментозная терапия для алкогольной, опиоидной и табачной аддикций7,8. Впрочем, поскольку изменения в функционировании головного мозга при данных расстройствах могут быть длительно существующими, риск рецидива повышен даже после многих лет воздержания. Таким образом, эффективное лечение должно быть постоянным, которое используются для других хронических заболеваний, например, сердечно-сосудистых или сахарного диабета, которое вместе с рутинным скринингом должно быть интегрировано в общую систему здравоохранения, быть недорогим и доступным.
• Собирать и использовать научные данные и привлекать научных экспертов к созданию регулирующих правовых документов. Должны собираться и быть подвергнуты анализу достоверные эпидемиологические данные об экономических и социальных факторах, которые способствуют употреблению наркотиков и развитию расстройств, связанных с употреблением наркотических веществ, чтобы способствовать планированию и оценке правовых мер, касающихся наркотических веществ, и принятию решений. Научное сообщество должно обеспечивать данные об эффективных мерах профилактики и лечения, а также обучение в области их реализации и постоянную оценку. Государства-члены должны создать национальные системы раннего предупреждения для контроля за изменением тенденций в области наркотических веществ и выявления возникающих угроз общественной безопасности и здоровью.
• Вовлекать различные заинтересованные стороны в согласование правовых мер, касающихся наркотических веществ. Из-за сложности вопросов здоровья и безопасности, связанных с употреблением наркотических веществ, ответственные за регулирующие документы лица должны привлекать различные заинтересованные стороны, в том числе специалистов в области организации здравоохранения, представителей образования, правоохранительных органов, науки и медицины, а также получать сведения от стран с разной культурой, ресурсами и опытом. Заинтересованным сторонам следует сотрудничать в планировании, реализации и оценке научно‐обоснованных мер и стратегий, направленных на спрос, а также поставки наркотиков. Это будет включать направление правонарушителей на лечение, борьбу с производством и оборотом наркотиков, создание альтернативных возможностей для общин, зависящих от торговли наркотиками, обеспечение безопасности и защиту наиболее уязвимых групп населения, имеющих отношение как к употреблению наркотиков, так и к участию в торговле наркотиками.
• Осуществлять поддержку исследований, посвященных наркотическим веществам. Проводимые исследования должны оценивать влияние препаратов (особенно новых синтетических наркотиков) на мозг и поведение; социальное влияние и воздействие на здоровье человека различных наркотических веществ; лучшие способы адаптации методов профилактики и лечения в различных культурных контекстах; терапевтический потенциал контролируемых веществ (например, каннабиноидов). Должны быть сведены к минимуму нормативные препятствия для проведения исследований по изучению наркотических веществ, и реализована поддержка проведению исследований в этой области.
• Обеспечить доступ к препаратам, применяющимся для лечения. Некоторые контролируемые и вызывающие зависимость психоактивные препараты являются необходимыми лекарствами для лечения серьезных заболеваний. Международные конвенции призваны обеспечить законный медицинский доступ к таким лекарственным средствам под соответствующим контролем, через сеть доставки, которая предотвращает их незаконное производство, продажу и распространение и борется с ними. Должны быть приняты необходимые меры для устранения барьеров для доступа к контролируемым лекарственным средствам для их применения в законных медицинских целях, таким как болеутоляющие препараты в более чем 150 странах, где болевой синдром недостаточно подвергается терапии9.
Такая цель общественного здравоохранения, как снижение актуальности проблемы наркотических веществ в мире, не может быть достигнута без достаточного внимания к вопросам алкогольной или наркотической зависимости с той же научной строгостью, состраданием и преданностью, с которыми рассматриваются другие физические и психические проблемы со здоровьем. Расстройства, связанные с употреблением наркотических веществ, – распространенные психические нарушения, и доступ к недорогой, качественной медицинской помощи в связи с ними был объявлен неотъемлемым правом для всех граждан государств-членов Организации Объединенных Наций.
Значимый консенсус, достигнутый Научной Сетью, учеными, представляющими совершенно разные страны, которые имеют большие различия в правовых основах, политических взглядах и этапах развития, – это беспрецедентный и позитивный шаг к миру, в котором наука направляет государственные решения касательно аддикций и связанных с ними последствий для здоровья и безопасности. Принятие данных рекомендаций будет чрезвычайно важным для совместных усилий государств-членов для эффективного подхода и борьбы с мировой проблемой наркотиков.
Редактура: Захарова Н.В. (Москва)
Согласно резолюции по вопросу о наркотических средствах Специальной Сессии Генеральной Ассамблеи ООН (2016), единогласно одобренной представителями 193 государств, «химическая аддикция– сложное многофакторное расстройство, характеризующееся хронической и рецидивирующей природой», соответственно, это заболевание, которое можно предотвратить и лечить, что не является признаком моральной несостоятельности или преступной деятельности. Исторически сложилось, что стратегии большинства стран в отношении расстройств вследствие употребления наркотических веществ основывались в основном на наказании, и, таким образом, признание необходимости перехода от системы уголовного правосудия к подходу общественного здравоохранения представляет собой крупный сдвиг в менталитете государств-членов Организации Объединенных Наций.
Это достижение стало результатом постоянного диалога между политиками и научным сообществом в течение последних сессий Комиссии ООН по наркотическим средствам. В 2015 году Управлением по наркотикам и преступности ООН и экспертами ВОЗ была создана Неофициальная Международная Научная Сеть, состоящая из экспертов в области изучения аддикций, для консультирования Комиссии. Специалисты Сети были назначены государствами-членами, среди них были представители различных географических регионов, политических систем и культур.
Научная Сеть привнесла в подготовку Комиссии к заседанию Специальной Сессии Генеральной Ассамблеи ООН 2016 научную поддержку концепции о том, что расстройства вследствие употребления наркотических веществ являются расстройствами головного мозга1; что их можно лечить; что люди даже с самыми тяжелыми формами могут выздороветь, имея доступ к доказательной медицине и социальной поддержке2; что уголовные санкции не являются эффективными в предотвращении или устранении этих нарушений. Также было подчеркнуто значение доказательного подхода к стратегии в отношении наркотических средств, основанной на принципах общественного здравоохранения, с акцентом насоциальную защиту и медицину, а не осуждение и наказание.
Сеть выработала восемь рекомендаций, которые были приняты единогласно всеми государствами-членами Организации Объединенных Наций в 2016 во время Специальной Сессии Генеральной Ассамблеи ООН и были обобщены в итоговой резолюции этого совещания. Указанные рекомендации являются свидетельством важных изменений в менталитете, чему способствовала работа Неофициальной Международной Научной Сети.
Приводим список предложенных рекомендаций:
• Следует устранять стигматизацию и дискриминацию в отношении лиц с расстройствами, вызванными употреблением наркотических средств. Повышение информированности населения и формировании представлений о наркомании/зависимости как хроническом, но поддающемся лечению расстройстве необходимо для преодоления стигматизации и способствования переходу от изоляции и обвинения в сторону поддержки и сочувствия. Это должно включать в себя государственные стратегии, рассматривающие наркологические заболевания в качестве нейробиологических расстройств, имеющих сложную социальную подоплеку и основы развития.
• Рассматривать употребление психоактивных веществ как проблему общественного здравоохранения, а не уголовного правосудия. Комплексный подход с точки зрения общественного здравоохранения должен предполагать доступные для злоупотребляющих лиц средства доказательной медицины - профилактики, лечения и реабилитации, и привлечение тех, кто совершает уголовные преступления, к научно‐обоснованным методам лечения во время и после или вместо заключения для предотвращения рецидива и повторных преступлений. Он также включает в себя распространение налоксона для предотвращения передозировок3 и интеграции лечения наркологических расстройств с профилактикой и лечением инфекционных заболеваний (ВИЧ и гепатит С)4 и сопутствующих психиатрических расстройств5.
• Реализовать программы профилактики, основанные на данных доказательной медицины. Наркологические расстройства в полной мере предотвратимы. Применение основанных на данных доказательной медицины профилактических мер, как универсальных, так и ориентированных на лиц из группы высокого риска, показало положительные результаты в снижении вероятности начала и эскалации употребления наркотических веществ. Поскольку профилактические программы, направленные на снижение рисков и повышение значимости защитных факторов, являются общими для ряда поведенческих проблем, они дают положительные результаты не только в отношении употребления наркотических веществ, но также и в снижении агрессии, вероятности ранней беременности, употребления наркотических веществ за рулем, улучшении психического здоровья и повышении уровня образования. Высший приоритет должен быть отдан мероприятиям, направленным на детей и молодежь, поскольку раннее употребление наркотических средств повышает риск наркотической зависимости и большейее тяжести6.
• Применять методы лечения наркологических расстройств, основанные на данных доказательной медицины. Многочисленные исследования показывают, что эти расстройства поддаются лечению и люди выздоравливают, когда им оказывается уход, основанный на научных данных, в том числе поведенческая терапия для всех этих расстройств и медикаментозная терапия для алкогольной, опиоидной и табачной аддикций7,8. Впрочем, поскольку изменения в функционировании головного мозга при данных расстройствах могут быть длительно существующими, риск рецидива повышен даже после многих лет воздержания. Таким образом, эффективное лечение должно быть постоянным, которое используются для других хронических заболеваний, например, сердечно-сосудистых или сахарного диабета, которое вместе с рутинным скринингом должно быть интегрировано в общую систему здравоохранения, быть недорогим и доступным.
• Собирать и использовать научные данные и привлекать научных экспертов к созданию регулирующих правовых документов. Должны собираться и быть подвергнуты анализу достоверные эпидемиологические данные об экономических и социальных факторах, которые способствуют употреблению наркотиков и развитию расстройств, связанных с употреблением наркотических веществ, чтобы способствовать планированию и оценке правовых мер, касающихся наркотических веществ, и принятию решений. Научное сообщество должно обеспечивать данные об эффективных мерах профилактики и лечения, а также обучение в области их реализации и постоянную оценку. Государства-члены должны создать национальные системы раннего предупреждения для контроля за изменением тенденций в области наркотических веществ и выявления возникающих угроз общественной безопасности и здоровью.
• Вовлекать различные заинтересованные стороны в согласование правовых мер, касающихся наркотических веществ. Из-за сложности вопросов здоровья и безопасности, связанных с употреблением наркотических веществ, ответственные за регулирующие документы лица должны привлекать различные заинтересованные стороны, в том числе специалистов в области организации здравоохранения, представителей образования, правоохранительных органов, науки и медицины, а также получать сведения от стран с разной культурой, ресурсами и опытом. Заинтересованным сторонам следует сотрудничать в планировании, реализации и оценке научно‐обоснованных мер и стратегий, направленных на спрос, а также поставки наркотиков. Это будет включать направление правонарушителей на лечение, борьбу с производством и оборотом наркотиков, создание альтернативных возможностей для общин, зависящих от торговли наркотиками, обеспечение безопасности и защиту наиболее уязвимых групп населения, имеющих отношение как к употреблению наркотиков, так и к участию в торговле наркотиками.
• Осуществлять поддержку исследований, посвященных наркотическим веществам. Проводимые исследования должны оценивать влияние препаратов (особенно новых синтетических наркотиков) на мозг и поведение; социальное влияние и воздействие на здоровье человека различных наркотических веществ; лучшие способы адаптации методов профилактики и лечения в различных культурных контекстах; терапевтический потенциал контролируемых веществ (например, каннабиноидов). Должны быть сведены к минимуму нормативные препятствия для проведения исследований по изучению наркотических веществ, и реализована поддержка проведению исследований в этой области.
• Обеспечить доступ к препаратам, применяющимся для лечения. Некоторые контролируемые и вызывающие зависимость психоактивные препараты являются необходимыми лекарствами для лечения серьезных заболеваний. Международные конвенции призваны обеспечить законный медицинский доступ к таким лекарственным средствам под соответствующим контролем, через сеть доставки, которая предотвращает их незаконное производство, продажу и распространение и борется с ними. Должны быть приняты необходимые меры для устранения барьеров для доступа к контролируемым лекарственным средствам для их применения в законных медицинских целях, таким как болеутоляющие препараты в более чем 150 странах, где болевой синдром недостаточно подвергается терапии9.
Такая цель общественного здравоохранения, как снижение актуальности проблемы наркотических веществ в мире, не может быть достигнута без достаточного внимания к вопросам алкогольной или наркотической зависимости с той же научной строгостью, состраданием и преданностью, с которыми рассматриваются другие физические и психические проблемы со здоровьем. Расстройства, связанные с употреблением наркотических веществ, – распространенные психические нарушения, и доступ к недорогой, качественной медицинской помощи в связи с ними был объявлен неотъемлемым правом для всех граждан государств-членов Организации Объединенных Наций.
Значимый консенсус, достигнутый Научной Сетью, учеными, представляющими совершенно разные страны, которые имеют большие различия в правовых основах, политических взглядах и этапах развития, – это беспрецедентный и позитивный шаг к миру, в котором наука направляет государственные решения касательно аддикций и связанных с ними последствий для здоровья и безопасности. Принятие данных рекомендаций будет чрезвычайно важным для совместных усилий государств-членов для эффективного подхода и борьбы с мировой проблемой наркотиков.
Список исп. литературыСкрыть список1. VolkowND, KoobGF, McLellanAT. N Engl J Med 2016;374:363‐71.
2. Chandler RK, Fletcher BW, Volkow ND. JAMA 2009;301:183‐90.
3. World Health Organization. Community management of opioid overdose. Geneva: World Health Organization, 2014.
4. World Health Organization; WHO, UNODC, UNAIDS technical guide for countries to set targets for universal access to HIV prevention, treatment and care for injecting drug users. Geneva: World Health Organization, 2012.
5. World Health Organization. mhGAP intervention guide for mental, neurological and substance use disorders in non‐specialized health settings. Geneva: World Health Organization, 2010.
6. Robins LN, Przybeck TR. Age of onset of drug use as a factor in drug and other disorders. Bethesda: National Institute on Drug Abuse, 1985.
7. National Institute on Drug Abuse. Principles of drug addiction treatment: a research‐based guide (3rd ed). Bethesda: National Institute on Drug Abuse, 2012.
8. World Health Organization. Guidelines for the psychosocially assisted pharmacological treatment of opioid dependence. Geneva: World Health Organization, 2009.
9. Berterame S, Erthal J, Thomas J et al. Lancet 2016;387:1644‐56.