Психиатрия Всемирная психиатрия
Психиатрия Всемирная психиатрия
№01 2014
Соблюдение поста в месяц Рамадан связано с увеличением риска рецидива при биполярном расстройстве №01 2014
Номера страниц в выпуске:96
Соблюдение поста в месяц Рамадан является одним из краеугольных камней Ислама. У постящихся в этот месяц отмечаются нарушения биологических ритмов (1). В настоящее время отсутствует единая точка зрения в отношении того, как пост влияет на пациентов с биполярным расстройством (2,3).
В течение двух лет (2011 и 2012 гг.) мы наблюдали 170 пациентов со стабильным течением биполярного расстройства (в соответствии с критериями DSM-IV) в месяц Рамадан. В популяцию исследования вошли 111 постящихся и 59 не соблюдавших пост. Участники являлись амбулаторными пациентами Психиатрического центра Университета им. Ибн Рушда г. Касабланки.
В течение двух лет (2011 и 2012 гг.) мы наблюдали 170 пациентов со стабильным течением биполярного расстройства (в соответствии с критериями DSM-IV) в месяц Рамадан. В популяцию исследования вошли 111 постящихся и 59 не соблюдавших пост. Участники являлись амбулаторными пациентами Психиатрического центра Университета им. Ибн Рушда г. Касабланки.
Перевод: Буховец И.И.
Редактура: Алфимов П.В.
Соблюдение поста в месяц Рамадан является одним из краеугольных камней Ислама. У постящихся в этот месяц отмечаются нарушения биологических ритмов (1). В настоящее время отсутствует единая точка зрения в отношении того, как пост влияет на пациентов с биполярным расстройством (2,3).
В течение двух лет (2011 и 2012 гг.) мы наблюдали 170 пациентов со стабильным течением биполярного расстройства (в соответствии с критериями DSM-IV) в месяц Рамадан. В популяцию исследования вошли 111 постящихся и 59 не соблюдавших пост. Участники являлись амбулаторными пациентами Психиатрического центра Университета им. Ибн Рушда г. Касабланки. Пациенты оценивались с помощью Шкалы депрессии Гамильтона, Шкалы мании Бека-Рафаэльсона, Шкалы тревоги Гамильтона, Шкалы воспринимаемого стресса (4), а также Индекса соблюдения религиозных обрядов (5). Также оценивались режим сна и питания, применение стимуляторов и других лекарственных средств, уровень лития в плазме крови. Обследование проводилось за неделю до начала Рамадана (Неделя -1), на вторую и четвертую недели Рамадана (Недели 2 и 4) и через две недели после завершения Рамадана (Неделя +2).
Средний возраст пациентов составил 36,2 ± 12,0 лет; женщины составили 51,2 %; 62,4 % участников были холосты (не замужем); 51,8 % работали. Количество аффективных эпизодов в течение года составило 0,72 ± 0,45. Все пациенты получали лечение нормотимиками; 81,2 % также получали антипсихотические препараты; 21 пациент также получал антидепрессанты.
Частота рецидивов среди постящихся составила 33,3 % (37/111), включая 14 рецидивов на Неделе 2 (7 маний и 7 депрессий), 9 на Неделе 4 (6 маний и 3 депрессии) и еще 14 на Неделе +2 (13 маний и 1 депрессия). Частота рецидивов среди участников, не соблюдавших пост, составила 15,3 % (9/59), в т. ч. 3 мании на Неделе 2, 4 рецидива на Неделе 4 (1 мания и 3 депрессии), и еще 2 рецидива на Неделе +2 (1 мания и 1 депрессия). Различие между постящимися и не соблюдавшими пост участниками было статистически достоверным (χ2=6,38, р=0,012). Соблюдение поста в месяц Рамадан увеличивало риск рецидива среди пациентов, страдающих биполярным расстройством, в 2,77 раза в сравнении с участниками, не соблюдавшими пост (95 % ДИ: 1,233-6,254, р=0,014).
Количество часов сна во время Рамадана значительно сократилось среди постившихся (с 9,39 ± 1,45 на Неделе -1 до 7,34 ± 1,64 на Неделе 4) по сравнению с теми, кто не соблюдал пост (с 9,92 ± 1,28 на Неделе -1 до 8,59 ± 2,17 на Неделе 4) (p<0,0001). Увеличение потребления кофе в группе постившихся (с 1,47 ± 1,51 чашек на Неделе -1 до 1,94 ± 1,94 на Неделе 4) превышало таковое в группе тех, кто не соблюдал пост (с 1,61 ± 1,59 чашек на Неделе -1 до 1,76 ± 1,75 на Неделе 4), однако это различие не было статистически достоверным. Концентрация лития в плазме крови значимо не отличалась при сравнении тех, кто соблюдал пост (среднее значение 0,57 ± 0,65 ммоль/л на Неделе -1 и 0,65 ± 0,71 ммоль/л на Неделе 4) и тех, кто не соблюдал пост (среднее значение 0,57 ± 0,11 ммоль/л на Неделе -1 и 0,64 ± 0,75 ммоль/л на Неделе 4). После того, как в анализе данных были учтены количество часов сна, употребление кофе и концентрация лития в плазме крови, частота рецидивов среди постившихся по-прежнему превышала таковую в группе не соблюдавших пост.
По результатам исследования авторы предполагают, что соблюдение поста в месяц Рамадан может иметь негативные последствия для пациентов, страдающих биполярным расстройством. Эти данные могут быть использованы при разработке профилактических мер для пациентов с биполярным расстройством в мусульманских странах, в которых проживает более 1 млрд. человек. Для репликации этих результатов целесообразно проведение исследований на более крупных выборках.
Редактура: Алфимов П.В.
Соблюдение поста в месяц Рамадан является одним из краеугольных камней Ислама. У постящихся в этот месяц отмечаются нарушения биологических ритмов (1). В настоящее время отсутствует единая точка зрения в отношении того, как пост влияет на пациентов с биполярным расстройством (2,3).
В течение двух лет (2011 и 2012 гг.) мы наблюдали 170 пациентов со стабильным течением биполярного расстройства (в соответствии с критериями DSM-IV) в месяц Рамадан. В популяцию исследования вошли 111 постящихся и 59 не соблюдавших пост. Участники являлись амбулаторными пациентами Психиатрического центра Университета им. Ибн Рушда г. Касабланки. Пациенты оценивались с помощью Шкалы депрессии Гамильтона, Шкалы мании Бека-Рафаэльсона, Шкалы тревоги Гамильтона, Шкалы воспринимаемого стресса (4), а также Индекса соблюдения религиозных обрядов (5). Также оценивались режим сна и питания, применение стимуляторов и других лекарственных средств, уровень лития в плазме крови. Обследование проводилось за неделю до начала Рамадана (Неделя -1), на вторую и четвертую недели Рамадана (Недели 2 и 4) и через две недели после завершения Рамадана (Неделя +2).
Средний возраст пациентов составил 36,2 ± 12,0 лет; женщины составили 51,2 %; 62,4 % участников были холосты (не замужем); 51,8 % работали. Количество аффективных эпизодов в течение года составило 0,72 ± 0,45. Все пациенты получали лечение нормотимиками; 81,2 % также получали антипсихотические препараты; 21 пациент также получал антидепрессанты.
Частота рецидивов среди постящихся составила 33,3 % (37/111), включая 14 рецидивов на Неделе 2 (7 маний и 7 депрессий), 9 на Неделе 4 (6 маний и 3 депрессии) и еще 14 на Неделе +2 (13 маний и 1 депрессия). Частота рецидивов среди участников, не соблюдавших пост, составила 15,3 % (9/59), в т. ч. 3 мании на Неделе 2, 4 рецидива на Неделе 4 (1 мания и 3 депрессии), и еще 2 рецидива на Неделе +2 (1 мания и 1 депрессия). Различие между постящимися и не соблюдавшими пост участниками было статистически достоверным (χ2=6,38, р=0,012). Соблюдение поста в месяц Рамадан увеличивало риск рецидива среди пациентов, страдающих биполярным расстройством, в 2,77 раза в сравнении с участниками, не соблюдавшими пост (95 % ДИ: 1,233-6,254, р=0,014).
Количество часов сна во время Рамадана значительно сократилось среди постившихся (с 9,39 ± 1,45 на Неделе -1 до 7,34 ± 1,64 на Неделе 4) по сравнению с теми, кто не соблюдал пост (с 9,92 ± 1,28 на Неделе -1 до 8,59 ± 2,17 на Неделе 4) (p<0,0001). Увеличение потребления кофе в группе постившихся (с 1,47 ± 1,51 чашек на Неделе -1 до 1,94 ± 1,94 на Неделе 4) превышало таковое в группе тех, кто не соблюдал пост (с 1,61 ± 1,59 чашек на Неделе -1 до 1,76 ± 1,75 на Неделе 4), однако это различие не было статистически достоверным. Концентрация лития в плазме крови значимо не отличалась при сравнении тех, кто соблюдал пост (среднее значение 0,57 ± 0,65 ммоль/л на Неделе -1 и 0,65 ± 0,71 ммоль/л на Неделе 4) и тех, кто не соблюдал пост (среднее значение 0,57 ± 0,11 ммоль/л на Неделе -1 и 0,64 ± 0,75 ммоль/л на Неделе 4). После того, как в анализе данных были учтены количество часов сна, употребление кофе и концентрация лития в плазме крови, частота рецидивов среди постившихся по-прежнему превышала таковую в группе не соблюдавших пост.
По результатам исследования авторы предполагают, что соблюдение поста в месяц Рамадан может иметь негативные последствия для пациентов, страдающих биполярным расстройством. Эти данные могут быть использованы при разработке профилактических мер для пациентов с биполярным расстройством в мусульманских странах, в которых проживает более 1 млрд. человек. Для репликации этих результатов целесообразно проведение исследований на более крупных выборках.
Список исп. литературыСкрыть список1. Eddahby S, Kadri N, Moussaoui D. Ramadan et trouble bipolaire: exemple de perturbation du rythme circadien et son impact sur la maladie. Enc_ephale 2013;39:306-12.
2. Kadri N, Mouchtaq N, Moussaoui D et al. Relapses in bipolar patients: changes in social rhythm. Int J Neuropsychopharmacol 2000;3:45-9.
3. Farooq S, Nazar Z, Akhtera J et al. Effect of fasting during Ramadan on serum lithium level and mental state in bipolar affective disorder. Int Clin Psychopharmacol 2010;25:323-7.
4. Cohen S, Williamson GM. Perceived stress in a probability sample of the United States. In: Spacapan S, Oskamp S (eds). The social psychology of health. London: Sage Publications, 1988:31-67.
5. Tek C, Ulug B. Religiosity and religious obsessions in obsessivecompulsive disorder. Psychiatry Res 2001;104:99-108.