Психиатрия Всемирная психиатрия
Психиатрия Всемирная психиатрия
№01 2014
У психиатрии все еще есть надежда №01 2014
Номера страниц в выпуске:97-98
В течение последних двадцати лет не утихают разговоры о том, что психиатрия находится в кризисе (1-3). Во всем мире ощущается нехватка психиатров (4), и это оказывает влияние на эффективность медицинской помощи в сфере психического здоровья. Попытки стабилизировать эту тенденцию стоят на повестке дня во многих международных ассоциаций, включая, в числе прочих, Всемирную психиатрическую ассоциацию (ВПА), Европейскую психиатрическую ассоциацию (ЕПА) и Американскую психиатрическую ассоциацию (5-7). Многие подобные организации разработали специальные программы, направленные на удовлетворение образовательных нужд молодых специалистов-психиатров, а также на выявление причин низкого интереса к психиатрии и редкого выбора в сторону этой профессии среди студентов (8).
Перевод: Буховец И.И.
Редактура: Алфимов П.В.
В течение последних двадцати лет не утихают разговоры о том, что психиатрия находится в кризисе (1-3). Во всем мире ощущается нехватка психиатров (4), и это оказывает влияние на эффективность медицинской помощи в сфере психического здоровья. Попытки стабилизировать эту тенденцию стоят на повестке дня во многих международных ассоциаций, включая, в числе прочих, Всемирную психиатрическую ассоциацию (ВПА), Европейскую психиатрическую ассоциацию (ЕПА) и Американскую психиатрическую ассоциацию (5-7). Многие подобные организации разработали специальные программы, направленные на удовлетворение образовательных нужд молодых специалистов-психиатров, а также на выявление причин низкого интереса к психиатрии и редкого выбора в сторону этой профессии среди студентов (8).
Одной из первых организаций, обративших внимание на эту проблему, была ВПА, которая разработала специальный научно-образовательный курс для молодых психиатров, проводящийся на каждом Всемирном психиатрическом конгрессе (начиная с 1999 г. в Гамбурге и вплоть до 2011 г. в Буэнос-Айресе). Часть мероприятий конгресса, включая гранты, семинары, научные симпозиумы и неформальные встречи, посвящена молодым психиатрам.
Исполнительный комитет ВПА в трехлетний период с 2008 по 2011 гг. активно участвовал в образовательной инициативе для молодых психиатров. Одной из целей этой инициативы было «продвижение профессионального развития молодых психиатров по всему миру» (9). Был создан Совет молодых психиатров при ВПА, в который вошли представители из 60 стран со всех континентов. Совет разработал специальный план действий, направленный на выявление проблем, а также на профессиональное развитие молодых врачей-психиатров (10,11).
Группа провела три исследования: одно исследование было посвящено психотерапевтическому образованию (12), второе – ранним вмешательствам в психиатрии (13), третье – переходу от обучения к самостоятельной работе (важный шаг профессионального становления психиатра, 14).
По результатам этих исследований молодые психиатры приобрели статус равных участников и в других научных проектах ассоциации. Например, в рамках крупного проекта ROAMER, реализованного при поддержке Европейской комиссии (исследование, направленное на изучение научных приоритетов в области психиатрии), приняли участие разные заинтересованные стороны (15), включая ассоциации обучающихся профессии, ассоциации психиатров и других специалистов, работающих в области психического здоровья, а также ассоциации потребителей психиатрической помощи и (или) лиц, оказывающих за ними уход. Кроме того, Европейская федерация врачей, проходящих подготовку в области психиатрии (EFPT) и Комитет молодых психиатров ЕПА создали рабочую группу по научным исследованиям, уже завершившую несколько проектов к настоящему времени (6) и продолжающую работу над многими другими.
Во всем мире признается важность оказания поддержки молодым психиатрам. Большинство национальных психиатрических ассоциаций имеет секции для данной категории специалистов с особыми правилами и полномочиями. Также существует несколько профильных международных групп, например, в Восточной Африке, в Европе и Азии (16-18).
По всему миру организуются совместные образовательные мероприятия с участием молодых психиатров, которые сами обозначили наиболее важные области и пробелы в обучении, включая психотерапию, развитие лидерских и профессиональных навыков, коморбидность психических и соматических расстройств (6, 7, 19-21). Для удовлетворения этих образовательных нужд был принят ряд мер, в т. ч. были организованы научные мероприятия, изданы книги (22) и образовательные модули. Например, ЕПА ежегодно проводит летнюю школу, собирающую молодых психиатров, работающих в Европе. Другие курсы были организованы при содействии различных секций ЕПА, например, секции консультативной психиатрии, секции философии и психиатрии. Различные программы ЕПА в области охраны психического здоровья, связанные с непрерывным профессиональным образованием, включают курсы лидерских качеств и исследовательских навыков, а также научные проекты молодых психиатров (напр., 23). Образовательная секция ВПА (24), в состав которой входит несколько молодых психиатров, сегодня развивает ряд инициатив, направленных на повышение доступности и качества образования в области психиатрии.
На сегодняшний день важной задачей является улучшение публичного образа психиатрии (25, 26). Для эффективного взаимодействия с семьями, официальными лицами, журналистами и правовой системой требуются особые навыки, и они должны стать неотъемлемой частью постдипломного образования и непрерывного медицинского образования для каждого молодого психиатра (6).
Существует еще множество других образовательных программ для молодых врачей. Мы хотели подчеркнуть этим письмом то, что психиатрия все еще жива, развивается и определенно переживет текущий «кризис». Следует рассматривать его как стадию развития, которая может способствовать прогрессу в области образования, научной работы и профессиональной практики, что, в свою очередь, приблизит нас к главной цели – улучшению здоровья и благополучия наших пациентов.
ВПА с ее программами и инициативами для молодых психиатров сыграла ключевую роль в развитии ситуации, и молодые специалисты готовы продолжать работу в этом направлении.
Редактура: Алфимов П.В.
В течение последних двадцати лет не утихают разговоры о том, что психиатрия находится в кризисе (1-3). Во всем мире ощущается нехватка психиатров (4), и это оказывает влияние на эффективность медицинской помощи в сфере психического здоровья. Попытки стабилизировать эту тенденцию стоят на повестке дня во многих международных ассоциаций, включая, в числе прочих, Всемирную психиатрическую ассоциацию (ВПА), Европейскую психиатрическую ассоциацию (ЕПА) и Американскую психиатрическую ассоциацию (5-7). Многие подобные организации разработали специальные программы, направленные на удовлетворение образовательных нужд молодых специалистов-психиатров, а также на выявление причин низкого интереса к психиатрии и редкого выбора в сторону этой профессии среди студентов (8).
Одной из первых организаций, обративших внимание на эту проблему, была ВПА, которая разработала специальный научно-образовательный курс для молодых психиатров, проводящийся на каждом Всемирном психиатрическом конгрессе (начиная с 1999 г. в Гамбурге и вплоть до 2011 г. в Буэнос-Айресе). Часть мероприятий конгресса, включая гранты, семинары, научные симпозиумы и неформальные встречи, посвящена молодым психиатрам.
Исполнительный комитет ВПА в трехлетний период с 2008 по 2011 гг. активно участвовал в образовательной инициативе для молодых психиатров. Одной из целей этой инициативы было «продвижение профессионального развития молодых психиатров по всему миру» (9). Был создан Совет молодых психиатров при ВПА, в который вошли представители из 60 стран со всех континентов. Совет разработал специальный план действий, направленный на выявление проблем, а также на профессиональное развитие молодых врачей-психиатров (10,11).
Группа провела три исследования: одно исследование было посвящено психотерапевтическому образованию (12), второе – ранним вмешательствам в психиатрии (13), третье – переходу от обучения к самостоятельной работе (важный шаг профессионального становления психиатра, 14).
По результатам этих исследований молодые психиатры приобрели статус равных участников и в других научных проектах ассоциации. Например, в рамках крупного проекта ROAMER, реализованного при поддержке Европейской комиссии (исследование, направленное на изучение научных приоритетов в области психиатрии), приняли участие разные заинтересованные стороны (15), включая ассоциации обучающихся профессии, ассоциации психиатров и других специалистов, работающих в области психического здоровья, а также ассоциации потребителей психиатрической помощи и (или) лиц, оказывающих за ними уход. Кроме того, Европейская федерация врачей, проходящих подготовку в области психиатрии (EFPT) и Комитет молодых психиатров ЕПА создали рабочую группу по научным исследованиям, уже завершившую несколько проектов к настоящему времени (6) и продолжающую работу над многими другими.
Во всем мире признается важность оказания поддержки молодым психиатрам. Большинство национальных психиатрических ассоциаций имеет секции для данной категории специалистов с особыми правилами и полномочиями. Также существует несколько профильных международных групп, например, в Восточной Африке, в Европе и Азии (16-18).
По всему миру организуются совместные образовательные мероприятия с участием молодых психиатров, которые сами обозначили наиболее важные области и пробелы в обучении, включая психотерапию, развитие лидерских и профессиональных навыков, коморбидность психических и соматических расстройств (6, 7, 19-21). Для удовлетворения этих образовательных нужд был принят ряд мер, в т. ч. были организованы научные мероприятия, изданы книги (22) и образовательные модули. Например, ЕПА ежегодно проводит летнюю школу, собирающую молодых психиатров, работающих в Европе. Другие курсы были организованы при содействии различных секций ЕПА, например, секции консультативной психиатрии, секции философии и психиатрии. Различные программы ЕПА в области охраны психического здоровья, связанные с непрерывным профессиональным образованием, включают курсы лидерских качеств и исследовательских навыков, а также научные проекты молодых психиатров (напр., 23). Образовательная секция ВПА (24), в состав которой входит несколько молодых психиатров, сегодня развивает ряд инициатив, направленных на повышение доступности и качества образования в области психиатрии.
На сегодняшний день важной задачей является улучшение публичного образа психиатрии (25, 26). Для эффективного взаимодействия с семьями, официальными лицами, журналистами и правовой системой требуются особые навыки, и они должны стать неотъемлемой частью постдипломного образования и непрерывного медицинского образования для каждого молодого психиатра (6).
Существует еще множество других образовательных программ для молодых врачей. Мы хотели подчеркнуть этим письмом то, что психиатрия все еще жива, развивается и определенно переживет текущий «кризис». Следует рассматривать его как стадию развития, которая может способствовать прогрессу в области образования, научной работы и профессиональной практики, что, в свою очередь, приблизит нас к главной цели – улучшению здоровья и благополучия наших пациентов.
ВПА с ее программами и инициативами для молодых психиатров сыграла ключевую роль в развитии ситуации, и молодые специалисты готовы продолжать работу в этом направлении.
Список исп. литературыСкрыть список1. Katschnig H. Are psychiatrists an endangered species? Observations on internal and external challenges to the profession. World Psychiatry 2010;9:21-8.
2. Brüne M, Belsky J, Fabrega H et al. The crisis of psychiatry – insights and prospects from evolutionary theory. World Psychiatry 2012;11:55-7.
3. Nawka A, Rojnic Kuzman M, Giacco D. Trainees’ views on the future of psychiatry: a plethora of challenges ahead of us. World Psychiatry 2012;11:206.
4. Farooq K, Lydall GJ, Bhugra D. What attracts medical students towards psychiatry? A review of factors before and during medical school. Int Rev Psychiatry 2013;25:371-7.
5. Maj M. Report on the implementation of the WPA Action Plan 2008–2011. World Psychiatry 2011;10:161-4.
6. Fiorillo A, Malik A, Luciano M et al. Challenges for trainees in psychiatry and early career psychiatrists. Int Rev Psychiatry 2013; 25:431-7.
7. Rojnic Kuzman M, Norstrom KB, Colin S et al. Training in psychiatry today: European and US perspective. In: Fiorillo A, Calliess IT, Sass H (eds). How to succeed in psychiatry? A guide to training and practice. Chichester: Wiley-Blackwell, 2012:1-19.
8. Bhugra D. The International Study on Career Choice in Psychiatry: a preliminary report. World Psychiatry 2013;12:181.
9. Maj M. The WPA Action Plan 2008–2011. World Psychiatry 2008; 7:129-130.
10. Fiorillo A, Lattova Z, Brahmbhatt P et al. The Action Plan 2010 of the WPA Early Career Psychiatrists Council. World Psychiatry 2010;9:62-3.
11. Fiorillo A, Brahmbhatt P, Elkholy H et al. Activities of the WPA Early Career Psychiatrists Council: the Action Plan is in progress. World Psychiatry 2011;10:159.
12. Fiorillo A, Luciano M, Giacco D et al. Training and practice of psychotherapy in Europe: results of a survey. World Psychiatry 2011;10:238.
13. Fiorillo A, Sampogna G, Del Vecchio V et al. What is the current status of training and practice of early intervention in psychiatry? Results from a survey in 35 countries. Early Interv Psychiatry (in press).
14. Riese F, Oakley C, Bendix M et al. Transition from psychiatric training to independent practice: a survey on the situation of early career psychiatrists in 35 countries. World Psychiatry 2013;12: 82-3.
15. Fiorillo A, Luciano M, Del Vecchio V et al. Priorities for mental health research in Europe: a survey among national stakeholders’ associations within the ROAMER project. World Psychiatry 2013;12:165-70.
16. Sinha SK, Bezborodovs N, Krupchanka D et al. Asian Federation of Early Career Psychiatrists: building bridges and expanding horizons. Asian J Psychiatry 2013;6:93-4.
17. Umi Adzlin S, Rafidah B, Rahima D. Bringing out the leader in you – Malaysian Psychiatric Association Leadership Certification for Early Career Psychiatrists. Asian J Psychiatry 2012;5:370.
18. Bendix M, Paravaya O, Kochetkov Y et al. Young psychiatrists’ meetings in Eastern Europe – Networking for the development of psychiatric training, education and service. World Psychiatry 2011;10:239.
19. Maj M. Mental disorders as “brain diseases” and Jaspers’ legacy. World Psychiatry 2013;12:1-3.
20. Frances A. The past, present and future of psychiatric diagnosis. World Psychiatry 2013;12:111-2.
21. Rojnic Kuzman M, Giacco D, Simmons M et al. Are there differences between training curricula on paper and in practice? Views of European trainees. World Psychiatry 2012;11:135.
22. Fiorillo A, Calliess IT, Sass H (eds). How to succeed in psychiatry? A guide to training and practice. Chichester: Wiley-Blackwell, 2012.
23. Volpe U, Fiorillo A, Luciano M et al. Pathways to mental health care in Italy: results from a multicenter study. Int J Soc Psychiatry (in press).
24. Belfort E. WPA educational activities. World Psychiatry 2013;2:181.
25. Maj M. Adherence to psychiatric treatments and the public image of psychiatry. World Psychiatry 2013;12:185-6.
26. Parnas J. The Breivik case and “conditio psychiatrica”. World Psychiatry 2013;12:22-3.