Психиатрия Всемирная психиатрия
Психиатрия Всемирная психиатрия
№03 2018
Психическое здоровье во всем мире: как обстоят дела? №03 2018
Номера страниц в выпуске:360-361
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) недавно выпустила Атлас психического здоровья (Mental Health Atlas) в редакции 2017 г., содержащий обновленную информацию по приблизительно 180 странам1.
Данные из Атласа используются для мониторинга политики, законопроектов, программ и услуг в области психического здоровья в государствах – членах ВОЗ2,3 и для отслеживания прогресса в осуществлении Плана действий ВОЗ в области психического здоровья на 2013–2020 гг.4. Кроме того, Атлас 2017 г. имеет особое значение, поскольку ВОЗ приступает к серьезной трансформации, чтобы повысить свое влияние на уровне стран и соответствовать своему назначению в эпоху Целей устойчивого развития (Sustainable Development Goals)5.
Данные из Атласа используются для мониторинга политики, законопроектов, программ и услуг в области психического здоровья в государствах – членах ВОЗ2,3 и для отслеживания прогресса в осуществлении Плана действий ВОЗ в области психического здоровья на 2013–2020 гг.4. Кроме того, Атлас 2017 г. имеет особое значение, поскольку ВОЗ приступает к серьезной трансформации, чтобы повысить свое влияние на уровне стран и соответствовать своему назначению в эпоху Целей устойчивого развития (Sustainable Development Goals)5.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) недавно выпустила Атлас психического здоровья (Mental Health Atlas) в редакции 2017 г., содержащий обновленную информацию по приблизительно 180 странам1.
Данные из Атласа используются для мониторинга политики, законопроектов, программ и услуг в области психического здоровья в государствах – членах ВОЗ2,3 и для отслеживания прогресса в осуществлении Плана действий ВОЗ в области психического здоровья на 2013–2020 гг.4. Кроме того, Атлас 2017 г. имеет особое значение, поскольку ВОЗ приступает к серьезной трансформации, чтобы повысить свое влияние на уровне стран и соответствовать своему назначению в эпоху Целей устойчивого развития (Sustainable Development Goals)5.
В целях стимулирования глобального сообщества психического здоровья к достижению дальнейшего прогресса в отношении политики, законопроектов, программ и услуг в области психического здоровья мы приводим здесь основные выводы из Атласа 2017 г. и описываем успехи по достижению четырех задач Плана действий в области психического здоровья.
Подготовка Атласа 2017 г. следовала строгому методологическому процессу, включающему разработку опросника и соответствующего руководства по заполнению, администрирование онлайн-системы сбора данных, проверку информации и ответов, осуществление взаимодействия с государствами-членами и региональными и государственными представительствами ВОЗ, а также анализ и интерпретацию данных1.
В общей сложности 177 из 194 государств – членов ВОЗ (91%) заполнили, по крайней мере частично, опросник Атласа, причем уровень представления документов превысил 85% во всех региональных представительствах ВОЗ.
Что касается организационных вопросов в области психического здоровья, 72% государств-членов сообщили, что имеют свой собственный план действий или стратегии по охране психического здоровья, а 57% имеют собственные законопроекты. Важно отметить, что 94 страны, т. е. 68% тех, кто заполнил опросник, или 48% от всех государств – членов ВОЗ, разработали или обновили планы действий или стратегии по психическому здоровью в соответствии с международными и региональными документами по правам человека. Таким образом, 76 стран, т. е. 75% тех, кто ответил на опросник, или 39% всех государств – членов ВОЗ, разработали или обновили свои законопроекты в соответствии с международными или региональными документами по правам человека.
Относительно финансовых и людских ресурсов в сфере психиатрии Атлас 2017 г. показывает, что уровень государственных расходов на психическое здоровье очень скуден в странах с низким и средним уровнем дохода и более 80% этих средств идут в стационарные психиатрические учреждения. В глобальном масштабе, среднее число работников в сфере психиатрии составляет 9 на 100 тыс. населения, с отклонениями от «менее 1» в странах с низким уровнем дохода до «более 70» в странах с высоким уровнем дохода.
Широкий разброс также наблюдался относительно количества психиатрических коек, которые находились в диапазоне от «менее 7» на 100 тыс. населения в странах с низким и ниже среднего уровнем дохода до «более 50» на 100 тыс. населения в странах с высоким уровнем дохода. Аналогичная ситуация была документально подтверждена для числа детских и подростковых психиатрических коек, которое варьирует в диапазоне от «ниже 0,2» в странах с низким и ниже среднего уровнем дохода до «более 1,5» в странах с высоким уровнем дохода.
В общей сложности 123 страны, что соответствует 69% респондентов или 63% всех государств – членов ВОЗ, сообщили как минимум о двух действующих национальных межведомственных программах по укреплению и профилактике в области психического здоровья. Из почти
350 функционирующих программ 40% были направлены на повышение информированности населения в области психического здоровья или борьбу со стигмой, а 12% нацелены на предупреждение самоубийств.
Что касается прогресса в достижении четырех задач Плана действий в области психического здоровья, то Атлас 2017 г. подчеркивает следующее:
Цель 1.1: 80% стран разработают или обновят свои стратегии или планы по психическому здоровью в соответствии с международными и региональными документами по правам человека (к 2020 г.). Доля стран, выполнивших эту цель, немного возросла: с 45% (Атлас 2014 г.) до 48% (Атлас 2017 г.) всех государств – членов ВОЗ.
Цель 1.2: 50% стран разработают или обновят свои законопроекты в области психического здоровья в соответствии с международными и региональными документами по правам человека (к 2020 г.). Доля стран, выполнивших эту цель, несколько увеличилась: с 34% (Атлас 2014 г.) до 39% (Атлас 2017 г.) всех государств – членов ВОЗ.
Цель 2: охват услугами лиц с тяжелыми психическими расстройствами увеличится на 20% (к 2020 г.). Хотя Атлас 2017 г. предпринял значительные усилия по увеличению надежности данных, охват услугами лиц с тяжелыми психическими расстройствами не был подсчитан. Распространенность психоза, биполярного расстройства и депрессии составила 171,3; 41,0 и 95,6 на 100 тыс. населения, соответственно.
Цель 3.1: 80% стран будут иметь как минимум две функционирующие национальные межведомственные программы по укреплению и профилактике психического здоровья (к 2020 г.). Доля стран, выполнивших эту задачу, возросла с 41% (Атлас 2014 г.) до 63% (Атлас 2017 г.) всех государств – членов ВОЗ.
Цель 3.2: уровень самоубийств в странах уменьшится на 10% (к 2020 г.). Согласно данным ВОЗ, уровень самоубийств несколько снизился: с 11,4 до 10,5 на 100 тыс. населения с 2014 до 2017 г.
Цель 4: 80% стран будут регулярно собирать и предоставлять как минимум основной набор показателей в области психического здоровья каждые два года с помощью собственных национальных информационных систем и системы здравоохранения и социального развития
(к 2020 г.). Доля стран, выполнивших эту цель, незначительно возросла: с 64 стран, 33% всех государств – членов ВОЗ (Атлас 2014 г.) до 71 страны, 37% всех государств – членов ВОЗ (Атлас 2017 г.).
При изучении данных Атласа 2017 г. необходимо учитывать ряд ограничений. Первое заключается в том, что некоторые страны не смогли предоставить данные по ряду показателей. Например, данные об охвате услугами и их использовании не были доступны для многих стран, возможно, из-за ограниченного внедрения национальных информационных систем.
Во-вторых, несмотря на то что большое число стран ответили на опросник как для Атласа 2014 г., так и для Атласа 2017 г., перечень стран, заполнивших данные для обоих атласов, по каждому из вопросов иногда отличался. Это добавляет некоторые ограничения при сравнении данных между двумя версиями Атласа.
В-третьих, важно упомянуть об ограничениях, связанных с данными «самоотчетов», в частности в отношении качественных оценок или суждений, часто осуществляемых одним координационным центром. Тем не менее важно отметить, что процесс сбора данных о психическом здоровье на уровне стран, начатый ВОЗ в 2000 г. в партнерстве с государствами – членами ВОЗ, постепенно улучшался с точки зрения качества и количества информации и, как ожидается, достигнет дальнейшего прогресса в последующие годы.
Эти продолжительные усилия также способствовали укреплению эпидемиологической и оценочной культуры среди государств – членов ВОЗ, что является значимым достижением, учитывая важный выбор в области общественного здравоохранения, который страны обязаны постоянно делать6. Следующим важным шагом является начало использования странами данных, которые они собрали, для улучшения своей системы оказания психиатрической помощи и для отслеживания результатов.
Данные, включенные в Атлас психического здоровья 2017 г., показывают заинтересованность стран в отслеживании прогресса в выполнении Плана действий ВОЗ в области психического здоровья на 2013–2020 гг. Прогрессивное развитие осуществляется в отношении политики, законов, программ и услуг в области психического здоровья во всех государствах – членах ВОЗ.
Выводы Атласа 2017 г. свидетельствуют о том, что глобальные цели, установленные Планом действий в области психического здоровья, будут достигнуты только в случае коллективного глобального обязательства, которое приведет к значительным инвестициям и расширению усилий на уровне стран в отношении политики, законов, программ и услуг в области психического здоровья в государствах – членах ВОЗ.
Перевод: Шишорин Р.М. (Москва)
Редактура: к.м.н. Руженкова В.В. (Белгород)
(World Psychiatry 2018;17(3):367-368)
DOI:10.1002/wps.20572
Данные из Атласа используются для мониторинга политики, законопроектов, программ и услуг в области психического здоровья в государствах – членах ВОЗ2,3 и для отслеживания прогресса в осуществлении Плана действий ВОЗ в области психического здоровья на 2013–2020 гг.4. Кроме того, Атлас 2017 г. имеет особое значение, поскольку ВОЗ приступает к серьезной трансформации, чтобы повысить свое влияние на уровне стран и соответствовать своему назначению в эпоху Целей устойчивого развития (Sustainable Development Goals)5.
В целях стимулирования глобального сообщества психического здоровья к достижению дальнейшего прогресса в отношении политики, законопроектов, программ и услуг в области психического здоровья мы приводим здесь основные выводы из Атласа 2017 г. и описываем успехи по достижению четырех задач Плана действий в области психического здоровья.
Подготовка Атласа 2017 г. следовала строгому методологическому процессу, включающему разработку опросника и соответствующего руководства по заполнению, администрирование онлайн-системы сбора данных, проверку информации и ответов, осуществление взаимодействия с государствами-членами и региональными и государственными представительствами ВОЗ, а также анализ и интерпретацию данных1.
В общей сложности 177 из 194 государств – членов ВОЗ (91%) заполнили, по крайней мере частично, опросник Атласа, причем уровень представления документов превысил 85% во всех региональных представительствах ВОЗ.
Что касается организационных вопросов в области психического здоровья, 72% государств-членов сообщили, что имеют свой собственный план действий или стратегии по охране психического здоровья, а 57% имеют собственные законопроекты. Важно отметить, что 94 страны, т. е. 68% тех, кто заполнил опросник, или 48% от всех государств – членов ВОЗ, разработали или обновили планы действий или стратегии по психическому здоровью в соответствии с международными и региональными документами по правам человека. Таким образом, 76 стран, т. е. 75% тех, кто ответил на опросник, или 39% всех государств – членов ВОЗ, разработали или обновили свои законопроекты в соответствии с международными или региональными документами по правам человека.
Относительно финансовых и людских ресурсов в сфере психиатрии Атлас 2017 г. показывает, что уровень государственных расходов на психическое здоровье очень скуден в странах с низким и средним уровнем дохода и более 80% этих средств идут в стационарные психиатрические учреждения. В глобальном масштабе, среднее число работников в сфере психиатрии составляет 9 на 100 тыс. населения, с отклонениями от «менее 1» в странах с низким уровнем дохода до «более 70» в странах с высоким уровнем дохода.
Широкий разброс также наблюдался относительно количества психиатрических коек, которые находились в диапазоне от «менее 7» на 100 тыс. населения в странах с низким и ниже среднего уровнем дохода до «более 50» на 100 тыс. населения в странах с высоким уровнем дохода. Аналогичная ситуация была документально подтверждена для числа детских и подростковых психиатрических коек, которое варьирует в диапазоне от «ниже 0,2» в странах с низким и ниже среднего уровнем дохода до «более 1,5» в странах с высоким уровнем дохода.
В общей сложности 123 страны, что соответствует 69% респондентов или 63% всех государств – членов ВОЗ, сообщили как минимум о двух действующих национальных межведомственных программах по укреплению и профилактике в области психического здоровья. Из почти
350 функционирующих программ 40% были направлены на повышение информированности населения в области психического здоровья или борьбу со стигмой, а 12% нацелены на предупреждение самоубийств.
Что касается прогресса в достижении четырех задач Плана действий в области психического здоровья, то Атлас 2017 г. подчеркивает следующее:
Цель 1.1: 80% стран разработают или обновят свои стратегии или планы по психическому здоровью в соответствии с международными и региональными документами по правам человека (к 2020 г.). Доля стран, выполнивших эту цель, немного возросла: с 45% (Атлас 2014 г.) до 48% (Атлас 2017 г.) всех государств – членов ВОЗ.
Цель 1.2: 50% стран разработают или обновят свои законопроекты в области психического здоровья в соответствии с международными и региональными документами по правам человека (к 2020 г.). Доля стран, выполнивших эту цель, несколько увеличилась: с 34% (Атлас 2014 г.) до 39% (Атлас 2017 г.) всех государств – членов ВОЗ.
Цель 2: охват услугами лиц с тяжелыми психическими расстройствами увеличится на 20% (к 2020 г.). Хотя Атлас 2017 г. предпринял значительные усилия по увеличению надежности данных, охват услугами лиц с тяжелыми психическими расстройствами не был подсчитан. Распространенность психоза, биполярного расстройства и депрессии составила 171,3; 41,0 и 95,6 на 100 тыс. населения, соответственно.
Цель 3.1: 80% стран будут иметь как минимум две функционирующие национальные межведомственные программы по укреплению и профилактике психического здоровья (к 2020 г.). Доля стран, выполнивших эту задачу, возросла с 41% (Атлас 2014 г.) до 63% (Атлас 2017 г.) всех государств – членов ВОЗ.
Цель 3.2: уровень самоубийств в странах уменьшится на 10% (к 2020 г.). Согласно данным ВОЗ, уровень самоубийств несколько снизился: с 11,4 до 10,5 на 100 тыс. населения с 2014 до 2017 г.
Цель 4: 80% стран будут регулярно собирать и предоставлять как минимум основной набор показателей в области психического здоровья каждые два года с помощью собственных национальных информационных систем и системы здравоохранения и социального развития
(к 2020 г.). Доля стран, выполнивших эту цель, незначительно возросла: с 64 стран, 33% всех государств – членов ВОЗ (Атлас 2014 г.) до 71 страны, 37% всех государств – членов ВОЗ (Атлас 2017 г.).
При изучении данных Атласа 2017 г. необходимо учитывать ряд ограничений. Первое заключается в том, что некоторые страны не смогли предоставить данные по ряду показателей. Например, данные об охвате услугами и их использовании не были доступны для многих стран, возможно, из-за ограниченного внедрения национальных информационных систем.
Во-вторых, несмотря на то что большое число стран ответили на опросник как для Атласа 2014 г., так и для Атласа 2017 г., перечень стран, заполнивших данные для обоих атласов, по каждому из вопросов иногда отличался. Это добавляет некоторые ограничения при сравнении данных между двумя версиями Атласа.
В-третьих, важно упомянуть об ограничениях, связанных с данными «самоотчетов», в частности в отношении качественных оценок или суждений, часто осуществляемых одним координационным центром. Тем не менее важно отметить, что процесс сбора данных о психическом здоровье на уровне стран, начатый ВОЗ в 2000 г. в партнерстве с государствами – членами ВОЗ, постепенно улучшался с точки зрения качества и количества информации и, как ожидается, достигнет дальнейшего прогресса в последующие годы.
Эти продолжительные усилия также способствовали укреплению эпидемиологической и оценочной культуры среди государств – членов ВОЗ, что является значимым достижением, учитывая важный выбор в области общественного здравоохранения, который страны обязаны постоянно делать6. Следующим важным шагом является начало использования странами данных, которые они собрали, для улучшения своей системы оказания психиатрической помощи и для отслеживания результатов.
Данные, включенные в Атлас психического здоровья 2017 г., показывают заинтересованность стран в отслеживании прогресса в выполнении Плана действий ВОЗ в области психического здоровья на 2013–2020 гг. Прогрессивное развитие осуществляется в отношении политики, законов, программ и услуг в области психического здоровья во всех государствах – членах ВОЗ.
Выводы Атласа 2017 г. свидетельствуют о том, что глобальные цели, установленные Планом действий в области психического здоровья, будут достигнуты только в случае коллективного глобального обязательства, которое приведет к значительным инвестициям и расширению усилий на уровне стран в отношении политики, законов, программ и услуг в области психического здоровья в государствах – членах ВОЗ.
Перевод: Шишорин Р.М. (Москва)
Редактура: к.м.н. Руженкова В.В. (Белгород)
(World Psychiatry 2018;17(3):367-368)
DOI:10.1002/wps.20572
Список исп. литературыСкрыть список1. World Health Organization. Mental Health Atlas. Geneva: World Health Organization, 2017.
2. Saxena S, Sharan P, Garrido M et al. World Psychiatry 2006;5:179-84.
3. Lora A, Hanna F, Chisholm D. Epidemiol Psychiatr Sci (in press).
4. World Health Organization. Mental health action plan 2013-2020. Geneva: World Health Organization.
5. Saxena S, Maj M. World Psychiatry 2017;16:1-2.
6. Janse van Rensburg B, Bhugra D, Saxena S. World Psychiatry 2018;17:116-7.