Психиатрия Всемирная психиатрия
Психиатрия Всемирная психиатрия
№01 2019
Резилентность (устойчивость) с точки зрения теории развивающихся систем №01 2019
Номера страниц в выпуске:101-103
В связи с природными катастрофами, войнами, политическими конфликтами интерес к резилентности (устойчивости) человека повышается, и новые данные способствуют осознанию факта, что неблагополучие в детстве может сказаться на здоровье и самочувствии уже во взрослом возрасте1,2.
В связи с природными катастрофами, войнами, политическими конфликтами интерес к резилентности (устойчивости) человека повышается, и новые данные способствуют осознанию факта, что неблагополучие в детстве может сказаться на здоровье и самочувствии уже во взрослом возрасте1,2. Изучение резилентности – отнюдь не новая научная область, но современные исследования отличает междисциплинарный, многоуровневый подход, который обогащает теорию развивающихся систем глубокими и перспективными положениями, помогающими не только определить и детально изучить резилентность, но и применить эти сведения на практике3.
Учение о резилентности происходит из исследований по этиологии психических расстройств1. Ученые, которые занимались факторами риска развития психической патологии у детей, продемонстрировали поразительную вариабельность исходов: многие дети развивались нормально несмотря на то, что сталкивались с факторами риска психических отклонений (например, бедность, жестокое обращение). Исследования резилентности стремятся понять причины такой вариабельности, что послужило бы теоретической базой для мероприятий, снижающих риски и стимулирующих положительные перемены.
Модели резилентности претерпели изменения при слиянии теории динамических систем с учением о развитии4. Человек, будучи живой системой, проходит развитие в мириадах взаимодействий на разных уровнях, от генетического и нейробиологического до социального и культурного5,6. Системы адаптации (иммунная, система саморегуляции, совладания со стрессом) развиваются по мере того, как индивид, включенный одновременно в более крупные системы, приспосабливается к внешним условиям. Все эти динамические взаимодействия составляют процесс развития и приводят к формированию различных способов адаптации3.
Способность развивающегося ребенка отвечать на вызовы среды и приспосабливаться к неблагоприятной обстановке зависит от состояния множества систем, начиная от нейробиологических механизмов регуляции стресса и закачивая семьей, школой, органами общественной безопасности, здравоохранения и многими другими экологическими и социокультурными системами. Все процессы, которые могут быть задействованы в восстановлении нарушенного равновесия, преодолении препятствий и трансформации организма, отражены в понятии резилентности.
Определение резилентности менялось по мере того, как формировалось понятие о развивающихся системах.
На данный момент резилентность в широком смысле определяется как «способность системы благополучно адаптироваться к факторам, угрожающим жизнеспособности, функционированию и развитию системы»1. Это определение можно применить к самым разным системам, включая обособленного индивида или целую семью, предприятие, сообщество, экономику или экосистему. Важное его преимущество – возможность использовать то же понятие на любом уровне, что представляется особенно важным в рамках интеграции концепций и знаний о резилентности человека, полученных разными дисциплинами на разных уровнях.
Как предполагает это определение, резилентность индивида определяется резилентностью связанных с ним систем. Взаимозависимость систем обращает на себя внимание особенно в периоды крупных катастроф, когда одновременно нарушаются несколько систем, а также в условиях внутрисемейного кризиса, когда нарушения в психическом состоянии родителя не позволяют ему должным образом заботиться о ребенке7. Важно помнить, что резилетность индивида определяется не только объемом трудностей, с которыми он может справиться самостоятельно: наоборот, резилентность человека в существенной степени зависит от межличностных отношений и общественной поддержки8.
Полученные данные о резилетности позволили выделить несколько факторов, которые могли бы объяснить, почему индивиды справляются с трудностями гораздо лучше. Некоторые из них вполне тривиальны и ассоциируются с положительной корректировкой во время или после отрицательного опыта, хотя они отличаются по форме и актуальности в разном контексте и на разных этапах развития. Возможно, эти факторы отражают механизмы адаптации, выработанные в ходе биологической и социокультурной эволюции человека, поскольку они повышают вероятность выживания1. К общеизвестным протективным факторам относятся плодотворная родительская забота и другие поддерживающие взаимоотношения, навыки решения проблем и саморегуляции, оптимизм, личная эффективность, уверенность, что в жизни есть смысл3. Эти факторы были определены на первых этапах изучения резилентности и в дальнейшем неоднократно подтверждены в исследованиях на разных популяциях и в различных условиях, требующих проявления резилентности3. Другие протективные факторы разнятся в зависимости от контекста и культурной среды, как, например, особые ритуалы прощения и духовные практики.
Первоначально исследования резилентности фокусировались на психосоциальных факторах, которые могли бы снизить риски и способствовать становлению адаптации. Прогресс методов анализа на различных уровнях позволил включить в учение о резилентности данные нейробиологии, генетики, культурных влияний и продемонстрировать, как каскад из факторов защиты и факторов риска распространяется по разным уровням, системам и поколениям3.
С новыми достижениями в эпигенетических исследованиях возникли интересные идеи о биологических последствиях пережитого опыта, что отражается в метилировании генов и сходных процессах; эти данные могли бы объяснить, как детская травма или дефекты воспитания сказываются на развитии мозга и здоровье на протяжении всей жизни9. Один из наиболее спорных вопросов в области теорий чувствительности к опыту на биологическом уровне и для концепции индивидуальной чувствительности – не может ли быть, что дети, которые плохо адаптируются к неблагоприятным условиям, так же более чувствительны к позитивному опыту, как, например, вмешательства для коррекции психического здоровья, и у чувствительных индивидов – ситуации, где они могут продемонстрировать свои способности.
Учение о резилентности оказало трансформирующий эффект на многие дисциплины. связанные с психическим здоровьем и психологическим самочувствием, смещая фокус вмешательства с дефицитарных моделей к более понимающим подходам, учитывающим протективные и стимулирующие факторы наравне с факторами риска и уязвимости, опираясь в равной степени на концепции болезни и здоровья1. Примерами такого подхода могут стать различные мероприятия, от школьного консультирования с опорой на сильные стороны и вплоть до глобальных гуманитарных мероприятий по организации помощи детям и создания условий для их развития3. Мета-анализ школьных мероприятий, ориентированных на резилентность, обнаружил уменьшение симптомов психических расстройств (депрессии, тревоги), в частности при применении когнитивно-поведенческих подходов10.
Современные направления в изучении резилентности объяснить, как развивается способность к адаптации, каким образом она снижает риски и обеспечивает резилентность – основываясь на этих данных можно определить цели, периодизацию и тактику психологических вмешательств. Стратегии должны сосредотачиваться на предотвращении травмы, уменьшении напряжения, выработки габитуации к стрессу путем дозированных нагрузок, снижении уязвимости, задействовании ресурсов, восстановлении и мобилизации мощных адаптивных систем и запуске каскада позитивных изменений по всем системам и уровням. Возможная периодизация вмешательства варьируется от предотвращения материнского и перинатального стресса до поощрения социальных связей уже в зрелом возрасте. Вполне возможно, что ключевые адаптивные системы, вследствие ранней травмы (связанной, например, с нейробиологическими механизмами стресс-регуляции) оказавшиеся поврежденными, в более взрослом возрасте могут быть «перепрограммированы», так что они смогут обеспечивать функцию адаптации9.
Исследование резилентности, основанное на теории развивающихся систем, обладает большим потенциалом для исследования процессов, происходящих в разных системах и на различных уровнях, что позволит создать теоретическую базу для улучшения психического здоровья, предотвращения психопатологии и облегчения реабилитации. Исследования по теории развивающихся систем помогут определить критические периоды, когда интересующая структура наиболее пластична и обладает большим потенциалом для изменений, что дает возможность эффективно спланировать технику и периодизацию вмешательств, адаптировать их к индивидуальным и ситуационным различиям, подобрать техники, более уместные для данного этапа развития. Законодатели, а также негосударственные организации уже имеют возможность оценить влияние своих общих усилий на различных уровнях (с точки зрения вертикальной организации), различных секторах (точки зрения горизонтальной организации) и на примере разных поколений. С расширением теоретической базы теория резилентности может в дальнейшем быть подвергнута проверке и проработана в рандомизированных исследованиях, нацеленных на гибкие процессы со стратегическим планированием и содержащими потенциал к дальнейшим изменениям.
Перевод: Шишковская Т.И. (Самара)
Редактура: к.м.н. Федотов И.А. (Рязань)
(World Psychiatry 2019;18(1):101-102)
DOI: 10.1002/wps.20591
Учение о резилентности происходит из исследований по этиологии психических расстройств1. Ученые, которые занимались факторами риска развития психической патологии у детей, продемонстрировали поразительную вариабельность исходов: многие дети развивались нормально несмотря на то, что сталкивались с факторами риска психических отклонений (например, бедность, жестокое обращение). Исследования резилентности стремятся понять причины такой вариабельности, что послужило бы теоретической базой для мероприятий, снижающих риски и стимулирующих положительные перемены.
Модели резилентности претерпели изменения при слиянии теории динамических систем с учением о развитии4. Человек, будучи живой системой, проходит развитие в мириадах взаимодействий на разных уровнях, от генетического и нейробиологического до социального и культурного5,6. Системы адаптации (иммунная, система саморегуляции, совладания со стрессом) развиваются по мере того, как индивид, включенный одновременно в более крупные системы, приспосабливается к внешним условиям. Все эти динамические взаимодействия составляют процесс развития и приводят к формированию различных способов адаптации3.
Способность развивающегося ребенка отвечать на вызовы среды и приспосабливаться к неблагоприятной обстановке зависит от состояния множества систем, начиная от нейробиологических механизмов регуляции стресса и закачивая семьей, школой, органами общественной безопасности, здравоохранения и многими другими экологическими и социокультурными системами. Все процессы, которые могут быть задействованы в восстановлении нарушенного равновесия, преодолении препятствий и трансформации организма, отражены в понятии резилентности.
Определение резилентности менялось по мере того, как формировалось понятие о развивающихся системах.
На данный момент резилентность в широком смысле определяется как «способность системы благополучно адаптироваться к факторам, угрожающим жизнеспособности, функционированию и развитию системы»1. Это определение можно применить к самым разным системам, включая обособленного индивида или целую семью, предприятие, сообщество, экономику или экосистему. Важное его преимущество – возможность использовать то же понятие на любом уровне, что представляется особенно важным в рамках интеграции концепций и знаний о резилентности человека, полученных разными дисциплинами на разных уровнях.
Как предполагает это определение, резилентность индивида определяется резилентностью связанных с ним систем. Взаимозависимость систем обращает на себя внимание особенно в периоды крупных катастроф, когда одновременно нарушаются несколько систем, а также в условиях внутрисемейного кризиса, когда нарушения в психическом состоянии родителя не позволяют ему должным образом заботиться о ребенке7. Важно помнить, что резилетность индивида определяется не только объемом трудностей, с которыми он может справиться самостоятельно: наоборот, резилентность человека в существенной степени зависит от межличностных отношений и общественной поддержки8.
Полученные данные о резилетности позволили выделить несколько факторов, которые могли бы объяснить, почему индивиды справляются с трудностями гораздо лучше. Некоторые из них вполне тривиальны и ассоциируются с положительной корректировкой во время или после отрицательного опыта, хотя они отличаются по форме и актуальности в разном контексте и на разных этапах развития. Возможно, эти факторы отражают механизмы адаптации, выработанные в ходе биологической и социокультурной эволюции человека, поскольку они повышают вероятность выживания1. К общеизвестным протективным факторам относятся плодотворная родительская забота и другие поддерживающие взаимоотношения, навыки решения проблем и саморегуляции, оптимизм, личная эффективность, уверенность, что в жизни есть смысл3. Эти факторы были определены на первых этапах изучения резилентности и в дальнейшем неоднократно подтверждены в исследованиях на разных популяциях и в различных условиях, требующих проявления резилентности3. Другие протективные факторы разнятся в зависимости от контекста и культурной среды, как, например, особые ритуалы прощения и духовные практики.
Первоначально исследования резилентности фокусировались на психосоциальных факторах, которые могли бы снизить риски и способствовать становлению адаптации. Прогресс методов анализа на различных уровнях позволил включить в учение о резилентности данные нейробиологии, генетики, культурных влияний и продемонстрировать, как каскад из факторов защиты и факторов риска распространяется по разным уровням, системам и поколениям3.
С новыми достижениями в эпигенетических исследованиях возникли интересные идеи о биологических последствиях пережитого опыта, что отражается в метилировании генов и сходных процессах; эти данные могли бы объяснить, как детская травма или дефекты воспитания сказываются на развитии мозга и здоровье на протяжении всей жизни9. Один из наиболее спорных вопросов в области теорий чувствительности к опыту на биологическом уровне и для концепции индивидуальной чувствительности – не может ли быть, что дети, которые плохо адаптируются к неблагоприятным условиям, так же более чувствительны к позитивному опыту, как, например, вмешательства для коррекции психического здоровья, и у чувствительных индивидов – ситуации, где они могут продемонстрировать свои способности.
Учение о резилентности оказало трансформирующий эффект на многие дисциплины. связанные с психическим здоровьем и психологическим самочувствием, смещая фокус вмешательства с дефицитарных моделей к более понимающим подходам, учитывающим протективные и стимулирующие факторы наравне с факторами риска и уязвимости, опираясь в равной степени на концепции болезни и здоровья1. Примерами такого подхода могут стать различные мероприятия, от школьного консультирования с опорой на сильные стороны и вплоть до глобальных гуманитарных мероприятий по организации помощи детям и создания условий для их развития3. Мета-анализ школьных мероприятий, ориентированных на резилентность, обнаружил уменьшение симптомов психических расстройств (депрессии, тревоги), в частности при применении когнитивно-поведенческих подходов10.
Современные направления в изучении резилентности объяснить, как развивается способность к адаптации, каким образом она снижает риски и обеспечивает резилентность – основываясь на этих данных можно определить цели, периодизацию и тактику психологических вмешательств. Стратегии должны сосредотачиваться на предотвращении травмы, уменьшении напряжения, выработки габитуации к стрессу путем дозированных нагрузок, снижении уязвимости, задействовании ресурсов, восстановлении и мобилизации мощных адаптивных систем и запуске каскада позитивных изменений по всем системам и уровням. Возможная периодизация вмешательства варьируется от предотвращения материнского и перинатального стресса до поощрения социальных связей уже в зрелом возрасте. Вполне возможно, что ключевые адаптивные системы, вследствие ранней травмы (связанной, например, с нейробиологическими механизмами стресс-регуляции) оказавшиеся поврежденными, в более взрослом возрасте могут быть «перепрограммированы», так что они смогут обеспечивать функцию адаптации9.
Исследование резилентности, основанное на теории развивающихся систем, обладает большим потенциалом для исследования процессов, происходящих в разных системах и на различных уровнях, что позволит создать теоретическую базу для улучшения психического здоровья, предотвращения психопатологии и облегчения реабилитации. Исследования по теории развивающихся систем помогут определить критические периоды, когда интересующая структура наиболее пластична и обладает большим потенциалом для изменений, что дает возможность эффективно спланировать технику и периодизацию вмешательств, адаптировать их к индивидуальным и ситуационным различиям, подобрать техники, более уместные для данного этапа развития. Законодатели, а также негосударственные организации уже имеют возможность оценить влияние своих общих усилий на различных уровнях (с точки зрения вертикальной организации), различных секторах (точки зрения горизонтальной организации) и на примере разных поколений. С расширением теоретической базы теория резилентности может в дальнейшем быть подвергнута проверке и проработана в рандомизированных исследованиях, нацеленных на гибкие процессы со стратегическим планированием и содержащими потенциал к дальнейшим изменениям.
Перевод: Шишковская Т.И. (Самара)
Редактура: к.м.н. Федотов И.А. (Рязань)
(World Psychiatry 2019;18(1):101-102)
DOI: 10.1002/wps.20591
Список исп. литературыСкрыть список1. Masten AS. Child Dev 2014;85:6-20.
2. Shonkoff JP, Garner AS, the Committee on Psychosocial Aspects of Child and Family Health et al. Pediatrics 2012;129:232-46.
3. Masten AS, Cicchetti D. In: Cicchetti D (ed). Developmental psychopathology, Vol. 4, 3rd ed. New York: Wiley, 2016:271-333.
4. Masten AS. Psychol Inq 2015;26:187-96.
5. Bronfenbrenner U, Morris PA. In: Damon W, Lerner RM (eds). Handbook of child psychology, Vol. 1, 6th ed. New York: Wiley, 2006:793-828.
6. Gottlieb G. Dev Sci 2007;10:1-11.
7. Cicchetti D. Annu Rev Psychol 2016;67:187-211.
8. Southwick SM, Sippel L, Krystal J et al. World Psychiatry 2016;15:77-9.
9. McEwen BS, Gray JD, Nasca C. Neurobiol Stress 2015;1:1-11.
10. Dray J, Bowman J, Campbell E et al. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry 2017;56:813-24.