Психиатрия Всемирная психиатрия
Психиатрия Всемирная психиатрия
№01 2020
Гендерная компетентность и укрепление психического здоровья №01 2020
Номера страниц в выпуске:33-34
Широко известна концепция культурной компетентности, которая охватывает как личные установки и поведение, так и общие практические стратегии, реализуемые в сфере услуг с учетом культуральных особенностей.
(Jane Fisher Gender competence and mental health promotion. World Psychiatry 2020;19 (1):1;34-35)
Широко известна концепция культурной компетентности, которая охватывает как личные установки и поведение, так и общие практические стратегии, реализуемые в сфере услуг с учетом культуральных особенностей. Эта концепция постулирует ценности культурного разнообразия при соблюдении равенства прав на при получении медицинской помощи и развитие навыков эффективной работы в условиях культурального плюрализма как отдельных специалистов, так и учреждений, и систем.
Гендерная компетентность при этом не так широко распространена. Эта концепция включает составляющих: способность распознавать дискриминационные установки и формы поведения по отношению к гендеру; знания о гендерной политике и инициативах, направленных на уравнивание возможностей и перспектив; стратегии противодействия гендерным стереотипам в научной, учебной и клинической практике. Гендерная компетентность в здравоохранении способствует равенству при получении медицинской помощи.
Стереотипы – это приписываемые группам лиц качества, основанные на устойчивых представлениях по вопросам пола, этнической принадлежности, национальности, сексуальной ориентации и т.д. Гендерные стереотипы – это фиксированные убеждения и представления о характере, способностях и поведении человека, якобы зависящих от пола, ограничивающие как права, так и привилегии. Гендерные стереотипы способствуют проявлениям неравенства при получении привилегий или реализации возможностей как в частной, так и в общественной жизни, существенно влияя на все сферы взаимоотношений между людьми. Будучи привычными и неосознаваемыми, зачастую ограничиваясь одним словом или фразой, гендерные стереотипы могут приносить большой вред, если на них строятся прогнозы, попытки понимания или оценки человеческого поведения1.
По всему миру женщины страдают, выполняя неоплачиваемую работу по дому или уходу за детьми, и имеют несоразмерно больший опыт жестокого обращения в детстве или насилия со стороны полового партнера. Женщины лишены возможности получить образование, самостоятельно зарабатывать и распоряжаться своими финансами. Такое положение является фактором риска нарушений психического здоровья женщин на протяжении всей жизни2.
Гендерные стереотипы касаются не только традиционных взглядов о роли женщины в быту, воспитании детей или получении дохода, нередки проявления гендерных стереотипов в клинической практике, научной работе или инициативной деятельности в сфере общественного здоровья.
Стоит заметить, что принципы регулирования рабочей нагрузки для профилактики переутомления разработаны для большинства профессий, в том числе реализуемых при нерегулярном графике или вахтовом матоде работы. Речь идет о предписании работы в максимально безопасное время, обязательном дополнительном отдыхе после ночных смен с достаточным для восстановления сил интервалом сна между сменами. В тоже время гендерные стереотипы препятствуют осуществлению требований безопасности на рабочем месте и профилактики переутомления в тех случаях, когда рабочее место – дом, а работа заключается в уходе за детьми.
В исследовании Smith и Ellwood3 с помощью электронного записывающего устройства оценили время, посвященное уходу за ребенком и время сна среди матерей трехмесячных младенцев. Среднее количество кормлений за неделю составило 49 рез при продолжительности каждого кормления около 75 минут, кроме того, зафиксировано порядка 70 других случаев ношения/держания на руках /укачивания ребенка, средней длительностью 18 минут каждый, что составило в общей сложности более 82 часов работы по уходу в неделю. Сон матерей на протяжении недели, как правило, состоял из 18 эпизодов, каждый из которых длился около 3 часов. Качество сна снижалось в случаях частого пробуждения и безутешного плача ребенка. Среди женщин, обращавшихся в центры для несовершеннолетних родителей за помощью в воспитании беспокойных детей, в 80% наблюдений длительность сна составляла менее 6 из необходимых 24 часов отдыха за период предыдущей обращению недели, при том, что у 91% этих женщин состояние соответствовало клиническим критериям значительного переутомления4.
Обычно, клиницисты при оценке уровня адаптации, интересуются качеством трудовой деятельности, уточняя такие вопросы как «Работаете ли вы?», «Давно ли вы прекратили трудовую деятельность?», «Планируете ли вернуться к профессии?», то есть, по сути, классифицируя женщин как работающих (подразумевая работу вне дома) и неработающих5. Такой подход вскрывает гендерные стереотипы, согласно которым, забота о детях не является работой, не несет социальной ценности и является обязанностью женщины, которой помогают мужчины. Женщины инкорпорируют распространенные стереотипы в общих ответах: «я не работаю» или «я просто мать».
Глобальной проблемой остается насилие в отношении женщин и девочек, хотя распространенность этого явления разнится по странам. Можно сказать, что насильственные нарушения прав женщин начинаются еще до их рождения и сохраняются на протяжении всей жизни, проявляясь на уровне бытовых, институциональных и общественных условий. Речь идет об умерщвлении плодов женского пола, сексуальном надругательстве над девочками, изуверствах с женскими половыми органами, насильственном требовании приданого, сексуальных домогательствах и запугивании на работе, вовлечение в торговлю людьми, проституцию, насилие половых партнеров и многое другое. Особенно уязвимы женщины, принадлежащие к коренным народам, этническим или религиозным меньшинствам, занимающие низкое социально–экономическое положение, а также беженцы или вынужденные переселенцы6. Безусловно, последствия насилия или наблюдения насилия, особенно в семье, пагубны для психического здоровья. Всемирная организация здравоохранения рассматривает гендерное насилие как основную причину психических расстройств среди женщин7.
На протяжении большей части XX века насилие в отношении женщин практически не привлекало внимания и не признавалось ни клиницистами, ни политиками. Первые эпидемиологические исследования психических расстройств у женщин в послеродовый период были опубликованы в 1960-х гг. Трудности в отношениях с половым партнером оказались более распространены среди женщин с проблемами психического здоровья, , но этот факт расценивался в рамках реактивной депрессии у женщин, испытывающих трудности в исполнении их биологической роли и считающих своих мужей бесполезными и непривлекательными8.
Первый систематический обзор фактических данных о связи между насилием со стороны полового партнера и послеродовыми нарушениями психического здоровья опубликован в 2013 году. Насилие, пережитое во время беременности, было связано с почти пятикратным увеличением антенатальной (ОШ (отношение шансов) = 5, 95% ДИ (доверительный интервал): 4,04–6,17) и послеродовой (ОШ = 4,36, 95% ДИ: 2,93–6,48) депрессии9. Большинство государств, включая обеспеченные ресурсами страны с высоким уровнем дохода, не смогли представить данные для этого обзора, поскольку их попросту не было.
Несмотря на приведенные данные, лейтмотивом в современной литературе выступает мнение, что проблемы психического здоровья женщин вызваны биологическими причинами и оказывают неблагоприятное воздействие на их партнеров, детей и семьи. Альтернативная интерпретация, заключающаяся в том, что их проблемы с психическим здоровьем могут быть следствием воздействия окружающей среды, приводится редко5.
Гендер-ориентированный подход к укреплению психического здоровья требуют признания гендер-ассоциированных рисков. Этот подход базируется на признании пагубного влияния гендерных стереотипов с последующей выработкой стратегий разработки исследований, сбора и интерпретации данных с соблюдением норм формулировок врачебных рекомендаций для консультативной работы и развития инициатив в рамках укрепления здоровья.
Гендерная компетентность требует четкого и целенаправленного рассмотрения прошлого опыта и нынешних трудностей в социальном и культурном контексте. Следовательно, гендерная компетентность направлена на осмысление и преодоление опыта дискриминации, межличностного насилия и обесценивания, а также на противодействие внутренним предубеждениям о ролях, правах и обязанностях полов. Исследователи, клиницисты и специалисты общественного здравоохранения, поддерживающие эти стратегии и реализующие эти подходы, могут выступать мощной движущей силой изменений в социуме.
Перевод: Пальчикова Е.И. (Санкт-Петербург)
Редактура: к.м.н. Захарова Н.В. (Москва)
Спонсорскую поддержку автору оказывает стипендия Finkel Professional, финансируемая Finkel Foundation.
DOI:10.1002/wps.20694
Широко известна концепция культурной компетентности, которая охватывает как личные установки и поведение, так и общие практические стратегии, реализуемые в сфере услуг с учетом культуральных особенностей. Эта концепция постулирует ценности культурного разнообразия при соблюдении равенства прав на при получении медицинской помощи и развитие навыков эффективной работы в условиях культурального плюрализма как отдельных специалистов, так и учреждений, и систем.
Гендерная компетентность при этом не так широко распространена. Эта концепция включает составляющих: способность распознавать дискриминационные установки и формы поведения по отношению к гендеру; знания о гендерной политике и инициативах, направленных на уравнивание возможностей и перспектив; стратегии противодействия гендерным стереотипам в научной, учебной и клинической практике. Гендерная компетентность в здравоохранении способствует равенству при получении медицинской помощи.
Стереотипы – это приписываемые группам лиц качества, основанные на устойчивых представлениях по вопросам пола, этнической принадлежности, национальности, сексуальной ориентации и т.д. Гендерные стереотипы – это фиксированные убеждения и представления о характере, способностях и поведении человека, якобы зависящих от пола, ограничивающие как права, так и привилегии. Гендерные стереотипы способствуют проявлениям неравенства при получении привилегий или реализации возможностей как в частной, так и в общественной жизни, существенно влияя на все сферы взаимоотношений между людьми. Будучи привычными и неосознаваемыми, зачастую ограничиваясь одним словом или фразой, гендерные стереотипы могут приносить большой вред, если на них строятся прогнозы, попытки понимания или оценки человеческого поведения1.
По всему миру женщины страдают, выполняя неоплачиваемую работу по дому или уходу за детьми, и имеют несоразмерно больший опыт жестокого обращения в детстве или насилия со стороны полового партнера. Женщины лишены возможности получить образование, самостоятельно зарабатывать и распоряжаться своими финансами. Такое положение является фактором риска нарушений психического здоровья женщин на протяжении всей жизни2.
Гендерные стереотипы касаются не только традиционных взглядов о роли женщины в быту, воспитании детей или получении дохода, нередки проявления гендерных стереотипов в клинической практике, научной работе или инициативной деятельности в сфере общественного здоровья.
Стоит заметить, что принципы регулирования рабочей нагрузки для профилактики переутомления разработаны для большинства профессий, в том числе реализуемых при нерегулярном графике или вахтовом матоде работы. Речь идет о предписании работы в максимально безопасное время, обязательном дополнительном отдыхе после ночных смен с достаточным для восстановления сил интервалом сна между сменами. В тоже время гендерные стереотипы препятствуют осуществлению требований безопасности на рабочем месте и профилактики переутомления в тех случаях, когда рабочее место – дом, а работа заключается в уходе за детьми.
В исследовании Smith и Ellwood3 с помощью электронного записывающего устройства оценили время, посвященное уходу за ребенком и время сна среди матерей трехмесячных младенцев. Среднее количество кормлений за неделю составило 49 рез при продолжительности каждого кормления около 75 минут, кроме того, зафиксировано порядка 70 других случаев ношения/держания на руках /укачивания ребенка, средней длительностью 18 минут каждый, что составило в общей сложности более 82 часов работы по уходу в неделю. Сон матерей на протяжении недели, как правило, состоял из 18 эпизодов, каждый из которых длился около 3 часов. Качество сна снижалось в случаях частого пробуждения и безутешного плача ребенка. Среди женщин, обращавшихся в центры для несовершеннолетних родителей за помощью в воспитании беспокойных детей, в 80% наблюдений длительность сна составляла менее 6 из необходимых 24 часов отдыха за период предыдущей обращению недели, при том, что у 91% этих женщин состояние соответствовало клиническим критериям значительного переутомления4.
Обычно, клиницисты при оценке уровня адаптации, интересуются качеством трудовой деятельности, уточняя такие вопросы как «Работаете ли вы?», «Давно ли вы прекратили трудовую деятельность?», «Планируете ли вернуться к профессии?», то есть, по сути, классифицируя женщин как работающих (подразумевая работу вне дома) и неработающих5. Такой подход вскрывает гендерные стереотипы, согласно которым, забота о детях не является работой, не несет социальной ценности и является обязанностью женщины, которой помогают мужчины. Женщины инкорпорируют распространенные стереотипы в общих ответах: «я не работаю» или «я просто мать».
Глобальной проблемой остается насилие в отношении женщин и девочек, хотя распространенность этого явления разнится по странам. Можно сказать, что насильственные нарушения прав женщин начинаются еще до их рождения и сохраняются на протяжении всей жизни, проявляясь на уровне бытовых, институциональных и общественных условий. Речь идет об умерщвлении плодов женского пола, сексуальном надругательстве над девочками, изуверствах с женскими половыми органами, насильственном требовании приданого, сексуальных домогательствах и запугивании на работе, вовлечение в торговлю людьми, проституцию, насилие половых партнеров и многое другое. Особенно уязвимы женщины, принадлежащие к коренным народам, этническим или религиозным меньшинствам, занимающие низкое социально–экономическое положение, а также беженцы или вынужденные переселенцы6. Безусловно, последствия насилия или наблюдения насилия, особенно в семье, пагубны для психического здоровья. Всемирная организация здравоохранения рассматривает гендерное насилие как основную причину психических расстройств среди женщин7.
На протяжении большей части XX века насилие в отношении женщин практически не привлекало внимания и не признавалось ни клиницистами, ни политиками. Первые эпидемиологические исследования психических расстройств у женщин в послеродовый период были опубликованы в 1960-х гг. Трудности в отношениях с половым партнером оказались более распространены среди женщин с проблемами психического здоровья, , но этот факт расценивался в рамках реактивной депрессии у женщин, испытывающих трудности в исполнении их биологической роли и считающих своих мужей бесполезными и непривлекательными8.
Первый систематический обзор фактических данных о связи между насилием со стороны полового партнера и послеродовыми нарушениями психического здоровья опубликован в 2013 году. Насилие, пережитое во время беременности, было связано с почти пятикратным увеличением антенатальной (ОШ (отношение шансов) = 5, 95% ДИ (доверительный интервал): 4,04–6,17) и послеродовой (ОШ = 4,36, 95% ДИ: 2,93–6,48) депрессии9. Большинство государств, включая обеспеченные ресурсами страны с высоким уровнем дохода, не смогли представить данные для этого обзора, поскольку их попросту не было.
Несмотря на приведенные данные, лейтмотивом в современной литературе выступает мнение, что проблемы психического здоровья женщин вызваны биологическими причинами и оказывают неблагоприятное воздействие на их партнеров, детей и семьи. Альтернативная интерпретация, заключающаяся в том, что их проблемы с психическим здоровьем могут быть следствием воздействия окружающей среды, приводится редко5.
Гендер-ориентированный подход к укреплению психического здоровья требуют признания гендер-ассоциированных рисков. Этот подход базируется на признании пагубного влияния гендерных стереотипов с последующей выработкой стратегий разработки исследований, сбора и интерпретации данных с соблюдением норм формулировок врачебных рекомендаций для консультативной работы и развития инициатив в рамках укрепления здоровья.
Гендерная компетентность требует четкого и целенаправленного рассмотрения прошлого опыта и нынешних трудностей в социальном и культурном контексте. Следовательно, гендерная компетентность направлена на осмысление и преодоление опыта дискриминации, межличностного насилия и обесценивания, а также на противодействие внутренним предубеждениям о ролях, правах и обязанностях полов. Исследователи, клиницисты и специалисты общественного здравоохранения, поддерживающие эти стратегии и реализующие эти подходы, могут выступать мощной движущей силой изменений в социуме.
Перевод: Пальчикова Е.И. (Санкт-Петербург)
Редактура: к.м.н. Захарова Н.В. (Москва)
Спонсорскую поддержку автору оказывает стипендия Finkel Professional, финансируемая Finkel Foundation.
DOI:10.1002/wps.20694
Список исп. литературыСкрыть список1. Heesacker M, Wester SR, Vogel DL et al. J Couns Psychol 1999;46:483–95.
2. Fisher J, Herrman H, Cabral de Mello M et al. In: Patel V, editor; , Cohen A, editor; , Minas H, editor. (eds). Global mental health: principles and practice. New York: Oxford University Press, 2013:354–84.
3. Smith J, Ellwood M. Where does a mother's day go? Preliminary estimates from the Australian Time Use Survey of New Mothers. Canberra: Australian National University Australian Centre for Economic Research on Health, 2006.
4. Fisher JRW, Feekery CJ, Rowe–Murray HJ. J Paediatr Child Health 2002;38:140–5.
5. Fisher J, Rowe H, Wynter K et al. BMJ Open 2016;6:e009396.
6. Rees SJ, Fisher JR, Steel Z et al. JAMA Netw Open 2019;2:e193442.
7. Fisher J, Cabral de Mello M. In: Lindert J, editor. (ed). Violence and mental health. New York: Springer, 2015:133–52.
8. Pitt B. Br J Psychiatry 1968;114:1325–35.
9. Howard LM, Oram S, Galley H et al. PLoS Med 2013;10:e1001452.
12 февраля 2020
Количество просмотров: 816