Психиатрия Всемирная психиатрия
№01 2020

Раннее вмешательство при психозах в странах с низким и средним уровнем дохода: инициатива WPA №01 2020

Номера страниц в выпуске:123-124
Специализированные ранние вмешательства при психозах (early intervention in psychosis, EIP) считаются «наиболее позитивным событием в области психиатрических услуг с начала оказания помощи населению»1.
Singh S. P., Javed A. Early intervention in psychosis in low- and middle-income countries: a WPA initiative. World Psychiatry 2020;19 (1):122.

Специализированные ранние вмешательства при психозах (early intervention in psychosis, EIP) считаются «наиболее позитивным событием в области психиатрических услуг с начала оказания помощи населению»1. Разработка и внедрение специализированных услуг EIP в странах с высоким уровнем дохода основывались на «гипотезе критического периода», которая утверждает, что неблагоприятные исходы психозов проявляются в первые 2–5 лет с момента манифестации расстройства2, и отсутствие лечения на более длительный период (duration of untreated psychosis - DUP)3 связано с худшими результатами.
Концепция ранних интервенций включает в себя три парадигмы: настойчивая и высококачественная, основанная на фактических данных помощь, оказываемая командами специалистов при психозах первого эпизода; раннее выявление нелеченых случаев в сообществе (то есть сокращение DUP); и интервенции для молодых людей с клинически высоким риском (clinical high risk, CHR) – также известным как ультравысокий риск (ultra high risk, UHR)4,5 – развития психотического расстройства.
Самым убедительным доказательством преимуществ EIP по сравнению с обычным лечением  являются лучшие клинические и функциональные результаты у тех, кто получает EIP-помощь6, а также EIP оказывается экономически выгодными7, в то время как перспектива применения специализированных интервенций для CHR/UHR для предотвращения психоза8,9 остается неясной.
Почти 80% всех пациентов с первым эпизодом психоза живут в странах c низким и средним доходом (СНСД), где медицинские услуги ограничены, и большинство людей не получают никакой психиатрической помощи10. Разрыв в доступе к психиатрической помощи – разница между количеством тех, кто нуждается в психической помощи, и тех, кто ее получает11, – чрезвычайно высок в СНСД. Без адекватного ухода многие люди с психотическими расстройствами в СНСД в итоге оказываются перенапряженными, отверженными или просто покинутыми.
Несмотря на затраты на нелеченые или недостаточно вылеченные психотические расстройства, нехватка ресурсов в СНСД (недостаточное финансирование, отсутствие базовых услуг и нехватка подготовленных специалистов) приводит к тому, что невозможно создать специализированные службы EIP, даже если базовой психиатрической помощи не хватает.
Хотя «западные» модели помощи нельзя просто перенести в СНСД, необходима возможность включить принципы и «терапевтические компоненты» ранних интервенций  в рутинные услуги психического здоровья в СНСД на всех уровнях оказания помощи – первичной (общественная), средней12,13 и на уровне специалистов высших учебных заведений (где они существуют).
Чтобы решить эту проблему, WPA создала экспертную международную консультативную группу для разработки приоритетов, руководств и рекомендаций для ранних интервенций в условиях СНСД. Первоначальная встреча состоялась в мае 2019 года в Ковентри, Великобритания.
На этом совещании небольшая группа экспертов достигла согласия по поводу потребностей и приоритетов, которые могли бы направлять разработку стратегий раннего вмешательства в СНСД в рамках существующих ограничений.
Группа достигла консенсуса по нескольким важным вопросам, а именно:
• Для практики ранних интервенций в СНСД необходим согласованный подход к здравоохранению с комплексными услугами, которые оказывают бесплатно.
• Принципы ранних интервенций могут быть интегрированы в уже существующие структуры здравоохранения в СНСД сообщества, являются динамичными объединениями с сильными сторонами, активами и неиспользованным потенциалом, особенно в форме социального капитала, возникающего из взаимосвязей, взаимности и сетей помощи, которые могут предложить инновационные возможности для интеграции психиатрической помощи в уже существующие пути поиска помощи.
• Такая интеграция должна происходить параллельно с просветительской деятельностью о психическом здоровье и компании по борьбе со стигматизацией.
• Услуги должны быть ориентированы скорее на психоз в широком понимании (включая расстройства настроения с психотическими симптомами), чем на узко определяемую шизофрению.
• Интервенции должны быть культурно адаптированы, целесообразны, доступны и приемлемы. Основной принцип должен заключаться в том, чтобы эффективные интервенции использовались с сохранением человеческого достоинства и с наименее жестким способом работы с пользователями услуг.
• Некоторые группы особенно уязвимы, такие как бездомные, молодые люди без поддержки семьи, группы мигрантов, спасающиеся от конфликта. Они заслуживают особого внимания.
WPA следует использовать свои возможности и сильные стороны для аргументации в пользу более широкого финансирования охраны психического здоровья в странах с низким и средним уровнем дохода с целевыми компаниями по реформированию медицинской помощи на основе данных научных исследований.
Группа планирует провести более масштабное собрание в начале 2020 года, на котором будут согласованы и приняты официальные руководящие принципы и рекомендации в рамках инициативы WPA12.

Перевод: Тверская Е.И. (Москва)
Редактура: к.м.н. Бойко А.С. (Томск)

DOI:10.1002/wps.2070
Список исп. литературыСкрыть список
1. The Schizophrenia Commission. The abandoned illness: a report from the Schizophrenia Commission. London: Rethink Mental Illness, 2012.
2. Birchwood M, Todd P, Jackson C. Br J Psychiatry 1998;172(Suppl. 33):53-9.
3. Boonstra N, Klaassen R, Sytema S et al. Schizophr Res 2012;142:12-9.
4. Singh SP. Br J Psychiatry 2010;196:343-5.
5. McGorry PD, Hartmann JA, Spooner R et al. World Psychiatry 2018;17:133-42.
6. Correll CU, Galling B, Pawar A et al. JAMA Psychiatry 2018;75:555-65.
7. Aceituno D, Vera N, Prina AM et al. Br J Psychiatry 2019;215:388-94.
8. Davies C, Cipriani A, Ioannidis JPA et al. World Psychiatry 2018;17:196-209.
9. Schultze-Lutter F, Klosterkötter J, Gaebel W et al. World Psychiatry 2018;17:107-8.
10. Farooq S. Br J Psychiatry 2013;202:168-9.
11. Patel V, Prince M. JAMA 2010;303:1976-7.
12. Rathod S, Pinninti N, Irfan M et al. Health Serv Insights 2017;10:1178632917694350.
13. Hanna F, Barbui C, Dua T et al. World Psychiatry 2018;17:367-8.
Количество просмотров: 667
Предыдущая статьяВозможное учащение случаев пневмонии, в том числе с летальным исходом, при приеме клозапина в сравнении с другими антипсихотиками второго поколения
Следующая статьяИнициатива WPA по образованию, науке, публикациям и исследованиям (ESPRI): начало научных проектов в странах с низким и средним уровнем дохода
Прямой эфир