Психиатрия Всемирная психиатрия
№01 2017

Новости ВПА №01 2017

Номера страниц в выпуске:113-116

Заявление о позиции Всемирной психиатрической ассоциации по набору кадров в психиатрии


Проблема подбора кадров в психиатрии универсальна. Лишь в очень немногих странах она отсутствует. Вариации должны рассматриваться в контексте систем здравоохранения, параметров обучения и систем образования.
Всемирная организация здравоохранения поставила цель: на 10 000 населения повсеместно должен приходиться один психиатр. Хотя эта планка достигается в большинстве европейских стран, Северной Америке, Японии, половина населения планеты живет в странах, где на 100 000 населения приходится меньше одного психиатра. Этот показатель чрезвычайно низок в Африке и низок в Южной Америке, Юго-Восточной Азии и Субконтинентальной Азии при сильном неравенстве между городами и сельской местностью.
Несмотря на относительно большое число психиатров, многие страны с высоким доходом страдают от ощутимого «кризиса набора кадров». Во многих странах количество вакансий в центрах занятости остается выше 10%. Часто усложняют вопрос выпускники-медики по всему миру, планирующие идти в психиатрию, которые вносят вклад в «утечку мозгов» из своих родных стран.
Кто выбирает психиатрию, и что влияет на их выбор? Многие студенты идут в медицину с особой целью: посвящение себя психиатрии. Но по ходу обучения некоторые передумывают. Другие доводят дело до конца. Некоторые студенты попадают в психиатрию пассивно, а некоторые активно выбирают эту дисциплину. Как правило, причины комплексны1-11.
Большинство исследований концентрировались на понимании этой проблемы в Европе и США. Так как продолжительность обучения студентов в психиатрии варьируется от 2 до 8 недель, важно выявить и понять различия. Исследования Всемирной психиатрической ассоциации показали, что врачи женского пола выбирают психиатриюнемного чаще. Семейная или собственная история психического заболевания повышает вероятность выбора психиатрии.
Студенты-медики, на которых в ходе обучения оказали влияние психология и социальные науки, с большей вероятностью выбирали психиатрию. Положительный опыт преподавания психиатрии и участие в клинической деятельности, а также влияние психотерапии в ходе обучения в медицинской школе, и/или дополнительное посещение клиническихэлективов также определяли выбор в пользу психиатрии.
Какие факторы негативно влияли на набор кадров? Падение интереса к психиатрии в течение обучения могло быть обусловлено плохим преподаванием, недостатком психиатрических баз и ограничениями в получении клинической практики.
Относительный недостаток оплаты труда также может повлиять на выбор карьеры. Другие факторы – это стигматизация психиатрии как профессии и сферы психического здоровья в целом, которая приводит к восприятию психиатрии как ненаучной, неэффективной и отдаленной от общепринятой медицины. Ощутимы неуважение коллег из других специальностей и негативный образ психиатрии в обществе.
Более того, заблуждения и предубеждения против психически больных людей как таковых, могут сделать психиатрию нежелательным вариантом для выбора. Стереотипы о том, что психиатрические пациенты опасны и непредсказуемы, а психиатрические расстройства протекают хронически, также могут отвернуть студентов-медиков от психиатрии.

Как можно улучшить привлечение кадров?
• Увеличивая доступность и качество психиатрической помощи, особенно в странах с низким и средним доходом, с акцентом на обучении в общественных учреждениях.
• Увеличивая объем и качество преподавания психиатрии и клинических приложений в медицинских школах, особенно в странах с низким и средним доходом, а также обеспечение экзаменации по психиатрии в ходе обучения наравне с другими дисциплинами. Психиатрия должна быть существенной частью в учебном плане медицинских школ с самых первых дней. Также значимо объединение преподавания соматического и психического здоровья при особом внимании к общественному психическому здоровью.
• Уменьшая стигматизацию по признаку психического расстройства посредством общественных образовательных кампаний и образовательных проектов, направленных на учеников школьного возраста, и стимулируя отображение психических болезней в СМИ так, чтобы это уменьшало дискриминацию людей с психическими расстройствами.
• Увеличивая представительство профессионалов в области психического здоровья на комиссиях в медицинских школах, где это возможно, и поиск кандидатов с качествами, подходящими для дальнейшего их обучения по специальности психиатрия.
• Большим вовлечением психиатров в развитие учебного план медицинской школы, развитие политики здравоохранения, группы продвижения здравоохранения и в органы медицинской аккредитации.
• Поощрением и поддержкой развития дополнительных "обогащающих" возможностей, которые дают студентам-медикам дополнительное преподавание и клиническую практику в течение периода их обучения. Это может проявляться в виде психиатрических обществ или кружков, элективов и программ резидентуры, программ раннего опыта, специальных образовательных модулей, при использовании медицинских гуманитарных наук в учебном плане, и развитии локальных решений.


Greg Shields1, Roger Ng2, 
Antonio Ventriglio3,
Joao Castaldelli-Maia4, 
Julio Torales5, Dinesh Bhugra6

1South London and Maudsley Trust, London, UK; 2Department of Psychiatry, Kowloon Hospital, Kowloon, Hong Kong; 3Department of Clinical and Experimental Medicine, University of Foggia, Foggia, Italy; 4Department and Institute of Psychiatry, University of Sao Paulo, Sao Paulo, Brazil; 5Neuroscience Department, National University of Asuncion, San Lorenzo, Paraguay; 6Institute of Psychiatry, King’s College London, London, UK

Перевод: Красавин Г. А. (Москва)
Редактура: к.м.н. Руженкова В. В. (Белгород)

(World Psychiatry 2017;16:1:113-114)

Библиография
1. Andlauer O, van Effenterre A, Haffen E et al.Int Rev Psychiatry 2013;25:460-5.
2. Aslam M, Taj T, Ali A et al. McGill J Med 2009;12:7-12.
3. Cutler J, Alspector S, Harding KJ et al. Acad Psychiatry 2006;30:144-9.
4. Farooq K, Lydall GJ, Bhugra D. Int Rev Psychiatry 2013;25:371-7.
5. Fazel S, Ebmeier KP. BMC Med Educ 2009;9:77.
6. Kato TA, Balhara YP, Chawla JM et al. Int Rev Psychiatry 2013;25:378-84.
7. McParland M, Noble LM, Livingston G et al. Med Educ 2003;37:447-54.
8. Manassis K, Katz M, Lofchy J et al. Acad Psychiatry 2006;30:325-9.
9. Ndetei DM, Khasakhala L, Ongecha-Owuor F et al. Acad Psychiatry 2008;32:154-9.
10. Nortje G, Seedat S. Int Rev Psychiatry 2013;25:385-98.
11. Praharaj SK, Behere RV, Deora S et al. Int Rev Psychiatry 2013;25:419-24.


Веб-сайт Всемирной психиатрической ассоциации (ВПА): недавно разработанный с использованием последних технологий, выполняющий миссию ВПА


Электронная связь имеет первостепенное значение в современном мире, ее важность растет изо дня в день. Веб сайт Всемирной психиатрической ассоциации (www.wpanet.org) был основательно переделан с использованием современных технологий, полезным, привлекательным и актуальным контентом.
Сейчас вебсайт имеет адаптивный дизайн, что означает, что размеры и параметры его страниц автоматически изменяются для соответствия экрану различных устройств, например, смартфонов и планшетов1. Он так же интегрирован с Google Переводчиком, что позволяет автоматически переводить содержимое сайта на 103 различных языка2. Более того, сайт интегрирован с популярными социальными сетями.
Домашняя страница отображает последние новости Всемирной психиатрической ассоциации от членов сообщества [Member Society], научных секций [Scientific Section], региональных представительств [Zonal Representatives] и связанных ассоциаций [Affiliated Associations]. Меморандумы Всемирной психиатрической ассоциации касательно различных вопросов могут быть скачаны с сайта. Доступны также их переводы на некоторые языки. Прошлые издания Вестника Всемирной психиатрической ассоциации (WPA Newsletter), начиная с 1997 года, доступны для скачивания. Секция электронного обучения (E-Learning section) демонстрирует более 30 обучающих видео клинически значимых выступлений от некоторых нынешних лидеров психиатрии. В Общественной Образовательной Галерее (Public Education Gallery) имеются статьи о самых частых психических расстройствах. Образовательная секция предоставляет доступные для загрузки материалы, такие как Шаблон Всемирной психиатрической ассоциации для студентов и ординаторов по специальности «психиатрия», а также основные сведения Международных руководств Всемирной психиатрической ассоциации по диагностике.
Одним из наиболее посещаемых разделов вебсайта является раздел, содержащий журнал World Psychiatry – официальный журнал Всемирной психиатрической ассоциации. Нынешний импакт-фактор журнала – 20,205. Он занимает первое место среди мировых психиатрических журналов! Выпуски журналов с 2002 года доступны для бесплатного скачивания в переводах на испанский, русский, японский, румынский, французский, польский, китайский, турецкий и арабский.
Недавние дополнения к сайту включают Официальное заявление Всемирной психиатрической ассоциации о духовности и религии в психиатрии3, о половом самоопределении и гомосексуальной ориентации, влечении и поведении4, о Европейском кризисе мигрантов и беженцев, о насилии над сексуальным партнером и сексуальном насилии против женщин; в том числе образовательные программы на тему насилия на сексуальным партнером и сексуальном насилии против женщин, а также обновления научного раздела Всемирной психиатрической ассоциации5,6, и публикации7,8.
Актуальность и привлекательность содержимого сайта подтверждается тем фактом, что на данный момент он имеет показатель, равный 6 на Google Page Rank (показатель, дающий представление о «важности» или «авторитетности» сайта – прим. ред.), показывающем, какое количество иных важных сайтов дают ссылку на страницы сайта Всемирной психиатрической ассоциации9.
Отчет об использованных данных с 1 января по 24 октября 2014 года показал, что сайт был посещен из 199 стран и 7023 городов мира. Общее количество посещений насчитывает 67947, а общее количество просмотренных страниц было 263742 за данный промежуток времени.
В будущем содержимое сайта будет представлено подробнее для профессиональной и обывательской аудитории в социальных сетях10. Техническое обеспечение будет разработано для потокового вещания различных программ Всемирной психиатрической ассоциации, таким образом, наша деятельность будет освещена для более широкой аудитории без задержки и с минимальными дополнительными затратами. Генеральный секретарь WPA как редактор вебсайта, совместно и с помощью Исполнительного комитета, а также при содействии Секретариата11, стремятся к этой цели.
В будущем на сайте также могут появиться курсы обучения, ограниченные по времени или с гибким графиком (по запросу), при спонсорстве Всемирной психиатрической ассоциации. Вебинары могли бы стать еще одним способом для установления связи с аудиторией. Узкополосное вещание может обеспечить направленные дискуссии на актуальные темы с экспертами этой области. Также потенциальный интерес представляет разработка приложения Всемирной психиатрической ассоциации, которое может способствовать облегчению доступа к контенту вебсайта и держать пользователей в курсе последних событий и новостей мировой психиатрии. Это были наши некоторые планы на будущее!

Roy Abraham Kallivayalil

WPA Secretary General

Перевод: Шишорин Р. М. (Москва)
Редактура: к.м.н. Руженкова В. В. (Белгород)

(World Psychiatry 2016;15: 114)

Библиография
1. Gardner BS. Sigma J: Inside the Digital Ecosystem 2011;11:13-9.
2. Wade RG. BMJ 2011;343:d7217.
3. Moreira-Almeida A, Sharma A, van Rensburg BJ et al. World Psychiatry 2016;15:87-8.
4. Bhugra D, Eckstrand K, Levounis P et al. World Psychiatry 2016;15:299-300.
5. Javed A. World Psychiatry 2015;14:255-6.
6. Javed A. World Psychiatry 2016;15:191-2.
7. Riba M. World Psychiatry 2015;14:109-10.
8. Riba M. World Psychiatry 2016;15:88.
9. Brin S, Page L. ComputNetw ISDN Syst 1998;30: 107-17.
10. Peek HS, Richards M, Muir O et al. Curr Psychiatry Rep 2015;17:88.
11. Kallivayalil RA. World Psychiatry 2015;14:374-5.



Обновление оперативного комитета Всемирной  психиатрической ассоциации по научным  публикациям

Оперативный комитет Всемирной психиатрической ассоциации (WPA) по научным публикациям был достаточно активным в последний год, встречаясь несколько раз посредством конференц-связи и на различных встречахWPA. Всемирная психиатрическая ассоциация поставила целью обеспечить свободный доступ к актуальным психиатрическим исследованиям и информации для клиницистов и исследователей со всего мира1,2. Для ее достижения, под руководством 
R. Heun (Royal Derby Hospital, UK), одной из основных задач было обновление вебсайта WPA (www.wpanet.org) путем предоставления ссылок на онлайн-журналы, включающие рецензируемые общедоступные издания. Качество контента остается под ответственностью авторов и отдельного журнала. Предоставление ссылок поддерживается национальными психиатрическими ассоциациями, но они не являются показателем качества содержимого журналов и газет. R. Heun и Генеральный секретарь WPA R. Kallivayalil обозначил каким наилучшим способом улучшить вебсайт и сделать его простым и удобным3. Благодаря отзывчивости P. Chandra (National Institute of Mental Healthand Neurosciences, Bangalore, India) младший научный сотрудник получил задачу помочь с этим проектом.
P.Tyler (Imperial College of London, UK) вел дискуссию с UK Royal College of Psychiatrists о привязке статей из журналов: International Psychiatry, BJP Open Psychiatric Bulletin к сайту Всемирной психиатрической ассоциации, о чем успешно договорился. Также обсуждалось предоставление статей журнала Personality and Mental Health с журналом Wiley, так как журнал привязан к Секции Расстройств личности на сайте WPA4,5.
C. Szabo (University of Witwatersr and South Africa) участвовал в координации симпозиумов на разных встречах Всемирной психиатрической ассоциации (Тбилиси, Грузия; Кейптаун, ЮАР) по поводу издательства и публикаций, с акцентом на Оперативный комитет в этом вопросе и сфокусом на развивающиеся страны. J.M. Castaldelli-Maia (Medical School of Fundaçãodo ABC, Brazil) также помогала разрабатывать материалы для молодых психиатров попроблемам наставничества и вопросам, касающихся публикаций и подготовки литературных обзоров.
A. Cia (University of Buenos Aires, Argentina) имела успех при разработке и создании библиотеки научных работ, переведенных на испанский язык. Это был очень амбициозный проект при поддержке ВПА, который был высоко оценен по достоинству.
Co-Chair D. Lecic Tosevski (Belgrade University School of Medicine, Serbia), на очень успешном XV Конгрессе Сербской Психиатрической Ассоциации [15th Congress of Serbian Psychiatric Association] (Белград, 12-15 Октября 2016), организовал несколько мероприятий, нацеленных на молодых психиатров с целью обсудить, как подготовить и опубликовать научные статьи.
Мы были очень признательны поддержке президента Всемирной психиатрической ассоциации D. Bhugra6, избранного, но не вступившего в должность президента H. Herrman7, Генерального секретаря R. Kallivayalil и административной поддержке F. Sotgiuand P. Atiase. Мы благодарны продолжающемуся содействию Бывшего Призедента Всемирной психиатрической ассоциации M. Maj, под чьим руководством Вестник Мировой Психиатрии [World Psychiatry] стал первым среди психиатрических журналов по импакт фактору (новое значение 20 205), а также входящим в Тор-50 всех научных журналов, оцененных Thomson Reuters.

Michelle Riba

WPA Secretary for Scientific Publications

Перевод: Шишорин Р.М. (Москва)
Редактура: к.м.н. Руженкова В. В. (Белгород)

(World Psychiatry 2016;15: 114-115)


Библиография
1. Riba M. World Psychiatry 2015;14:109-10.
2. Riba M. World Psychiatry 2016;15:88.
3. Kallivayalil RA. World Psychiatry 2015; 14: 374-5.
4. Javed A. World Psychiatry 2015;14:255-6.
5. Javed A. World Psychiatry 2016;15:191-2.
6. Bhugra D. World Psychiatry 2015;14:254.
7. Herrman H. World Psychiatry 2016;15:190-1.




Предварительные диагностические указания МКБ-11 доступны для дополнения специалистам в области психического здоровья


Департамент по психическому здоровью и наркотической зависимости Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) [The World Health Organization (WHO) Department of Mental Health and Substance Abuse] недавно создал новую Интернет-платформу (http://gcp.network) для членов Всемирной сети клинической практики [Global Clinical Practice Network (GCPN)]. На этой платформе можно найти предварительные диагностические указания МКБ-11 для некоторых психических заболеваний, которые будут использованы для методических испытанийМКБ-111. Эти предварительные указания доступны для комментирования психиатрам и врачам общей практики, которые зарегистрировались во Всемирной Сети.
Несколько нововведений, представленных в МКБ-11, часть которых уже обсуждены2-9 или относятся к проблемам10-15, озвученным в данном журнале, доступны к просмотру в данных предварительных указаниях.
Особый интерес представляет секция «Расстройства, пограничные с другими расстройствами и нормой», представленные для каждой группы расстройств и не отраженные в МКБ-10. Эта секция очерчивает дифференциальную диагностику между, например, шизофренией и острым или транзиторным психозом, шизофренией и психотическими симптомами, возникающими в общей популяции, бредовыми расстройствами и шизофренией, шизоаффективным расстройством и расстройствами настроения с психотическими проявлениями, депрессией и простым горем, депрессией и пролонгированной реакцией горя, биполярным расстройством и первичными психотическими расстройствами.
Так же примечательно, что представлены «квалификаторы» для некоторых расстройств. В случае нервной анорексии, например, так как серьезный недобор веса является важным прогностическим фактором, ассоциированным с высоким риском физических осложнений и значительно увеличенной смертности, приведены ранги «сзначительно низким весом» и «с опасно низким весом», привязанные к индексу массы тела. В случае шизофрении и других первичных психотических расстройств, представлены квалификаторы симптомов для определения степени, с которой позитивные, негативные, депрессивные, маниакальные, психомоторные и когнитивные симптомы выражены в данном клиническом примере. Для каждого проявления симптома определены 4 степени тяжести и приведены якорные точки.
Также теперь представлена новая группа расстройств – «Расстройства, специфично связанные со стрессом», включая расстройства, напрямую связанные с переживанием стрессового или психотравмирующего события, серии таких событий, или негативного опыта. Группа содержит в себе посттравматическое стрессовое расстройство, осложненное посттравматическое стрессовое расстройство и другие расстройства, ассоциированные со стрессом. Острая стрессовая реакция не рассматривается как психическое расстройство, но все же появилась в секции МКБ-11, включающей основания для медицинского приема не по причине болезни или расстройства. Категория осложненного посттравматического расстройства, не представленная ни в МКБ-10, ни в DSM-5, характеризуется тремя основными элементами посттравматического расстройства (переживание психотравмирующего события (-ий) в настоящем, преднамеренное избегание напоминаний, способных спровоцировать эти воспоминания и персистирующее обостренное ощущение угрозы), а также серьезные и глубокие нарушения в регуляции аффекта; постоянные убеждения о чьем-либо ущемлении, поражении или бесценности; и стойкие трудности в поддержании отношений и переживании близости к другим. Категория длительной реакции горя, не представленная в МКБ-10 и соответствующая «стойкому комплексному расстройству из-за утраты» в III секции DSM-5, характеризуется глубоким горестным ответом, продолжающимся в течение неадекватно длительного периода времени после утраты, явно превышающего средние социальные и религиозные нормы для личностной культуры и контекста, и приводящим к значительным социальным нарушениям.
Группа «Расстройств питания» (включающая ненормальное пищевое поведение), которые не связаны с другими состояниями здоровья, не соответствуют уровню развития или не обусловленыкультурой, содержат новую категорию – избегающе-ограничивающее расстройство питания, ключевые моменты которого заключаются в избегании и ограничении потребления пищи, характеризующееся в потреблении недостаточного количества или разнообразия еды для адекватного удовлетворения энергетических и питательных потребностей индивида, что ведет к значительному снижению веса (или невозможности набрать вес) и других эффектов на физическое здоровье, но не проявляется в озабоченности весом и формой тела или в значительном искажении пропорций тела.
В предварительных указаниях утверждены некоторые расхождения между МКБ-11 и DSM-5, которые уже были обсуждены в этом журнале, например, различные характеристики для смешанных состояний и шизоаффективного расстройства, а также сохранение месячного критерия для диагностики шизофрении.

Члены GCPN могут внести свой вклад в дополнение предварительных указаний, особенно касательно их доходчивости и применяемости в клинике, исследованиях, образовательных и административных учреждениях. Комментарии будут отправлены рабочей группе по МКБ-11, ответственных по специальных разделам и Секретариату ВОЗ, чтобы они могли быть учтены перед публикацией указаний.


Paola Bucci

WHO Collaborating Center for Research and Training in Mental Health, University of Naples SUN, Naples, Italy

Перевод: Шишорин Р. М. (Москва)
Редактура: к.м.н. Руженкова В. В. ( Белгород)

(WorldPsychiatry 2016;15: 115-116)
Библиография
1. Reed GM, First MB, Medina-Mora ME et al. World Psychiatry 2016;15:112-3.
2. First MB, Reed GM, Hyman SE et al. World Psychiatry 2015;14:82-90.
3. Lochman JE, Evans SC, Burke JD et al. World Psychiatry 2015;14:30-3.
4. Mann K, Fauth-Bühler M, Higuchi S et al. World Psychiatry 2016;15:297-8.
5. Reed GM, Drescher J, Krueger RB et al. World Psychiatry 2016;15:205-21.
6. Gureje O, Reed GM. World Psychiatry 2016;15: 291-2.
7. Maciejewski PK, Maercker A, Boelen PA et al. World Psychiatry 2016;15:266-75.
8. Sampogna G. World Psychiatry 2015;14: 
110-2.
9. Luciano M. World Psychiatry 2015;14:375-6.
10. Parnas J. World Psychiatry 2015;14:284-7.
11. Jablensky A. World Psychiatry 2016;15: 26-31.
12. Maj M. World Psychiatry 2016;15:193-4.
13. Frances A. World Psychiatry 2016;15:32-3.
14. Wakefield JC. World Psychiatry 2016; 15: 33-5.
15. Ghaemi SN. World Psychiatry 2016;15:35-7.
Список исп. литературыСкрыть список
Количество просмотров: 1176
Предыдущая статьяПисьма в редакцию
Прямой эфир