Психиатрия Всемирная психиатрия
Психиатрия Всемирная психиатрия
№01 2018
Тенденция к улучшению качества психиатрической помощи приобретает всемирные масштабы №01 2018
Номера страниц в выпуске:45-46
Оценка качества в здравоохранении берет свое начало в оригинальной статье A. Donabedian, вышедшей 50 лет назад. В этой статье излагаются основы понятия качества оказания медицинской помощи с позиции системы здравоохранения1.
Оценка качества в здравоохранении берет свое начало в оригинальной статье A. Donabedian, вышедшей 50 лет назад. В этой статье излагаются основы понятия качества оказания медицинской помощи с позиции системы здравоохранения1.
Проведение мероприятий по улучшению качества психиатрической помощи – это более молодое явление. В докладе Министерства здравоохранения США за 2006 год изложены проблемы оценки и улучшения качества психиатрической помощи, включающие, например, отсутствие стандартизированных подходов к диагностике психических и наркологических расстройств; ограниченную доказательную базу, на которую опираются использующиеся сегодня инструменты для оценки качества, а также отсутствие инфраструктуры информационных технологий для измерения качества. Тем не менее в докладе утверждается, что принципы улучшения качества могут и должны применяться в процессе улучшения качества психиатрической помощи2.
Доклад был опубликован более десяти лет назад. С тех пор были внедрены технологические инновации в области здравоохранения, появились крупные интегрированные системы охраны здоровья, психиатрическая служба приобрела приоритетную позицию в системе здравоохранения. Все это способствовало существенному стимулированию процессов улучшения качества психиатрической помощи в США3.
В статье Kilbourne и соавт.4 содержится актуальная информация о состоянии процессов по улучшению качества психиатрической помощи во всем мире. Авторы описывают инициативы по оценке и улучшению качества помощи в США и других развитых странах, а также приводят рекомендации по их эффективному внедрению в рутинную практику. Статья создает ценную основу для понимания процессов улучшения качества помощи с международной точки зрения.
В вопросах улучшения качества психиатрической помощи существуют внутренние противоречия, которые становятся особенно очевидными при попытке рассмотрения этого процесса с глобальной точки зрения. Исторически сложилось так, что системы оценки эффективности в США и других развитых странах были основаны на существующих административных базах данных5. Элементы этих баз данных различаются в разных странах и системах здравоохранения – например, платные системы обычно агрегируют счета на оплату, в то время как страны, в которых основное внимание уделяется стационарной помощи, собирают данные преимущественно из соответствующего звена.
Различия в структуре и финансировании систем психиатрической помощи могут определять доступность данных и ограничивать возможность получать однородные показатели в разных странах. Они также могут изменять относительную приоритетность показателей в зависимости от области медицины. Например, уровень регоспитализаций стал центром систем премиальных выплат в американской программе Medicare, где снижение затрат и переход на преимущественно амбулаторную помощь стали основными целями6.
Для стран с низким и средним уровнем дохода вопрос оценки качества может быть особенно сложным. В этих странах, как правило, отсутствует инфраструктура информационных технологий для оценки качества. Оценка качества в этих странах обычно опирается от количество соответствующих учреждений или поставщиков услуг на душу населения7. Всемирная организация здравоохранения использует терапевтический пробел – долю лиц с диагнозом психического расстройства, не получающих никакого лечения, – как единый показатель неудовлетворенных потребностей в разных странах8. Этот показатель важен с точки зрения внутренней политики служб и информационно-разъяснительной деятельности. Однако он не может в полной мере отразить более тонкие нюансы качества помощи пациентам, начавшим лечение.
В настоящее время в области оценки качества психиатрической помощи акцент смещается с измерения числа случаев оказанной помощи к оценке клинических исходов. Это важное изменение, поскольку улучшение результатов является основной целью любой системы здравоохранения. Тем не менее необходимо помнить, что понимание психических расстройств в большей степени, чем любых других, возможно только в рамках индивидуального и социального контекста. Особенно это касается функциональных исходов, таких как качество жизни, трудоустройство и выздоровление. Необходимо продолжить развитие науки о психическом здоровье для того, чтобы понять, как адаптировать и интерпретировать инструменты оценки уровня функционирования в контексте разных стран и культур.
Важнейшая функция оценки качества заключается в возможности применения инструментов оценки для улучшения качества помощи. Переход от оценки качества к улучшению качества лечения требует внимания как к желаемым результатам, так и к потенциальным незапланированным последствиям. D. Campbell отмечал, что, как только количественный показатель начинает использоваться для принятия решений, возникает вероятность искажения результатов и процесса измерения9. Оплата за производительность и публичная отчетность могут способствовать стремлению выбирать для лечения пациентов с более высокими шансами на улучшение. Они также могут побуждать поставщиков услуг «подгонять ответы» и пренебрегать областями медицинской помощи, которые трудно оценивать. Эти потенциальные проблемы универсальны, но они могут приобретать разные формы в разных странах, в зависимости от системы материального стимулирования и организации систем здравоохранения.
Следует подходить к улучшению качества, как и к любому другому медицинскому вмешательству, – как к мощному инструменту, применение которого несет и потенциальные выгоды, и риски. Нам необходимо разработать и протестировать лучшие методы повышения качества обслуживания в условиях разных систем. Разнообразные социальные науки могут помочь в этом. Поведенческая экономика поможет сформулировать рекомендации о том, как структурировать денежные и неденежные стимулы для изменения поведения провайдеров психиатрической помощи и пациентов. Практические науки помогут получить представление о том, каким образом распространять такие нововведения, как меры по улучшению качества психиатрической помощи в сложных медицинских системах. Медицинская антропология поможет пониманию того, как улучшать уровень функционирования при наличии психических проблем в контексте разных стран и культур.
Эти проблемы и открывающиеся возможности не являются уникальными компонентами улучшения качества исключительно психиатрической службы. В последнем интервью, данном Donabedian перед смертью, он подчеркивал, что в попытках улучшить качество оказания медицинских услуг важно сосредоточить внимание на опыте пациентов, нежели на технических аспектах: «Взгляд на качество помощи в контексте больниц действительно ограничен техническими компетенциями, а в последнее время – также поверхностным вниманием к межличностным взаимоотношениям. Роль врача заключается в том, чтобы активно помогать пациенту прийти к решению, которое является разумным для него или для нее… именно этическая сторона имеет важное значение для успеха системы»10.
Этот акцент на опыте пациента должен стать центральным организационным принципом в будущих попытках по оценке и улучшению качества психиатрической помощи во всем мире.
Перевод: Буховец И.И. (Абердин, Великобритания)
Редактура: к.м.н. Захарова Н.В. (Москва)
(World Psychiatry 2018;17(1):44-45)
DOI:10.1002/wps.20487
Проведение мероприятий по улучшению качества психиатрической помощи – это более молодое явление. В докладе Министерства здравоохранения США за 2006 год изложены проблемы оценки и улучшения качества психиатрической помощи, включающие, например, отсутствие стандартизированных подходов к диагностике психических и наркологических расстройств; ограниченную доказательную базу, на которую опираются использующиеся сегодня инструменты для оценки качества, а также отсутствие инфраструктуры информационных технологий для измерения качества. Тем не менее в докладе утверждается, что принципы улучшения качества могут и должны применяться в процессе улучшения качества психиатрической помощи2.
Доклад был опубликован более десяти лет назад. С тех пор были внедрены технологические инновации в области здравоохранения, появились крупные интегрированные системы охраны здоровья, психиатрическая служба приобрела приоритетную позицию в системе здравоохранения. Все это способствовало существенному стимулированию процессов улучшения качества психиатрической помощи в США3.
В статье Kilbourne и соавт.4 содержится актуальная информация о состоянии процессов по улучшению качества психиатрической помощи во всем мире. Авторы описывают инициативы по оценке и улучшению качества помощи в США и других развитых странах, а также приводят рекомендации по их эффективному внедрению в рутинную практику. Статья создает ценную основу для понимания процессов улучшения качества помощи с международной точки зрения.
В вопросах улучшения качества психиатрической помощи существуют внутренние противоречия, которые становятся особенно очевидными при попытке рассмотрения этого процесса с глобальной точки зрения. Исторически сложилось так, что системы оценки эффективности в США и других развитых странах были основаны на существующих административных базах данных5. Элементы этих баз данных различаются в разных странах и системах здравоохранения – например, платные системы обычно агрегируют счета на оплату, в то время как страны, в которых основное внимание уделяется стационарной помощи, собирают данные преимущественно из соответствующего звена.
Различия в структуре и финансировании систем психиатрической помощи могут определять доступность данных и ограничивать возможность получать однородные показатели в разных странах. Они также могут изменять относительную приоритетность показателей в зависимости от области медицины. Например, уровень регоспитализаций стал центром систем премиальных выплат в американской программе Medicare, где снижение затрат и переход на преимущественно амбулаторную помощь стали основными целями6.
Для стран с низким и средним уровнем дохода вопрос оценки качества может быть особенно сложным. В этих странах, как правило, отсутствует инфраструктура информационных технологий для оценки качества. Оценка качества в этих странах обычно опирается от количество соответствующих учреждений или поставщиков услуг на душу населения7. Всемирная организация здравоохранения использует терапевтический пробел – долю лиц с диагнозом психического расстройства, не получающих никакого лечения, – как единый показатель неудовлетворенных потребностей в разных странах8. Этот показатель важен с точки зрения внутренней политики служб и информационно-разъяснительной деятельности. Однако он не может в полной мере отразить более тонкие нюансы качества помощи пациентам, начавшим лечение.
В настоящее время в области оценки качества психиатрической помощи акцент смещается с измерения числа случаев оказанной помощи к оценке клинических исходов. Это важное изменение, поскольку улучшение результатов является основной целью любой системы здравоохранения. Тем не менее необходимо помнить, что понимание психических расстройств в большей степени, чем любых других, возможно только в рамках индивидуального и социального контекста. Особенно это касается функциональных исходов, таких как качество жизни, трудоустройство и выздоровление. Необходимо продолжить развитие науки о психическом здоровье для того, чтобы понять, как адаптировать и интерпретировать инструменты оценки уровня функционирования в контексте разных стран и культур.
Важнейшая функция оценки качества заключается в возможности применения инструментов оценки для улучшения качества помощи. Переход от оценки качества к улучшению качества лечения требует внимания как к желаемым результатам, так и к потенциальным незапланированным последствиям. D. Campbell отмечал, что, как только количественный показатель начинает использоваться для принятия решений, возникает вероятность искажения результатов и процесса измерения9. Оплата за производительность и публичная отчетность могут способствовать стремлению выбирать для лечения пациентов с более высокими шансами на улучшение. Они также могут побуждать поставщиков услуг «подгонять ответы» и пренебрегать областями медицинской помощи, которые трудно оценивать. Эти потенциальные проблемы универсальны, но они могут приобретать разные формы в разных странах, в зависимости от системы материального стимулирования и организации систем здравоохранения.
Следует подходить к улучшению качества, как и к любому другому медицинскому вмешательству, – как к мощному инструменту, применение которого несет и потенциальные выгоды, и риски. Нам необходимо разработать и протестировать лучшие методы повышения качества обслуживания в условиях разных систем. Разнообразные социальные науки могут помочь в этом. Поведенческая экономика поможет сформулировать рекомендации о том, как структурировать денежные и неденежные стимулы для изменения поведения провайдеров психиатрической помощи и пациентов. Практические науки помогут получить представление о том, каким образом распространять такие нововведения, как меры по улучшению качества психиатрической помощи в сложных медицинских системах. Медицинская антропология поможет пониманию того, как улучшать уровень функционирования при наличии психических проблем в контексте разных стран и культур.
Эти проблемы и открывающиеся возможности не являются уникальными компонентами улучшения качества исключительно психиатрической службы. В последнем интервью, данном Donabedian перед смертью, он подчеркивал, что в попытках улучшить качество оказания медицинских услуг важно сосредоточить внимание на опыте пациентов, нежели на технических аспектах: «Взгляд на качество помощи в контексте больниц действительно ограничен техническими компетенциями, а в последнее время – также поверхностным вниманием к межличностным взаимоотношениям. Роль врача заключается в том, чтобы активно помогать пациенту прийти к решению, которое является разумным для него или для нее… именно этическая сторона имеет важное значение для успеха системы»10.
Этот акцент на опыте пациента должен стать центральным организационным принципом в будущих попытках по оценке и улучшению качества психиатрической помощи во всем мире.
Перевод: Буховец И.И. (Абердин, Великобритания)
Редактура: к.м.н. Захарова Н.В. (Москва)
(World Psychiatry 2018;17(1):44-45)
DOI:10.1002/wps.20487
Список исп. литературыСкрыть список1. Donabedian A. Milbank Mem Fund Q 1966;44(Suppl. 3):166-206.
2. US Institute of Medicine. Improving the quality of health care for mental and substance-use conditions. Washington: National Academies Press, 2006.
3. Pincus HA, Scholle SH, Spaeth-Rublee B et al. Health Aff 2016;35:1000-8.
4. Kilbourne AM, Beck K, Spaeth-Rublee B et al. World Psychiatry 2018;17:30-8.
5. Lauriks S, Buster MC, de Wit MA et al. BMC Publ Health 2012;12:214.
6. Berenson RA, Paulus RA, Kalman NS. N Engl J Med 2012;366:1364-6.
7. Saxena S, Lora A, van Ommeren M et al. Psychiatr Serv 2007;58:816-21.
8. Kohn R, Saxena S, Levav I et al. Bull World Health Organ 2004;82:858-66.
9. Campbell D. Eval Program Plann 1976;2:67-90.
10. Donabedian A. Health Aff 2001;20:137-41.
19 июня 2018
Количество просмотров: 938