Психиатрия Всемирная психиатрия
№02 2020

Обеспечение свободного доступа к руководствам по психологической помощи №02 2020

Номера страниц в выпуске:251-252
Открытая наука («open science») – это движение, направленное на то, чтобы сделать методологию исследований, протоколы, инструменты, данные, анализы и отчеты доступными как можно быстрее, чтобы содействовать дальнейшим исследованиям.
Открытая наука («open science») – это движение, направленное на то, чтобы сделать методологию исследований, протоколы, инструменты, данные, анализы и отчеты доступными как можно быстрее, чтобы содействовать дальнейшим исследованиям1. Открытая наука в отношении психологических интервенций – это сфера, заслуживающая особого внимания.
Психологические методики лечения психических расстройств все чаще исследуются во всем мире, и это дает многообещающие результаты2,3. На основании этой совокупности исследований были разработаны рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по целому ряду психологических вмешательств в качестве первой линии лечения депрессии (таких как когнитивно-поведенческая и интерперсональная психотерапия)4. Имеются также существенные доказательства того, что психологические вмешательства могут быть эффективно осуществлены не только специалистами в области психического здоровья, но и медицинским персоналом общего профиля, и социальными работниками, которые более легко доступны5. В связи с этим, следовало бы ожидать, что руководства по психологическим интервенциям, лежащие в основе этих выводов, будут легко доступны.
Руководство по психологическим интервенциям является ключевым элементом методологии исследования, поскольку в нем излагаются различные аспекты вмешательств, включая используемые психологические методы, количество и продолжительность сеансов, а также конкретные детали. Руководство обычно тщательно разрабатывается, пересматривается после апробации и может адаптироваться к локальному контексту, прежде чем использоваться в рандомизированных контролируемых исследованиях (РКИ).
Обычно в статьи с РКИ включают параграф, где описываются методы лечения. Однако такого описания – в отсутствие руководства – обычно недостаточно для того, чтобы читающий статью мог воспроизвести то же вмешательство или все исследование. Кроме того, недостаточная детализация часто затрудняет точное понимание характера вмешательства и интерпретацию результатов исследования, что становится серьезной проблемой при проведении и трактовке метаанализов по психологическим интервенциям.
Мы проанализировали базу из 27 исследований психологических интервенций наиболее распространенных психических расстройств (common mental disorders), которые проводились специалистами не психиатрического профиля в странах с низким и средним доходом (СНСД)3 для того, чтобы выяснить, сколько руководств по терапии было приведено в исследованиях и какая их часть находится в свободном доступе.
Руководством по психологическим интервенциям мы считали структурированные рекомендации (описание или инструкции к действию). Руководства кодировались как генерические (т. е. разработанные ранее вне специфического контекста и адаптированные к нему перед применением) или оригинальные (т. е. используемые без изменений). Для осуществления подхода открытой науки, специальные руководства также должны быть в свободном доступе.
Мы оценивали открытый доступ к руководству по психологическим интервенциям как один из следующих вариантов: а) веб-ссылка на точное руководство включена в отчет об исследовании; б) имеется однозначное предложение от авторов сделать точное руководство доступным (с указанием их адреса электронной почты); или в) руководство доступно в интернете, так что его можно найти без затруднений, выполнив поиск по его названию. Что касается последнего варианта, то поиск осуществлялся путем ввода названия программы или ссылки в поисковую систему Google. Полная версия руководства должна отображаться среди первых 30 результатов.
В 19 из 27 исследований в тексте статьи упоминалось о наличии руководства, в то время как в 8 других не было данных о существовании такового.
В 19 исследованиях, где были упомянуты руководства, 
8 руководств числились в библиографическом списке. Шесть из них содержали генерический материал, адаптированный под исследование, и лишь два являлись оригинальными. Из оставшихся 11 исследований, где не было библиографических ссылок на руководства, в 6 ссылались на другие статьи как источник материала, однако при проверке в данных статьях ссылок на руководства не было. Четыре из этих 11 исследований ссылались на другие статьи, в которых были библиографические ссылки на генерические руководства. Наконец, в одном исследовании цитировалась другая статья, в которой, в свою очередь, ссылались еще на одну статью, не имеющую никаких ссылок на руководства. Блок-схема, обобщающая эти выводы, может быть предоставлена по запросу.
В процессе анализа открытого доступа к руководствам по психологическим интервенциям, не было обнаружено ни одного исследования, имеющего прямую веб-ссылку. Семь руководств можно было найти в Google-поиске (6 из которых использовали генерические руководства и одно6 – оригинальное). Только в одном исследовании7 доступ к оригинальному руководству был предоставлен по электронной почте от авторов. Таким образом, из 27 исследований в общей сложности удалось выявить только два (7%) оригинальных руководства по лечению, которые соответствовали нашему определению открытого доступа.
В результате лишь в двух исследованиях (7%), в которых сообщалось о результатах психологических интервенций в лечении наиболее распространенных психических расстройств в СНСД, были приведены ссылки на оригинальное руководство, использованное в исследовании, и только в двух (7%) был обеспечен открытый доступ к руководству.
Доступ к руководствам по проведению психологических интервенций имеет важное значение для воспроизведения и независимого изучения результатов исследований, а также для распространения эффективных методов лечения.
Перемены не только необходимы, но и осуществимы. Например, два соответствующих требованиям РКИ о психологических интервенциях были выпущены примерно в то же время, что и систематический обзор3, и, таким образом, не были включены в наш анализ. В одном из них содержалась ссылка на онлайн-версию использовавшегося оригинального руководства8, а в другом предлагался доступ к учебной программе для изучения исследованной интервенции9.
Доступность руководств по лечению является ключевым аспектом принципа открытой науки в отношении психологических интервенций. Журналы по теме психического здоровья и исследовательские фонды должны рассмотреть возможность создания механизмов, которые бы требовали от авторов РКИ размещать руководства по психологическим интервенциям, использованным в исследованиях, в открытом доступе.
Ответственность за мнения, выраженные в настоящем письме, несут только авторы, и они не обязательно отражают взгляды, решения или политику аффилированных учреждений.

Перевод: Пальчикова Е.И. (Санкт-Петербург)
Редактура: к.м.н. Чумаков Е.М. (Санкт-Петербург)

Watts S, Ommeren M, Cuijpers P. Open access of psychological intervention manuals. World Psychiatry. 2020;19(2):251-252.

DOI:10.1002/wps.20756
Список исп. литературыСкрыть список
1. Nielsen M. Reinventing discovery: the new era of networked science. Princeton: Princeton University Press, 2011.
2. Cuijpers P, Cristea IA, Karyotaki E et al. World Psychiatry 2016;15:245-58.
3. Singla D, Kohrt BA, Murray LK et al. Annu Rev Clin Psychol 2017;13:149-81.
4. Dua T, Barbui C, Clark N et al. PLoS Med 2011;8:e1001122.
5. Singla DR, Raviola G, Patel V. World Psychiatry 2018;17:226-7.
6. Rahman A, Malik A, Sikander S et al. Lancet 2008;372:902-9.
7. Bolton P, Bass J, Neugebauer R et al. JAMA 2003;289:3117-24.
8. Rahman A, Hamdani SU, Awan NR et al. JAMA 2016;316:2609-17.
9. Patel V, Weobong B, Weiss HA et al. Lancet 2016;389:176-85.
Количество просмотров: 295
Предыдущая статьяПрофилактика суицидов в контексте пандемии COVID-19
Следующая статьяТри вопроса, которые следует рассмотреть перед разработкой приложения для психического здоровья
Прямой эфир