Психиатрия Всемирная психиатрия
№03 2021

Образовательная деятельность, связанная с МКБ-11 №03 2021

Номера страниц в выпуске:457-458
Глава о психических, поведенческих и психических расстройствах 11-го пересмотра Международной классификации болезней (МКБ-11), разработанная Департаментом психического здоровья и употребления психоактивных веществ Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), была официально принята на 72-й сессии Всемирной ассамблеи в Женеве 25 мая 2019 г.
Глава о психических, поведенческих и психических расстройствах 11-го пересмотра Международной классификации болезней (МКБ-11), разработанная Департаментом психического здоровья и употребления психоактивных веществ Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), была официально принята на 72-й сессии Всемирной ассамблеи в Женеве 25 мая 2019 г.
Наиболее важные нововведения и изменения в этой главе по сравнению с МКБ-10, а также наиболее важные отличия от DSM-5 были подробно описаны в статье, ранее опубликованной в этом журнале 1 , и конкретные особенности отдельных диагностических категорий также обсуждались в других изданиях 2,3 . Отчеты по участию ВПА в разработке главы также были опубликованы ранее 4-6 . Обсуждались и несколько частных проблем 7-15 , в том числе затрагивались вопросы о роли дименсионального подхода в качестве дополнения к категориальному и необходимости углубленной клинической характеристики отдельного пациента в дополнение к диагнозу с целью персонализации лечения.
Образовательные курсы, посвященные различным разделам главы
МКБ-11 о психических, поведенческих и психических расстройствах, были приурочены к различным собраниям ВПА, включая 18, 19 и 20 Всемирные психиатрические конгрессы (Мехико, Мексика, 27–30 сентября, 2018 г.; Лиссабон, Португалия, 21–24 августа 2019 г.; Бангкок, Таиланд, 10–13 марта 2021 г.) и региональные конгрессы на тему «Междисциплинарный подход к коморбидности в психиатрии: от науки к комплексной помощи» (Санкт-Петербург, Россия, 16–18 мая 2021 г.) и «Психопатология в переходный период» (Киев, Украина, 7–9 июля 2021 г.).
Более полный 20-часовой онлайн-курс обучения был организован Неапольским центром сотрудничества ВОЗ по исследованиям и обучению в области психического здоровья и Европейской психиатрической ассоциацией и проходил с 9 по 30 апреля 2021 г.; курс охватывал все основные разделы главы МКБ-11, посвященной психическим расстройствам. Курс координировали G.M. Reed и M. Maj,  также преподавателями выступили
W. Gaebel, М. Cloitre, C.S. Kogan, P. Monteleone, М. Swales, J.B. Saunders и N.А. Fineberg. 120 психиатров, отобранные из почти 500 претендентов и представляющие 78 различных стран, приняли участие в режиме прямой трансляции, и еще 250 психиатров получили доступ к курсу по запросу.
Центром сотрудничества ВОЗ при Колумбийском университете в сотрудничестве с Департаментом психического здоровья и психоактивных веществ ВОЗ недавно был открыт Учебный курс с эксклюзивным доступом для членов Глобальной сети клинической практики ВОЗ (https://gcp.network). Курс состоит из 15 онлайн-тренингов, каждый из которых посвящен разным группам расстройств и занимает от одного до полутора часов. Каждый блок содержит описание соответствующей диагностической группы и основных нововведений по сравнению с МКБ-10. Для лучшего освоения к курсу прилагаются вопросы для самопроверки. У участников также есть возможность попрактиковаться, применяя диагностические рекомендации к примерам из практики. Курс вскоре будет доступен на испанском языке, и запланированы дальнейшие его переводы.
Также была создана Международная консультативная группа ВОЗ по обучению и применению МКБ-11 в отношении психических, поведенческих и психических расстройств для разработки и оценки образовательных, обучающих и практических процессов, связанных с МКБ-11 в разных странах. Членами этой Консультативной группы являются бывшие председатели ВПА, такие как M. Maj и W. Gaebel, которые внесли свой вклад в разработку главы МКБ-11 о психических расстройствах.

Перевод: Шишковская Т.И. (г. Москва)
Редактура: к.м.н. Дорофейкова М.В.(г. Санкт-Петербург)

Giuliani L. ICD-11-related educational activities. World Psychiatry. 2021;20(3):457-458.

DOI: 10.1002/wps.20920
Список исп. литературыСкрыть список
1. Reed GM, First MB, Kogan CS et al. World Psychiatry 2019;18:3‐19.
2. Evans SC, Roberts MC, Keeley JW et al. J Child Psychol Psychiatry 2021;62:303‐12.
3. Gaebel W, Stricker J, Riesbeck M et al. Eur Arch Psychiatry Clin Neurosci 2020;270:281‐9.
4. Giallonardo V. World Psychiatry 2019;18:115‐6.
5. Pocai B. World Psychiatry 2019;18:371‐2.
6. Perris F.World Psychiatry 2020;19:263.
7. Gaebel W, Reed GM, Jakob R. World Psychiatry 2019;18:232‐33.
8. Fuss J, Lemay K, Stein DJ et al. World Psychiatry 2019;18:233‐5.
9. Gureje O, Lewis‐Fernandez R, Hall BJ et al. World Psychiatry 2019;18:357‐8.
10. van Os J, Guloksuz S, Vijn TW et al. World Psychiatry 2019;18:88‐96.
11. Fusar‐Poli P, Solmi M, Brondino N et al. World Psychiatry 2019;18:192‐207.
12. Forbes MK, Wright AGC, Markon KE et al. World Psychiatry 2019;18:272‐3.
13. Kotov R, Jonas KG, Carpenter WT et al. World Psychiatry 2020;19:151‐72.
14. Maj M, Stein DJ, Parker G et al. World Psychiatry 2020;19:269‐93.
15. Sanislow CA. World Psychiatry 2020;19:311‐2.
Количество просмотров: 415
Предыдущая статьяПлан работы центров сотрудничества ВПА на 2021–2024 гг.
Прямой эфир