Психиатрия Всемирная психиатрия
Психиатрия Всемирная психиатрия
№03 2019
Расстройства самовосприятия и взгляд со стороны при нарушениях пищевого поведения №03 2019
Номера страниц в выпуске:370-371
Расстройства пищевого поведения (РПП) в основном относят к поведенческим нарушениям, однако, специалисты приходят к единодушному мнению, что они являются вторичными эпифеномами по отношению к более глубокому психопатологическому ядру, а именно аномальному беспокойству по поводу своей внешности и веса1.
Расстройства пищевого поведения (РПП) в основном относят к поведенческим нарушениям, однако, специалисты приходят к единодушному мнению, что они являются вторичными эпифеномами по отношению к более глубокому психопатологическому ядру, а именно аномальному беспокойству по поводу своей внешности и веса1. Все больше теоретических и эмпирических данных свидетельствует о том, что РПП являются специфическими расстройствами общего чувства тела2.
Чтобы определить тип телесного расстройства, характерного для людей с РПП, нам необходимо предварительно различать понятия «субъективный образ тела» и «объективный образ тела»3. В первом случае мы говорим о непосредственном образе себя, воплощенного во времени и пространстве, который имеется у человека. Во втором случае мы имеем в виду тело, рассматриваемое с точки зрения третьего лица, как нечто существующее во внешнем мире (например, с точки зрения естественных наук) или воспринимаемое извне (например, когда я смотрю на себя в зеркало). Зрение – это чувственная модальность, посредством которой я воспринимаю свое тело извне как объект, а субъективный образ тела я воспринимаю «изнутри» посредством коэнестезии.
В дополнение к этим точкам зрения я могу воспринимать себя как мое тело, которое видит другой человек4. Чувство, когда на тебя кто-то смотрит, может восприниматься как угроза. Другой может угрожать мне телесными повреждениями, но Он также может быть угрозой устройству моего мира. Когда я чувствую, что на меня смотрит Другой, мир может внезапно измениться. Мир больше не устроен так, как удобно мне, а так, как удобно Другому. Я чувствую осуждение во взгляде Другого. Я могу чувствовать стыд или гордость, и эти чувства отражают смыслы и ценности Другого. И все же я узнаю себя во взгляде Другого. Его взгляд определяет меня, он ранит меня до глубины души.
Внимание к постороннему взгляду, по-видимому, специфично для людей, однако приматы, не являющиеся людьми, проявляют признаки двигательного возбуждения в ситуациях, когда на них смотрят. Представляется, что пристальный взгляд является существенным стимулом, который вызывает напряжение и, как следствие, поведенческие реакции, например, попытку улететь или вступить в драку. Для людей характерным является то, что взгляд Другого представляет собой угрозу не только физической целостности, но и самосознанию и идентичности. Я могу чувствовать себя удрученным из-за того, каким меня видит Другой, низводя меня лишь до моей внешности. Мое тело может принять форму, которую ему навязывает взгляд Другого.
У нашего вида к негативным эффектам ощущения тела глазами Других относится овеществление, отрицание свободы и низведение до внешности. Когда я чувствую на себе взгляд Другого, я чувствую отрицание своей возможности предстать «чем-то большим», чем «просто объект». Сила взгляда Другого может привести к дисбалансу между «я есть» и «я могу».
В нормальных условиях то, как я ощущаю свое тело, является результатом диалектики между коэнестезией и зрением. На телесные переживания влияет не только то, как я себя чувствую, но и то, как на меня смотрят Другие – мой образ тела глазами Других.
Поскольку восприятие собственного тела от первого лица основано на коэнестезии, а восприятие от третьего лица основано на зрении, мы можем назвать этот динамический баланс между восприятием своего тела посредством коэнестезии и через взгляд Другого оптико-коэнестетической пропорцией, которая является предпосылкой для построения безопасного и надежного чувства телесного самосознания и индивидуальности.
В основе аномального телесного самовосприятия у людей с РПП лежит нарушение оптико-коэнестетической пропорции. Люди с РПП воспринимают свое тело в большей степени как объект, на который смотрит Другой, а не как то, что они воспринимают посредством коэнестезии или с точки зрения первого лица5. Представляется, что им не хватает коэнестетического восприятия их собственного тела как самой примитивной и базовой формы самосознания6. Их телесные ощущения непостоянны и ощущаются как будто оторванными от их собственного тела7.
Поскольку восприятие их собственного тела изнутри ошибочно или противоречиво, они компенсируют это, воспринимая свое тело «извне» через взгляд Другого. То, как они ощущают, их видят Другие, является основным способом чувствовать себя и определять свою идентичность8. Их тело главным образом является для них объектом, «который видят». Это тело открыто взгляду Другого и, таким образом, низведено до внешности.
Для понимания людей с РПП особенно важно учитывать, что взгляд Другого представляет для них своего рода оптический протез, который помогает им чувствовать свое собственное тело. Ощущение своего тела как объекта, на который смотрит Другой, имеет двоякий эффект: оно заставляет их чувствовать смущение и отвращение к своему телу, но также помогает им восстановить чувство самосознания, «единства» и «плотности». Этот феномен находит воплощение в микро-нарративах: «То, как я себя чувствую, зависит от того, как на меня смотрят другие», «Иногда я смотрю на себя глазами других», «Даже если я думаю, что другие неверно оценивают меня, я не могу без этой оценки».
Люди с РПП руководствуются общественным самосознанием, а не личным. В нашей культуре считается, что такая позиция негативно влияет на самовосприятие и самопонимание9. Наше время можно назвать временем оптико-коэнестетической диспропорции. У людей с РПП наблюдается аналогичная тенденция – уделять большее внимание тем аспектам телесного самосознания, которые являются предметом публичной демонстрации (а именно, внешности), а не более скрытым аспектам (например, телесным ощущения, эмоциям и личным убеждениям о себе).
У этих людей оптико-коэнестетическая диалектическая пропорция несовершенна, потому что их способность чувствовать себя ослаблена или подвержена коэнестеэстетическим и эмоциональным нарушениям. Эти люди чувствуют себя посторонними в своем собственном теле, и их телесные ощущения непостоянны. Таким образом, взгляд Другого для них является не только доказательством пугающего и постыдного «отрицания» их способности быть чем-то большим, чем объективный образ тела, но также является и желанным оптическим самопротезом, при помощи которого они могу решить проблему самоопределения.
Перевод: Павлова-Воинкова Е.Е. (Санкт-Петербург)
Редактура: к.м.н. Бойко А.С. (Томск)
Stanghellini G. Embodiment and the Other's look in feeding and eating disorders. World Psychiatry 2019; 18(3): 364-365
DOI:10.1002/wps.20683
Чтобы определить тип телесного расстройства, характерного для людей с РПП, нам необходимо предварительно различать понятия «субъективный образ тела» и «объективный образ тела»3. В первом случае мы говорим о непосредственном образе себя, воплощенного во времени и пространстве, который имеется у человека. Во втором случае мы имеем в виду тело, рассматриваемое с точки зрения третьего лица, как нечто существующее во внешнем мире (например, с точки зрения естественных наук) или воспринимаемое извне (например, когда я смотрю на себя в зеркало). Зрение – это чувственная модальность, посредством которой я воспринимаю свое тело извне как объект, а субъективный образ тела я воспринимаю «изнутри» посредством коэнестезии.
В дополнение к этим точкам зрения я могу воспринимать себя как мое тело, которое видит другой человек4. Чувство, когда на тебя кто-то смотрит, может восприниматься как угроза. Другой может угрожать мне телесными повреждениями, но Он также может быть угрозой устройству моего мира. Когда я чувствую, что на меня смотрит Другой, мир может внезапно измениться. Мир больше не устроен так, как удобно мне, а так, как удобно Другому. Я чувствую осуждение во взгляде Другого. Я могу чувствовать стыд или гордость, и эти чувства отражают смыслы и ценности Другого. И все же я узнаю себя во взгляде Другого. Его взгляд определяет меня, он ранит меня до глубины души.
Внимание к постороннему взгляду, по-видимому, специфично для людей, однако приматы, не являющиеся людьми, проявляют признаки двигательного возбуждения в ситуациях, когда на них смотрят. Представляется, что пристальный взгляд является существенным стимулом, который вызывает напряжение и, как следствие, поведенческие реакции, например, попытку улететь или вступить в драку. Для людей характерным является то, что взгляд Другого представляет собой угрозу не только физической целостности, но и самосознанию и идентичности. Я могу чувствовать себя удрученным из-за того, каким меня видит Другой, низводя меня лишь до моей внешности. Мое тело может принять форму, которую ему навязывает взгляд Другого.
У нашего вида к негативным эффектам ощущения тела глазами Других относится овеществление, отрицание свободы и низведение до внешности. Когда я чувствую на себе взгляд Другого, я чувствую отрицание своей возможности предстать «чем-то большим», чем «просто объект». Сила взгляда Другого может привести к дисбалансу между «я есть» и «я могу».
В нормальных условиях то, как я ощущаю свое тело, является результатом диалектики между коэнестезией и зрением. На телесные переживания влияет не только то, как я себя чувствую, но и то, как на меня смотрят Другие – мой образ тела глазами Других.
Поскольку восприятие собственного тела от первого лица основано на коэнестезии, а восприятие от третьего лица основано на зрении, мы можем назвать этот динамический баланс между восприятием своего тела посредством коэнестезии и через взгляд Другого оптико-коэнестетической пропорцией, которая является предпосылкой для построения безопасного и надежного чувства телесного самосознания и индивидуальности.
В основе аномального телесного самовосприятия у людей с РПП лежит нарушение оптико-коэнестетической пропорции. Люди с РПП воспринимают свое тело в большей степени как объект, на который смотрит Другой, а не как то, что они воспринимают посредством коэнестезии или с точки зрения первого лица5. Представляется, что им не хватает коэнестетического восприятия их собственного тела как самой примитивной и базовой формы самосознания6. Их телесные ощущения непостоянны и ощущаются как будто оторванными от их собственного тела7.
Поскольку восприятие их собственного тела изнутри ошибочно или противоречиво, они компенсируют это, воспринимая свое тело «извне» через взгляд Другого. То, как они ощущают, их видят Другие, является основным способом чувствовать себя и определять свою идентичность8. Их тело главным образом является для них объектом, «который видят». Это тело открыто взгляду Другого и, таким образом, низведено до внешности.
Для понимания людей с РПП особенно важно учитывать, что взгляд Другого представляет для них своего рода оптический протез, который помогает им чувствовать свое собственное тело. Ощущение своего тела как объекта, на который смотрит Другой, имеет двоякий эффект: оно заставляет их чувствовать смущение и отвращение к своему телу, но также помогает им восстановить чувство самосознания, «единства» и «плотности». Этот феномен находит воплощение в микро-нарративах: «То, как я себя чувствую, зависит от того, как на меня смотрят другие», «Иногда я смотрю на себя глазами других», «Даже если я думаю, что другие неверно оценивают меня, я не могу без этой оценки».
Люди с РПП руководствуются общественным самосознанием, а не личным. В нашей культуре считается, что такая позиция негативно влияет на самовосприятие и самопонимание9. Наше время можно назвать временем оптико-коэнестетической диспропорции. У людей с РПП наблюдается аналогичная тенденция – уделять большее внимание тем аспектам телесного самосознания, которые являются предметом публичной демонстрации (а именно, внешности), а не более скрытым аспектам (например, телесным ощущения, эмоциям и личным убеждениям о себе).
У этих людей оптико-коэнестетическая диалектическая пропорция несовершенна, потому что их способность чувствовать себя ослаблена или подвержена коэнестеэстетическим и эмоциональным нарушениям. Эти люди чувствуют себя посторонними в своем собственном теле, и их телесные ощущения непостоянны. Таким образом, взгляд Другого для них является не только доказательством пугающего и постыдного «отрицания» их способности быть чем-то большим, чем объективный образ тела, но также является и желанным оптическим самопротезом, при помощи которого они могу решить проблему самоопределения.
Перевод: Павлова-Воинкова Е.Е. (Санкт-Петербург)
Редактура: к.м.н. Бойко А.С. (Томск)
Stanghellini G. Embodiment and the Other's look in feeding and eating disorders. World Psychiatry 2019; 18(3): 364-365
DOI:10.1002/wps.20683
Список исп. литературыСкрыть список1. Fairburn CG, Harrison PJ. Lancet 2003;361:407-16.
2. McBride HL, Kwee JL (eds). Embodiment and eating disorders. Theory, research, prevention and treatment. London: Routledge, 2018.
3. Stanghellini G. World Psychiatry 2009;8:56-9.
4. Sartre JP. Being and nothingness. New York: Washington Square Press, 1943.
5. Stanghellini G. Eat Weight Disord 2005;10:21-7.
6. Stanghellini G, Mancini M. The therapeutic interview. Emotions, values, and the life-world. Cambridge: Cambridge University Press, 2017.
7. Stanghellini G, Trisolini F, Castellini G et al. Psychopathology 2014;48:18- 24.
8. Stanghellini G, Castellini G, Brogna P et al. Psychopathology 2012;45:147- 58.
9. Jay M. Downcast eyes: the denigration of vision in twentieth-century French thought. Berkeley: University of California Press, 1994.