Психиатрия Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина
№02 2013

XI Всероссийская школа молодых психиатров: традиции и современность №02 2013

Номера страниц в выпуске:66-67
В названии статьи неслучайно отсутствует указание на тот факт, что школа молодых психиатров в 11-й раз прошла в
г. Суздале. Это лишь доказательство отсутствия необходимости напоминать российскому сообществу специалистов в области психического здоровья о традициях проведения этого уникального мероприятия. Всероссийская школа молодых психиатров уже на протяжении 34 лет (в 1979 г. прошла I Всесоюзная школа по психиатрии) неразрывно связана с Владимиро-Суздальской землей, где она состоялась на этот раз в период с 19 по 24 апреля 2013 г.
Резюме. Публикация освещает прошедшую под эгидой Российского общества психиатров (РОП) и Всемирной психиатрической ассоциации с 19 по 24 апреля 2013 г. XI Всероссийскую школу молодых психиатров в г. Суздале. Сообщаются темы и основной контент лекций, клинических разборов и семинаров видных ученых из России, ближнего и дальнего зарубежья. Делается вывод о том, что существование этого проекта в РФ является одним из основных звеньев в цепи привлечения молодых специалистов в области психического здоровья в науку, поддержания их интереса и веры в профессию.
Ключевые слова: Всероссийская школа молодых психиатров, совет молодых ученых РОП, Всемирная психиатрическая ассоциация.

XI All-Russian School for Young Psychiatrists: traditions and modernity

K.Yu.Zalmunin
Kazan State Medical University, Ministry of Health of the Russian Federation
Acad. V.M.Bekhterev Republican Clinical Mental Hospital, Ministry of Health of the Republic of Tatarstan

Summary. The publication is about XI All-Russian School for Young Psychiatrists which took place in Suzdal from 19 to 24 April 2013 year and held under the auspices of the Russian Society of Psychiatrists and the World Psychiatric Association. The main content and topics of the lectures, clinical discussions and seminars of eminent scientists from Russia, near and far abroad are reported. Conclusion that the existence of this project is one of the main links in the chain of attracting young mental health specialists in science, maintaining their interest and faith to the profession in Russia is given.
Key words: All-Russian School for Young Psychiatrists, Russian Early Сareer Psychiatrists’ Council, World Psychiatric Association.

Введение
В названии статьи неслучайно отсутствует указание на тот факт, что школа молодых психиатров в 11-й раз прошла в
г. Суздале. Это лишь доказательство отсутствия необходимости напоминать российскому сообществу специалистов в области психического здоровья о традициях проведения этого уникального мероприятия. Всероссийская школа молодых психиатров уже на протяжении 34 лет (в 1979 г. прошла I Всесоюзная школа по психиатрии) неразрывно связана с Владимиро-Суздальской землей, где она состоялась на этот раз в период с 19 по 24 апреля 2013 г.
Традиции этого научно-образовательного проекта остаются во многом незыблемыми и служат основой для всех мероприятий школы, что, однако, не исключает постоянного прогресса и динамики этого проекта. XI школа была ознаменована прежде всего беспрецедентным числом участников: около 400 молодых специалистов (психиатров, клинических психологов, психотерапевтов, наркологов, а также учащихся, получающих последипломное образование) приехали со всей страны и из-за рубежа.
Предметом гордости оргкомитета (председатель – профессор П.В.Морозов, глава комиссии Российского общества психиатров – РОП по работе с молодыми учеными и специалистами) является и тот факт, что школа смогла получить традиционную поддержку не только РОП, но и тем, что она впервые прошла под эгидой Всемирной психиатрической ассоциации (ВПА) с соответствующим включением в бюллетень ВПА, информирующий об этом научно-образовательном событии специалистов из 139 государств. Итогом кропотливого труда активистов совета молодых ученых (СМУ) РОП, традиционно составлявших костяк оргкомитета школы, стал принятый в недавнем прошлом устав СМУ, позволивший с этого дня считать деятельность совета полностью легитимной.

Лекции и симпозиумы
Объем данной публикации не позволяет рассказать полностью о всем многообразии информативных и увлекательных лекций, а также сателлитных симпозиумов, которые были представлены слушателям лекторами из России, Австралии, Чехии, Польши, Греции, Украины, поэтому остановимся лишь на некоторых из них.
После торжественного открытия с участием вице-губернатора Владимирской области М.Ю.Колкова, представителя ВПА по восточноевропейскому региону профессора П.В.Морозова, председателя СМУ РОП Д.А.Смирновой образовательная часть школы открылась лекцией председателя правления РОП профессора Н.Г.Незнанова «Психические расстройства – болезни образа жизни», где аудитории молодых специалистов наряду с биопсихосоциальной моделью человека был продемонстрирован подход к этиологии и патогенетическим механизмам развития психических заболеваний как к последствиям влияния факторов образа жизни.
Профессор A.Jablensky (Австралия–Болгария), ученый с поистине мировым именем, под непосредственным руководством которого создавалась 5-я глава Международной классификации болезней (МКБ) 10-го пересмотра, посвятил свою первую лекцию проблемам нозологии психических расстройств.
Современные диагностические и лечебные подходы к расстройствам личности стали предметом лекции академика РАМН А.Б.Смулевича, что, вне всякого сомнения, найдет свое отражение в клинической практике молодых специалистов.
Профессор В.Н.Краснов напомнил слушателям школы о необходимости постоянного пополнения знаний истории психологии и психиатрии, посвятив свое выступление аспектам их взаимодействия в исторической параллели. Кроме того, молодые специалисты заслушали выступления профессора А.Ф.Изнака о современных методах нейровизуализации, профессора С.Н.Ениколопова о взглядах психолога на расстройства личности, профессора K.Soldatos (Греция) о нарушениях цикла «сон–бодрствование» при депрессиях, доктора медицинских наук А.В.Траилина (Украина) об эпигенетике и генетических исследованиях шизофрении, профессора Б.С.Положего об этнопсихиатрии, О.В.Лиманкина – о путях реабилитации психически больных лиц, профессора Н.Н.Петровой о современных подходах к использованию электросудорожной терапии и целый ряд других лекций, прочитанных ведущими российскими и зарубежными учеными.
Впервые на школе отдельное внимание было уделено детской психиатрии: профессор Е.В.Корень рассказал об особенностях клинических проявлений психических расстройств в детском возрасте, позднее совместно с Т.А.Куприяновой был проведен семинар, посвященный проблеме эмоциональных расстройств поведения у детей.

Круглые столы и семинары
Положительный и эмоциональный отклик у аудитории вызвал семинар, проведенный профессором С.В.Ивановым на тему «Как готовить презентацию для психиатрической аудитории», где ведущий поделился опытом создания презентаций и корректного изложения материала с учетом потребностей аудитории, состоящей из специалистов соответствующего профиля, А.А.Бебуришвили в рамках формата семинара, разобрала с молодыми специалистами процесс и предпосылки создания новых лекарственных средств, а профессор А.Е.Бобров провел интересный семинар на тему «Современные методы психотерапии».
Проблеме пограничной аномальной личности посвятил свое занятие профессор И.В.Боев. Профессор А.С.Аведисова наряду с Д.В.Ястребовым и П.С.Канаевой, выступая на объединенном семинаре, затронула тему тревожных расстройств в клинической практике. Бурная дискуссия разгорелась на заседании круглого стола под председательством профессора А.Е.Боброва по проблемам доказательной медицины в психиатрии. Здесь скрестили шпаги профессор А.Б.Шмуклер, Н.А.Зорин, профессор В.И.Крылов и И.А.Мартынихин.

Клинические разборы
Оживленной дискуссионной площадкой по принципу «молодость vs опыт» стали клинические разборы под руководством А.Б.Смулевича и В.И.Крылова. Академик А.Б.Смулевич детально разобрал больную с истерическим расстройством личности, а профессор В.И.Крылов из Санкт-Петербурга продемонстрировал молодым специалистам оценку психического статуса больного с паническим расстройством.
Примечательно, что диагностические и лечебные подходы, использованные отечественными специалистами, снискали одобрение у профессора A.Jablensky, и это лишний раз свидетельствует о том, что отечественная психиатрия идет в ногу с общемировыми тенденциями. Особо следует поблагодарить сотрудников Владимирской психиатрической больницы (главный врач – доцент А.В.Берсенев), отобравших столь интересные клинические случаи и постоянно помогавших оргкомитету во всех вопросах.

Слово молодым
А.В.Павличенко выступил докладчиком на семинаре на тему «Новые тенденции развития психиатрии – взгляд молодого психиатра», где подробно осветил основные глобальные тренды развития этой области медицины. И.А.Мартынихин и М.К.Резников избрали направлением для семинара информационные технологии, представив IT-сферу как неотъемлемый компонент развития нейрокогнитивных наук.
Возможность выступить с докладом была предоставлена буквально каждому победителю конкурса научных работ, которых по традиции обеспечили бесплатным проживанием и участием во всех мероприятиях школы. Однако, возможно, вместо простого чтения работ имело бы смысл организовать разбор сообщений в структуре небольших семинаров. Еще одной площадкой для творчества молодых специалистов стала постерная сессия на тему «Сохранится ли профессия психиатра в будущем?»
Организация, досуг и атмосфера школы
Несомненным достоинством школы является ее непередаваемая атмосфера – атмосфера раскрепощенности, постоянного доброжелательного общения, интенсивной работы. Занятия начинались рано утром, а устные выпуски газеты «Дневник психиатра», организованные и проведенные главным редактором профессором П.В.Морозовым, заканчивались поздними вечерами.
Интереснейшей получилась неформальная беседа с профессором А.Jablensky о проблемах современной психиатрии, неожиданным и увлекательным – разговор с кинорежиссером А.Коттом, автором фильма «Герой нашего времени», где обсуждались возможности рассмотрения поступков героев М.Ю.Лермонтова с позиций концепции посттравматического стрессового расстройства, суровой и эмоциональной вышла дискуссия после представления фильма И.Давида (Чехия) об уничтожении фашистами психически больных лиц.
Регулярно выходила стенная фотогазета школы, сопровождаемая веселыми комментариями, традиционно удачным получился КВН, где блистали остроумием, вокальными и танцевальными талантами представители Москвы, Санкт-Петербурга и Самары, теплыми получились вечера встречи и гала-ужин. Как всегда, участники воспользовались экскурсией по древнему Суздалю.
Отметим, что, несмотря на интенсивность мероприятий и естественную усталость, залы всегда были заполнены, программа очень продуманно выстроена, интерес у слушателей поддерживался с первой минуты до последней, в чем несомненная заслуга оргкомитета. Учитывалась каждая мелочь: красочная программа, сборник работ, бейджи-флешки со всеми 110-ю докладами, сертификаты, дипломы, значки, четко соблюдаемый регламент, безупречное техническое обеспечение, обширная выставка фармкомпаний, прекрасно организованное питание, четкие трансферы, постоянное информирование, фото на память и т.д. Все это, несомненно, способствовало успеху мероприятия (провайдер – агентство «Да Сигна», руководитель – А.П.Морозова).
В заключение стоит упомянуть еще об одном событии, организованном послом Европейской коллегии нейропсихофармакологов (ECNP) в России профессором П.В.Морозовым и проходившем в период с 16 по 18 апреля 2013 г. в преддверии школы. Пятьдесят молодых специалистов были отобраны для участия в англоязычном семинаре коллегии (ECNP Seminar оn Neuropsychopharmacology), где они имели возможность не только быть слушателями лекций 3 известнейших европейских специалистов (C.Arango, A.Serretti, M.Davidson), но и представить на их суд свои научные доклады. Авторам 3 лучших презентаций будет оплачено участие в Конгрессе ECNP в Барселоне в октябре 2013 г.
XI Всероссийская школа молодых психиатров в г. Суздале, вобрав в себя все лучшее, что накоплено предшествующим десятком мероприятий, все же в очередной раз продемонстрировала уверенный прогресс как в актуальности содержательной части занятий, так и педагогической ценности этого проекта для молодых специалистов в области психического здоровья. Школа дает надежду на формирование новой генерации ученых и практиков, основой для работы которых послужат научно обоснованные прогрессивные взгляды на диагностику, терапию, профилактику и реабилитацию психических расстройств.
Два года пролетят незаметно, и в апреле 2015 г. в славном Суздале вновь соберется XII Всероссийская школа молодых психиатров, которую организует СМУ РОП.

Сведения об авторе
К.Ю.Зальмунин – ассистент каф. медицинской и общей психологии ГБОУ ВПО КазГМУ Минздрава РФ, врач-психиатр ГАУЗ РКПБ им. акад. В.М.Бехтерева Минздрава РТ
Список исп. литературыСкрыть список
Количество просмотров: 1671
Предыдущая статьяАнализ практической значимости или попытка дискредитации клинической эпидемиологии и доказательной медицины?
Следующая статьяРасстройства аффективного спектра: актуальные вопросы психопатологии и терапии (по материалам XXI Конгресса ЕПА, 6–9 апреля 2013 г., Ницца, Франция)
Прямой эфир