Психиатрия Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина
В журнале НПЖ [1] в рамках «Ответа Петру Морозову» опубликована речь П.М.Зиновьева на юбилее П.П.Кащенко (которого оратор видел 2 раза в жизни) в 1959 г., где юбиляр назван «торжественным дураком», а Н.И.Яковенко «просто дураком». По мнению Ю.С.Савенко, «озвученное высказывание П.Якобия о «двух дураках в общем контексте юбилейного выступления Зиновьева не содержит оснований для какого-либо возмущения». Читателя уверяют в том, что сам Зиновьев произнес слова по-французски «fous», а о дураках, дескать, никто и не говорил. На самом деле, мол, речь идет о двух «психах» (в просторечии – двух психиатрах»!). Один психиатр – «торжественный», другой, так, «простой». Чего, дескать, поднимать шум. Однако одного адвокаты Зиновьева не учли.
А не учли того, что текст этого выступления был собственноручно письменно завизирован самим П.Зиновьевым (об этом авторы публикации умалчивают), который прекрасно знал французский язык и который, следовательно, сознательно сделал такой некорректный перевод. Не только сделал, но и публично озвучил. Не только озвучил, но и распространил эту подленькую сплетню среди своих учеников, свалив вину на «злого» Якобия.
А.Г.Гофман [2] свидетельствует: «Он (Зиновьев. – П.М.) сравнивал двух психиатров и сказал, что о них говорили при жизни: одного называли «просто дурак» (sic!), а другого – «торжественный дурак». В.Г.Остроглазов тут же расшифровывает фамилии «дураков». Спрашивается: что можно сказать о человеке, который представляет свои воспоминания о современниках подобном образом? Можно ли ему вообще верить? Вспомним, что он «открывал» А.Гофману: «Первую часть, статику психопатий писал я, а вторую часть – Ганнушкин» [3]. А заодно и тем, кто преподносит читателям цензурированную полуправду?
Для контраста вспомним, что написал П.Б.Ганнушкин в некрологе о В.И.Яковенко [4]: «Русская общественная психиатрия этого времени знает трех своих лучших представителей, трех своих вождей. Это были Н.П.Литвинов, П.П.Кащенко и В.И.Яковенко... Это были по своему характеру и темпераменту совершенно разные, но, я бы сказал, одинаково прекрасные люди. Необыкновенно тонкий, высокоблагородный и в то же время крайне скромный Литвинов, чуть-чуть торжественный, настойчивый, с виду серьезный и недоступный, но по существу крайне мягкий Кащенко, и наконец, необычайно простой, строгий к себе и очень добрый Яковенко – все они навсегда останутся в памяти тех, кто их знал. Общение с ними было большой радостью...».
Торжественный Кащенко и простой Яковенко… Без «дураков». Вот и весь вопрос об этике. С одной стороны – П.Б.Ганнушкин, с другой – П.Зиновьев, П.Якобий* и их адвокаты. Упрямая защита Зиновьева председателем этического комитета НПА выглядит нелепой.
Кстати о том, почему мне было возможно (а меня в этом упрекают) упоминать о болезни Кандинского и самоубийстве Клерамбо [5]. Один из них жил в XIX в., другой – в начале XX, и знать их лично мы не могли. Гиляровский же был нашим современником, с П.Б.Ганнушкиным многие из нас были знакомы «через рукопожатие», все живо, все на слуху. И вопрос об этике в этом случае вполне уместен.
Еще об одном мифе. Ю.С.Савенко утверждает: «А то, что он (П.Б.Ганнушкин. – П.М.) не записывал своих лекций, своих консультаций и бесед, отнюдь не уникальная особенность» [6]. Это не так. Записывал. Записывал и хранил. А.Г.Галачьян [7] обнаружил ряд работ П.Б.Ганнушкина в его архиве и опубликовал их:
Первая лекция по вступлению на кафедру (1918 г.) – памяти В.П.Сербского;
Лекция памяти С.С.Корсакова (1925 г.);
Речь на смерть В.И.Яковенко (1925 г.)
А вот свидетельство Т.И.Юдина [8]: «Каждая новая мысль им (П.Б.Ганнушкиным. – П.М.) регистрировалась, он аккуратно собирал у себя нужный ему клинический материал. Его лекции и разборы больных обнаруживали каждый раз, что весь опыт предыдущих лет, вся литература тщательно им разобраны и систематизированы. Мы, ближайшие его сослуживцы, сожалея о том, что Петр Борисович так мало пишет, нередко с шутливой завистью смотрели на его стол-контору, в которой хранились его записи и материалы».
Да и П.М.Зиновьев [9] вынужден признать: «Читал он (П.Б.Ганнушкин. – П.М.) по тетрадке одну из статей, которые вскоре стали печататься в «Современной психиатрии», о типах психопатических личностей, а незадолго до его смерти, слегка переработанные, вошли в его книгу «Клиника психопатий».
Совсем недавно, работая в качестве консультанта над фильмом «Психиатр эпохи», я познакомился с записной книжкой Петра Борисовича, где на 65 страницах собраны уникальные записи подготовительного характера к одной из его работ. Эти материалы еще ждут отдельного изучения, но уже сейчас можно говорить о важности этих документов.
Теперь о «причудах» психиатров. Причуда – милая, подчас безобидная деталь характеристики персонажа, скажем, художественного произведения (да и в жизни это встречаем). Когда же психиатр (Зиновьев) описывает причуды психиатра (Гиляровского и др.) и для психиатров – это уже путь к диагнозу. Насколько это этично, учитывается ли в таких ситуациях хотя бы врачебная тайна – это дело совести каждого. Хочется Ю.С.Савенко рассказывать нам о том, как П.Б.Ганнушкин назвал его учителя «дураком», – это его личное дело, но я бы не стал этого делать – ведь это была доверительная беседа учителя с учеником.
О так называемых «крепких словечках» в речи П.Б.Ганнушкина. Увы, авторы ответа вновь не замечают разницы между грубыми (подчас нецензурными) выражениями, которые используют для акцентов, экспрессивности речи, но безличного характера, от прямых оскорблений (опять-таки возвращаясь к «дуракам» Зиновьева).
Теперь о заклинаниях как творческом методе воспоминаний.
Ответ Г.А.Гофмана позволяет еще лучше разобраться в его творческом методе. Если возможны столь явные искажения смысла сказанного, передергивания, а местами и просто выдумки, полученные на основе 2 страниц моей рецензии, то чего стоят сами воспоминания о П.М.Зиновьеве?
Факт написания П.Б.Ганнушкиным «Статики психопатий» доказуем сравнительным анализом соответствующих частей текста с его оригинальными доступными статьями. Подобных фактов в отношении участия в этом П.М.Зиновьева нет. Да и сам Зиновьев свидетельствует об этом же [9].
Признательность Ганнушкиным Зиновьеву носит характер благодарности за помощь технического плана («без него мы бы не смогли»). Все остальное – не подтвержденные фактами предположения, а порой – домыслы.
Не секрет, что сплетня о том, что Ганнушкин не является истинным автором книги, гуляла давно и использовалась и распространялась противниками Ганнушкина и его школы отнюдь не безобидно. Теперь, когда установлен первоисточник этой выдумки, многое становится ясным. Формулировки воспоминаний А.Г.Гофмана о заявлениях Зиновьева меняются от «Статику написал я» [10] до «...была поручена работа по написанию статики психопатий, которую и выполнил» [11]. Почувствуйте, как говорится, разницу.
Ну и апогеем полета фантазии уважаемого профессора являются последние абзацы его эмоционального ответа.
Где в рассказе В.М.Морозова Гофман нашел у Ганнушкина «ритуальное повторение перед лекциями “нецензурной фразы”»? Так и до синдрома Жиля де ля Туретта нетрудно договориться. Где в моей рецензии сказано [12], что Ганнушкин «даже мог в глаза назвать дураком врача, неправильно сформулировавшего диагноз»? Как говорил герой М.А.Булгакова, поздравляю Вас, гражданин, соврамши!
Не допускаю, что А.Г.Гофман враз забыл элементарные основы общей психопатологии и не может отличить характерологические особенности личности от несуществующей продуктивной симптоматики (фобии, ритуалы), но ведь надо упрямо отстаивать честь мундира, повторяя как заклинанье «были, были», и пытаясь довести мою точку зрения до абсурда или обвиняя в «передергивании фактов». Увы, не вышло. Чего стоят его утверждения о том, что «никого Зиновьев дураком не называл. Эта характеристика принадлежит Якоби, все претензии к нему» [13], забыв, как еще совсем недавно вещал он со страниц НПЖ совсем другое: «Он (Зиновьев. – П.М.) сравнивал двух психиатров и сказал, что о них говорили при жизни: одного называли «просто дурак», а другого – «торжественный дурак» [2]. Кто называл? Да сам Зиновьев и называл! А Якобий говорил о «безумцах».
Не имея возможности представить иных доказательств, А.Г.Гофман уверяет нас в том, что язык «Статики» (якобы Зиновьева) отличается от «Динамики психопатий», написанных Ганнушкиным (спасибо, что хоть это оставили мэтру). Вновь и вновь заклинанием проводится одна мысль – язык разный.
«Если сравнить стиль написания двух разделов книги, – утверждает А.Г.Гофман, – “Статики” и “Динамики” разница бросается в глаза. В “Статике” – блестящее изложение клиники психопатий (в понимании Ганнушкина), в “Динамике” очень много рассуждений, концептуальных изложений» [14].
Ну что ж, сравним. Возьмем «Статику» [15] и посмотрим. Сначала о психастениках. А вот – статья П.Б.Ганнушкина (16; орфографию старались сохранить максимально близкой оригиналу).
Почти слово в слово. Зиновьев писал, говорите?
«В “Статике” – вновь утверждает А.Г.Гофман, – узнаваемый, неповторимый стиль Петра Михайловича Зиновьева, совершенно несвойственный проф. П.Б.Ганнушкину» [17].
Пойдем дальше – фрагмент «Статики» об истеричных и статья П.Б.Ганнушкина «Психика истеричных» [18].
Практически дословно. Блестящий, неповторимый стиль, согласен. Но, увы, не Петра Михайловича Зиновьева, а Петра Борисовича Ганнушкина.
Еще? Скажем, об эпилептоидах. Вот в «Статике». А рядом – в статье П.Б.Ганнушкина «Об эпилепсии и эпилептоиде» [19].
Можно продолжить, но и этого, я думаю, достаточно. Не помогли ни слухи, ни заклинания.
Как называется человек, который публично признается в любви и уважении к учителю, а исподволь распускает слухи о своей непризнанности, о псевдозаслугах? Убеждаюсь, что это и есть причина забвения П.М.Зиновьева, отторжения его от памяти П.Б.Ганнушкина его учениками.
Случай с выступлением на юбилее П.П.Кащенко убеждает нас в постоянстве метода воспоминаний, практикуемого П.Зиновьевым: публично – вроде бы елей, а в скобках – незаметно ложечка дегтя. Дискуссия и посмертные публикации наконец выявили источник распускавшихся ложных сплетен, ныне тиражируемых В.Г.Остроглазовым и К°.
Психиатрия Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина
№04 2013
Без «дураков»... №04 2013
Номера страниц в выпуске:92-96
В журнале НПЖ в рамках «Ответа Петру Морозову» опубликована речь П.М.Зиновьева на юбилее П.П.Кащенко (которого оратор видел 2 раза в жизни) в 1959 г., где юбиляр назван «торжественным дураком», а Н.И.Яковенко «просто дураком». По мнению Ю.С.Савенко, «озвученное высказывание П.Якобия о «двух дураках в общем контексте юбилейного выступления Зиновьева не содержит оснований для какого-либо возмущения». Читателя уверяют в том, что сам Зиновьев произнес слова по-французски «fous», а о дураках, дескать, никто и не говорил. На самом деле, мол, речь идет о двух «психах» (в просторечии – двух психиатрах»!). Один психиатр – «торжественный», другой, так, «простой». Чего, дескать, поднимать шум. Однако одного адвокаты Зиновьева не учли.
И чтоб не краснеть за себя дураку,
Чтоб каждый был выделен каждым,
На каждого умного по ярлыку
Повешено было однажды.
Б.Окуджава
Чтоб каждый был выделен каждым,
На каждого умного по ярлыку
Повешено было однажды.
Б.Окуджава
В журнале НПЖ [1] в рамках «Ответа Петру Морозову» опубликована речь П.М.Зиновьева на юбилее П.П.Кащенко (которого оратор видел 2 раза в жизни) в 1959 г., где юбиляр назван «торжественным дураком», а Н.И.Яковенко «просто дураком». По мнению Ю.С.Савенко, «озвученное высказывание П.Якобия о «двух дураках в общем контексте юбилейного выступления Зиновьева не содержит оснований для какого-либо возмущения». Читателя уверяют в том, что сам Зиновьев произнес слова по-французски «fous», а о дураках, дескать, никто и не говорил. На самом деле, мол, речь идет о двух «психах» (в просторечии – двух психиатрах»!). Один психиатр – «торжественный», другой, так, «простой». Чего, дескать, поднимать шум. Однако одного адвокаты Зиновьева не учли.
А не учли того, что текст этого выступления был собственноручно письменно завизирован самим П.Зиновьевым (об этом авторы публикации умалчивают), который прекрасно знал французский язык и который, следовательно, сознательно сделал такой некорректный перевод. Не только сделал, но и публично озвучил. Не только озвучил, но и распространил эту подленькую сплетню среди своих учеников, свалив вину на «злого» Якобия.
А.Г.Гофман [2] свидетельствует: «Он (Зиновьев. – П.М.) сравнивал двух психиатров и сказал, что о них говорили при жизни: одного называли «просто дурак» (sic!), а другого – «торжественный дурак». В.Г.Остроглазов тут же расшифровывает фамилии «дураков». Спрашивается: что можно сказать о человеке, который представляет свои воспоминания о современниках подобном образом? Можно ли ему вообще верить? Вспомним, что он «открывал» А.Гофману: «Первую часть, статику психопатий писал я, а вторую часть – Ганнушкин» [3]. А заодно и тем, кто преподносит читателям цензурированную полуправду?
Для контраста вспомним, что написал П.Б.Ганнушкин в некрологе о В.И.Яковенко [4]: «Русская общественная психиатрия этого времени знает трех своих лучших представителей, трех своих вождей. Это были Н.П.Литвинов, П.П.Кащенко и В.И.Яковенко... Это были по своему характеру и темпераменту совершенно разные, но, я бы сказал, одинаково прекрасные люди. Необыкновенно тонкий, высокоблагородный и в то же время крайне скромный Литвинов, чуть-чуть торжественный, настойчивый, с виду серьезный и недоступный, но по существу крайне мягкий Кащенко, и наконец, необычайно простой, строгий к себе и очень добрый Яковенко – все они навсегда останутся в памяти тех, кто их знал. Общение с ними было большой радостью...».
Торжественный Кащенко и простой Яковенко… Без «дураков». Вот и весь вопрос об этике. С одной стороны – П.Б.Ганнушкин, с другой – П.Зиновьев, П.Якобий* и их адвокаты. Упрямая защита Зиновьева председателем этического комитета НПА выглядит нелепой.
Кстати о том, почему мне было возможно (а меня в этом упрекают) упоминать о болезни Кандинского и самоубийстве Клерамбо [5]. Один из них жил в XIX в., другой – в начале XX, и знать их лично мы не могли. Гиляровский же был нашим современником, с П.Б.Ганнушкиным многие из нас были знакомы «через рукопожатие», все живо, все на слуху. И вопрос об этике в этом случае вполне уместен.
Еще об одном мифе. Ю.С.Савенко утверждает: «А то, что он (П.Б.Ганнушкин. – П.М.) не записывал своих лекций, своих консультаций и бесед, отнюдь не уникальная особенность» [6]. Это не так. Записывал. Записывал и хранил. А.Г.Галачьян [7] обнаружил ряд работ П.Б.Ганнушкина в его архиве и опубликовал их:
Первая лекция по вступлению на кафедру (1918 г.) – памяти В.П.Сербского;
Лекция памяти С.С.Корсакова (1925 г.);
Речь на смерть В.И.Яковенко (1925 г.)
А вот свидетельство Т.И.Юдина [8]: «Каждая новая мысль им (П.Б.Ганнушкиным. – П.М.) регистрировалась, он аккуратно собирал у себя нужный ему клинический материал. Его лекции и разборы больных обнаруживали каждый раз, что весь опыт предыдущих лет, вся литература тщательно им разобраны и систематизированы. Мы, ближайшие его сослуживцы, сожалея о том, что Петр Борисович так мало пишет, нередко с шутливой завистью смотрели на его стол-контору, в которой хранились его записи и материалы».
Да и П.М.Зиновьев [9] вынужден признать: «Читал он (П.Б.Ганнушкин. – П.М.) по тетрадке одну из статей, которые вскоре стали печататься в «Современной психиатрии», о типах психопатических личностей, а незадолго до его смерти, слегка переработанные, вошли в его книгу «Клиника психопатий».
Совсем недавно, работая в качестве консультанта над фильмом «Психиатр эпохи», я познакомился с записной книжкой Петра Борисовича, где на 65 страницах собраны уникальные записи подготовительного характера к одной из его работ. Эти материалы еще ждут отдельного изучения, но уже сейчас можно говорить о важности этих документов.
Теперь о «причудах» психиатров. Причуда – милая, подчас безобидная деталь характеристики персонажа, скажем, художественного произведения (да и в жизни это встречаем). Когда же психиатр (Зиновьев) описывает причуды психиатра (Гиляровского и др.) и для психиатров – это уже путь к диагнозу. Насколько это этично, учитывается ли в таких ситуациях хотя бы врачебная тайна – это дело совести каждого. Хочется Ю.С.Савенко рассказывать нам о том, как П.Б.Ганнушкин назвал его учителя «дураком», – это его личное дело, но я бы не стал этого делать – ведь это была доверительная беседа учителя с учеником.
О так называемых «крепких словечках» в речи П.Б.Ганнушкина. Увы, авторы ответа вновь не замечают разницы между грубыми (подчас нецензурными) выражениями, которые используют для акцентов, экспрессивности речи, но безличного характера, от прямых оскорблений (опять-таки возвращаясь к «дуракам» Зиновьева).
Теперь о заклинаниях как творческом методе воспоминаний.
Факт написания П.Б.Ганнушкиным «Статики психопатий» доказуем сравнительным анализом соответствующих частей текста с его оригинальными доступными статьями. Подобных фактов в отношении участия в этом П.М.Зиновьева нет. Да и сам Зиновьев свидетельствует об этом же [9].
Признательность Ганнушкиным Зиновьеву носит характер благодарности за помощь технического плана («без него мы бы не смогли»). Все остальное – не подтвержденные фактами предположения, а порой – домыслы.
Не секрет, что сплетня о том, что Ганнушкин не является истинным автором книги, гуляла давно и использовалась и распространялась противниками Ганнушкина и его школы отнюдь не безобидно. Теперь, когда установлен первоисточник этой выдумки, многое становится ясным. Формулировки воспоминаний А.Г.Гофмана о заявлениях Зиновьева меняются от «Статику написал я» [10] до «...была поручена работа по написанию статики психопатий, которую и выполнил» [11]. Почувствуйте, как говорится, разницу.
Ну и апогеем полета фантазии уважаемого профессора являются последние абзацы его эмоционального ответа.
Где в рассказе В.М.Морозова Гофман нашел у Ганнушкина «ритуальное повторение перед лекциями “нецензурной фразы”»? Так и до синдрома Жиля де ля Туретта нетрудно договориться. Где в моей рецензии сказано [12], что Ганнушкин «даже мог в глаза назвать дураком врача, неправильно сформулировавшего диагноз»? Как говорил герой М.А.Булгакова, поздравляю Вас, гражданин, соврамши!
Не допускаю, что А.Г.Гофман враз забыл элементарные основы общей психопатологии и не может отличить характерологические особенности личности от несуществующей продуктивной симптоматики (фобии, ритуалы), но ведь надо упрямо отстаивать честь мундира, повторяя как заклинанье «были, были», и пытаясь довести мою точку зрения до абсурда или обвиняя в «передергивании фактов». Увы, не вышло. Чего стоят его утверждения о том, что «никого Зиновьев дураком не называл. Эта характеристика принадлежит Якоби, все претензии к нему» [13], забыв, как еще совсем недавно вещал он со страниц НПЖ совсем другое: «Он (Зиновьев. – П.М.) сравнивал двух психиатров и сказал, что о них говорили при жизни: одного называли «просто дурак», а другого – «торжественный дурак» [2]. Кто называл? Да сам Зиновьев и называл! А Якобий говорил о «безумцах».
Не имея возможности представить иных доказательств, А.Г.Гофман уверяет нас в том, что язык «Статики» (якобы Зиновьева) отличается от «Динамики психопатий», написанных Ганнушкиным (спасибо, что хоть это оставили мэтру). Вновь и вновь заклинанием проводится одна мысль – язык разный.
«Если сравнить стиль написания двух разделов книги, – утверждает А.Г.Гофман, – “Статики” и “Динамики” разница бросается в глаза. В “Статике” – блестящее изложение клиники психопатий (в понимании Ганнушкина), в “Динамике” очень много рассуждений, концептуальных изложений» [14].
Ну что ж, сравним. Возьмем «Статику» [15] и посмотрим. Сначала о психастениках. А вот – статья П.Б.Ганнушкина (16; орфографию старались сохранить максимально близкой оригиналу).
Почти слово в слово. Зиновьев писал, говорите?
«В “Статике” – вновь утверждает А.Г.Гофман, – узнаваемый, неповторимый стиль Петра Михайловича Зиновьева, совершенно несвойственный проф. П.Б.Ганнушкину» [17].
Пойдем дальше – фрагмент «Статики» об истеричных и статья П.Б.Ганнушкина «Психика истеричных» [18].
Практически дословно. Блестящий, неповторимый стиль, согласен. Но, увы, не Петра Михайловича Зиновьева, а Петра Борисовича Ганнушкина.
Еще? Скажем, об эпилептоидах. Вот в «Статике». А рядом – в статье П.Б.Ганнушкина «Об эпилепсии и эпилептоиде» [19].
Можно продолжить, но и этого, я думаю, достаточно. Не помогли ни слухи, ни заклинания.
Как называется человек, который публично признается в любви и уважении к учителю, а исподволь распускает слухи о своей непризнанности, о псевдозаслугах? Убеждаюсь, что это и есть причина забвения П.М.Зиновьева, отторжения его от памяти П.Б.Ганнушкина его учениками.
Случай с выступлением на юбилее П.П.Кащенко убеждает нас в постоянстве метода воспоминаний, практикуемого П.Зиновьевым: публично – вроде бы елей, а в скобках – незаметно ложечка дегтя. Дискуссия и посмертные публикации наконец выявили источник распускавшихся ложных сплетен, ныне тиражируемых В.Г.Остроглазовым и К°.
Список исп. литературыСкрыть список1. Неуместное направление усилий. Ответ Петру Морозову. Независимый психиатрический журнал (НПЖ). 2012; 3: 73–6.
2. Воспоминания профессора А.Г.Гофмана об Учителе. НПЖ. 2011; 4: 73.
3. Там же, с. 70.
4. Ганнушкин П.Б. Речь на смерть В.И.Яковенко. Избранные труды. 1998; с. 400.
5. Морозов П.В. Синдром Кандинского– Клерамбо: история вопроса. Журнал им. П.Б.Ганнушкина. 2012; 2: 4–9.
6. НПЖ. 2012; 3: 74.
7. Галачьян А.Г. К неопубликованным работам П.Б.Ганнушкина. Избранные труды. 1998; с. 355–60.
8. Юдин Т.И. Памяти П.Б.Ганнушкина. Советская психоневрология. 1933; 2: 150.
9. Зиновьев П.М. Воспоминания о П.Б.Ганнушкине. Журнал им. П.Б.Ганнушкина. 2011; 3: 4–8.
10. НПЖ. 2011; 4: 70.
11. НПЖ. 2012; 3: 73.
12. Морозов П.В. Загадка Зиновьева, или «дураки русской психиатрии». Журнал им. П.Б.Ганнушкина. 2013; 3: 57–9.
13. НПЖ. 2012; 3: 73.
14. НПЖ. Там же.
15. Ганнушкин П.Б. Избранные труды. Ростов, 1998.
16. Ганнушкин П.Б. Психастенический характер (к учению о патологических характерах). Современная психиатрия. 1907, декабрь; с. 433–41.
17. НПЖ. 2011; 4: 70.
18. Ганнушкин П.Б. Психика истеричных (к учению о патологических характерах). Современная психиатрия. 1909, январь; с. 1–9.
19. Ганнушкин П.Б. Об эпилепсии и эпилептоиде. Труды психиатрической клиники (Девичье поле), выпуск первый. М., 1926; с. 143–8.