Психиатрия Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина
Психиатрия Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина
№04 2013
О школе ECNP в Оксфорде №04 2013
Номера страниц в выпуске:97
7–12 июля 2013 г. в стенах колледжа Св. Екатерины в Оксфорде (Великобритания) состоялась летняя школа Европейской коллегии нейропсихофармакологов (ECNP), которая ежегодно собирает 50 молодых психиатров со всей Европы. В этом году школу посетили участники из 25 стран, отобранные организаторами на конкурсной основе. Количество российских слушателей, посетивших мероприятие в этом году, было рекордным (4 человека), из них трое – представители Совета молодых ученых РОП (А.Павличенко, Т.Сюняков, Т.Жиляева), получившие рекомендацию для участия в школе представителем ECNP в России профессором П.В.Морозовым. Все затраты на участие в школе и проезд были полностью компенсированы грантами ECNP.
7–12 июля 2013 г. в стенах колледжа Св. Екатерины в Оксфорде (Великобритания) состоялась летняя школа Европейской коллегии нейропсихофармакологов (ECNP), которая ежегодно собирает 50 молодых психиатров со всей Европы. В этом году школу посетили участники из 25 стран, отобранные организаторами на конкурсной основе. Количество российских слушателей, посетивших мероприятие в этом году, было рекордным (4 человека), из них трое – представители Совета молодых ученых РОП (А.Павличенко, Т.Сюняков, Т.Жиляева), получившие рекомендацию для участия в школе представителем ECNP в России профессором П.В.Морозовым. Все затраты на участие в школе и проезд были полностью компенсированы грантами ECNP.
Во вступительном слове президент ECNP J.Zohar (Израиль) рассказал о роли ECNP как международной междисциплинарной научной организации, объединяющей достижения фундаментальных исследований, клинических нейронаук и медицинской практики.
Доказательности тех или иных положений психофармакотерапии уделялось особое внимание. В самом начале школы G.Goodwin (Великобритания) выразил озабоченность ECNP тем, что клинические испытания в настоящее время не всегда предоставляют достоверные данные, поскольку фармацевтические компании заинтересованы в получении положительных результатов, а отрицательные результаты просто не публикуются. В связи с этим в рамках школы было предоставлено исчерпывающее количество информации о том, как выбирать и систематизировать литературу, анализировать материалы клинических исследований, сопоставлять различные источники. Немало времени было посвящено методологии написания метаанализов и систематических обзоров (A.Serretti, Италия).
Была отмечена особая важность именно данных публикаций в плане оценки доказательности эффективности того или иного вида лечения, приведены конкретные примеры качественных метаанализов и систематических обзоров с разбором возможностей их использования в клинической практике (S.Leucht, Германия, A.Cipriani, Италия).
В частности, было показано, что антипсихотики I и II поколения не отличаются друг от друга в плане профилактики обострения шизофрении при поддерживающем приеме в течение 7–12 мес. Отдельная лекция были посвящена методологии рандомизированных исследований и критической оценке клинических испытаний (G.Goodwin, Великобритания). G.Dawson (Великобритания) в великолепно иллюстрированной лекции «Как фармацевтические компании разрабатывают новые лекарства» на отдельных примерах осветил особенности доклинической разработки лекарственных средств, подробно остановился на кризисе в психофармакологической отрасли.
C.Arango (Испания) в лекции «Антипсихотики: клиническая фармакология», основываясь на данных доказательной медицины, большое внимание уделил побочным эффектам препаратов, рациональному выбору дозировок и адекватному «времени ожидания эффекта», привел алгоритмы выбора антипсихотиков.
W.Cahn (Нидерланды) в лекции, посвященной стадиям и лечению шизофрении, остановилась подробно на особенностях скрининга шизофрении в популяции, понятии ультравысокого риска психоза и первого психотического эпизода, а также представила рекомендации для лечения резистентной шизофрении.
В лекции M.Bourin (Франция), посвященной механизмам действия анксиолитиков, обсуждались не только современные препараты, но и перспективы развития анксиолитиков с учетом известных к настоящему времени нейрофармакологических мишеней, участвующих в патогенезе тревоги.
Ch.Allgulander (Швеция) остановился не некоторых особенностях DSM-5 и привел рекомендации по лечению расстройств тревожного спектра (ГТР, социофобии, паническое расстройство, ОКР и др.). Было отмечено, что FDA и национальные рекомендации при включении того или иного препарата в алгоритмы терапии не всегда отражают оптимальную информацию об эффективности препаратов.
J.Zohar (Израиль) в лекции, посвященной DSM-5 и лечению тревожных расстройств и ОКР (которое в DSM-5 выделено в отдельную группу), рассказал слушателям о том, какие цели преследуют классификации в психиатрии, в том числе современные, уделил особое внимание понятиям эндофенотипа и биомаркерам как наиболее важным ориентирам для разработки классификаций в будущем и рассказал о проекте RDoC (Research Domain Criteria).
E.Ruhe (Нидерланды) в лекции, посвященной механизмам действия антидепрессантов, дал исчерпывающий обзор современных препаратов для лечения депрессии, предикторов их эффективности, способов аугментации и новых подходов, которые исследуются в настоящее время. G.Goodwin (Великобритания), предоставив результаты множества доказательных исследований, всесторонне осветил вопросы диагностики, классификации и лечения биполярного расстройства.
Не менее интересные, неординарные и прекрасно иллюстрированные лекции были посвящены взаимоотношениям употребления марихуаны и шизофрении (P.Morrison, Великобритания), креативности и расстройств настроения (Ph.Nuss, Франция).
Кроме того, в рамках школы почти каждый день проводились воркшопы, на которых участники в небольших группах разбирали конкретные клинические случаи, подготовленные лекторами, могли обмениваться опытом и обсуждать тактику лечения наиболее сложных пациентов.
Молодые ученые могли высказывать свои предложения и пожелания по работе школы и образовательных проектов ECNP в целом. Участникам школы была представлена программа поддержки молодых специалистов ECNP-Certificate (подробности на сайте www.ecnp.eu/certificate).
Все участники получили доступ к материалам школы в виде презентаций слайдов, а также получили годовой доступ к материалам сайта Британской ассоциации психофармакологов (BAP).
Авторы выражают благодарность руководству ECNP за превосходную организацию мероприятия, а также своим научным руководителям и персонально профессору П.В.Морозову за предоставленную возможность участия в этом незабываемом мероприятии.
Во вступительном слове президент ECNP J.Zohar (Израиль) рассказал о роли ECNP как международной междисциплинарной научной организации, объединяющей достижения фундаментальных исследований, клинических нейронаук и медицинской практики.
Доказательности тех или иных положений психофармакотерапии уделялось особое внимание. В самом начале школы G.Goodwin (Великобритания) выразил озабоченность ECNP тем, что клинические испытания в настоящее время не всегда предоставляют достоверные данные, поскольку фармацевтические компании заинтересованы в получении положительных результатов, а отрицательные результаты просто не публикуются. В связи с этим в рамках школы было предоставлено исчерпывающее количество информации о том, как выбирать и систематизировать литературу, анализировать материалы клинических исследований, сопоставлять различные источники. Немало времени было посвящено методологии написания метаанализов и систематических обзоров (A.Serretti, Италия).
Была отмечена особая важность именно данных публикаций в плане оценки доказательности эффективности того или иного вида лечения, приведены конкретные примеры качественных метаанализов и систематических обзоров с разбором возможностей их использования в клинической практике (S.Leucht, Германия, A.Cipriani, Италия).
В частности, было показано, что антипсихотики I и II поколения не отличаются друг от друга в плане профилактики обострения шизофрении при поддерживающем приеме в течение 7–12 мес. Отдельная лекция были посвящена методологии рандомизированных исследований и критической оценке клинических испытаний (G.Goodwin, Великобритания). G.Dawson (Великобритания) в великолепно иллюстрированной лекции «Как фармацевтические компании разрабатывают новые лекарства» на отдельных примерах осветил особенности доклинической разработки лекарственных средств, подробно остановился на кризисе в психофармакологической отрасли.
C.Arango (Испания) в лекции «Антипсихотики: клиническая фармакология», основываясь на данных доказательной медицины, большое внимание уделил побочным эффектам препаратов, рациональному выбору дозировок и адекватному «времени ожидания эффекта», привел алгоритмы выбора антипсихотиков.
W.Cahn (Нидерланды) в лекции, посвященной стадиям и лечению шизофрении, остановилась подробно на особенностях скрининга шизофрении в популяции, понятии ультравысокого риска психоза и первого психотического эпизода, а также представила рекомендации для лечения резистентной шизофрении.
В лекции M.Bourin (Франция), посвященной механизмам действия анксиолитиков, обсуждались не только современные препараты, но и перспективы развития анксиолитиков с учетом известных к настоящему времени нейрофармакологических мишеней, участвующих в патогенезе тревоги.
Ch.Allgulander (Швеция) остановился не некоторых особенностях DSM-5 и привел рекомендации по лечению расстройств тревожного спектра (ГТР, социофобии, паническое расстройство, ОКР и др.). Было отмечено, что FDA и национальные рекомендации при включении того или иного препарата в алгоритмы терапии не всегда отражают оптимальную информацию об эффективности препаратов.
J.Zohar (Израиль) в лекции, посвященной DSM-5 и лечению тревожных расстройств и ОКР (которое в DSM-5 выделено в отдельную группу), рассказал слушателям о том, какие цели преследуют классификации в психиатрии, в том числе современные, уделил особое внимание понятиям эндофенотипа и биомаркерам как наиболее важным ориентирам для разработки классификаций в будущем и рассказал о проекте RDoC (Research Domain Criteria).
E.Ruhe (Нидерланды) в лекции, посвященной механизмам действия антидепрессантов, дал исчерпывающий обзор современных препаратов для лечения депрессии, предикторов их эффективности, способов аугментации и новых подходов, которые исследуются в настоящее время. G.Goodwin (Великобритания), предоставив результаты множества доказательных исследований, всесторонне осветил вопросы диагностики, классификации и лечения биполярного расстройства.
Не менее интересные, неординарные и прекрасно иллюстрированные лекции были посвящены взаимоотношениям употребления марихуаны и шизофрении (P.Morrison, Великобритания), креативности и расстройств настроения (Ph.Nuss, Франция).
Кроме того, в рамках школы почти каждый день проводились воркшопы, на которых участники в небольших группах разбирали конкретные клинические случаи, подготовленные лекторами, могли обмениваться опытом и обсуждать тактику лечения наиболее сложных пациентов.
Молодые ученые могли высказывать свои предложения и пожелания по работе школы и образовательных проектов ECNP в целом. Участникам школы была представлена программа поддержки молодых специалистов ECNP-Certificate (подробности на сайте www.ecnp.eu/certificate).
Все участники получили доступ к материалам школы в виде презентаций слайдов, а также получили годовой доступ к материалам сайта Британской ассоциации психофармакологов (BAP).
Авторы выражают благодарность руководству ECNP за превосходную организацию мероприятия, а также своим научным руководителям и персонально профессору П.В.Морозову за предоставленную возможность участия в этом незабываемом мероприятии.
Список исп. литературыСкрыть список