Психиатрия Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина
№06 2004

Фармакоэкономический анализ использования рисполепта у больных шизофренией №06 2004

Известно, что резистентность к терапии традиционными нейролептиками составляет 25–30% больных шизофренией и примерно столько же из них реагируют на лечение лишь частичным смягчением симптоматики. При этом в течение 1 года после первого приступа у 60% пациентов наблюдаются обострения, что приводит к повторной госпитализации. К настоящему времени значительный прогресс в области фармакологической коррекции негативных расстройств был достигнут с появлением нового поколения антипсихотических препаратов – так называемых атипичных антипсихотиков.

Известно, что резистентность к терапии традиционными нейролептиками составляет 25–30% больных шизофренией и примерно столько же из них реагируют на лечение лишь частичным смягчением симптоматики [1]. При этом в течение 1 года после первого приступа у 60% пациентов наблюдаются обострения, что приводит к повторной госпитализации.
   К настоящему времени значительный прогресс в области фармакологической коррекции негативных расстройств был достигнут с появлением нового поколения антипсихотических препаратов – так называемых атипичных антипсихотиков. Эти препараты обладают не только способностью купировать продуктивную и негативную симптоматику, но и в меньшей степени вызывают побочные эффекты, в том числе развитие сахарного диабета, экстрапирамидные расстройства и др. Учитывая приведенные данные, необходимо пересмотреть подходы к подбору лекарственной терапии.
   В последние годы в лечении больных шизофренией произошел прорыв благодаря появлению так называемых новых нейролептиков, обладающих ярко выраженной эффективностью по сравнению с классическим лечением [2], относящихся к группе атипичных антипсихотиков, – рисперидона [3].
   Целью данной работы было проведение фармакоэкономического анализа "затраты/эффективность" при использовании рисполепта у пациентов с шизофренией.   

Дизайн исследования
   
Проведенная работа представляет ретроспективный анализ эффективности назначения рисполепта при лечении 128 больных шизофренией в Центре психического здоровья г. Алматы за период с 1999 по 2003 г. Конечными точками были количество госпитализаций (количество документированных обострений определенной степени тяжести и среднее количество дней пребывания в стационаре за стандартизованный период наблюдения).
   Длительность анамнеза болезни и начало лечения рисполептом у всех больных были разными, поэтому было введено понятие "центральная точка наблюдения" для каждого пациента индивидуально, представлявшая собой дату поступления в стационар, когда было впервые начато лечение рисполептом. Отрезок времени от центральной точки наблюдения до 1 января 2004 г. (конец исследования) считался периодом, в течение которого пациент получал рисполепт в стационаре или поддерживающие дозы после выписки из стационара амбулаторно ("рисполептовый", или опытный, период). Длительность такого же отрезка времени до наступления центральной точки исследования определяла “дорисполептовый” (или контрольный) период. В эти периоды определялись конечные точки исследования.

Лечение в стационаре в “рисполептовый “период представляло собой назначение рисполепта в качестве основного лечения. Если была неизвестна точная дата госпитализации, то днем ее начала считали 15-е число известного месяца госпитализации. Если в анамнезе больного было упоминание об обострениях без упоминания их дня и месяца, то считали лишь известные даты госпитализаций в стандартизованный период.
   Сконструированный дизайн исследования позволял представить каждого больного как опытный и контрольный парный случай.   

Критерии включения и исключения
   
В исследование включали всех выписанных больных в “дорисполептовый” и “рисполептовый” периоды в возрасте от 18 лет, получавших поддерживающую терапию амбулаторно. Критериями исключения были беременность, лактация, возраст до 18 лет, отказ больного (или родственников) от приема препарата (1 случай).   

Материал и методы
   
После исключения 1 пациента, прекратившего лечение в амбулаторном периоде, в исследовании остались 127 человек, из них мужчин 61 (48,1%) пациент, женщин 66 (51,9%). В табл. 1 показано распределение больных по полу и возрасту, в табл. 2 – по типу течения заболевания.
   Статистическую обработку проводили с использованием пакета прикладных программ "Stadia 6.3 Professional".   

7-t1.jpg

7-t2.jpg

Результаты
   
Характер распределения больных по количеству обострений и дней пребывания в стационаре в контрольный и опытный периоды существенно отличался от нормального коэффициентами асимметрии и эксцесса. Гипотеза о нормальности распределения отвергнута при использовании критерия Колмогорова–Смирнова и c2 (все р<0,001). В этой связи для сравнения были выбраны непараметрические методы статистического анализа.
   В процессе анализа общее количество госпитализаций до назначения рисполепта составило 307 случаев, а после применения – 94 случая. При этом сократилось не только количество госпитализаций, но и средняя длительность пребывания в стационаре (табл. 3).
7-t3.jpg  

При использовании статистики Фишера (р=0,0215) и Стьюдента для парных значений (р<0,001) обнаружена достоверность различий по количеству госпитализаций до и после применения рисполепта. Средняя длительность госпитализации достоверно различается при использовании критерия c2 (р<0,001) [4].
   Таким образом, достоверное различие в эффективности применения рисполепта по сравнению с классическим лечением позволяет сделать вывод о возможности экономии средства более чем в 3 раза (307:94), если в качестве единицы стоимости будет выступать госпитализация. При этом наблюдается сокращение средней длительности пребывания в стационаре на 18 дней.
   В нашем исследовании дизайн построен таким образом, что выбранная центральная точка наблюдения смещена в сторону, ухудшающую показатели рисполепта, так как первая госпитализация с применением этого препарата относится к опытному отрезку времени, хотя вызвана факторами, не связанными с его применением. Тем не менее даже в этих условиях рисполепт демонстрирует совершенно очевидную статистически достоверную разницу в эффективности применения по сравнению с классическим лечением.
   Сегодня "стандартизованные" финансовые затраты на стационарное лечение больных шизофренией составляют около 500$ США [5]. При применении рисполепта сокращается как количество госпитализаций, так и длительность пребывания, что существенно сокращает бюджетные расходы на лечение указанной категории больных. Экономические затраты при применении рисполепта могут составить 500$ ґ 0,24/0,80 ґ 60,2/78,7=115$, где 0,24/0,80 – соотношение годовых госпитализаций на одного больного и 60,2/78,7 – соотношение дней пребывания в стационаре.
   Экономический эффект составляет 500$–115$=385$ в год на одного зарегистрированного больного. Кроме того, непрямыми затратами являются неполученный доход за период отсутствия пациента на его рабочем месте из-за болезни или выхода на инвалидность, оплату листков по временной нетрудоспособности, пособия по инвалидности и иные социальные выплаты, "стоимость" времени отсутствия на работе членов семьи, связанного с болезнью пациента, затраты на воспитание и обучение будущих инвалидов и недополучение обществом потенциального вклада в экономику вследствие развившегося заболевания.
   Таким образом, внедрение и использование в широкую клиническую практику нового атипичного антипсихотика рисполепта позволяет существенно сократить бюджетные расходы на лечение больных шизофренией.  

Список исп. литературыСкрыть список
1. Ястребов В.С. Организация психиатрической помощи.Руководство по психиатрии. Т.1. Под ред. А.С.Тиганова. М.: Медицина, 1999.
2. Stahi SM. J Clin Psych 1999; 60 (10): 31–41.
3. Conley RR, Mahmoud R. Am J Psych 5 May 2001; 158:
4. Лакин Г.Ф. Биометрия. М.: Высшая школа, 1990.
5. Медико-экономический протокол 19–162а "Параноидная шизофрения". Периодические медико-экономические протоколы диагностики и лечения республиканского уровня: В пяти томах. 2-е изд., перераб. и доп. Астана, 2004; т.5.
Количество просмотров: 1530
Предыдущая статьяПсихические расстройства в дерматологии (к построению современной классификации)*
Следующая статьяАгорафобия и паническое расстройство с генерализацией тревоги: клиника и возможности терапии
Прямой эфир