Психиатрия Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина
№06 2003

Конста – первый атипичный нейролептик пролонгированного действия №06 2003

Номера страниц в выпуске:267-268
XVI конгресс Европейской коллегии психофармакологов (ECNP) собрал в сентябре сего года в Праге более 6000 участников. Это был не только самый представительный в истории ECNP форум, но и, по утверждению его президента проф. I.Lecurbier (Франция), “конгресс с наиболее интересной с научной точки зрения программой”. Характерно, что, несмотря на европейские рамки, конгресс по сути был всемирным: были широко представлены доклады американских ученых, нейропсихофармакологов Австралии, Азии, Латинской Америки, арабских стран. Одними из наиболее заметных и ожидаемых событий конгресса стали мероприятия, посвященные результатам исследований первого пролонгированного атипичного атипсихотика рисперидона (Конста™).
XVI конгресс Европейской коллегии психофармакологов (ECNP) собрал в сентябре сего года в Праге более 6000 участников. Это был не только самый представительный в истории ECNP форум, но и, по утверждению его президента проф. I.Lecurbier (Франция), “конгресс с наиболее интересной с научной точки зрения программой”. Характерно, что, несмотря на европейские рамки, конгресс по сути был всемирным: были широко представлены доклады американских ученых, нейропсихофармакологов Австралии, Азии, Латинской Америки, арабских стран. Одними из наиболее заметных и ожидаемых событий конгресса стали мероприятия, посвященные результатам исследований первого пролонгированного атипичного атипсихотика рисперидона (Конста™). Им предшествовал симпозиум, организованный компаниями “Янссен Силаг” и “Органон”, который был посвящен первому психотическому эпизоду в течении шизофрении. Перед участниками был поставлен вопрос: как и когда правильно начать терапию, чтобы, по возможности, избежать рецидивов заболевания? Председатель симпозиума проф. P.McGuire (Институт психиатрии, Лондон, Великобритания) посвятил свой доклад профилактике развития психозов у молодых людей. Он подчеркнул, что продромальный период болезни, предшествующий психозу, иногда длится до 5 лет (согласно H.Hafner, 1997). Этот период, наполненный “стертой” симптоматикой и легким нарушением социального статуса, в ряде случаев заканчивается сам по себе, но в 40% наблюдений (McGorry, 2002) переходит в манифестный психоз. Сравнивая группу, получавшую 1–2 мг/сут рисперидона в этот период, с контрольной группой, не получавшей медикаментозного лечения, McGorry получил следующие результаты: лишь у 10% больных на фоне приема рисперидона развился психотический эпизод, в то время как у нелеченых пациентов этот показатель составил 36%. Несмотря на то что исследования Pantelis (2003) выявили нейропатологические изменения мозга уже в продромальном периоде болезни, большинство английских психиатров предпочитают воздержаться от активного лечения пациентов на этом этапе заболевания по этическим соображениям. Проф. R.Emsley (Университет Стелленбош, Кейптаун, ЮАР) был гораздо более решителен. По его мнению, эффективное раннее вмешательство в ход течения болезни может не только ослабить, но и приостановить течение процесса. В исследовании FUTURIS участвовали 49 ученых-психиатров из 11 стран. Всего были изучены 555 пациентов, получавших 1–4 мг/сут рисперидона или галоперидола. Предупреждение рецидивов болезни было главной целью исследователей. Используя одинаковые критерии для предупреждения экзацербаций (Csernansky, 2002), выявили, что у пациентов, получавших рисперидон, время, предшествующее рецидиву заболевания, было значительно длиннее, чем в группе галоперидола (466 дней против 205 дней). Таким образом, 5-летнее исследование наглядно продемонстрировало преимущества раннего использования рисперидона для предупреждения развития психоза.
   Проф. M.Davidson (Университет Тель-Авива, Израиль) посвятил свое выступление проблеме сравнения побочных эффектов при лечении нейролептиками первого психотического эпизода. Как уже отмечалось, всего были обследованы 555 пациентов (277 получали галоперидол, 278 – рисперидон), пациенты наблюдались до 5 лет. Результаты исследования убедительно продемонстрировали преимущество рисперидона перед галоперидолом в плане переносимости: и для экстрапирамидной симптоматики, и для синдрома акатизии, и в случаях поздней дискинезии данные показатели были значительно ниже у больных, получавших рисперидон. Все показатели были статистически достоверны. Наконец, сообщение проф. B.Sabbe (Католический университет, Лёвен, Бельгия) было посвящено проблеме когнитивного дефицита при шизофрении и использованию новых антипсихотиков при длительной терапии. В исследовании принимали участие пациенты преимущественно молодого возраста в начальной стадии шизофренического процесса, которые до этого получали медикаментозную антипсихотическую терапию не более 12 нед. С помощью специальных методик оценивалось состояние когнитивной функции в начале исследования и через определенные промежутки времени (через 3, 6, 12 мес и т.д. вплоть до 48 мес и финальной оценки). Больные получали рисперидон и галоперидол. Было выявлено, что рисперидон значительно эффективнее галоперидола как в улучшении когнитивной функции, так и отдельных ее компонентов.
  Таким образом, результаты многоцентрового исследования FUTURIS наглядно продемонстрировали необходимость раннего выявления и лечения больных шизофренией уже на продромальных этапах развития заболевания. Использование рисперидона в этих случаях в значительной степени снижает риск развития манифестного психоза и улучшает когнитивные функции пациентов. Рисперидон хорошо переносится больными, вызывая минимум побочных эффектов. Очевидно, что при шизофрении лечение должно носить длительный, а зачастую и непрерывный характер. Именно поэтому появление первого атипичного нейролептика пролонгированного действия вызвало такой интерес не только у ученых и практических психиатров, но и у самих пациентов и членов их семей.
Следующий симпозиум, организованный компаниями “Янссен-Силаг” и “Органон”, был посвящен возможности использования препарата “Конста” (рисперидон пролонгированного действия) для длительного лечения пациентов, страдающих шизофренией. Заседание открыл проф. T.Burns (Университет Оксфорд, Великобритания). Он подчеркнул революционное значение использования атипичных антипсихотиков пролонгированного действия в лечении шизофрении. Удобство применения, отсутствие побочных эффектов, длительность и равномерность действия приводят к более устойчивой адаптации пациентов к повседневной жизни, позволяют вернуть их в общество. Принципиальным отличием консты от пролонгов традиционных нейролептиков является механизм его высвобождения в организме (см. рисунок).
12-r1.jpg

Если ранее пролонгированные нейролептики были связаны с жирными кислотами, что создавало трудности при неравномерном поступлении лекарства в организм больного, частое возникновение побочных явлений и осложнений, то конста представляет собой водную взвесь биодеградирующих микросфер, содержащих лекарственное вещество (рисперидон). Вслед за первым, весьма незначительным высвобождением рисперидона в первые 3
нед после инъекции оптимальный уровень рисперидона достигается к 4-й неделе и поддерживается до конца 6-й недели. Через 7 нед после инъекции уровень препарата в плазме быстро снижается. При множественных инъекциях каждые 2 нед достигается равновесная концентрация лекарственного вещества, при этом минимизируются пики концентраций, наблюдающиеся при ежедневном приеме пероральных форм. Проф. P.Masand (Университет Дьюк, США) остановился на преимуществах и выгодах такого лечения для пациента. К ним относятся в первую очередь гарантированное получение пациентом необходимой терапии, использование минимально эффективной дозы, постоянная концентрация препарата в крови, предупреждение рецидива болезни, высокий уровень комплайенса. Если прибавить к этому практическое отсутствие побочных эффектов от терапии, а также избавление от бремени ежедневного приема таблеток, то преимущества консты при длительной противорецидивной терапии становятся очевидными. Доктор M.Turner (ведущий консультант больницы Стобхилл, Глазго, Шотландия) напомнил, что конста уже показала эффективность, значительно превышающую плацебо, в
   12-недельном исследовании, проведенном двойным слепым методом. Более того, преимущество было продемонстрировано и в открытом исследовании продолжительностью в 1 год. Наличие минимального уровня побочных эффектов хорошо иллюстрируется тем фактом, что распространенность экстрапирамидной симптоматики в группе, получавшей 25 мг консты, была одинаковой с группой, получавшей плацебо. Но наиболее значимым, на взгляд шотландского исследователя, является тот факт, что процент числа госпитализаций за год в группе, получавшей консту, составил лишь 17,6. (Для сравнения: у пациентов, получавших традиционные нейролептики, эта цифра, согласно данным литературы, составляет от 30 до 50%, а у пациентов, получавших таблетированные формы атипичных антипсихотиков, – 20–30%.)
   Проф. P.Chue (Университет Альберта, Эдмонтон, Канада) сконцентрировал внимание аудитории на результатах изучения побочных эффектов при лечении констой. Переносимость консты превосходит таковую пероральных форм рисперидона за счет уменьшения пиков концентраций лекарственного вещества в плазме, вызывающих экстрапирамидные симптомы. Изредка возможны появления симптомов тревоги, бессонницы, головных болей, подавленности, гиперкинезов, а также ринита. В результате годового изучения консты распространенность поздней дискинезии составила всего 0,68%. Изменения массы тела у пациентов в процессе терапии практически не отмечались. Все наблюдаемые в той или иной степени побочные явления регистрировались менее чем у 10% обследованных больных, и их число уменьшалось к концу исследования. Тем не менее P.Chue подчеркнул необходимость использования минимально эффективной дозы консты и необходимость регулярного осмотра пациента врачом-психиатром.
   Доктор J.Kane (Институт им. Альберта Эйнштейна, Нью-Йорк, США) продолжил мысль о необходимости регулярной оценки состояния пациента в процессе лечения, даже если состояние представляется стабильным. Только подобный мониторинг пациента поможет избежать возможных побочных эффектов. В 12-недельном открытом исследовании пациенты, страдающие шизофренией, которые получали галоперидол, кветиапин или оланзапин, были переведены на рисперидон пролонгированного действия. Симптоматика, измеряемая по шкале PANSS, после перевода значимо понизилась во всех группах. Экстрапирамидная симптоматика либо оставалась неизменной, либо также уменьшилась к концу исследования. Интересно отметить, что у 50% пациентов, состояние которых оценивалось как стабильное, произошла дальнейшая редукция симптоматики после перехода на лечение препаратом “Конста” (более чем на 20% по шкале PANSS). На фоне первых весьма обнадеживающих результатов применения препарата “Конста” вновь встает вопрос о дефиниции понятия “качество ремиссии” при шизофрении (по-видимому, помимо типа течения следует учитывать степень тяжести заболевания, а также определять элемент временного фактора, полагает американский исследователь).
   В целом ученые пришли к выводу, что конста обладает всеми преимуществами “идеального” нейролептика, используемого в удобной пролонгированной форме. Внутримышечные инъекции 1 раз в 2 нед в дозе 25 мг (максимум 50 мг) не приводят к аккумуляции препарата в тканях организма, но создают стабильную концентрацию. Конста существенно влияет как на позитивную, так и на негативную симптоматику, хорошо переносится пациентами, наблюдаются лишь редкие нетяжелые побочные эффекты.
   Переход с пероральной на пролонгированную форму использования препарата проходит без осложнений и потери эффективности. Исследования показали, что существенно снижается уровень повторных госпитализаций в течение года после начала терапии препаратом “Конста”.
Список исп. литературыСкрыть список
Количество просмотров: 1603
Предыдущая статьяВлияние терапии сероквелем на депрессивную симптоматику в структуре шизофрении
Следующая статья"Энциклопедия психиатрии"–фундаментальное специализированное издание для врачей-психиатров
Прямой эфир