Психиатрия Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина
№01 2009

Сравнительное исследование эффективности и переносимости Велаксина и Велаксина пролонгированного действия №01 2009

Номера страниц в выпуске:36-39
Проблема эффективности фармакотерапии тесно связана с изучением переносимости лекарственных препаратов. Синтез современных антидепрессантов 3-го поколения, так называемых SNRI-препаратов (специфических ингибиторов обратного захвата серотонина и норадреналина – венлафаксина, дулоксетина, милнаципрана), открывает новые перспективы не только в оптимизации терапии депрессий, формировании качественных состояний ремиссии и предотвращении рецидивов, но и в отношении улучшения переносимости проводимого лечения.
Проблема эффективности фармакотерапии тесно связана с изучением переносимости лекарственных препаратов. Синтез современных антидепрессантов 3-го поколения, так называемых SNRI-препаратов (специфических ингибиторов обратного захвата серотонина и норадреналина – венлафаксина, дулоксетина, милнаципрана), открывает новые перспективы не только в оптимизации терапии депрессий, формировании качественных состояний ремиссии и предотвращении рецидивов, но и в отношении улучшения переносимости проводимого лечения [1, 2]. Причем изучение переносимости лекарственных препаратов, в том числе и антидепрессантов, является достаточно трудной задачей, включающей в себя оценку как собственно фармакологических, так и неспецифических нежелательных эффектов (ноцебо-эффекты) [3].
Повышение переносимости антидепрессантов достигается разными путями, одним из которых является улучшение фармакокинетических характеристик лекарственного препарата. Примером такого подхода является появление на фармацевтическом рынке новой лекарственной формы хорошо известного антидепрессанта венлафаксина – венлафаксина пролонгированного действия (Велаксин, капсулы пролонгированного действия, ФК «Эгис»). Капсулы Велаксина пролонгированного действия содержат микросферы, которые, попадая в желудочно-кишечный тракт, медленно выделяют активный компонент.
После применения капсул Велаксина его максимальные концентрации в плазме крови достигаются через 6 ч, а его активного метаболита (ОДВ) – через 8 ч. Скорость всасывания венлафаксина, выделяющегося из капсул пролонгированного действия, меньше скорости его элиминации, поэтому средний период полувыведения венлафаксина из организма после приема (15±6 ч) фактически является периодом полувыведения в фазе абсорбции, а не периодом полувыведения в фазе распределения (5±2 ч), которое наблюдается после применения таблеток. После применения венлафаксина в эквивалентных дозах в форме таблеток и в форме капсул пролонгированного действия экспозиция AUC венлафаксина и ОДВ подобна при применении обеих лекарственных форм, а концентрация их в плазме крови оказалась несколько ниже после применения венлафаксина в форме капсул. Таким образом, капсулы пролонгированного действия обеспечивают более медленное всасывание, но ту же степень абсорбции (т.е. AUC), что и таблетки Велаксина.
Отражением улучшенных фармакокинетических характеристик венлафаксина пролонгированного действия по сравнению с венлафаксином является отмечаемое в клинической практике снижение частоты возникновения нежелательных явлений. Метаанализ 19 исследований, включающих 2181 больного, показал, что к побочным эффектам венлафаксина, частота которых превышает 10%, относятся: тошнота, головная боль, инсомния, сомноленция, сухость во рту, головокружение, запоры, астения, потливость и нервозность. Из них тошнота является наиболее распространенным нежелательным явлением (НЯ) и в 6% случаев приводит к отмене препарата [4–8]. Эти же симптомы были характерны и для капсул пролонгированного действия, но по сравнению с обычным велаксином частота их встречаемости была значительно меньшей (тошнота – 14%, инсомния – 7%, нервозность – 10%, головная боль – 4%, астения – 2%, головокружения – 2%, сухость во рту – 4%, потливость – 3%; Wyeth Pharmaceuticals, Inc). При применении обычной лекарственной формы венлафаксина в дозе выше 300 мг/с, по данным A.Entsuah (1997 г.), регистрировались гипертензивные реакции [9]. Назначение препарата пролонгированного действия хотя иногда и сопровождалось повышением артериального давления, однако лишь на 5–8 мм рт. ст., и только 0,7% пациентов прекращали лечение в связи с данным побочным эффектом (Wyeth Pharmaceuticals, Inc).
Целью нашего исследования являлось сравнительное изучение эффективности, переносимости и числа отказов при курсовом лечении Велаксином пролонгированного действия и Велаксином (производство фирмы «Эгис») у больных с непсихотическими депрессивными расстройствами.
В исследование, которое проводилось в Отделе пограничной психиатрии ФГУ ГНЦССП, включались больные с диагнозом «депрессивный эпизод» или «рекуррентное депрессивное расстройство» легкой и умеренной степени тяжести (по МКБ-10). Критериями исключения служили: тяжелая депрессия с высоким суицидальным риском, шизофрения и другие расстройства шизофренического спектра, дистимия, биполярное аффективное расстройство, органически обусловленные психические расстройства (делирий, деменция, амнестические и другие когнитивные расстройства); расстройства, связанные со злоупотреблением психоактивными веществами (алкоголизм, наркомании).
Всем включенным пациентам назначалось курсовое лечение Велаксином пролонгированного действия – Велаксином ретард (1-я группа; 30 больных) и Велаксином (30 больных) в стандартных терапевтических дозировках (75–150 мг утром). Продолжительность активной фазы терапии составила 6 нед.
Обе группы были сопоставимы по социально-демографическим и клиническим характеристикам. Так, средний возраст больных в группах Велаксина ретард и Велаксина составил 39,3±10,0 и 34,7±12,2 года соответственно. В обеих группах преимущественно встречались женщины (93,3 и 80% соответственно), работающие лица (66,6 и 60% соответственно). Количество пациентов, имеющих семью и одиноких, было одинаковым как в группе Велаксина ретард, так и в группе Велаксина (имеющих семью – 43,3 и 40%, одиноких – 56,7 и 60% соответственно). В соответствии с диагнозом по МКБ-10 как в 1-й, так и во 2-й группе у пациентов чаще диагностировалось рекуррентное депрессивное расстройство (56,6 и 53,3% соответственно), чем депрессивный эпизод (43,4 и 46,7% соответственно). Средний балл по шкале депрессии Гамильтона (HDRS-17) составил 22,5±4,5 в группе Велаксина ретард и 22,1±3,8 – в группе Велаксина. Синдромологическая структура депрессивного симптомокомплекса в основном была представлена истерической (по 16,6% в обеих группах), тревожной (по 33,3% в обеих группах), астенической (16,6% в 1-й группе и 26,6% во 2-й группе) и апатической (33,3% в 1-й группе и 23,3% во 2-й группе) депрессиями. Отсутствие статистически значимых различий в изученных группах по клинико-диагностическим показателям позволило провести сравнительное изучение переносимости, а также сходства и отличий в становлении ответа на терапию.
Особенности клинической картины и динамику состояния больных оценивали с помощью клинико-психопатологического и психометрического методов с использованием шкалы депрессии Гамильтона (HDRS-17). Уровень социальной адаптации пациентов анализировали с помощью шкалы социальной адаптации Шихана. НЯ регистрировали с помощью шкалы UKU. Статистический анализ осуществлялся парным t-критерием Стьюдента, непараметрическим критерием c2 и непараметрическим знаковым критерием Вилкоксона с использованием программы SPSS. Эффективность терапии оценивалась как редукция фоновых показателей по шкале депрессии Гамильтона на 50% и более, ремиссия определялась при редукции до 7 баллов и менее.
8-r1.jpg

В результате анализа полученных данных было установлено, что в обеих группах позитивный ответ на терапию имел место у 66,6% пациентов, завершивших 6-недельный курс лечения. При этом состояния ремиссии достигли 40% пациентов, принимавших Велаксин ретард, и 33,3% получавших Велаксин. Однако данные различия в показателях ремиссии не достигали статистически значимого уровня (p<0,1).
Терапевтический ответ в обеих группах наблюдался уже на 1-й неделе терапии, а динамика фоновых показателей по шкале HAM-D была одинаковой на всем протяжении курсового лечения (рис. 1).
В группе Венлафаксина ретард ремиссия наступала в основном на 4 и 5-й неделе терапии (по 33,3%), чуть реже – на 3-й неделе (25%) и совсем незначительный процент пациентов достигал ремиссии на 6-й неделе лечения (8,4%). В группе Венлафаксина ремиссия у пациентов наступала чаще на 3 и 4-й неделе терапии (по 40%) и реже на 5 и 6-й (по 10%).
Сравнительная оценка переносимости обеих препаратов показала, что спектр НЯ (преобладание психических и вегетативных НЯ) был сходным в обеих группах пациентов. Однако НЯ было заметно больше при терапии Велаксином. Так, общее число НЯ у получавших Велаксин ретард составляло 1,5 симптома на больного, тогда как при терапии Велаксином – 2,2 симптома на больного. В 1-й группе вегетативные НЯ наблюдались у 22 больных, а во 2-й – у 33.

Психические НЯ также преобладали во 2-й группе пациентов (14 больных в 1-й группе и 19 больных во 2-й группе). Неврологические, сексуальные и другие (сыпь, кожный зуд) НЯ в обеих группах встречась редко. Однако если количество сексуальных нарушений было одинаковым (у 4 больных в обеих группах), то количество неврологических (4 пациентов в 1-й группе и 7 – во 2-й) и других НЯ существенно превалировали в группе Велаксина (3 больных) (рис. 2).
8-r2.jpg

Посимптомный анализ НЯ (см. таблицу) также показал сходный спектр симптоматики в сравниваемых группах пациентов (преобладание тошноты/рвоты, напряжения/беспокойства).
8-t1.jpg

Вместе с тем частота появления тошноты/рвоты была большей во 2-й группе больных (6 человек в группе Велаксина ретард и у 10 – в группе Велаксина). Такой нежелательный симптом, как напряжение/беспокойство, наблюдался с одинаковой частотой в обеих группах (по 8 больных). Остальные НЯ также различались по встречаемости между группами.
Так, при назначении Велаксина ретард чаще наблюдали сердцебиение (6 больных) и дрожание конечностей (4 больных), а при терапии Велаксином – головные боли (5 больных), сухость во рту (4 больных), головокружение (4 больных), в то время как сердцебиение (3 больных), потливость (3 больных) и дрожание конечностей (3 больных) встречаись реже.
Изучение динамики НЯ в процессе терапии показало, что они могут быть разделены на ранние – возникающие на 1-й неделе терапии, и поздние – появляющиеся после 2-й недели лечения. К ранним НЯ относились усиление тревоги, нарушение сна, сонливость, тошнота/рвота, сердцебиение, сухость во рту, снижение аппетита и сексуальные нарушения. К поздним – нарушение памяти, головные боли, потливость, диарея, повышение артериального давления, тремор. В большинстве случаев в обеих группах больных регистрировались ранние НЯ, которые со временем купировались самостоятельно и не требовали отмены лечения, за исключением случаев отказа больных от назначенного препарата. Однако некоторые НЯ отличались стойкостью и сохранялись на 5 и 6-й неделе терапии (снижение либидо, преждевременная эякуляция, сухость влагалища, расстройства оргазма, сердцебиение, потливость; рис. 3).
Что касается динамики общего числа вегетативных, психических, неврологических и сексуальных НЯ, то она имела свои особенности в обеих группах. Общее количество вегетативных НЯ в группе Велаксина было большим, чем в группе Велаксина ретард, и их редукция носила плавный характер (рис. 4). В 1-й группе (Велаксин ретард) наблюдался регресс симптомов НЯ в 1-я неделю терапии, со 2-й по 4-ю недели симптоматика была стабильной, а начиная с 5-й недели вновь отмечалось уменьшение НЯ.
8-r3.jpg8-r4.jpg

Большинство психических НЯ, так же как и вегетативных, зарегистрировано на 1-й неделе лечения. Однако в обеих группах их регредиентная динамика отличалась быстрыми темпами, особенно в группе Велаксина ретард, что способствовало их полному исчезновению к 5-й неделе терапии (рис. 5).
8-r5.jpg8-r6.jpg

Неврологические НЯ в группе Велаксина ретард статично сохранялись до 4-й недели терапии, а затем полностью прекращали регистрироваться после 5-й недели в отличие от группы Велаксина, где их количество уменьшалось постепенно, начиная со 2-й недели терапии, не достигая полного исчезновения вплоть до окончания исследования (рис. 6).
Иной (прогредиентный) характер носила динамика сексуальных НЯ, которые достигали пика частоты к 3-й (в группе Велаксина ретард) и 4-й (в группе Велаксина) неделе терапии, а далее, вплоть до окончания лечения, оставались на прежнем уровне («плато» на рис. 7).
8-r7.jpg

Отказов от лечения, связанных с эффективностью и переносимостью терапии, было меньше в группе Велаксина ретард (3 пациента), чем в группе Велаксина (8 пациентов). Большинство отказов было связано с усилением тревоги и субъективно неприятным ощущением тошноты. Данные симптомы могли не привести к отмене терапии, но для больных эти НЯ являлись непереносимыми. Один случай отказа был связан с резким повышением давления на 5-й неделе терапии.
Таким образом, Велаксин ретард и Велаксин показали практически одинаковую и достаточно высокую эффективность при терапии депрессивных расстройств (достижение ремиссии – 40 и 33,3% соответственно), а также сходный спектр переносимости (преобладание психических и вегетативных НЯ). Различия при применении обоих препаратов касались частоты возникновения НЯ, которая в группе Велаксина была в 2 раза выше, и связанным с ней количеством отказов больных от лечения (при применении Велаксина в 2,5 раза больше, чем при назначении Велаксина ретард). Лучшая переносимость ретардированной формы Велаксина, как и всех других пролонгированных лекарственных форм, связанная с замедленным высвобождением активных молекул в организме пациента, отмечается во всех работах, посвященных исследованию этого препарата [9]. Таким образом, ретардированная лекарственная форма Велаксина позволяет избежать ряда НЯ, возникающих при применении его традиционной формы, сохранив при этом все преимущества при лечении депрессивных расстройств.
Количество просмотров: 2418
Предыдущая статьяПрименение арипипразола (Абилифай)в терапии шизофрении и шизоаффективных расстройств
Следующая статьяОпыт применения нового атипичного антипсихотика Инвеги® (палиперидон) в психиатрической практике: клинические случаи
Прямой эфир