Психиатрия Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина
№05-06 2015

Изучение стиля коммуникации у больных c депрессией №05-06 2015

Номера страниц в выпуске:59-62
Цель. Исследование направлено на изучение взаимосвязи между стилем коммуникации, типом привязанности и депрессией.
Методы. В исследование вошли 95 больных с депрессией и 69 здоровых лиц. Шкала измерения привязанности (MAQ), Опросник межличностного стиля (ISQ) и шкала Гамильтона (HDRS-17) были использованы в настоящем исследовании.
Результаты. Статистически значимое увеличение баллов по шкале дистанцирования отмечено в группе больных с депрессией. По другим шкалам коммуникации значимых различий не обнаружено. Позитивная корреляция отмечалась между открытым стилем коммуникации и безопасной привязанностью, а также между избеганием и дистанцированием. Незначительная корреляция наблюдалась между тревожно-поглощающим типом привязанности и подчиняемостью.
Выводы. Полученные данные подтверждают важное значение стиля коммуникации и типа привязанности как факторов риска для развития депрессии. Эти факторы должны учитываться при проведении психотерапии.
Ключевые слова: депрессия, стиль коммуникации, привязанность, открытость, дистанцирование, подчинение, доминирование.
Цель. Исследование направлено на изучение взаимосвязи между стилем коммуникации, типом привязанности и депрессией.
Методы. В исследование вошли 95 больных с депрессией и 69 здоровых лиц. Шкала измерения привязанности (MAQ), Опросник межличностного стиля (ISQ) и шкала Гамильтона (HDRS-17) были использованы в настоящем исследовании.
Результаты. Статистически значимое увеличение баллов по шкале дистанцирования отмечено в группе больных с депрессией. По другим шкалам коммуникации значимых различий не обнаружено. Позитивная корреляция отмечалась между открытым стилем коммуникации и безопасной привязанностью, а также между избеганием и дистанцированием. Незначительная корреляция наблюдалась между тревожно-поглощающим типом привязанности и подчиняемостью.
Выводы. Полученные данные подтверждают важное значение стиля коммуникации и типа привязанности как факторов риска для развития депрессии. Эти факторы должны учитываться при проведении психотерапии.
Ключевые слова: депрессия, стиль коммуникации, привязанность, открытость, дистанцирование, подчинение, доминирование.
s.kasimova@hotmail.com
Для цитирования: Касимова С.О., Герайбейли Г.Ч. Изучение стиля коммуникации у больных c депрессией. Психиатрия и психофармакотерапия. 2015; 17 (5–6): 59–62.

Study of communication styles in depressive patients

S.O.Kasimova1, G.Ch.Garaybayli2
1Psychiatric hospital №2. Az1007, Azerbaijan, Baku, ul. S.Rustama, d. 40;
2Azerbaijan Medical University, AZ1022, Azerbaijan, Baku, ul. Bakikhanova, d. 23

Objective. The study is aimed to investigate correlations between communication style, attachment style and depression.
Methods. 95 patients with depression and 69 persons without history of depression have been included into the study. The Measure of Attachment Qualities (MAQ), Interpersonal Style Questionnaire (ISQ) and Hamilton Depression Rating Scale (HDRS-17) have been used in the study.
Results. Statistically significant increase of low affiliation scale scores have been observed in the group of depressive patients. Comparison of other scales scores revealed no difference. Positive correlation was observed between high affiliation and secure attachment and between low affiliation and avoidance. In addition small correlation was between anxious-merge attachment and submissiveness.
Conclusion. The data demonstrate that both attachment and communication styles contribute to risk factors of depression and they should be considered in the course of psychotherapy.
Key words: depression, attachment, communication style, affiliation, dominance, submissiveness.
s.kasimova@hotmail.com
For citation: Kasimova S.O., Garaybayli G.Ch. Study of communication styles in depressive patients. Psychiatry and Psychopharmacotherapy. 2015; 17 (5–6): 59–62.

Одним из важных аспектов интерперсональной теории депрессии является нарушение коммуникации пациента с его окружением [1, 2]. В ряде современных исследований показано, что лица, страдающие депрессией, обладают меньшими способностями к сотрудничеству с другими людьми [3, 4].
Данные этих исследований перекликаются с другими данными о том, что факторами интерперсонального риска для развития депрессии являются недостаточно развитые коммуникативные навыки, небезопасная привязанность, выраженная зависимость и низкая степень позитивного восприятия других людей [5–8].
Теория коммуникации была сформулирована D.Kiesler [9] и L.Benjamin [10], и она непосредственно связана с теорией привязанности, поскольку описывает способ, с помощью которого люди используют общение для удовлетворения своих потребностей в привязанности. Если теория привязанности обращена к широкому, так сказать, макросоциальному контексту, то теория коммуникаций характеризует индивидуальные взаимоотношения на микросоциальном уровне.
Согласно D.Kiesler человеческая личность может быть определена как непрерывный поток текущих межличностных отношений, который определяется характером коммуникации в данный момент времени. Повторяющийся стиль коммуникации создает кумулятивный эффект, который характеризует отношения индивида с его социальным окружением. Нарушенные или дезадаптивные межличностные отношения могут рассматриваться как неправильная коммуникация, которая в свою очередь вызвана искаженными представлениями человека о том, какими должны быть отношения в целом.
D.Kiesler выделяет три аспекта коммуникации, связанные с представлениями людей об их отношениях с другими, которые включают:
1. Аффилиацию – степень позитивного или негативного восприятия другого человека. В зависимости от того, как мы относимся к человеку, характер наших отношений может быть дружественным/открытым или холодным/дистанцированным.
2. Доминирование – степень ответственности одного или другого человека за принятие решений. В этой плоскости отношения могут характеризоваться как руководство или подчинение.
3. Вовлеченность – степень важности этих отношений для человека. В зависимости от восприятия отношений как важных или второстепенных можно говорить о высокой или низкой вовлеченности в них.
Таким образом, любые отношения могут рассматриваться в указанных трех плоскостях, и в каждой конкретной межличностной ситуации мы можем видеть их проявление.
Важно отметить, что тип общения, с одной стороны, вызывает соответствующую реакцию, а с другой стороны, например, общение в доминирующей форме, как правило, вызывает подчинение противоположной стороны, дружелюбное общение с другим человеком обычно вызывает такое же позитивное общение у последнего. Таким образом, обратная связь рассматривается как фактор предсказуемости в общении. Лица, страдающие депрессией, зачастую ненамеренно проявляют не ту обратную связь, которую от них ожидают, например, вместо дружелюбия проявляют холодность. В ответ на это другие люди изменяют свое отношение к больным с депрессией, что приводит к деформированию коммуникации и создает проблемы в отношениях.
В ряде работ подчеркивается тесная взаимосвязь между предрасположенностью к депрессии, неэффективным стилем коммуникации и небезопасными типами привязанности. Действительно, нарушенная привязанность приводит к возникновению проблем в общении с окружающими и является фактором риска для депрессии. 
С другой стороны, улучшение коммуникации депрессивных больных в процессе проводимой психотерапии способствует формированию безопасной привязанности и выходу из депрессии.
Цель данного исследования – установление различий по показателям коммуникации в популяции больных, страдающих депрессией, и здоровых лиц, а также изучение корреляции между стилем коммуникации и типом привязанности при депрессии.

Материал и методы исследования

Участники исследования. В число исследованных лиц были включены 95 пациентов, обратившихся за помощью в связи с депрессивным расстройством, контрольную группу составили 69 здоровых лиц.
Критерии включения пациентов в исследование:
1. Возраст от 16 до 60 лет.
2. Наличие депрессивного эпизода на момент обследования.
3. Отсутствие коморбидного психического или соматического расстройства, включая употребление психоактивных веществ и интеллектуально-мнестические нарушения.
4. Отсутствие информации о перенесенных эпизодах маниакального, гипоманиакального или смешанного типов.
5. Информированное согласие на участие в исследовании.
Условием для включения в контрольную группу было отсутствие депрессивных эпизодов и других психических расстройств у респондентов (табл. 1).

Инструменты

10t-1-2.jpg
Для определения стиля коммуникации был использован опросник межличностного стиля, который состоит из 18 пар утверждений. Респондент должен распределить баллы между парными утверждениями таким образом, чтобы их число в сумме равнялось 3. По результатам ответов можно определить показатели открытости, дистанцирования, доминирования и подчиненности.
Для оценки типа привязанности нами использовалась шкала МАО, состоящая из 14 пунктов. Каждый пункт представляет собой вопрос, характеризующий взаимосвязь с более или менее значимыми людьми в жизни пациента. Возможные варианты ответов представлены по шкале Ликерта от 1 (совершенно не согласен) до 4 баллов (полностью согласен). На основании подсчета баллов определялся 1 из 4 типов привязанности: безопасный, избегающий, тревожно-амбивалентный, тревожно-поглощающий.
Оценка выраженности депрессивных симптомов у пациентов, вошедших в основную группу, производилась с помощью шкалы депрессий Гамильтона, состоящей из 17 пунктов.

Структура исследования

На начальном этапе исследования был произведен набор пациентов и собраны демографические данные и клинические показатели об участниках, вошедших в основную группу (табл. 2).
На II этапе каждому пациенту была подобрана пара из числа здоровых лиц, которые составили контрольную группу. Главным критерием включения в контрольную группу было соответствие ее участников демографическим показателям пациентов, вошедших в основную группу. После этого была проведена оценка различных типов привязанности по шкале МАQ и проанализированы различия в основной и контрольной группе. На завершающем этапе был произведен статистический анализ исследуемых показателей.

Статистическая обработка

Статистическая обработка данных производилась с использованием программы SPSS 17.0, для сравнения количественных данных использовался критерий Стьюдента (t), а также в исследовании применялся критерий корреляции Пирсона (r). Статистическая значимость определялась на уровне р<0,05.

Результаты исследования

10t-3.jpg
Сравнение стиля коммуникации у больных с депрессией и здоровых респондентов выявило статистически значимые различия по показателю дистанцирования, который был выше у пациентов, страдающих депрессией (табл. 3). Это подтверждает установленный факт избегания больными тесных социальных контактов с окружающими в период депрессивного эпизода. В то же время исследование не выявило описанной в литературе тенденции к подчинению. Более того, показатели доминирования в общении были выше, чем подчинения, и не отличались от таковых в контрольной группе.
Анализ взаимосвязи стиля коммуникации с типами привязанности выявил умеренную позитивную корреляцию между открытостью и безопасным типом привязанности (табл. 4).
10t-4.jpg
Таким образом, формирование еще с детского возраста доверительных и продуктивных отношений с людьми способствует позитивному восприятию своего собеседника, выражающемся в более высоких показателях по шкале «открытость». Важно также отметить достаточно сильную негативную корреляцию между открытостью и избегающим типом привязанности, который характерен для лиц, предрасположенных к депрессии.
Одновременно показатели дистанцирования имели умеренно выраженную негативную корреляцию с безопасным типом привязанности и положительную – с избегающим. Это связано с тем, что лица с избегающим типом стремятся отгородиться от коммуникации с окружающими.
Согласно полученным нами результатам показатели доминирования имеют слабую позитивную корреляцию с безопасным типом привязанности и умеренную отрицательную – с избегающим, а также слабую негативную – с поглощающим типом привязанности. Подчиненный стиль коммуникации имеет слабую положительную корреляцию с тревожно-поглощающим типом привязанности и отрицательную – с избегающим и безопасным типами.

Обсуждение результатов исследования

Полученные в ходе настоящего исследования данные свидетельствуют о важном значении фактора коммуникации в формировании депрессивных расстройств. Основным результатом исследования явилось установление преобладания дистанцированного стиля коммуникации у больных, страдающих данной патологией. Аналогичные результаты были получены в ходе исследования других авторов, в котором подчеркивались высокие показатели по враждебности (в нашей терминологии дистанцирования) у депрессивных пациентов, что нарушало их способность к удовлетворению межличностных потребностей [11].
В то же время полученные данные не подтвердили выводов некоторых авторов о повышении показателей подчиняемого стиля коммуникации у депрессивных больных [12]. Более того, характерные жалобы пациентов на беспомощность, отсутствие интереса к общению, низкую самооценку в определенном смысле согласуются со стремлением к отстранению от общения или сохранению существенной дистанции [13, 14]. В то же время преобладание дистанцирования в общении может создавать значительные проблемы у депрессивных больных, затрудняя контакты с окружающими и возможность доступа к помощи.
По свидетельству самих пациентов и членов их семей, формирование дистанционного стиля коммуникации происходит задолго до первого эпизода депрессии. В этой связи особое значение может иметь тип привязанности, который во многом определяет стиль коммуникации депрессивных больных [15, 16]. Обнаруженная в нашем исследовании позитивная корреляция между безопасной привязанностью и открытым стилем коммуникации, так же как и корреляция между дистанцированием и избегающим типом привязанности, объясняет взаимосвязь между типом привязанности, стилем коммуникации и предрасположенностью к депрессии. Кроме того, тревожно-поглощающий тип привязанности ассоциируется с более высокими показателями по шкале подчинения.
К похожим выводам приходят и другие исследователи, рассматривающие эти вопросы в контексте интерперсональной психотерапии [17].
Говоря о роли психотерапии в лечении депрессивных расстройств, полученные нами данные имеют, по нашему мнению, три важных практических аспекта: во-первых, определение стиля коммуникации в перспективе способствует лучшему пониманию взаимодействия пациента со своим окружением и установлению более продуктивного терапевтического альянса. Во-вторых, изменение стиля коммуникации должно рассматриваться в качестве одной из задач психотерапии. И, наконец, в-третьих, психотерапию следует рассматривать как важнейший инструмент помощи больным с депрессивными расстройствами, у которых обнаруживаются небезопасный тип привязанности и проблемный стиль коммуникации.

Сведения об авторах
Касимова С.О. – зав. отд-нием КПБ №2 г. Баку. E-mail: s.kasimova@hotmail.com
Герайбейли Г.Ч. – д-р мед. наук, проф., зав. каф. психиатрии Азербайджанского медицинского университета. E-mail: geraybeyli@psychiatry.az
Список исп. литературыСкрыть список
1. Rahioui H, Blecha L, Bottai T et al. Interpersonal psychotherapy from research to practice. Encephale, 2014.
2. Constantino MJ, Laws HB, Arnow BA et al. The relation between changes in patients' interpersonal impact messages and outcome in treatment for chronic depression. J Consult Clin Psychol 2012; 80 (3): 354–64.
3. Clark ВC, Thorne CB, Hardy S, Cropsey KL. Cooperation and depressive symptoms. J Affect Disord 2013; 150 (3): 1184–7.
4. Rosenström T. Bargaining models of depression and evolution of cooperation. J Theor Biol 2013; 331: 54–65.
5. Bifulco А, Мoran РM, Вall С, Вernazzani О. Adult attachment style. In: Its relationship to clinical depression. Social Psychiat Epidem 2002; 37: 50–9.
6. Pettit JW, Joiner TE Jr. Chronic depression: Interpersonal sources, therapeutic solutions. Washington, DC: American Psychological Association, 2006.
7. Segrin C. Interpersonal processes in psychological problems. NY: Guilford Press, 2001.
8. McCullough JP JR. Treatment for chronic depression using Cognitive-Behavioral Analysis System of Psychotherapy (CBASP). J Clin Psychol 2003; 59: 833–46.
9. Kiesler DJ. Contemporary interpersonal theory and research. NY: John Wiley & Sons 1996, Inc.
10. Benjamin LS. Interpersonal diagnosis and treatment of personality disorder. 1st ed. NY: Guilford Press, 1993.
11. Constantino MJ, Manber R, Degeorge J et al. Interpersonal styles of chronically depressed outpatients: Profiles and therapeutic change. Psychother Chic 2008; 45 (4): 491–506.
12. Joiner TE JR. Depression in its interpersonal context. In: Gotlib & Hammen (Eds.). Handbook of depression. 3rd ed. NY: Guilford Press, 2002; pp. 295–313.
13. Akiskal HS, McKenney WT. Overview of recent research in depression: Integration of ten conceptual models into a comprehensive clinical picture. Archiv Gen Psychiat 1975; 32: 285–305.
14. Weissman MM, Markowitz JC, Klerman GL. Clinician’s quick guide to interpersonal psychotherapy. NY: Oxford University Press, 2007.
15. Horowitz LM. Interpersonal foundations of psychopathology. Washington, DC: American Psychological Association, 2004.
16. McBride C, Atkinson L, Quilty LC, Bagby RM. Attachment as Moderator of treatment outcome in major depression: A randomized control trial of interpersonal psychotherapy vs. cognitive behavior therapy. J Consult Clin Psychol 2006; 74: 1041–54.
17. Ravitz P, Maunder R, McBride C. Attachment, contemporary interpersonal theory and IPT: An integration of theoretical, clinical and empirical perspectives. J Contemp Psychother 2008; 38 (1): 11–21.
Количество просмотров: 1449
Предыдущая статьяПерспективы в терапии расстройств сна
Прямой эфир