Психиатрия Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина
№03 2023

Итоги многоступенчатого научного конкурса ХVI Всероссийской школы молодых психиатров «Суздаль-2023» памяти П.В.Морозова №03 2023

Номера страниц в выпуске:33-35
Для цитирования:  Л.Н. Горобец. Итоги многоступенчатого научного конкурса ХVI Всероссийской школы молодых психиатров «Суздаль-2023» памяти П.В.Морозова. Психиатрия и психофармакотерапия. 2023; 3: 33–35.

The results of the multi-stage scientific competition of the XVI All-Russian School of Young Psychiatrists "Suzdal-2023" in memory of P.V.Morozov

L.N. Gorobets 
Moscow Research Institute of Psychiatry – branch of FSBI "NMITS PN named after V.P.Serbsky" of the Ministry of Health of Russia

For citation: L.N. Gorobets. The results of the multi-stage scientific competition of the XVI All-Russian School of Young Psychiatrists "Suzdal-2023" in memory of P.V.Morozov. Psychiatry and psychopharmacotherapy. 2023; 3: 33–35.

5.png13–17 апреля 2023 года в г. Суздаль состоялась 16 Всероссийская школа молодых психиатров памяти проф. П.В.Морозова, в которой приняло участие более 350 специалистов. В период подготовительной работы, как и на предыдущих школах, осенью 2022 г. был объявлен прием научных работ молодых специалистов в форме тезисов, требования к которым были опубликованы на сайте РОП. На конкурс школы молодых психиатров в 2023 г. поступил 101 тезис (2015 г. – 122; 2017 г. – 155; 2019 г. – 125; 2021 г. – 157;) из разных регионов и городов России (диагр. 1). Как видно из данных, представленных на указанной диаграмме (сравнение с 2021 г.), в 2023 г. лидирующее положение заняли молодые специалисты из Москвы, а также Европейской части и сибирских регионов России. Снизилось количество тезисов из г. Санкт-Петербурга (17,70% и 10,80%, соответственно) и возросло – из Сибирского региона (13,40% и 20,40%, соответственно). Количество присланных в 2023 г. тезисов из стран СНГ, как и в 2021 г., оставалось невысоким (3,2% и 1,9%, соответственно).
Как и на школе 2021 г., среди авторов тезисов преобладали сотрудники НИИ (их активность по сравнению с прошлым конкурсом повысилась: 41% и 46%, соответственно) на фоне также незначительного повышения количества тезисов, присланных сотрудниками кафедр: 32% и 38%, соответственно (см. диагр. 2).

6.png

Незначительно снизилась заинтересованность участия в конкурсе молодых специалистов из научно-практических центров (5% и 3%, соответственно), и значительно – практических врачей (22% и 13%, соответственно).
По опыту, успешно апробированному при подготовке предыдущих школ (2015, 2017, 2019, 2021 гг.), было проведено рецензирование присланных тезисов. Основные задачи рецензирования тезисов включали:
• выявление победителей конкурса тезисов:
– приз победителя – грант для поездки с целью участия в работе школы «Суздаль-2023»;
– возможность выступления с устным 5-минутным докладом
• проведение анализа качества научных работ (общая оценка, актуальность темы исследования, методологические аспекты, новизна и практическая значимость работы).
 Кроме того, был проведен анализ социо-демографических характеристик авторов («география» и место работы – диагр. 1,2) и тематики тезисов.
7.png

 В состав членов комиссии по рецензированию тезисов с целью определения победителей вошли 8 представителей кафедр и научно-исследовательских центров психиатрии Москвы, Санкт-Петербурга, Омска и Ростова-на-Дону: Волель Б.А. – Директор Института клинической медицины им. Н.В. Склифосовского ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России д.м.н., профессор; Сахаров А.В.‒ первый проректор Читинской ГМА, заведующий кафедрой психиатрии, наркологии и медицинской психологии, главный внештатный детский специалист психиатр Минздрава России в Дальневосточном федеральном округе д.м.н., доцент; Марачев М.П. – старший научный сотрудник отдела пограничной психиатрии, ФГБУ «НМИЦПН им. В.П. Сербского» МЗ РФ. к.м.н.; Морозова М.А. – д.м.н., ФГБНУ НЦПЗ; Медведев В.Э. – к.м.н., доцент кафедры психиатрии, психотерапии и психосоматической патологии ФНМО Медицинского института РУДН; Солдаткин В.А. – д.м.н., доцент, зав. кафедрой психиатрии и наркологии Рост ГМУ; Усов Г.М. – д.м.н., профессор кафедры психиатрии, медицинской психологии Омского государственного медицинского университета; Сорокин М.Ю. – ученый секретарь ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева»; Шмилович А.А. – д.м.н., зав. кафедрой психиатрии и мед. психологии ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И.Пирогова.

8.png

Рецензирование носило характер «перекрестного» двойного слепого исследования. Все тезисы («ослепленные») были разбиты на 8 равных частей. Каждая из этих частей была проанализирована двумя независимыми менторами. Оценка тезисов рецензентами осуществлялась по следующим критериям: актуальность – (1–5 баллов); методология исследования (материалы, методы, дизайн) – (1–5 баллов); научная новизна (5 баллов); практическая значимость (1–5 баллов). С учетом того, что каждый тезис анализировался двумя менторами, суммарная максимальная оценка по каждой рубрике составила 10 баллов, а суммарная общая максимальная оценка – 40 баллов. Полученные данные были проанализированы по нескольким параметрам: тематика тезисов, спектр суммарных и частных критериев оценки тезисов.
Спектр тематических рубрик тезисов представлен на диагр. 3. По сравнению с 2021 г. обращает на себя внимание повышение процента представленности работ по психопатологии, терапии, детской психиатрии и аддикциям. 
Качество представленных работ можно оценить по распределению суммарных баллов оценки (диагр. 4). 
Как видно из представленных данных, значительно повысился процент работ с оценкой 20–29 баллов и снизился процент участников с суммарными оценками 30–35 и 36–40 баллов. Это свидетельствует о некотором снижении качества рецензируемых тезисов. Вместе с тем стоит отметить, что при анализе оценок в «паре» менторов довольно часто наблюдались диаметрально противоположные баллы у каждого из них. Этот феномен повторяется из года в год и, возможно, одним из объяснений может являться предпочтительность интересов в той или иной области психиатрии, преобладающая у ментора. В то же время следует отметить, что значительно большее количество научных исследований в представленных работах выполнено лично автором тезисов, а не коллективом авторов, по сравнению с 2021 годом. Введение более «жестких» требований по этому вопросу было учтено при подготовке школы 2023 г., что и сказалось на результатах этого анализа. 

9.png

Анализ частных критериев оценки (диагр. 5 и 6) показал, что по сравнению с тезисами школы «Суздаль-2021», повысился процент баллов по практической значимости исследования, но понизилась оценка научной новизны и методологии работ. 
Конкурсанты, набравшие более 35 баллов по суммарной оценке, составили группу победителей (18 человек), в которую вошли: Геворкян Э.Ю., Какаджикова Д.Г., Лубенская О. А., Гомзякова Н. А., Логачева А.А., Савенкова В.И., Ахмедова А.А., Колпаков Е.А., Леонова А.В., Пятойкина А.С., Рукавишников Г.В., Королева П.В., Прохоров А.С., Альмешкина А.А., Шапошникова Ю.В., Сединкина Э.Е., Ефремов Е.С., Шишковская Т.И.
Большинство победителей представляли Московскую (5 психиатров), кроме того, Санкт-Петербургскую (2 психиатра), Нижегородскую (2) и Донецкую (2) научные школы, также было по 1 представителю гг. Читы, Тамбова, Тюмени, Казани, Уфы, Красноярска и Омска. Необходимо отметить равную представленность среди победителей сотрудников кафедр психиатрии и научно-исследовательских институтов, а также практических врачей – по 6 человек. В отличии от предыдущей школы, тематика тезисов была более разнообразной. Хотелось обратить внимание на представленной двумя победителями из Донецка актуальной проблематики, касающейся СВО.
В процессе предварительной подготовки победители конкурса были разделены на 2 группы. Уже в процессе работы школы ежедневно на 2 семинарах «Доклады победителей конкурса» каждому участнику была предоставлена возможность выступить с 5-минутным сообщением. Сопредседатели-менторы: проф. Бобров А.Е., проф. Горобец Л.Н., проф. Петрова Н.Н., проф. Усов Г.М., доцент Медведев В.Э.; проф.Шмилович А.А.. По итогам разбора и обсуждения были выбраны 5 победителей для выступления на заключительном пленарном заседании конкурса с докладами по 10 минут. Состав президиума на заключительном заседании по подведению итогов конкурса: проф. Мосолов С.Н., проф. Бобров А.Е., проф. Горобец Л.Н. Лучшими были признаны следующие участники: Пятойкина А.С. (Нижний Новгород), Гомзякова Н.А. (Санкт-Петербург); Леонова А.В. (Тюмень); Прохоров А.С. (Чита), Шишковская Т.И. (Москва, Н.Новгород).
Как и на предыдущей школе 2021 был объявлен прием тезисов для участия в постерной сессии. Было получено 23 заявки (в 2021 г. – 22) для постерных докладов: г. Санкт-Петербург (8) и г. Москва (10);  и по 1 постеру гг. Владимир, Новосибирск, Павлово (Новгородской обл.) и 2 – из Ташкента

Постерная сессия проводилась в большом холле ГТК Суздаль, где располагались пронумерованные стенды (от 1 до 23). Каждому участнику постерной сессии по приезду на Школу предлагалось разместить свой постер на стенде со своим номером. Таким образом все участники Школы могли с первых дней ознакомиться с содержанием постеров. На презентацию одного постера отводилось 5 минут. 
Конкурс постерных докладов проводился на сессии, где у каждого участника была возможность представить свой постер, прокомментировать основные положения работы и ответить на вопросы менторов и участников школы. Сопредседатели – менторы: проф. Горобец Л.Н., проф. Шмилович А.А., к.м.н. Костюкова Е.Г. и к.м.н. Потанин С.С. По итогам обсуждения были выбраны победители, в состав которых вошли: Касьянов Е.Д. (Санкт-Петербург) и Маркин К.В. (Санкт-Петербург). 
Выступления участников на заключительном пленарном заседании оценивались по следующим категориям: оформление презентации, оригинальность подачи (выступление), актуальность исследования, научная новизна, практическая значимость и самостоятельность выполненной работы. С учетом общей оценки по указанным категориям места распределились следующим образом: 1 место – Пятойкина А.С. (Н.Новгород); 2 место – Гомзякова Н.А. (Санкт-Петербург) и Леонова А.В. (Тюмень); 3 – Прохоров А.С. (Чита) и Шишковская Т.И. (Москва, Н. Новгород). 

Победители были награжденные ценными подарками.
Результаты анализа многоступенчатого конкурса были представлены на пленарном заседании после выступлений победителей конкурса.
Ознакомиться с тезисами участников, в том числе победителей школы Суздаль 2023, можно на сайте РОП.
Список исп. литературыСкрыть список
Количество просмотров: 365
Предыдущая статьяИстория развития анксиолитиков (обзор литературы)
Следующая статьяЭволюция отечественной психиатрии: от первого (1887 г., Москва) до второго (1905 г., Киев) съезда психиатров
Прямой эфир