Психиатрия Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина
№03 2023

«Всего лишь 10 лет…» (памяти нашего дорогого Учителя, наставника и друга Петра Викторовича Морозова: 1946–2022 гг.) №03 2023

Номера страниц в выпуске:45-46
С учётом того факта, что об этом выдающемся человеке, учёном, враче и общественном деятеле, уже вышло несколько официальных некрологов в серьёзных научных журналах, с указанием основных памятных вех его жизни – мы, его ученики, хотели бы также отдать дань памяти и уважения нашему другу, но в гораздо менее официальном формате, следуя одному из постулатов нашего Учителя – «быть и жить проще».

“Only 10 years...“ (in memory of our dear Teacher, mentor and friend Pyotr Viktorovich Morozov: 1946–2022)

10.pngОн всегда называл нас «ББ» – по первым буквам наших фамилий, потому что всегда воспринимал нас только в неразрывном творческом союзе. Это созвучие («ББ») всегда звучало из его уст легко и непринуждённо, с искрой в глазах, как и всё, что он говорил и делал в этой жизни.
Наше первое знакомство с Петром Викторовичем произошло так же просто, как и всё последующее наше общение. Началось всё с того, что в 2013 году мы написали небольшой исторический очерк о Манфреде Закеле, основоположнике инсулинокоматозной терапии. Мы не знали, какому журналу предложить эту статью к публикации. Наш коллега Максим Резников (который был нашим соавтором по книге «Депрессии и резистентность») – порекомендовал нам обратиться именно к Петру Викторовичу Морозову. На тот момент Пётр Викторович издавал, среди прочего, научно-популярный журнал «Дневник психиатра», под формат которого, на взгляд доктора Резникова, этот наш очерк подходил идеально.
Это предложение коллеги Резникова вызвало у нас некое волнение. Нам, начинающим и малоизвестным авторам – обратиться к столь знаменитому и статусному коллеге? Не проигнорируют ли нашу просьбу о публикации этого очерка в его журнале?
На тот момент (2013 год) практически все российские и многие зарубежные психиатры знали о том, что профессор П. В. Морозов является не только основателем и главным редактором авторитетного журнала «Психиатрия и психофармакотерапия имени П. Б. Ганнушкина», не только автором или соавтором большого количества научных трудов и монографий по различным направлениям психиатрии, но и человеком, который много лет представлял сначала СССР, а потом и Россию в различных международных психиатрических организациях, и наоборот – представлял Европейский колледж нейропсихофармакологии (ECNP) в России.
Но наше волнение оказалось безосновательным. Первая наша личная встреча с профессором Морозовым прошла просто на «ура». Пётр Викторович оказался очень демократичным и приятным в общении человеком, интеллигентным и тактичным, со своеобразным лёгким чувством юмора и потрясающей эрудицией в самых разных областях науки (не только в психиатрии, но и в медицине в целом, и в истории, и даже в космологии, что проявилось, когда мы обсуждали литий и «Теорию Большого взрыва»). Он сразу же сказал нам, что уже читал ранее наши работы, и что они ему очень понравились.
Изначально у нас были большие опасения, что, когда Пётр Викторович узнает о том, что у одного из нас, «ББ» – а именно, у Романа Александровича Беккера – нет формального высшего медицинского образования – он отвергнет нас как потенциальных авторов для его журнала. Как же мы были потрясены, когда всё произошло ровно наоборот. После долгого и серьёзного разговора на разные психиатрические и околопсихиатрические темы, в рамках которого Пётр Викторович не только проверял наши квалификации, но и искал совпадения и несовпадения с нами во взглядах на разные спорные вопросы – Пётр Викторович широко улыбнулся и назначил следующую встречу как можно скорее.
Очень скоро у нас накопилось такое количество очерков об истории психиатрии, что у Петра Викторовича родилась идея выпустить, под его чутким руководством и редакцией, книгу «Выдающиеся психиатры XX века» (2018 г). Оценив качество этой работы, Пётр Викторович предложил нам выпустить под его руководством ещё одну книгу – «Титаны психиатрии XX столетия» (2020 г), сказав при этом, что хотя о Крепелине, Блёйлере, Ясперсе и Фрейде уже написано очень много трудов, но мы, на его взгляд – именно те, кто сможет предложить новый, необычный угол зрения на каждого из них, сможет показать их не только как учёных, но и как личности.

11.png

У нас всегда вызывало удивление и восхищение то, с каким трудолюбием и упорством работал профессор Морозов над данными историческими этюдами. Его энергия била ключом и заражала нас самих, а так необходимая в некоторых вопросах дотошность – изумляла! В нашей памяти навсегда останутся интересные споры с ним о некоторых моментах в истории отечественной и зарубежной психиатрии, которые позже переросли в целые главы этих книг. Пётр Викторович умел отстаивать свою точку зрения очень интеллигентно и мягко, но настойчиво, и всегда находил такие аргументы, с которыми мы в итоге соглашались. С блеском в глазах он рассказывал нам о своих личных встречах с некоторыми знаменитыми психиатрами, и о таких деталях их личности, о которых читатель впервые сможет узнать только из его книг.
Пётр Викторович был не только исследователем истории психиатрии, но и первоклассным клиницистом и преподавателем, и великим гуманистом, большим сторонником гуманизации и деинституционализации в психиатрии. Многие десятилетия, проведённые им как в клинике с пациентами, так и в аудиториях со студентами и ординаторами – дали ему бесценный опыт. Этот опыт нашёл своё отражение во многих трудах и монографиях Петра Викторовича. Одна из них – «Практическая психофармакотерапия психических заболеваний» (2021 г) вышла незадолго до его безвременной кончины, и вобрала в себя многие работы этого великого психиатра и учёного на тему психофармакологии.
За все те 10 лет, что нам посчастливилось работать с профессором Морозовым – диалоги, а порой и споры с ним – у нас происходили практически ежедневно, а иногда и в круглосуточном режиме, даже ночью. 
Несмотря на огромную занятость, связанную с большим количеством общественных обязанностей, поездок, выступлений – Пётр Викторович всегда (!) находил время для общения с нами. И надо сказать, что за эти 10 лет общения с Учителем, мы оба очень сильно выросли и профессионально (в плане собственно психиатрии), и литературно (в плане умения качественно и интересно писать, грамотно работать с источниками, подавать разные точки зрения).
Очень скоро нам стало понятно, что психиатрия – это только один из множества интересов многогранной личности Петра Викторовича. Поэзия, музыка, спорт, история – он мог рассказывать о них бесконечно, так же как и о любимой медицине.
Однако, помимо того бесценного человеческого и профессионального опыта, который мы приобрели в общении с Петром Викторовичем, у нас ещё осталось и огромное сожаление, что судьба свела нас, «ББ», с таким замечательным человеком всего 10 лет назад. Всего лишь 10 лет назад…

С глубочайшим уважением и скорбью,
Юрий Витальевич Быков,
Роман Александрович Беккер
Список исп. литературыСкрыть список
Количество просмотров: 224
Предыдущая статьяЭволюция отечественной психиатрии: от первого (1887 г., Москва) до второго (1905 г., Киев) съезда психиатров
Прямой эфир