Психиатрия Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина
Federal State Budgetary Scientific Institution «Scientific Research Institute of medical problems of the North», 3g, Partizan Zheleznyaka Str., Krasnoyarsk, 660022, Russia
Abstract
The Internet has become an integral part of the life of most people in Russia and the world, which has led to the emergence of a relatively new type of behavioral addiction – Internet addiction or Internet addiction.
The purpose of the study: to analyze the problem of Internet addiction in Russian and foreign scientific studies.
Materials and methods. The article presents a systematic review of the literature of Russian and foreign studies in the field of Internet addiction, as well as statistical data on Internet addiction in children, adolescents and students. The evaluation criteria, diagnostic methods, causes, psychological characteristics of addictive behavior, effective directions of prevention programs and measures to prevent addictive behavior in adolescence and students are considered.
The authors conducted a scientific search for the necessary literature using the appropriate keywords in the search engine for biomedical research – PubMed and the search engine for scientific publications – Google Scholar. In bibliographic and abstract databases of peer-reviewed scientific literature (Scopus, Web of Science, MedLine, The Cochrane Library, EMBASE, Global Health, CyberLeninka, RSCI and others).
Results. The results of studies of Internet addiction conducted in different countries of the world prove that this phenomenon has a global prevalence. The study showed that Internet addiction is widespread among the most vulnerable segments of the population of children, adolescents and young people, and their number is increasing every year.
Conclusion. The comorbidity of Internet addiction with anxiety-depressive conditions, unmotivated aggression and psychosomatic diseases has been established. Prevention of Internet addiction should be carried out in schools and other educational institutions (college, university, university, institute) with the involvement of school psychologists, clinical psychologists, doctors to identify risk groups and conduct express diagnostics. The results obtained can be aimed at correcting and preventing Internet addiction in children, adolescents and young people.
Keywords: Internet addiction, problematic use of the Internet, adolescents, students, age characteristics of addictions, anxiety, prevention.
For citation: Moskalenko O.L. The problem of internet addiction in the analysis of russian and foreign studies. Psychiatry and psychopharmacotherapy. 2024; 5: 18–25. DOI: 10.62202/2075-1761-2024-26-5-18-25
Введение. Интернет стал неотъемлемой частью жизни большинства людей в России и мире, что привело к появлению относительно нового вида поведенческой зависимости – интернет-аддикции (ИА) или интернет-зависимости [1, 4]. Интернет-аддикция как понятие определяется – навязчивым и избыточным использованием сети Интернет с проведением большого количества времени в сети Интернет [5, 7].
В настоящее время интернет-аддикция признана одним из распространенных вариантов нехимических аддикций и их число постоянно возрастает. Также имеются данные о негативных медицинских [1], социальных и экономических последствиях [6, 19].
Интернет-аддикция относится к группе мультифакториальных полигенных заболеваний, где в каждом конкретном случае имеет место уникальное сочетанное влияние врожденных особенностей функционирования ВНД, часть из которых генетически детерминирована (структурные особенности строения нервной ткани, спектр секреции, деградации, рецепции нейромедиаторов) и влияния множества внешнесредовых факторов (семейных, социальных, этно-культурных) [18, 20, 21].
В работах В.Л. Малыгин с соавт.; К. Beard (2011 г.) показано, что отсутствуют строго ограниченные определения интернет-аддикции и выверенные общие критерии диагностики, что является ограничением для анализа распространенности интернет-аддикции. Также противоречивость данных связана с различными методами и диагностическими критериями интернет-аддикции и понимания самого феномена интернет-аддикции, используемых авторами научных публикаций [8, 9, 10, 11, 23].
Диагностические критерии интернет-аддикции предложены I. Goldberg (1996 г.), со временем уточнялись, дополнялись и обобщались (M. Orzack, 1999 г.; А.Е. Войскунский, 2004 г.; В.Л. Малыгин, 2011 г.) [1, 10, 50].
Психофизиологические факторы риска: функциональная недостаточность ЦНС (повышенная утомляемость, слабость, ригидность) [25, 28].
Таким образом, интернет-аддикция влияющая на психо-эмоциональные расстройства у лиц молодого возраста является актуальной проблемой, особенно среди подростков и студентов.
Цель исследования – на основе обзора литературы российских и зарубежных публикаций в области интернет-аддикции (критерии оценки, диагностические методики, причины, психологическая характеристика аддиктивного поведения, эффективные направления программ профилактики и мероприятий для предотвращения аддиктивного поведения в подростковом возрасте и студентов ВУЗов) оценить и систематизировать результаты исследований у детей, подростков и студентов.
Материалы и методы исследования. Систематический обзор результатов исследований и алгоритм поиска информации был проведен согласно критериям с учетом изменений, внесенных в новые рекомендации «PRISMA, The Preferred Reporting Items for Systematic reviews and Meta-Analyses, 2020».
Ключевыми словами для источников на русском языке являлись: интернет-зависимость, интернет-аддикция, проблемное использование интернета, подростки, студенты, возрастные особенности аддикций, тревожность, профилактика. На английском языке для базы Pubmed, Google Scholar и др.: Internet addiction, problematic use of the Internet, adolescents, age characteristics of addictions, anxiety, prevention.
Нами изучены заголовки и аннотации публикаций на соответствие критериям включения источников в систематический обзор с проведением ручного поиска в списках литературы найденных печатных работ для выявления дополнительных источников по теме исследования.
Критерии включения источников в систематический обзор:
1) язык исследования: русский / английский;
2) тип исследования: кросс-секционные и случай-контроль;
3) возраст исследуемых: подростки (младший – 12–14 лет и старший – 15–17 лет) и студенты (18–25 лет).
4) в исследованиях случай-контроль в качестве случаев принимались лица с интернет-аддикцией, тревожно-депрессивными состояниями, возрастными особенностями аддикций.
Извлечение и синтез данных исследований
При использовании вышеперечисленных поисковых запросов была получена 571 публикация в поисковой системе по биомедицинским исследованиям – PubMed и 163000 результатов в поисковой системе по научным публикациям – Google Scholar. Нами был проведен анализ заголовков публикаций и аннотаций, исключили публикации, которые не соответствовали теме поиска и цели исследования.
Статистика по использованию интернета в мире (2019 г.) составляет 56,8 % от всего населения, и эта цифра увеличилась с 2012 г. почти в 2 раза [31, 32, 33, 34, 35].
В России в 2010 г. интернетом пользовались 43,3 млн. чел., в 2015 г. 78 млн. чел., в 2017 г. 87 млн. чел., к середине 2018 г. уже более 90 млн. чел. (82% населения). Такой прирост пользователей ведет к увеличению числа интернет-зависимых. Отчеты подготовлены по данным аналитического агентства «WeAreSocial» и «SMM-платформы Hootsuite» – о глобальном цифровом рынке «Global Digital» 2018 г.
Интернетнет-аддикция является социальной проблемой, вызывает общественное беспокойство и выступает предметом медико-психологических исследований. Интернетнет-аддикция чаще встречается у детей и подростков. По данным Childwise дети в возрастной группе 5–16 лет проводят в сети интернет 6,5 часов, норма не более 2-х ч/день для 11–12 летних подростков [36, 37, 38, 39, 40, 41].
При сравнительном анализе выраженности интернет-аддикции у обучающихся в регионах РФ установлено, что число подростков, которые проводят в сети Интернет
3 часа и более увеличилось с 2006 г. по 2010 г. с 5,7% до 21,7%, а в 2018 г. уже 57,1% детей и подростков постоянно находились в сети Интернет [1, 4, 5].
S. Tereshchenko с соавт. (2021г.) установили распространенность ИЗ среди подростков РФ составляет от 7,1% до 10,4% в зависимости от потребляемого контента (содержимое веб-страниц, каналы в мессенджерах и разные программы) [58], распространенность зависимости от социальных сетей – 8,0% (использован опросник "Social Media Disorder Scale", SMDS) [58].
В исследовании 2018 г. установлено, что среди студентов-медиков низкая степень проявления интернет-аддикции составила 65,2%, средняя – 30,4% и сильная ИЗ у 4,4%. В другом исследовании этой же научной группы показано, что у студентов технического факультета сильная степень проявления интернет-аддикции регистрировалась у 22%, средняя – 23% и низкая степень ИЗ у 49% студентов [1, 4, 6].
Так, выявлена интернет-аддикция у 28,65% в группе студентов от 17 до 21 года (8,7%) в сравнении со студентами-медиками в возрасте 22–27 лет (10,32%) [1, 4, 6].
Следует отметить, что работы зарубежных исследований посвящены понятию интернет-аддикции («виртуальная аддикция», «интернет-поведенческая зависимость», избыточное или патологическое использование Интернета) и выделению критериев (симптоматические критерии, клинически значимые критерии нарушений, временные критерии) [19, 20, 21, 22, 24]. Так, в США K.Young (Internet Addiction Test, 1995 г.) [43, 44] разработала типологию интернет-аддикции пользователей; D. Greenfield (1999 г.),
M. Griffiths (1998 г.) [38, 39] – сформулированы критерии интернет-аддикции и J. Sooler (1999 г.) – анализ симптомов и социальные последствия интернет-аддикции [42, 45, 46, 47, 48, 49].
Выделяют 5 факторов формирования интернет-аддикции на личностном уровне [50, 51, 52, 53]:
1. Психологические факторы (стремление перенести нормы виртуального мира в реальный, наличие других аддикций и др.)
2. Социальные факторы (наличие или отсутствие семьи/ детей/друзей в реальной жизни, время проводимое в сети Интернет с нерабочими целями; отсутствие хобби)
3. Экономические факторы (отсутствие стабильного дохода, уровень жизни)
4. Пользовательский опыт (стаж, глубина пользования сетью и т.д.
5. Биологические факторы (наличие отклонений, влияющих на социальные связи индивида)
В 1999 г. M.N. Orzack предлагает критерии определения интернет-аддикции (психологические симптомы, физиологические симптомы) и рассматривает психофизиологическую симптоматику интернет-аддикции, позволяющие диагностировать развитие аддикции [50].
В данном научном обзоре проанализированы работы о распространенности интернет-аддикции в разных странах. Так по результатам исследований, проведенных
L. Ghassem zadeh et.al в Иране (Тегеран) у студентов университета, с использованием вариаций теста K.Young (IAD) установлено 3,8% интернет-зависимых. В USA Aboujaoud e E. et.al (2006 г.) применялись 4 варианта диагностических критериев, различающиеся по порогам диагностики и интернет-аддикция установлена в 0,3%–0,7% студентов [61, 62].
В исследованиях Chou and Hsiao (2000 г., Тайвань) установлено 5,9% студентов по тесту K.Young с интернет-аддикцией. В Корее Kim et.al (2005 г.) у школьников в возрасте 15–16 лет при использовании вариация теста K.Young (IAD) диагностированы 1,6% как интернет-зависимые и 37,9% школьников склонные к интернет-аддикции [18].
В Финляндии (2004 г.) проводился национальный проект исследования подростков, включающий диагностику интернет-аддикции. В работе R. Kaltiala-Heino et.al. применялись адаптированные критерии патологического гемблинга по классификации DSM-IV и интернет-аддикция была установлена у 1,7% юношей и 1,4% девушек [10].
Тест интернет-зависимости Чена (Chen Internet Addiction Scale, CIAS) по диагностическим критериям [29, 30, 54] наиболее близок 6 диагностическим компонентам универсальным для всех вариантов аддикций [R. Brown, 1993; M. Griffiths, 1996] и позволяет измерять симптомы интернет-аддикции (толерантность, симптом отмены, компульсивность) и психологические аспекты (способность управлять собственным временем и наличие внутриличностных проблем) [55, 56, 57].
В ряде исследований убедительно [26, 27] показана выраженная коморбидность интернет-аддикции с широким спектром психо-патологических состояний и установлено, что у лиц раннего юношеского возраста, склонных к интернет-аддикции отмечаются тревожно-депрессивные состояния, затруднения в выполнении работы, высокая возбудимость [59, 60].
В РФ 2011 г. В.Н. Малыгин, К.А. Феликсов с соавт. [10] по шкале Chen Internet Addiction Scale (CIAS, 2003 г.) в адаптации К.А. В.Л. Феклисова, Малыгина установили интернет-аддикцию в 3,69% из всех обследованных школьников.
Наиболее уязвимым контингентом для формирования интернет-аддикции являются подростки (удовлетворение потребности в уважении, признании и самоактуализации), так по данным разных исследований, распространенность интернет-аддикции в некоторых регионах достигает 37,8% [1, 4, 5, 6].
Исследование проведенное у студентов технических и гуманитарных вузов. По результатам исследования установлено, что у девушек студентов с интернет-аддикцией отмечается: тревожность, подозрительность, неуверенность в себе, импульсивность, нерешительность, мечтательность, недостаток способности к ведению диалога и конструктивной дискуссии, трудности в самореализации, боязнь установления новых контактов и близких, доверительных отношений, неспособность к глубоким интимным взаимоотношениям. В группе юношей студентов с интернет-аддикцией отмечается: эмоциональная лабильность, неуступчивость, раздражительность, подозрительность, импульсивность, нерешительность, неуверенность в себе, тревожность, снижение способности к рациональному использованию имеющихся сил и времени, испытывают трудности в постановке и отстаивании личностно значимых целей, избегают ответственности [1, 4, 5].
К настоящему времени проведено большое количество исследований изучения интернет-аддикции. Одной из основных задач изучения интернет-аддикции является выявление конкретных генов и нейромедиаторных ассоциаций, отвечающих за предрасположенность к формированию интернет-аддиктивного поведения, что в дальнейшем позволит найти новые терапевтические мишени и провести раннюю профилактику с оценкой степени генетического риска.
В пилотных исследованиях были верифицированы полиморфные участки 5 кандидатных генов:
1. Ген дофаминового рецептора второго типа, dopamine D2 receptor (DRD2) gene, Taq1A1 allele (rs1800497) и ген фермента распада допамина, methionine variant of dopamine degradation enzyme catecholamine-omethyltransferase (COMT) gene (rs4680) – наличие патологической приверженности к интернет-играм (Han D.H., Lee Y.S., 2007 г.).
2. Ген серотонинового транспортера, serotonin transporter (SS5HTTLPR) gene, short allelic variants (rs25531) – короткие аллельные варианты гена серотонинового транспортера могут быть ассоциированы с патологической интернет-аддикцией (Lee Y., Han D.H., Yang K.C., 2014).
3. Ген ацетилхолинового никотинового рецептора, nicotinic acetylcholine receptor subunit alpha 4 (CHRNA4) gene (rs1044396) – который может быть ассоциирован с никотиновой зависимостью и расстройствами внимания (Montag C., Kirsch P., Sauer C., 2012 г.).
4. Ген нейротрофического рецептора тирозинкиназы третьего типа, neurotrophic tyrosine kinase receptor type 3 (NTRK3) gene (rs2229910) – показана статистически убедительная связь с одним участком rs2229910, предположительно ассоциированным также с тревожно-депрессивными расстройствами и психологически детерминированными расстройствами питания (Jeong J.E., Rhee J.K., Kim T.M, 2017 г.)
В различных этнических группах частота встречаемости отдельных полиморфных участков вышеперечисленных генов, предположительно ассоциированных с формированием интернет-зависимости, может значительно отличаться.
Результаты исследований интернет-аддикции проведенных в разных странах мира доказывают, что этот феномен имеет мировую распространенность и в настоящее время остаются вопросы по нозологической принадлежности, диагностическим критериям, клиническим проявлениям и особенно профилактике интернет-аддикции.
Таким образом, исследование показало, что интернет-аддикция стала мировым феноменом, широко распространена среди наиболее уязвимых слоев населения детей, подростков и молодежи, с каждым годом их число возрастает. Также установлена коморбидность интернет-аддикции с тревожно-депрессивными состояниями, немотивированной агрессией и психосоматическими заболеваниями.
Профилактику интернет-аддикции необходимо проводить в школах и других учебных заведениях (колледж, вуз, университет, институт) с привлечением школьных психологов, клинических психологов, врачей для выявления групп риска и проведения экспресс-диагностики. Полученные результаты могут быть направлены на коррекцию и профилактические мероприятия интернет-аддикции детей, подростков и молодежи.
Информация о конфликте интересов: Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Информация о спонсорстве: Исследование не имело спонсорской поддержки.
Информация об авторах:
Москаленко Ольга Леонидовна, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник клинического отделения соматического и психического здоровья детей, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера», ул. Партизана Железняка, 3 г, г. Красноярск, 660022, Красноярск, Российская Федерация; gre-ll@mail.ru
ORCID: 0000-0003-4268-6568; Scopus Author ID: 57221448825
ResearcherID: H-4076-2017; SPIN-код: 9730-6265, AuthorID: 625104
DATA ABOUT THE AUTHOR:
Moskalenko Olga Leonidovna, Candidate of Biological Sciences, Senior Researcher of the Clinical Department of Somatic and Mental Health of Children
Federal State Budgetary Scientific Institution «Scientific Research Institute of medical problems of the North», 3g, Partizan Zheleznyaka Str., Krasnoyarsk, 660022, Russia; gre-ll@mail.ru
ORCID: 0000-0003-4268-6568; Scopus Author ID: 57221448825
ResearcherID: H-4076-2017
Дата поступления: 28.05.2024
Received: 28.05.2024
Принята к печати: 20.09.2024
Accepted: 20.09.2024
Психиатрия Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина
№05 2024
Проблема интернет-аддикции в анализе российских и зарубежных исследований №05 2024
Номера страниц в выпуске:18-25
Резюме
Интернет стал неотъемлемой частью жизни большинства людей в России и мире, что привело к появлению относительно нового вида поведенческой зависимости – интернет-аддикции или интернет-зависимости.
Цель исследования: анализ проблемы интернет-аддикции в проведенных российских и зарубежных научных исследованиях.
Материалы и методы. В статье представлен систематический обзор литературы российских и зарубежных исследований в области интернет-аддикции, а также статистические данные о интернет-аддикции у детей, подростков и студентов. Рассматриваются критерии оценки, диагностические методики, причины, психологическая характеристика аддиктивного поведения, эффективные направления программ профилактики и мероприятий для предотвращения аддиктивного поведения в подростковом возрасте и у студентов.
Авторами проведен научный поиск необходимых литературных источников с использованием соответствующих ключевых слов, в поисковой системе по биомедицинским исследованиям – PubMed и поисковой системе по научным публикациям – Google Scholar. В библиографических и реферативных базах данных рецензируемой научной литературы (Scopus, Web of Science, MedLine, The Cochrane Library, EMBASE, Global Health, CyberLeninka, РИНЦ (RSCI) и другим).
Результаты. Результаты исследований интернет-аддикции проведенных в разных странах мира доказывают, что этот феномен имеет мировую распространенность. Исследование показало, что интернет-аддикция широко распространена среди наиболее уязвимых слоев населения детей, подростков и молодежи, с каждым годом их число возрастает.
Заключение. Установлена коморбидность интернет-аддикции с тревожно-депрессивными состояниями, немотивированной агрессией и психосоматическими заболеваниями. Профилактику интернет-аддикции необходимо проводить в школах и других учебных заведениях (колледж, вуз, университет, институт) с привлечением школьных психологов, клинических психологов, врачей для выявления групп риска и проведения экспресс-диагностики. Полученные результаты могут быть направлены на коррекцию и профилактические мероприятия интернет-аддикции детей, подростков и молодежи.
Ключевые слова: интернет-аддикция, проблемное использование интернета, подростки, студенты, возрастные особенности аддикций, тревожность, профилактика.
Для цитирования: Москаленко О.Л. Проблема интернет-аддикции в анализе российских и зарубежных исследований. Психиатрия и психофармакотерапия. 2024; 5: 18–25. DOI: 10.62202/2075-1761-2024-26-5-18-25
Интернет стал неотъемлемой частью жизни большинства людей в России и мире, что привело к появлению относительно нового вида поведенческой зависимости – интернет-аддикции или интернет-зависимости.
Цель исследования: анализ проблемы интернет-аддикции в проведенных российских и зарубежных научных исследованиях.
Материалы и методы. В статье представлен систематический обзор литературы российских и зарубежных исследований в области интернет-аддикции, а также статистические данные о интернет-аддикции у детей, подростков и студентов. Рассматриваются критерии оценки, диагностические методики, причины, психологическая характеристика аддиктивного поведения, эффективные направления программ профилактики и мероприятий для предотвращения аддиктивного поведения в подростковом возрасте и у студентов.
Авторами проведен научный поиск необходимых литературных источников с использованием соответствующих ключевых слов, в поисковой системе по биомедицинским исследованиям – PubMed и поисковой системе по научным публикациям – Google Scholar. В библиографических и реферативных базах данных рецензируемой научной литературы (Scopus, Web of Science, MedLine, The Cochrane Library, EMBASE, Global Health, CyberLeninka, РИНЦ (RSCI) и другим).
Результаты. Результаты исследований интернет-аддикции проведенных в разных странах мира доказывают, что этот феномен имеет мировую распространенность. Исследование показало, что интернет-аддикция широко распространена среди наиболее уязвимых слоев населения детей, подростков и молодежи, с каждым годом их число возрастает.
Заключение. Установлена коморбидность интернет-аддикции с тревожно-депрессивными состояниями, немотивированной агрессией и психосоматическими заболеваниями. Профилактику интернет-аддикции необходимо проводить в школах и других учебных заведениях (колледж, вуз, университет, институт) с привлечением школьных психологов, клинических психологов, врачей для выявления групп риска и проведения экспресс-диагностики. Полученные результаты могут быть направлены на коррекцию и профилактические мероприятия интернет-аддикции детей, подростков и молодежи.
Ключевые слова: интернет-аддикция, проблемное использование интернета, подростки, студенты, возрастные особенности аддикций, тревожность, профилактика.
Для цитирования: Москаленко О.Л. Проблема интернет-аддикции в анализе российских и зарубежных исследований. Психиатрия и психофармакотерапия. 2024; 5: 18–25. DOI: 10.62202/2075-1761-2024-26-5-18-25
The problem of internet addiction in the analysis of russian and foreign studies
O.L. MoskalenkoFederal State Budgetary Scientific Institution «Scientific Research Institute of medical problems of the North», 3g, Partizan Zheleznyaka Str., Krasnoyarsk, 660022, Russia
Abstract
The Internet has become an integral part of the life of most people in Russia and the world, which has led to the emergence of a relatively new type of behavioral addiction – Internet addiction or Internet addiction.
The purpose of the study: to analyze the problem of Internet addiction in Russian and foreign scientific studies.
Materials and methods. The article presents a systematic review of the literature of Russian and foreign studies in the field of Internet addiction, as well as statistical data on Internet addiction in children, adolescents and students. The evaluation criteria, diagnostic methods, causes, psychological characteristics of addictive behavior, effective directions of prevention programs and measures to prevent addictive behavior in adolescence and students are considered.
The authors conducted a scientific search for the necessary literature using the appropriate keywords in the search engine for biomedical research – PubMed and the search engine for scientific publications – Google Scholar. In bibliographic and abstract databases of peer-reviewed scientific literature (Scopus, Web of Science, MedLine, The Cochrane Library, EMBASE, Global Health, CyberLeninka, RSCI and others).
Results. The results of studies of Internet addiction conducted in different countries of the world prove that this phenomenon has a global prevalence. The study showed that Internet addiction is widespread among the most vulnerable segments of the population of children, adolescents and young people, and their number is increasing every year.
Conclusion. The comorbidity of Internet addiction with anxiety-depressive conditions, unmotivated aggression and psychosomatic diseases has been established. Prevention of Internet addiction should be carried out in schools and other educational institutions (college, university, university, institute) with the involvement of school psychologists, clinical psychologists, doctors to identify risk groups and conduct express diagnostics. The results obtained can be aimed at correcting and preventing Internet addiction in children, adolescents and young people.
Keywords: Internet addiction, problematic use of the Internet, adolescents, students, age characteristics of addictions, anxiety, prevention.
For citation: Moskalenko O.L. The problem of internet addiction in the analysis of russian and foreign studies. Psychiatry and psychopharmacotherapy. 2024; 5: 18–25. DOI: 10.62202/2075-1761-2024-26-5-18-25
Введение. Интернет стал неотъемлемой частью жизни большинства людей в России и мире, что привело к появлению относительно нового вида поведенческой зависимости – интернет-аддикции (ИА) или интернет-зависимости [1, 4]. Интернет-аддикция как понятие определяется – навязчивым и избыточным использованием сети Интернет с проведением большого количества времени в сети Интернет [5, 7].
В настоящее время интернет-аддикция признана одним из распространенных вариантов нехимических аддикций и их число постоянно возрастает. Также имеются данные о негативных медицинских [1], социальных и экономических последствиях [6, 19].
Интернет-аддикция относится к группе мультифакториальных полигенных заболеваний, где в каждом конкретном случае имеет место уникальное сочетанное влияние врожденных особенностей функционирования ВНД, часть из которых генетически детерминирована (структурные особенности строения нервной ткани, спектр секреции, деградации, рецепции нейромедиаторов) и влияния множества внешнесредовых факторов (семейных, социальных, этно-культурных) [18, 20, 21].
В работах В.Л. Малыгин с соавт.; К. Beard (2011 г.) показано, что отсутствуют строго ограниченные определения интернет-аддикции и выверенные общие критерии диагностики, что является ограничением для анализа распространенности интернет-аддикции. Также противоречивость данных связана с различными методами и диагностическими критериями интернет-аддикции и понимания самого феномена интернет-аддикции, используемых авторами научных публикаций [8, 9, 10, 11, 23].
Диагностические критерии интернет-аддикции предложены I. Goldberg (1996 г.), со временем уточнялись, дополнялись и обобщались (M. Orzack, 1999 г.; А.Е. Войскунский, 2004 г.; В.Л. Малыгин, 2011 г.) [1, 10, 50].
Психофизиологические факторы риска: функциональная недостаточность ЦНС (повышенная утомляемость, слабость, ригидность) [25, 28].
Таким образом, интернет-аддикция влияющая на психо-эмоциональные расстройства у лиц молодого возраста является актуальной проблемой, особенно среди подростков и студентов.
Цель исследования – на основе обзора литературы российских и зарубежных публикаций в области интернет-аддикции (критерии оценки, диагностические методики, причины, психологическая характеристика аддиктивного поведения, эффективные направления программ профилактики и мероприятий для предотвращения аддиктивного поведения в подростковом возрасте и студентов ВУЗов) оценить и систематизировать результаты исследований у детей, подростков и студентов.
Материалы и методы исследования. Систематический обзор результатов исследований и алгоритм поиска информации был проведен согласно критериям с учетом изменений, внесенных в новые рекомендации «PRISMA, The Preferred Reporting Items for Systematic reviews and Meta-Analyses, 2020».
Стратегия поиска и отбора исследований
Авторами проведен научный поиск необходимых литературных источников с использованием соответствующих ключевых слов, в поисковой системе по биомедицинским исследованиям – PubMed и поисковой системе по научным публикациям – Google Scholar. В библиографических и реферативных базах данных рецензируемой научной литературы (Scopus, Web of Science, MedLine, The Cochrane Library, EMBASE, Global Health, CyberLeninka, РИНЦ (RSCI) и другим).Ключевыми словами для источников на русском языке являлись: интернет-зависимость, интернет-аддикция, проблемное использование интернета, подростки, студенты, возрастные особенности аддикций, тревожность, профилактика. На английском языке для базы Pubmed, Google Scholar и др.: Internet addiction, problematic use of the Internet, adolescents, age characteristics of addictions, anxiety, prevention.
Нами изучены заголовки и аннотации публикаций на соответствие критериям включения источников в систематический обзор с проведением ручного поиска в списках литературы найденных печатных работ для выявления дополнительных источников по теме исследования.
Критерии включения источников в систематический обзор:
1) язык исследования: русский / английский;
2) тип исследования: кросс-секционные и случай-контроль;
3) возраст исследуемых: подростки (младший – 12–14 лет и старший – 15–17 лет) и студенты (18–25 лет).
4) в исследованиях случай-контроль в качестве случаев принимались лица с интернет-аддикцией, тревожно-депрессивными состояниями, возрастными особенностями аддикций.
Извлечение и синтез данных исследований
При использовании вышеперечисленных поисковых запросов была получена 571 публикация в поисковой системе по биомедицинским исследованиям – PubMed и 163000 результатов в поисковой системе по научным публикациям – Google Scholar. Нами был проведен анализ заголовков публикаций и аннотаций, исключили публикации, которые не соответствовали теме поиска и цели исследования.
Результаты систематического обзора
Распространение интерет-аддикции в России и мире.Статистика по использованию интернета в мире (2019 г.) составляет 56,8 % от всего населения, и эта цифра увеличилась с 2012 г. почти в 2 раза [31, 32, 33, 34, 35].
В России в 2010 г. интернетом пользовались 43,3 млн. чел., в 2015 г. 78 млн. чел., в 2017 г. 87 млн. чел., к середине 2018 г. уже более 90 млн. чел. (82% населения). Такой прирост пользователей ведет к увеличению числа интернет-зависимых. Отчеты подготовлены по данным аналитического агентства «WeAreSocial» и «SMM-платформы Hootsuite» – о глобальном цифровом рынке «Global Digital» 2018 г.
Интернетнет-аддикция является социальной проблемой, вызывает общественное беспокойство и выступает предметом медико-психологических исследований. Интернетнет-аддикция чаще встречается у детей и подростков. По данным Childwise дети в возрастной группе 5–16 лет проводят в сети интернет 6,5 часов, норма не более 2-х ч/день для 11–12 летних подростков [36, 37, 38, 39, 40, 41].
При сравнительном анализе выраженности интернет-аддикции у обучающихся в регионах РФ установлено, что число подростков, которые проводят в сети Интернет
3 часа и более увеличилось с 2006 г. по 2010 г. с 5,7% до 21,7%, а в 2018 г. уже 57,1% детей и подростков постоянно находились в сети Интернет [1, 4, 5].
S. Tereshchenko с соавт. (2021г.) установили распространенность ИЗ среди подростков РФ составляет от 7,1% до 10,4% в зависимости от потребляемого контента (содержимое веб-страниц, каналы в мессенджерах и разные программы) [58], распространенность зависимости от социальных сетей – 8,0% (использован опросник "Social Media Disorder Scale", SMDS) [58].
В исследовании 2018 г. установлено, что среди студентов-медиков низкая степень проявления интернет-аддикции составила 65,2%, средняя – 30,4% и сильная ИЗ у 4,4%. В другом исследовании этой же научной группы показано, что у студентов технического факультета сильная степень проявления интернет-аддикции регистрировалась у 22%, средняя – 23% и низкая степень ИЗ у 49% студентов [1, 4, 6].
Так, выявлена интернет-аддикция у 28,65% в группе студентов от 17 до 21 года (8,7%) в сравнении со студентами-медиками в возрасте 22–27 лет (10,32%) [1, 4, 6].
Следует отметить, что работы зарубежных исследований посвящены понятию интернет-аддикции («виртуальная аддикция», «интернет-поведенческая зависимость», избыточное или патологическое использование Интернета) и выделению критериев (симптоматические критерии, клинически значимые критерии нарушений, временные критерии) [19, 20, 21, 22, 24]. Так, в США K.Young (Internet Addiction Test, 1995 г.) [43, 44] разработала типологию интернет-аддикции пользователей; D. Greenfield (1999 г.),
M. Griffiths (1998 г.) [38, 39] – сформулированы критерии интернет-аддикции и J. Sooler (1999 г.) – анализ симптомов и социальные последствия интернет-аддикции [42, 45, 46, 47, 48, 49].
Выделяют 5 факторов формирования интернет-аддикции на личностном уровне [50, 51, 52, 53]:
1. Психологические факторы (стремление перенести нормы виртуального мира в реальный, наличие других аддикций и др.)
2. Социальные факторы (наличие или отсутствие семьи/ детей/друзей в реальной жизни, время проводимое в сети Интернет с нерабочими целями; отсутствие хобби)
3. Экономические факторы (отсутствие стабильного дохода, уровень жизни)
4. Пользовательский опыт (стаж, глубина пользования сетью и т.д.
5. Биологические факторы (наличие отклонений, влияющих на социальные связи индивида)
В 1999 г. M.N. Orzack предлагает критерии определения интернет-аддикции (психологические симптомы, физиологические симптомы) и рассматривает психофизиологическую симптоматику интернет-аддикции, позволяющие диагностировать развитие аддикции [50].
В данном научном обзоре проанализированы работы о распространенности интернет-аддикции в разных странах. Так по результатам исследований, проведенных
L. Ghassem zadeh et.al в Иране (Тегеран) у студентов университета, с использованием вариаций теста K.Young (IAD) установлено 3,8% интернет-зависимых. В USA Aboujaoud e E. et.al (2006 г.) применялись 4 варианта диагностических критериев, различающиеся по порогам диагностики и интернет-аддикция установлена в 0,3%–0,7% студентов [61, 62].
В исследованиях Chou and Hsiao (2000 г., Тайвань) установлено 5,9% студентов по тесту K.Young с интернет-аддикцией. В Корее Kim et.al (2005 г.) у школьников в возрасте 15–16 лет при использовании вариация теста K.Young (IAD) диагностированы 1,6% как интернет-зависимые и 37,9% школьников склонные к интернет-аддикции [18].
В Финляндии (2004 г.) проводился национальный проект исследования подростков, включающий диагностику интернет-аддикции. В работе R. Kaltiala-Heino et.al. применялись адаптированные критерии патологического гемблинга по классификации DSM-IV и интернет-аддикция была установлена у 1,7% юношей и 1,4% девушек [10].
Тест интернет-зависимости Чена (Chen Internet Addiction Scale, CIAS) по диагностическим критериям [29, 30, 54] наиболее близок 6 диагностическим компонентам универсальным для всех вариантов аддикций [R. Brown, 1993; M. Griffiths, 1996] и позволяет измерять симптомы интернет-аддикции (толерантность, симптом отмены, компульсивность) и психологические аспекты (способность управлять собственным временем и наличие внутриличностных проблем) [55, 56, 57].
В ряде исследований убедительно [26, 27] показана выраженная коморбидность интернет-аддикции с широким спектром психо-патологических состояний и установлено, что у лиц раннего юношеского возраста, склонных к интернет-аддикции отмечаются тревожно-депрессивные состояния, затруднения в выполнении работы, высокая возбудимость [59, 60].
В РФ 2011 г. В.Н. Малыгин, К.А. Феликсов с соавт. [10] по шкале Chen Internet Addiction Scale (CIAS, 2003 г.) в адаптации К.А. В.Л. Феклисова, Малыгина установили интернет-аддикцию в 3,69% из всех обследованных школьников.
Наиболее уязвимым контингентом для формирования интернет-аддикции являются подростки (удовлетворение потребности в уважении, признании и самоактуализации), так по данным разных исследований, распространенность интернет-аддикции в некоторых регионах достигает 37,8% [1, 4, 5, 6].
Исследование проведенное у студентов технических и гуманитарных вузов. По результатам исследования установлено, что у девушек студентов с интернет-аддикцией отмечается: тревожность, подозрительность, неуверенность в себе, импульсивность, нерешительность, мечтательность, недостаток способности к ведению диалога и конструктивной дискуссии, трудности в самореализации, боязнь установления новых контактов и близких, доверительных отношений, неспособность к глубоким интимным взаимоотношениям. В группе юношей студентов с интернет-аддикцией отмечается: эмоциональная лабильность, неуступчивость, раздражительность, подозрительность, импульсивность, нерешительность, неуверенность в себе, тревожность, снижение способности к рациональному использованию имеющихся сил и времени, испытывают трудности в постановке и отстаивании личностно значимых целей, избегают ответственности [1, 4, 5].
К настоящему времени проведено большое количество исследований изучения интернет-аддикции. Одной из основных задач изучения интернет-аддикции является выявление конкретных генов и нейромедиаторных ассоциаций, отвечающих за предрасположенность к формированию интернет-аддиктивного поведения, что в дальнейшем позволит найти новые терапевтические мишени и провести раннюю профилактику с оценкой степени генетического риска.
Генетика интернет-аддикции
К настоящему времени конкретные гены, вовлеченные в механизмы наследуемости точно не идентифицированы, а наличие генетического компонента формирования интернет-аддикции было показано близнецовыми исследованиями на примере различных популяций (Lee Y., Han D.H., 2014; Hahn E., Reuter M., 2017; Long E.C., Verhulst B., 2016; Tamura H., Nishida T., Tsuji, 2017).В пилотных исследованиях были верифицированы полиморфные участки 5 кандидатных генов:
1. Ген дофаминового рецептора второго типа, dopamine D2 receptor (DRD2) gene, Taq1A1 allele (rs1800497) и ген фермента распада допамина, methionine variant of dopamine degradation enzyme catecholamine-omethyltransferase (COMT) gene (rs4680) – наличие патологической приверженности к интернет-играм (Han D.H., Lee Y.S., 2007 г.).
2. Ген серотонинового транспортера, serotonin transporter (SS5HTTLPR) gene, short allelic variants (rs25531) – короткие аллельные варианты гена серотонинового транспортера могут быть ассоциированы с патологической интернет-аддикцией (Lee Y., Han D.H., Yang K.C., 2014).
3. Ген ацетилхолинового никотинового рецептора, nicotinic acetylcholine receptor subunit alpha 4 (CHRNA4) gene (rs1044396) – который может быть ассоциирован с никотиновой зависимостью и расстройствами внимания (Montag C., Kirsch P., Sauer C., 2012 г.).
4. Ген нейротрофического рецептора тирозинкиназы третьего типа, neurotrophic tyrosine kinase receptor type 3 (NTRK3) gene (rs2229910) – показана статистически убедительная связь с одним участком rs2229910, предположительно ассоциированным также с тревожно-депрессивными расстройствами и психологически детерминированными расстройствами питания (Jeong J.E., Rhee J.K., Kim T.M, 2017 г.)
В различных этнических группах частота встречаемости отдельных полиморфных участков вышеперечисленных генов, предположительно ассоциированных с формированием интернет-зависимости, может значительно отличаться.
Результаты исследований интернет-аддикции проведенных в разных странах мира доказывают, что этот феномен имеет мировую распространенность и в настоящее время остаются вопросы по нозологической принадлежности, диагностическим критериям, клиническим проявлениям и особенно профилактике интернет-аддикции.
Таким образом, исследование показало, что интернет-аддикция стала мировым феноменом, широко распространена среди наиболее уязвимых слоев населения детей, подростков и молодежи, с каждым годом их число возрастает. Также установлена коморбидность интернет-аддикции с тревожно-депрессивными состояниями, немотивированной агрессией и психосоматическими заболеваниями.
Профилактику интернет-аддикции необходимо проводить в школах и других учебных заведениях (колледж, вуз, университет, институт) с привлечением школьных психологов, клинических психологов, врачей для выявления групп риска и проведения экспресс-диагностики. Полученные результаты могут быть направлены на коррекцию и профилактические мероприятия интернет-аддикции детей, подростков и молодежи.
Информация о конфликте интересов: Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Информация о спонсорстве: Исследование не имело спонсорской поддержки.
Информация об авторах:
Москаленко Ольга Леонидовна, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник клинического отделения соматического и психического здоровья детей, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера», ул. Партизана Железняка, 3 г, г. Красноярск, 660022, Красноярск, Российская Федерация; gre-ll@mail.ru
ORCID: 0000-0003-4268-6568; Scopus Author ID: 57221448825
ResearcherID: H-4076-2017; SPIN-код: 9730-6265, AuthorID: 625104
DATA ABOUT THE AUTHOR:
Moskalenko Olga Leonidovna, Candidate of Biological Sciences, Senior Researcher of the Clinical Department of Somatic and Mental Health of Children
Federal State Budgetary Scientific Institution «Scientific Research Institute of medical problems of the North», 3g, Partizan Zheleznyaka Str., Krasnoyarsk, 660022, Russia; gre-ll@mail.ru
ORCID: 0000-0003-4268-6568; Scopus Author ID: 57221448825
ResearcherID: H-4076-2017
Дата поступления: 28.05.2024
Received: 28.05.2024
Принята к печати: 20.09.2024
Accepted: 20.09.2024
Список исп. литературыСкрыть список1. Войскунский А.Е., Митина О.В. Связь интернет-зависимости с гендером и социальным статусом подростков // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: сборник научных статей. Государственный социально-гуманитарный университет. 2018. С. 75-80
2. Грицинская В.Л., Москаленко О.Л. Использование компьютерных технологий при проведении диспансеризации детского населения республики Тыва // В мире научных открытий. 2017. Т. 9, № 2. С. 158-167. DOI: 10.12731/wsd-2017-2-158-167
3. Деревянных Е.В., Балашова Н.А., Яскевич Р.А. и др. Частота и выраженность тревожно-депрессивных нарушений у студентов медицинского вуза // В мире научных открытий. 2017. Т. 9, № 1. С. 10-28. DOI: 10.12731/wsd-2017-1-10-28
4. Зальмунин К.Ю., Менделевич В.Д. Профили аддикций как инструмент для сравнительной оценки химических и нехимических зависимостей // Журнал неврологии и психиатрии. 2018. № 2. С. 3-9.
5. Колмогорцева А.А., Рыльская Е.А. Индивидуально-психологические особенности личности с интернет-зависимостью // Психология. Психофизиология. 2021. Т. 14, № 1. C.14-22.
6. Кочетков Н.В. Интернет-зависимость и зависимость от компьютерных игр в трудах отечественных психологов // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11, №1. С. 27-54. DOI. org/10.17759/sps.2020110103
7. Лоскутова В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: дис. … канд. мед. наук. Новосибирск, 2004. 157 с.
8. Малыгин В.Л., Антоненко А.А, Меркурьева Ю.А., Искандирова А.С. Психопатологические феномены, сопровождающие интернет-зависимое поведение у подростков // Медицинская психология в России. 2014. №3(26) [Электронный ресурс]. URL: http://www.medpsy. ru/mprj/archiv_global/2014_3_26/nomer/nomer08.pp. (дата обращения: 25.06.2023)
9. Малыгин В.Л., Меркурьева Ю.А., Шевченко Ю.С. и др. Сравнительные особенности психологических свойств и социальной адаптации интернет-зависимых подростков и подростков, зависимых от каннабиноидов // Национальный психологический журнал. 2018. №3. С. 90-97. DOI: 10.11621/npj.2018.0308
10. Малыгин В.Л., Феликсов К.А., Искадирова А.С. и др. Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики: учебное пособие. М.: МГМСУ, 2011. 32 с.
11. Меркурьева Ю.А., Малыгин В.Л., Искандирова А.С. Нейропсихологическая диагностика интернет-зависимости у подростков. Психиатрия. 2013. №4. С. 56.
12. Москаленко О.Л. Характеристика свойств темперамента у юношей-студентов разных соматотипов г. Железногорска // В мире научных открытий. 2015. № 8-1 (68). С. 442-449.
13. Москаленко О.Л., Деревянных Е.В., Балашова Н.А., Яскевич Р.А. Депрессивные расстройства среди обучающихся медицинских высших учебных заведений. // Russian Journal of Education and Psychology. 2021. Т. 12, № 4-2. С. 382-390. DOI: 10.12731/2658-4034-2021-12-4-2-382-390
14. Москаленко О.Л., Пуликов А.С. Влияние анторопотехногенного загрязнения на психосоматическое состояние юношей // Вестник КрасГАУ. 2014. № 5 (92). С. 163-170.
15. Пуликов А.С., Москаленко О.Л. Особенности экологической морфологии юношей Сибири в условиях городского антропотехногенного загрязнения // В мире научных открытий. 2015. № 6-1 (66). С. 393-407.
16. Пуликов А.С., Москаленко О.Л., Зайцева О.И. Адаптационный потенциал юношей Красноярского края как показатель состояния здоровья // В мире научных открытий. 2011. № 4 (16). С. 361-367.
17. Пуликов А.С., Москаленко О.Л., Зайцева О.И. Особенности адаптации организма юношей в возрастном аспекте в различных экологических условиях // В мире научных открытий. 2011. № 5 (17). С. 76-83.
18. Al-Khani A.M., Saquib J., Rajab A.M., Khalifa M.A. et al. Internet addiction in Gulf countries: A systematic review and meta-analysis. Journal of behavioral addictions, 2021, no. 10, pp. 601-610. DOI: 10.1556/2006.2021.00057.
19. Andreassen C.S., Pallesen S. Social Network Site Addiction-An Overview. Current Pharmaceutical Design, 2014, no. 20, pp. 4053-4061. DOI: 10.2174/13816128113199990616
20. Ang C.S. Internet habit strength and online communication: Exploring gender differences. Computers in Human Behavior, 2017, vol. 66, pp.1-16. DOI: 10.1016 / j. chb.2016.09.028.
21. Aparicio-Martínez P., Ruiz-Rubio M., Perea-Moreno A.J. et al. Gender differences in the addiction to social networks in the Southern Spanish university students. Telematics and Informatics, 2020, no. 46, p. 101304. https://doi.org/10.1016/j.tele.2019.101304
22. Balhara Y.P.S., Singh S., Saini R., Dahiya N. et al. Should Internet gaming disorder be considered a subtype of generalized problematic internet use? Findings from a study among medical college students. Perspectives in Psychiatric Care, 2021, no. 57, pp. 272-278. DOI: 10.1111/ppc.12558
23. Beard К. Modification in the Proposed Diagnostic Criteria for Internet Addiction. Cyberpsychology & Behavior, 2011, no. 4, P. 3.
24. Bickham D.S. Current research and viewpoints on internet addiction in adolescents. Current pediatrics reports, 2021, no. 9, pp. 1-10. DOI: 10.1007/s40124-020-00236-3
25. Block J.J. Internet Addiction. The American Journal of Psychiatry, 2008. no. 165. pp. 306-307.
26. Boer M. van den Eijnden, R.; Boniel-Nissim M., Wong S.L., Inchley J.C. et al. Adolescents' Intense and Problematic Social Media Use and Their Well-Being in 29 Countries. The Journal of adolescent health: official publication of the Society for Adolescent Medicine, 2020, no. 66, pp. S89-s99. DOI:10.1016/j.jadohealth.2020.02.014.
27. Boer M., van den Eijnden R.J., Finkenauer C., Boniel‐Nissim M., Marino C. et al. Cross‐national validation of the social media disorder scale: findings from adolescents from 44 countries. Addiction, 2022, no. 117, pp. 784-795. DOI: 10.1111/add.15709
28. Brenner P.S., DeLamater J. Lies, Damned Lies, and Survey Self-Reports? Identity as a Cause of Measurement Bias. Soc Psychol Q, 2016, no. 79, pp. 333-354. DOI:10.1177/0190272516628298.
29. Chen S.H., Weng L.C., Su Y.J., Wu H.M., Yang, P.F. Development of Chinese Internet Addiction Scale and its psychometric study. Chin. J. Psychol, 2003, vol. 45. no. 3. pp. 279-294. DOI: 10.1037/t44491-000.
30. Cheng C., Lau Y.C., Chan L., Luk J.W. Prevalence of social media addiction across 32 nations: Meta-analysis with subgroup analysis of classification schemes and cultural values. Addictive behaviors, 2021, no. 117, p. 106845. DOI:10.1016/j.addbeh.2021.106845.
31. Chien Chou, Linda Condron, John C. Belland A Review of the Research on Internet Addiction. Educational Psychology Review, 2005, no. 4. pp. 335-345.
32. Chung S., Lee J., Lee H.K. Personal factors, internet characteristics, and environmental factors contributing to adolescent internet addiction: a public health perspective. Int. J. Environ Res Public Health, 2019, vol. 16. no. 23. pp. 4635-4642. DOI: 10.3390/ijerph16234635.
33. Costache M.E., Frick A., Månsson K., Engman J., Faria V. et al. Higherand lower-order personality traits and cluster subtypes in social anxiety disorder. PLoS ONE, 2020, vol. 15, no. 4. DOI: 10.1371/journal.pone.0232187.
34. Durkee T., Carli V., Floderus B., Wasserman C. et al. Pathological Internet Use and Risk-Behaviors among European Adolescents. Int. J. Environ Res Public Health, 2016, no.13, p. 30294. DOI: 10.3390/ijerph13030294.
35. Feng Y., Ma Y., Zhong Q. The relationship between adolescents’ stress and internet addiction: a mediated-moderation model. Front. Psychol, 2019, vol. 10, pp. 2248-2256. DOI: 10.3389/ fpsyg.2019.02248.
36. Gonzalez-Bueso V., Santamaria J.J., Fernandez D., Merino L. et al. J. Internet Gaming Disorder in Adolescents: Personality, Psychopathology and Evaluation of a Psychological Intervention Combined With Parent Psychoeducation. Front Psychol, 2018, no. 9, p. 787. DOI:10.3389/fpsyg.2018.00787.
37. González-Bueso V., Santamaría J.J., Fernández D., Merino L. et al. J. Association between internet gaming disorder or pathological video-game use and comorbid psychopathology: a comprehensive review. International journal of environmental research and public health, 2018, no. 15, p. 668. DOI: 10.3390/ijerph15040668
38. Griffiths M.D. Internet and video-game addiction. Adolescent Addiction. Epidemiology, Assessment and Treatment. ed. by Cecilia A. Essau. Elsevier Inc., 2008. pp. 231-267. DOI: 10.1016/B978-012373625-3.50010-3
39. Griffiths, M.D. Conceptual issues concerning internet addiction and internet gaming disorder: Further critique on Ryding and Kaye (2017). International journal of mental health and addiction, 2018, no. 16, pp. 233-239. DOI: 10.1007/s11469-017-9818-z
40. Jiang Q., Huang X., Tao R. Examining Factors Influencing Internet Addiction and Adolescent Risk Behaviors Among Excessive Internet Users. Health Commun, 2018, no. 33, pp. 1434-1444. DOI:10.1080/10410236. 2017.1358241.
41. Kaess M., Klar J., Kindler J., Parzer P. et al. Excessive and pathological Internet use – Risk-behavior or psychopathology? Addictive behaviors, 2021, no. 123, pp. 107045. DOI:10.1016/j.addbeh.2021.107045.
42. Kaye L.K., Ryding F.C. "Internet addiction": A conceptual minefield. International Journal of Mental Health and Addiction, 2018, no. 16. pp. 225-232.
43. Kimberly S. Young, Cristiano Nabuco de Abreu. Internet addiction: a handbook and guide to evaluation and treatment. Canada, 2011, 314 p.
44. Kimberly Young. Аassessment of internet addiction. URL: www.netaddiction.com (date of the application: 25.06.2023).
45. Kuss D.J., Griffiths M.D., Binder J.F. Internet addiction in students: Prevalence and risk factors. Computers in Human Behavior, 2013, vol. 29. no. 3. pp. 959-966. DOI: 10.1016 / j. chb.2012.12.024.
46. Kwok-Kei Mak, Ching-Man Lai et. al. Epidemiology of internet behaviors and addiction among adolescents in six Asian countries. Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking, 2014, vol. 17. no. 11. pp. 720-728. DOI: 10.1089/cyber.2014.0139.
47. Latkin C.A., Edwards C., Davey-Rothwell M.A. et al. The relationship between social desirability bias and self-reports of health, substance use, and social network factors among urban substance users in Baltimore, Maryland. Addictive behaviors, 2017, no. 73, pp. 133-136. DOI:10.1016/j.addbeh. 2017.05.005.
48. Lopez-Fernandez, O. Generalised versus specific internet use-related addiction problems: A mixed methods study on internet, gaming, and social networking behaviours. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2018, no. 15, p. 2913. DOI: 10.3390/ijerph15122913
49. Montag C., Bey K., Sha P., Li M., Chen Y.F. et al. Is it meaningful to distinguish between generalized and specific Internet addiction? Evidence from a cross‐cultural study from Germany, Sweden, Taiwan and China. Asia‐Pacific Psychiatry, 2015, no. 7, pp. 20-26. DOI: 10.1111/appy.12122
50. Orzack M. H.,Orzack D. S. Treatment of Computer Addicts with Complex Co-Morbid Psy chiatric Disorders. CyberPsychol. Behavior, 1999, no. 5. pp. 53-57.
51. Paakkari L., Tynjälä J., Lahti H., Ojala K. et al. Problematic Social Media Use and Health among Adolescents. International journal of environmental research and public health, 2021, no. 18, p. 1885. DOI:10.3390/ ijerph18041885.
52. Pontes H.M. Investigating the differential effects of social networking site addiction and Internet gaming disorder on psychological health. Journal of behavioral addictions, 2017, no. 6, pp. 601-610. DOI: 10.1556/2006.6. 2017.075
53. Reer F., Festl R., Quandt T. Investigating problematic social media and game use in a nationally representative sample of adolescents and younger adults. Behaviour & Information Technology, 2021, no. 40, pp. 776-789. https://doi.org/10.1080/0144929X.2020.1724333
54. Rich M., Tsappis M., Kavanaugh J.R. Problematic interactive media use among children and adolescents: Addiction, compulsion, or syndrome? 2017. Psychology Research and Behavior Management, vol. 12, pp. 447-455. DOI:10.2147/PRBM.S208968
55. Shen Y., Wang L., Huang C., Guo J. et al. Sex differences in prevalence, risk factors and clinical correlates of internet addiction among Chinese college students. Journal of affective disorders, 2021, no. 279, pp.680-686. DOI: 10.1016/j.jad.2020.10.054
56. Sümen A., Evgin D. Social media addiction in high school students: a cross-sectional study examining its relationship with sleep quality and psychological problems. Child Indicators Research, 2021, no.14, pp. 2265-2283. DOI: 10.1007/s12187-021-09838-9
57. Suris J.C., Akre C., Piguet C., Ambresin A.E. et al. A. Is Internet use unhealthy? A cross-sectional study of adolescent Internet overuse. Swiss medical weekly, 2014, no. 144, p. w14061. DOI:10.4414/smw.2014.14061.
58. Tereshchenko S., Kasparov E., Smolnikova M., Shubina M., Gorbacheva N., Moskalenko O. Internet addiction and sleep problems among russian adolescents: a field school-based study. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2021, vol. 18, no. 19. p. 397. https://doi.org/10.3390/ijerph181910397
59. Vesely S., Klöckner C.A. Social Desirability in Environmental Psychology Research: Three Meta-Analyses. Frontiers in psychology, 2020, no.11, p.1395. DOI:10.3389/fpsyg.2020.01395.
60. Weinstein A., Lejoyeux M. Internet addiction or excessive internet use. Am J. Drug Alcohol Abuse, 2010, no. 36, pp. 277-283; DOI: 10.3109/ 00952990.2010.491880.
61. Yao-Guo G., Lin-Yan S., Feng-Lin C. A research on emotion and personality characteristics in junior high school students with internet addiction disorders. Chinese Journal of Clinical Psychology, 2006, no. 14. pp. 153-155.
62. Yu Y., Sun H., Gao F. Susceptibility of shy students to internet addiction: a multiple mediation model involving Chinese middle-school students. Front Psychol., 2019, vol. 10, pp. 1275-1283. DOI: 10.3389/fpsyg.2019.01275.
References:
1. Voyskunskiy A.E., Mitina O.V., Ragimova A.G. Svyaz' internet-zavisimosti s genderom i sotsial'nym statusom podrostkov [Communication of Internet addiction with gender and social status of adolescents]. Tsifrovoe obshchestvo kak kul'turno-istoricheskiy kontekst razvitiya cheloveka [Digital society as a cultural and historical context of human development: a collection of scientific articles]: sbornik nauchnykh statey. Gosudarstvennyy sotsial'no-gumanitarnyy universitet, 2018, pp. 75-80.
2. Gritsinskaya V.L., Moskalenko O.L. Ispol'zovanie komp'yuternykh tekhnologiy pri provedenii dispanserizatsii detskogo naseleniya respubliki Tyva [The use of computer technology in the conduct of clinical examination of the child population of the Republic of Tyva]. V mire nauchnykh otkrytiy [In the world of scientific discoveries], 2017, vol. 9, no. 2, pp. 158-167. DOI: 10.12731/wsd-2017-2-158-167
3. Derevyannykh E.V., Balashova N.A., Yaskevich R.A., Moskalenko O.L. Chastota i vyrazhennost' trevozhno-depressivnykh narusheniy u studentov meditsinskogo vuza [Frequency and severity of anxiety-depressive disorders in medical students]. V mire nauchnykh otkrytiy [In the world of scientific discoveries], 2017. vol. 9, no. 1, pp. 10-28. DOI: 10.12731/wsd-2017-1-10-28
4. Zal'munin K.Yu., Mendelevich V.D. Profili addiktsiy kak instrument dlya sravnitel'noy otsenki khimicheskikh i nekhimicheskikh zavisimostey [Addiction profiles as a tool for comparative evaluation of chemical and non-chemical addictions]. Zhurnal nevrologii i psikhiatrii [Journal of Neurology and Psychiatry], 2018, no. 2, pp. 3-9.
5. Kolmogortseva A.A., Ryl'skaya E.A. Individual'no-psikhologicheskie osobennosti lichnosti s internet-zavisimost'yu [Individual psychological characteristics of a person with Internet addiction]. Psikhologiya. Psikhofiziologiya [Psychology. Psychophysiology], 2021, vol. 14, no. 1, pp. 14-22.
6. Kochetkov N.V. Internet-zavisimost' i zavisimost' ot komp'yuternykh igr v trudakh otechestvennykh psikhologov [Internet addiction and dependence on computer games in the works of Russian psychologists]. Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo [Social psychology and society], 2020, vol. 11, no. 1, pp. 27-54. DOI. org/10.17759/sps.2020110103
7. Loskutova V.A. Internet-zavisimost' kak forma nekhimicheskikh addiktivnykh rasstroystv [Internet addiction as a form of non-chemical addictive disorders]: Dis. … kand. med. nauk. Novosibirsk, 2004. 157 p.
8. Malygin V.L., Antonenko A.A, Merkur'eva Yu.A., Iskandirova A.S. Psikhopatologicheskie fenomeny, soprovozhdayushchie internet-zavisimoe povedenie u podrostkov [Psychopathological phenomena accompanying Internet-addicted behavior in adolescents] Meditsinskaya psikhologiya v Rossii [Medical psychology in Russia], 2014, no. 3(26) URL: http://www.medpsy. ru/mprj/archiv_global/2014_3_26/nomer/nomer08.pp. (data obrashcheniya: 25.06.2023)
9. Malygin V.L., Merkur'eva Yu.A., Shevchenko Yu.S., Malygin Ya.V. et al. Sravnitel'nye osobennosti psikhologicheskikh svoystv i sotsial'noy adaptatsii internet-zavisimykh podrostkov i podrostkov, zavisimykh ot kannabinoidov [Comparative features of the psychological properties and social adaptation of Internet-addicted adolescents and adolescents dependent on cannabinoids]. Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal [National Psychological Journal], 2018, no. 3, pp. 90-97. DOI: 10.11621/npj.2018.0308
10. Malygin V.L., Feliksov K.A., Iskadirova A.S. et al. Internet-zavisimoe povedenie. Kriterii i metody diagnostiki [Internet addictive behavior. Criteria and methods of diagnostics]: uchebnoe posobie. M.: MGMSU, 2011. 32 p.
11. Merkur'eva Yu. A., Malygin V. L., Iskandirova A. S.Neyropsikhologicheskaya diagnostika internet-zavisimosti u podrostkov [Neuropsychological diagnosis of Internet addiction in adolescents]. Psikhiatriya, 2013, no. 4, p. 56.
12. Moskalenko O.L. Kharakteristika svoystv temperamenta u yunoshey-studentov raznykh somatotipov g. Zheleznogorska [Characteristics of the properties of temperament in male students of different somatotypes in Zheleznogorsk]. V mire nauchnykh otkrytiy [In the world of scientific discoveries], 2015, no. 8-1 (68), pp. 442-449.
13. Moskalenko O.L., Derevyannykh E.V., Balashova N.A., Yaskevich R.A. Depressivnye rasstroystva sredi obuchayushchikhsya meditsinskikh vysshikh uchebnykh zavedeniy [Depressive disorders among students of medical higher educational institutions]. Russian Journal of Education and Psychology, 2021, vol. 12, no. 4-2, pp. 382-390. DOI: 10.12731/2658-4034-2021-12-4-2-382-390
14. Moskalenko O.L., Pulikov A.S. Vliyanie antoropotekhnogennogo zagryazneniya na psikhosomaticheskoe sostoyanie yunoshey [Influence of anthropogenic pollution on the psychosomatic state of young men]. Vestnik KrasGAU [Bulletin of the Krasnoyarsk Agrarian University], 2014, no. 5(92), pp. 163-170.
15. Pulikov A.S., Moskalenko O.L. Osobennosti ekologicheskoy morfologii yunoshey Sibiri v usloviyakh gorodskogo antropotekhnogennogo zagryazneniya [Peculiarities of ecological morphology of youths in Siberia under conditions of urban anthropogenic pollution]. V mire nauchnykh otkrytiy [In the world of scientific discoveries], 2015, no. 6-1(66), pp. 393-407.
16. Pulikov A.S., Moskalenko O.L., Zaytseva O.I. Adaptatsionnyy potentsial yunoshey krasnoyarskogo kraya kak pokazatel' sostoyaniya zdorov'ya [Adaptive potential of young men of the Krasnoyarsk Territory as an indicator of the state of health]. V mire nauchnykh otkrytiy [In the world of scientific discoveries], 2011, no. 4(16), pp. 361-367.
17. Pulikov A.S., Moskalenko O.L., Zaytseva O.I. Osobennosti adaptatsii organizma yunoshey v vozrastnom aspekte v razlichnykh ekologicheskikh usloviyakh [Features of the adaptation of the body of young men in the age aspect in various environmental conditions]. V mire nauchnykh otkrytiy [In the world of scientific discoveries], 2011, no. 5(17), pp. 76-83.
18. Al-Khani A.M., Saquib J., Rajab A.M., Khalifa M.A. et al. Internet addiction in Gulf countries: A systematic review and meta-analysis. Journal of behavioral addictions, 2021, no. 10, pp. 601-610. DOI: 10.1556/2006.2021.00057.
19. Andreassen C.S., Pallesen S. Social Network Site Addiction-An Overview. Current Pharmaceutical Design, 2014, no. 20, pp. 4053-4061. DOI: 10.2174/13816128113199990616
20. Ang C.S. Internet habit strength and online communication: Exploring gender differences. Computers in Human Behavior, 2017, vol. 66, pp.1-16. DOI: 10.1016 / j. chb.2016.09.028.
21. Aparicio-Martínez P., Ruiz-Rubio M., Perea-Moreno A.J. et al. Gender differences in the addiction to social networks in the Southern Spanish university students. Telematics and Informatics, 2020, no. 46, p. 101304. https://doi.org/10.1016/j.tele.2019.101304
22. Balhara Y.P.S., Singh S., Saini R., Dahiya N. et al. Should Internet gaming disorder be considered a subtype of generalized problematic internet use? Findings from a study among medical college students. Perspectives in Psychiatric Care, 2021, no. 57, pp. 272-278. DOI: 10.1111/ppc.12558
23. Beard К. Modification in the Proposed Diagnostic Criteria for Internet Addiction. Cyberpsychology & Behavior, 2011, no. 4, P. 3.
24. Bickham D.S. Current research and viewpoints on internet addiction in adolescents. Current pediatrics reports, 2021, no. 9, pp. 1-10. DOI: 10.1007/s40124-020-00236-3
25. Block J.J. Internet Addiction. The American Journal of Psychiatry, 2008. no. 165. pp. 306-307.
26. Boer M. van den Eijnden, R.; Boniel-Nissim M., Wong S.L., Inchley J.C. et al. Adolescents' Intense and Problematic Social Media Use and Their Well-Being in 29 Countries. The Journal of adolescent health: official publication of the Society for Adolescent Medicine, 2020, no. 66, pp. S89-s99. DOI:10.1016/j.jadohealth.2020.02.014.
27. Boer M., van den Eijnden R.J., Finkenauer C., Boniel‐Nissim M., Marino C. et al. Cross‐national validation of the social media disorder scale: findings from adolescents from 44 countries. Addiction, 2022, no. 117, pp. 784-795. DOI: 10.1111/add.15709
28. Brenner P.S., DeLamater J. Lies, Damned Lies, and Survey Self-Reports? Identity as a Cause of Measurement Bias. Soc Psychol Q, 2016, no. 79, pp. 333-354. DOI:10.1177/0190272516628298.
29. Chen S.H., Weng L.C., Su Y.J., Wu H.M., Yang, P.F. Development of Chinese Internet Addiction Scale and its psychometric study. Chin. J. Psychol, 2003, vol. 45. no. 3. pp. 279-294. DOI: 10.1037/t44491-000.
30. Cheng C., Lau Y.C., Chan L., Luk J.W. Prevalence of social media addiction across 32 nations: Meta-analysis with subgroup analysis of classification schemes and cultural values. Addictive behaviors, 2021, no. 117, p. 106845. DOI:10.1016/j.addbeh.2021.106845.
31. Chien Chou, Linda Condron, John C. Belland A Review of the Research on Internet Addiction. Educational Psychology Review, 2005, no. 4. pp. 335-345.
32. Chung S., Lee J., Lee H.K. Personal factors, internet characteristics, and environmental factors contributing to adolescent internet addiction: a public health perspective. Int. J. Environ Res Public Health, 2019, vol. 16. no. 23. pp. 4635-4642. DOI: 10.3390/ijerph16234635.
33. Costache M.E., Frick A., Månsson K., Engman J., Faria V. et al. Higherand lower-order personality traits and cluster subtypes in social anxiety disorder. PLoS ONE, 2020, vol. 15, no. 4. DOI: 10.1371/journal.pone.0232187.
34. Durkee T., Carli V., Floderus B., Wasserman C. et al. Pathological Internet Use and Risk-Behaviors among European Adolescents. Int. J. Environ Res Public Health, 2016, no.13, p. 30294. DOI: 10.3390/ijerph13030294.
35. Feng Y., Ma Y., Zhong Q. The relationship between adolescents’ stress and internet addiction: a mediated-moderation model. Front. Psychol, 2019, vol. 10, pp. 2248-2256. DOI: 10.3389/ fpsyg.2019.02248.
36. Gonzalez-Bueso V., Santamaria J.J., Fernandez D., Merino L. et al. J. Internet Gaming Disorder in Adolescents: Personality, Psychopathology and Evaluation of a Psychological Intervention Combined With Parent Psychoeducation. Front Psychol, 2018, no. 9, p. 787. DOI:10.3389/fpsyg.2018.00787.
37. González-Bueso V., Santamaría J.J., Fernández D., Merino L. et al. J. Association between internet gaming disorder or pathological video-game use and comorbid psychopathology: a comprehensive review. International journal of environmental research and public health, 2018, no. 15, p. 668. DOI: 10.3390/ijerph15040668
38. Griffiths M.D. Internet and video-game addiction. Adolescent Addiction. Epidemiology, Assessment and Treatment. ed. by Cecilia A. Essau. Elsevier Inc., 2008. pp. 231-267. DOI: 10.1016/B978-012373625-3.50010-3
39. Griffiths, M.D. Conceptual issues concerning internet addiction and internet gaming disorder: Further critique on Ryding and Kaye (2017). International journal of mental health and addiction, 2018, no. 16, pp. 233-239. DOI: 10.1007/s11469-017-9818-z
40. Jiang Q., Huang X., Tao R. Examining Factors Influencing Internet Addiction and Adolescent Risk Behaviors Among Excessive Internet Users. Health Commun, 2018, no. 33, pp. 1434-1444. DOI:10.1080/10410236. 2017.1358241.
41. Kaess M., Klar J., Kindler J., Parzer P. et al. Excessive and pathological Internet use – Risk-behavior or psychopathology? Addictive behaviors, 2021, no. 123, pp. 107045. DOI:10.1016/j.addbeh.2021.107045.
42. Kaye L.K., Ryding F.C. "Internet addiction": A conceptual minefield. International Journal of Mental Health and Addiction, 2018, no. 16. pp. 225-232.
43. Kimberly S. Young, Cristiano Nabuco de Abreu. Internet addiction: a handbook and guide to evaluation and treatment. Canada, 2011, 314 p.
44. Kimberly Young. Аassessment of internet addiction. URL: www.netaddiction.com (date of the application: 25.06.2023).
45. Kuss D.J., Griffiths M.D., Binder J.F. Internet addiction in students: Prevalence and risk factors. Computers in Human Behavior, 2013, vol. 29. no. 3. pp. 959-966. DOI: 10.1016 / j. chb.2012.12.024.
46. Kwok-Kei Mak, Ching-Man Lai et. al. Epidemiology of internet behaviors and addiction among adolescents in six Asian countries. Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking, 2014, vol. 17. no. 11. pp. 720-728. DOI: 10.1089/cyber.2014.0139.
47. Latkin C.A., Edwards C., Davey-Rothwell M.A. et al. The relationship between social desirability bias and self-reports of health, substance use, and social network factors among urban substance users in Baltimore, Maryland. Addictive behaviors, 2017, no. 73, pp. 133-136. DOI:10.1016/ j.addbeh.2017.05.005.
48. Lopez-Fernandez, O. Generalised versus specific internet use-related addiction problems: A mixed methods study on internet, gaming, and social networking behaviours. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2018, no. 15, p. 2913. DOI: 10.3390/ijerph15122913
49. Montag C., Bey K., Sha P., Li M., Chen Y.F. et al. Is it meaningful to distinguish between generalized and specific Internet addiction? Evidence from a cross‐cultural study from Germany, Sweden, Taiwan and China. Asia‐Pacific Psychiatry, 2015, no. 7, pp. 20-26. DOI: 10.1111/appy.12122
50. Orzack M. H.,Orzack D. S. Treatment of Computer Addicts with Complex Co-Morbid Psy chiatric Disorders. CyberPsychol. Behavior, 1999, no. 5. pp. 53-57.
51. Paakkari L., Tynjälä J., Lahti H., Ojala K. et al. Problematic Social Media Use and Health among Adolescents. International journal of environmental research and public health, 2021, no. 18, p. 1885. DOI:10.3390/ijerph 18041885.
52. Pontes H.M. Investigating the differential effects of social networking site addiction and Internet gaming disorder on psychological health. Journal of behavioral addictions, 2017, no. 6, pp. 601-610. DOI: 10.1556/2006.6. 2017.075
53. Reer F., Festl R., Quandt T. Investigating problematic social media and game use in a nationally representative sample of adolescents and younger adults. Behaviour & Information Technology, 2021, no. 40, pp. 776-789. https://doi.org/10.1080/0144929X.2020.1724333
54. Rich M., Tsappis M., Kavanaugh J.R. Problematic interactive media use among children and adolescents: Addiction, compulsion, or syndrome? 2017. Psychology Research and Behavior Management, vol. 12, pp. 447-455. DOI:10.2147/PRBM.S208968
55. Shen Y., Wang L., Huang C., Guo J. et al. Sex differences in prevalence, risk factors and clinical correlates of internet addiction among Chinese college students. Journal of affective disorders, 2021, no. 279, pp.680-686. DOI: 10.1016/j.jad.2020.10.054
56. Sümen A., Evgin D. Social media addiction in high school students: a cross-sectional study examining its relationship with sleep quality and psychological problems. Child Indicators Research, 2021, no.14, pp. 2265-2283. DOI: 10.1007/s12187-021-09838-9
57. Suris J.C., Akre C., Piguet C., Ambresin A.E. et al. A. Is Internet use unhealthy? A cross-sectional study of adolescent Internet overuse. Swiss medical weekly, 2014, no. 144, p. w14061. DOI:10.4414/smw.2014.14061.
58. Tereshchenko S., Kasparov E., Smolnikova M., Shubina M., Gorbacheva N., Moskalenko O. Internet addiction and sleep problems among russian adolescents: a field school-based study. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2021, vol. 18, no. 19. p. 397. https://doi.org/ 10.3390/ijerph181910397
59. Vesely S., Klöckner C.A. Social Desirability in Environmental Psychology Research: Three Meta-Analyses. Frontiers in psychology, 2020, no.11, p.1395. DOI:10.3389/fpsyg.2020.01395.
60. Weinstein A., Lejoyeux M. Internet addiction or excessive internet use. Am J. Drug Alcohol Abuse, 2010, no. 36, pp. 277-283; DOI: 10.3109/00952990. 2010.491880.
61. Yao-Guo G., Lin-Yan S., Feng-Lin C. A research on emotion and personality characteristics in junior high school students with internet addiction disorders. Chinese Journal of Clinical Psychology, 2006, no. 14. pp. 153-155.
62. Yu Y., Sun H., Gao F. Susceptibility of shy students to internet addiction: a multiple mediation model involving Chinese middle-school students. Front Psychol., 2019, vol. 10, pp. 1275-1283. DOI: 10.3389/fpsyg.2019.01275.