Психиатрия Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина
№06 2009

Всероссийская школа молодых ученых в области психического здоровья в Суздале №06 2009

Номера страниц в выпуске:65-68
В 1979 г. впервые была организована Всесоюзная школа молодых психиатров, которую решено было провести в Суздале. В Советском Союзе состоялось шесть школ, последняя – в 1990 г. В сентябре 2007 г. после 17-летнего перерыва была проведена Всероссийская школа молодых ученых в области психического здоровья «Психиатрия XXI века: традиции и инновации». Идея возрождения Школы была воспринята с большим энтузиазмом как молодыми психиатрами, так и участниками первых школ, многие из которых стали ведущими специалистами в области психиатрии.
В 1979 г. впервые была организована Всесоюзная школа молодых психиатров, которую решено было провести в Суздале. В Советском Союзе состоялось шесть школ, последняя – в 1990 г. В сентябре 2007 г. после 17-летнего перерыва была проведена Всероссийская школа молодых ученых в области психического здоровья «Психиатрия XXI века: традиции и инновации». Идея возрождения Школы была воспринята с большим энтузиазмом как молодыми психиатрами, так и участниками первых школ, многие из которых стали ведущими специалистами в области психиатрии. Суздаль стал поистине знаковым и символичным для психиатров: как с древнейших времен разные навыки и умения передавались старшим поколением младшему, так и корифеи отечественной и зарубежной психиатрии делились своими знаниями с пытливой молодежью. Первый блин не оказался комом: Школа прошла с большим успехом. Единогласно было решено проводить такое мероприятие 1 раз в 2 года.
И вот с 30 сентября по 3 октября 2009 г. под эгидой Российского общества психиатров состоялась Вторая (восьмая) Всероссийская школа молодых ученых в области психического здоровья. В рамках Школы был объявлен конкурс научных работ молодых ученых. К участию в конкурсе допускались занимающиеся научной работой студенты и специалисты в области психиатрии, наркологии, психотерапии, клинической психологии и биологии в возрасте до 35 лет. Кроме того, любой желающий мог приехать в Суздаль на такое значимое событие в российской психиатрии. По итогам конкурса профессорами Московского НИИ психиатрии и ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского определены 22 победителя, которым были оплачены трансфер, проживание и питание в течение 4 дней проведения Школы. Победители представляли научные и лечебные учреждения таких городов, как Москва, Санкт-Петербург, Тамбов, Рязань, Оренбург, Екатеринбург, Пенза, Чита, Краснодар, Сургут.
Генеральным спонсором Школы стала фармацевтическая компания «Эли Лилли», спонсорами – компании «Эгис», «Бристоль-Майерс Сквибб», «Эбеве Фарма, Янссен-Силаг», «Лундбек», «Фармстандарт», «Сервье», информационным спонсором – издательский холдинг «Медиа Медика».
Отправляясь из Москвы в Суздаль, участники, приехавшие из разных городов, встретили своих старых знакомых, чему были несказанно рады: в общении время в поездке пролетело быстро.
30 сентября на торжественном открытии Школы с напутственными словами выступили председатель правления Российского общества психиатров профессор, директор Московского НИИ психиатрии В.Н.Краснов; директор департамента здравоохранения Владимирской области А.Г.Зирин; профессор кафедры психиатрии ФУВ РГМУ П.В.Морозов, который рассказал о роли суздальских школ в истории отечественной психиатрии и поделился своими воспоминаниями об участии в первых школах психиатров; профессор, руководитель отдела судебно-психиатрических экспертиз в уголовном процессе ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского А.А.Ткаченко; профессор, заместитель директора по научной работе ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского А.П.Дрожжин, председатель секции молодых ученых Российского общества психиатров Я.А.Кочетков, главный психиатр Владимирской области А.В.Берсенев.
Организационным комитетом была подготовлена насыщенная программа в виде лекций, семинаров, круглых столов, клинических разборов. Причем для активного участия в Школе были приглашены ведущие специалисты разных направлений отечественной психиатрии.
В первый день работы Школы В.Н.Краснов в лекции «Современный этап развития классификации психических расстройств: от МКБ-10 к МКБ-11» указал на недостатки международной классификации болезней, на возможные исправления и дополнения с целью объективизации в диагностике и классификации психических расстройств в общемировом масштабе. А.П.Дрожжин в лекции «Социальная психиатрия: современные вызовы» акцентировал внимание аудитории на высокой частоте психических расстройств в России, неблагоприятных социально-демографических факторах в стране. Лекция А.С.Тиганова была посвящена современным проблемам психопатологии. После небольшого перерыва состоялся клинический разбор под руководством А.С.Тиганова. Специально для этого из Владимирской областной психиатрической больницы в Суздаль была привезена интереснейшая больная. После рассказа лечащего врача, беседы с пациенткой участникам Школы было предложено высказать свое мнение о диагнозе. К сожалению, молодые специалисты не были активны в дискуссии, то ли из-за боязни корифеев, то ли по каким-то другим причинам. Тем не менее вне лекционного зала данный клинический случай активно обсуждался участниками в течение всех дней работы Школы. Проблемы, возникающие при длительной психофармакотерапии шизофрении, и пути их решения были рассмотрены на семинаре А.С.Аведисовой. Вопросам тревожных расстройств в рамках Школы было уделено достаточно внимания. В частности, семинар А.Е.Боброва «Проблема диагностики тревожных расстройств» собрал полный зал. Непринужденная атмосфера, непосредственность, интерактивность, когда каждый присутствующий мог высказать свое мнение, легкость в изложении материала и вместе с тем глубокое раскрытие проблемы не оставили равнодушными участников.
Второй день работы начался с лекций. Чтобы поделиться своими научными взглядами с молодыми российскими психиатрами, из Дании приехал директор Института Лундбек Андрэ Жубер (AndrО Joubert). В первой лекции он осветил вопросы патогенеза, клинической картины и лечения тревожных расстройств. Вторая лекция была посвящена риску развития суицидов при назначении антидепрессантов. В лекции «Современные подходы к терапии болезни Альцгеймера» С.И.Гаврилова подробно изложила современные взгляды на эту проблему. Молодые ученые были особо признательны А.В.Немцову за проведенный семинар «Методология научных исследований в психиатрии, анализ статистических данных». Не секрет, что многие исследования в медицине не совсем корректно построены. В ходе семинара были рассмотрены вопросы правильности организации исследований, указаны возможные ошибки при работе и пути их исправления. Не остался без внимания и семинар М.В.Семиглазовой «Работа с публикациями», на котором лектор в доступной форме изложила принципы получения необходимой информации из зарубежных источников литературы. На заседании круглого стола «Депрессия при шизофрении» под руководством М.В.Иванова и Г.Э.Мазо обсуждались вопросы эндогенных заболеваний. Е.Г.Костюкова, Э.Э.Цукарзи, Е.В.Корень провели сателлитный симпозиум компании «Эли Лилли» «Значение инновационных технологий для повышения эффективности и безопасности психофармакотерапии». В ходе работы симпозиума были подняты проблемы терапии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей, терапии депрессивного расстройства. В этот же день состоялось награждение победителей Всероссийской школы молодых ученых памятными подарками. Кроме того, 5 победителей и гостья, молодой ученый из Института психиатрии Макса Планка (Германия), выступили перед аудиторией с результатами своей научной работы. Остальные победители подготовили постерные доклады, которые были размещены в холле. Вечером состоялся торжественный ужин, на котором профессора – участники первых школ делились приятными воспоминаниями. Увлекательной была викторина с автором-ведущим П.В.Морозовым. Некоторые вопросы викторины оказались оказались весьма сложными для нынешнего поколения, хотя и были составлены 30 лет назад. Среди участников присутствовали и победители самой первой викторины Школы – А.Е.Бобров и А.В.Худяков (Иваново). Неподдельный интерес вызвал вопрос-аукцион, судил который С.Н.Мосолов: нужно было называть международные непатентованные наименования нейролептиков, причем победителем становился тот, кто назовет последнее из них. В век информационных технологий некоторые молодые психиатры даже пользовались подсказками из Интернета, но все равно не смогли победить. Вечер прошел в непринужденной обстановке, весело и задорно.
На третий день Н.Г.Незнанов в лекции «Психиатрические аспекты общемедицинской практики» осветил проблему психической патологии в соматической медицине. Живой интерес и активность аудитории вызвала лекция В.В.Калинина «Редкие синдромы в психиатрии». Лекция С.Н.Мосолова была посвящена этическим аспектам проведения клинических исследований. Много нового почерпнули участники из увлекательной лекции П.В.Морозова «В поисках этиологических факторов эндогенных заболеваний: от вирусов – к прионам». В этот же день состоялся очередной клинический разбор в рамках биопсихосоциальной модели под руководством В.В.Калинина и А.Б.Холмогоровой. Он вызвал не меньшую дискуссию, чем первый. После клинического разбора были проведены два семинара, посвященные психотерапии. И.М.Кадыров рассказал присутствующим о психоаналитической психотерапии. Семинар А.Б.Холмогоровой «Семейные коммуникации и психическое здоровье» стал логическим продолжением клинического разбора. Были затронуты вопросы тревожных расстройств, в частности социальной фобии. Теоретический материал был проиллюстрирован клиническими случаями, что позволило более полно воспринять информацию.
В заключительный день работы Школы состоялась долгожданная лекция З.И.Кекелидзе «Расстройства автобиографической памяти». Завершающим мероприятием Школы молодых ученых в области психического здоровья стало заседание круглого стола «Совет молодых ученых Российского общества психиатров: 3 года работы». Председателями выступили А.Е.Бобров и Я.А.Кочетков. Были подведены итоги работы Школы в Суздале, обсуждались организационные вопросы, проблемы взаимодействия молодых психиатров друг с другом, необходимость международного сотрудничества. В очередной раз было указано, что одним из самых простых способов связи является форум на сайте Российского общества психиатров (www.psychiatr.ru) в разделе «Молодые ученые».
Четыре дня пролетели как один. Переполненные знаниями, положительными эмоциями и новыми знакомствами, участники Всероссийской школы молодых ученых в области психического здоровья возвращались домой. Два года пролетят незаметно, и тогда вновь состоится долгожданная Школа в древнем городе Суздале…
Список исп. литературыСкрыть список
Количество просмотров: 1469
Предыдущая статьяО проблеме «биографической амнезии»
Прямой эфир