Психиатрия Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина
Судьба свела меня с Петром Викторовичем Морозовым в 2014 году, на фоне нашего общего интереса к истории психиатрии. С момента начала нашего диалога я с удовольствием узнал, что Петр Викторович является не только профессионалом в области психиатрии, но также музыкантом и любителем песен «Битлз» (Петр Викторович являлся участником, автором песен и 2 рок-опер известной в СССР группы «Камертон»). Много раз я замечал, как наши диалоги, начавшись с вопросов психиатрии, зачастую «съезжали» и заканчивались на теме музыки, и в частности на творчестве этой группы. Со временем выяснилось, что Петр Викторович любит «The Beatles» почти так же, как и я. К тому же он практически является ровесником «The Beatles» и живым свидетелем развития битломании, как во всем мире, так и в СССР (я же являюсь лишь «потомственным» битломаном, со скромным стажем в 35 лет).
И вот совсем недавно у меня родилась идея, а позже появилась и практическая возможность, взять у Петра Викторовича «живое интервью» на тему творчества «The Beatles». Однако, учитывая огромное количество материала о великой четвертке, о которых уже, кажется, известно все, я решил подойти к творчеству этой легендарной группы с достаточно неординарной стороны, а именно: посмотреть на ливерпульскую четверку именно через призму психиатрии. Учитывая более чем 50-летний стаж музыканта у Петра Викторовича, а также его мировое признание в области психиатрии (на фоне многочисленных регалий, на данный момент мой собеседник является генеральным секретарем Всемирной психиатрической ассоциации), мне показалось крайне интересным воспользоваться таким тандемом и узнать — насколько же близки «The Beatles» и психиатрия? Или эта связь случайна и ничего общего между великой группой и любимой нами психиатрией нет?
Итак, попробуем разобраться.
Психиатрия Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина
№01 2023
«The Beatles» и психиатрия: случайность или закономерность? №01 2023
Судьба свела меня с Петром Викторовичем Морозовым в 2014 году, на фоне нашего общего интереса к истории психиатрии. С момента начала нашего диалога я с удовольствием узнал, что Петр Викторович является не только профессионалом в области психиатрии, но также музыкантом и любителем песен «Битлз» (Петр Викторович являлся участником, автором песен и 2 рок-опер известной в СССР группы «Камертон»). Много раз я замечал, как наши диалоги, начавшись с вопросов психиатрии, зачастую «съезжали» и заканчивались на теме музыки, и в частности на творчестве этой группы. Со временем выяснилось, что Петр Викторович любит «The Beatles» почти так же, как и я. К тому же он практически является ровесником «The Beatles» и живым свидетелем развития битломании, как во всем мире, так и в СССР (я же являюсь лишь «потомственным» битломаном, со скромным стажем в 35 лет).
И вот совсем недавно у меня родилась идея, а позже появилась и практическая возможность, взять у Петра Викторовича «живое интервью» на тему творчества «The Beatles». Однако, учитывая огромное количество материала о великой четвертке, о которых уже, кажется, известно все, я решил подойти к творчеству этой легендарной группы с достаточно неординарной стороны, а именно: посмотреть на ливерпульскую четверку именно через призму психиатрии. Учитывая более чем 50-летний стаж музыканта у Петра Викторовича, а также его мировое признание в области психиатрии (на фоне многочисленных регалий, на данный момент мой собеседник является генеральным секретарем Всемирной психиатрической ассоциации), мне показалось крайне интересным воспользоваться таким тандемом и узнать — насколько же близки «The Beatles» и психиатрия? Или эта связь случайна и ничего общего между великой группой и любимой нами психиатрией нет?
Итак, попробуем разобраться.
Ю.В. Петр Викторович, для начала разрешите пару общих вопросов, которые смогут раскрыть Вас как любителя музыки «Битлз»:
Помните ли Вы Вашу первую встречу с музыкой «The Beatles»? Если да, то с какой песни/альбома началось знакомство? В каком году это произошло?
П.В. Песню я очень хорошо помню. В начале 60-х мы уже слышали, что появилась такая группа, причем в плане не только музыкального, но и социального феномена. Была такая программа на ТВ «Эстафета новостей», где показали «The Beatles», которые в то время вернулись с гастролей по США (их триумфальное появление на шоу Салливана). Затем была статья в журнале «Ровесник»… И был еще один источник, где мы могли получить информацию. Это было радио BBC и, если я правильно помню, именно по этому радио прозвучала «Can't Buy Me Love». И я очень хорошо помню впечатление, которое на меня произвела эта песня, потому что это не было каким-то банальным рок-н-ролом, она меня поразила двумя параметрами: она была стремительная и мужественная. Вот это было первое впечатление от «The Beatles».
Ю.В. Как-то в разговоре со мной Вы сказали, что Вашим любимым альбомом является «Rubber Soul». Я много общался с битломанами, но такой ответ можно услышать не часто. Объясните, почему именно этот альбом для Вас является лучшим? Я также люблю этот альбом в первую очередь за многоголосие, которое здесь раскрыто просто превосходно. Но лично для меня в «Abbey Road» многоголосие достигает просто волшебной силы, и поэтому для меня это альбом номер один.
П.В. Безусловно, у каждого есть свои предпочтения. Если брать в плане развития популярной музыки, то наиболее революционным у «The Beatles» является, на мой взгляд, альбом «Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band», я много очень оттуда песен люблю, но, понимаете, альбом «Rubber Soul» поразил меня двумя песнями, которые навсегда вошли в мою благодарную музыкальную память. Первая песня — это «Girl» (это была первая песня, которая была официально записана на диске «Мелодия»), и я очень хорошо помню, как я первый раз ее услышал, и первая ассоциация у меня была, Вы не поверите, с Утесовым (П.В. напевает: «Как много девушек хороших, как много ласковых имен»), как бы из-за такта. И я увидел в этом «славянскость», какую-то русскость и задушевность. В те годы не многие хорошо владели английским языком, и текст этой песни не очень доходил до нас, а вот то, что это искренняя песня о любви, посвященная девушке, и она была абсолютно приемлема нашему мировосприятию, это мы поняли сразу. А вторая песня — это «Michelle». Во-первых, там есть французские слова (П.В. напевает: «Michelle, ma belle. Sont les mots qui vont tres bien ensemble, Tres bien ensemble»), что связывает нас с еще одной (французской) культурой. А во-вторых, здесь есть некоторый мистический мотив… Меньше чем через 20 лет после выхода этой песни я встретил ту самую Michelle, которой, как утверждала ее семья, и была посвящена эта песня. Ее муж, француз, работал психиатром в поликлинике ООН в Нью-Йорке, мы дружили, и я иногда останавливался у них. Мишель водила меня в Центральный парк на встречу с Йоко Оно, но я познакомился с ней лично позже в Москве.
Ю.В. Теперь перейдем непосредственно к возможной связи между «The Beatles» и психиатрией.
Предлагаю для решения этой проблемы разбить вопросы на три блока.
Блок первый: «The Beatles» и социум
Возьмем понятие «битломания». Сразу напрашиваются ассоциации «наркомания», «клептомания» и др. (классические психиатрические и наркологические нозологии). То есть и «битломания», с точки зрения психиатра, — по сути, может являться психическим заболеванием? Если это так, то оно должно иметь конкретную симптоматику? Или понятие «битломания» — это что-то особенное и к классической психиатрии не имеющее никакого отношения? Сейчас мы говорим о пожизненном «статусе битломана.
П.В. Здесь нет ничего удивительного. Подростки склонны создавать себе кумиров и следовать им. Но некоторые в своем развитии так на всю жизнь и остаются подростками, и вот эта сверхценность, которая была в их жизни, которая возникает в «период ведущего интеллектуального возбуждения», и если в этот период в их память попадает что-то наподобие «The Beatles», это сохраняется навек и это очень сложно вышибить. И это нормально. К этому надо относиться спокойно. Потому что в конечном счете (если вы нормальный человек) — это все сойдет на нет.
Я, например, всю жизнь любил футбол, а сейчас я могу спокойно писать статьи во время футбольного матча. То же самое и в отношении музыки «The Beatles». То есть «битломания» — это обычное увлечение, которое не уменьшает при этом огромное музыкальное и социальное значение музыки «The Beatles» не только для моего поколения, но и для последующих, но тем не менее это не патология. Да, мы наблюдали, когда «битломания» принимала вычурные мотивы: например, хорошо известный советский «собиратель музея «The Beatles». При ближайшем знакомстве с ним мы, психиатры, можем обнаружить некие патологические черточки, но это не значит, что человек чем-то серьезно болен и напрасно занимался любимым делом. Поэтому я бы не преувеличивал понятие «битломании» как какого-то психиатрического феномена, это нормальное проявление, заострение черт характера в определенные периоды развития индивидуума, но которое остается с ним на протяжении всей его жизни.
Ю.В. Вы хорошо помните массовую истерию, которая происходила на концертах «The Beatles» (особенно среди девушек-поклонниц), взять хотя бы их турне в США. Объясните, что заставляло полные залы впадать в состояние массовой неконтролируемой(!) истерики? В чем генез такого поведения?
П.В. Нового здесь ничего нет. Давайте вспомним экстатические культы, которые вызывали похожий «религиозный экстаз». Это очень похоже на массовый психоз. В основном это описано при различных церемониях религиозного характера. Вспомните еще о том, какой возраст у этих лиц? Молодой, наиболее поддающейся такому влиянию, поэтому вполне понятно, что такое массовое поклонение кумиру — это хорошо известное и много раз описанное явление, поэтому я бы в этом случае к битлам никаких претензий не предъявлял.
Блок второй: «The Beatles» и психоактивные вещества
Ю.В. Давно уже не секрет, что вся ливерпульская четвертка принимала наркотические вещества, и началось это, если я не ошибаюсь, еще в Гамбурге, где битлы принимали психостимуляторы, чтобы выдержать просто нечеловеческий ритм, который им задавали жизнь и выступления в клубе «Пещера». Наверное, сложно говорить, что в тот период участники «The Beatles» испытывали сильные проблемы с применением наркотических веществ и это как-то негативно сказалось на начале их восхитительного творческого пути… Но если перенестись в середину 60-х годов, когда в рок-тусовке начиналось движение хиппи («Дети цветов») и употребление наркотических средств (как правило, галлюциногенов) уже использовалось для «расширения сознания» и «улучшения творчества» (а «The Beatles» прошли и этот этап), это просто не могло не сказаться на их творчестве. Скажите, в каких именно песнях, на Ваш взгляд, наиболее четко прослеживается связь между творчеством битлов и употреблением наркотических веществ (галлюциногенов)? Здесь нельзя не вспомнить песню Леннона «Lucy in the Sky with Diamonds», слова которой составляют аббревиатуру известного наркотика «LSD» (ходили упорные слухи, что именно эта песня была связана с употреблением галлюциногенов). Как Вы думаете, такие песни улучшили или ухудшили их творчество?
П.В. Я думаю, что многие положения Вашего вопроса подразумевают под собой ответ. Прием наркотических средств — это попытка выхода на другую реальность и попытка взглянуть на наш мир с другой стороны. Патологичность такого подхода — она, безусловно, ощущаема. Очень многие талантливые художники, писатели возбуждали себя с помощью различных психоактивных веществ (в первую очередь алкоголь, тот же самый абсент). Я знал одного психиатра, который меня уверял, что некоторые страницы «Мастера и Маргариты» написаны под отчетливым влиянием наркотического опьянения. Это и не удивительно, потому что у самого Булгакова есть известный рассказ «Морфий». Поэтому осуждать битлов за это я не могу, потому что они все-таки жили в сумасшедшем ритме и в специфической среде, у них были необыкновенные нагрузки, и не каждый мог выдержать такой славы. Видимо, каждый из них искал какой-то помощи, релаксации, снятия напряжения путем применения наркотиков. Давало ли это им возможность улучшить их творчество? Судить не мне. Я не могу сказать, что эти их эксперименты — они привели к какому-то необыкновенному открытию. Но битлы имели на это право. Если говорить о песнях, которые были написаны под влиянием наркотических веществ… Насколько я помню, есть еще одна песня на «Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band», это «A day in the life», там галлюциногенное путешествие имеет достаточно явное проявление. Альбом «Magical Mystery Tour» имеет некоторые признаки, связанные с этими путешествиями.
У меня сложилось впечатление, что наиболее нормальным в этом плане из всей четвертки был Пол Маккартни. Понимаете, он выраженный мелодист и из него никаким наркотиком новую мелодию, которая у него лежит где-то внутри, не вышибешь. А остальные трое, возможно, и уходили в наркотические эксперименты.
Ю.В. К сожалению, проблемы с алкоголем и наркотиками не оставили «The Beatles» и после их распада. Очень сильно злоупотреблял алкоголем Ринго (однако с середины 80-х он является абсолютным трезвенником). Маккартни увлекался марихуаной. Джон Леннон имел проблемы с алкоголем и был зависим от героина (совместно с Йоко). Наверное, отдельно, в стороне от этой проблемы стоял только Джордж Харрисон. Как Вы думаете, подобные проблемы после краха одной из величайших групп мира у битлов были неизбежны?
П.В. Есть такая польская песня, в которой поется о том, что «для того, чтобы станцевать танго, — нужны двое». Когда ты вместе что-то создаешь, это некое творческое чудо, чудо созидания. А когда группа распадается, этого уже не происходит. Я сам испытал это и хорошо понимаю ситуацию. Распад «The Beatles» очень хорошо показан в документальном фильме «Let it be», который я когда-то посмотрел на окраине Женевы. Приведу еще один пример. Есть много книг, где описывается, как зарождается любовь, как потом счастливо живут люди, но есть очень мало произведений, в которых рассказывается, как любовь умирает, механизм затухания огня любви. Почему? Это не очень вдохновляющее дело. Об этом просто не хочется писать. И у битлов после распада, видимо, была депрессия и желание забыться, в том числе и с помощью приема психоактивных веществ.
Блок третий: «The Beatles» и психические болезни
Ю.В. В своем недавнем интервью сэр Пол Маккартни заявил, что «The Beatles» имели проблемы с психическим здоровьем» (речь идет о золотом периоде группы — 1962–1970 гг.). Однако пояснять, кто из участников и какие именно психические проблемы имел, Маккартни не стал, заявив лишь, что «речь может идти о депрессии и ответ можно найти в наших песнях». Как Вы думаете, если отбросить написание битлами песен в состоянии наркотического опьянения, в каких песнях мы можем найти ответ на заявление Пола Маккартни? Сразу напрашивается знаменитая песня Джона «Help!», однако я где-то читал, что Леннон написал эту песню на фоне набора лишнего веса, но никак не от депрессии.
П.В. Ну, известно, что депрессия часто связана с изменением веса пациента, — вспомните лорда Байрона, в депрессии он толстел и терял свой романтический облик. Достаточно взять текст песни «Help» (П.В. напевает: «Help, I need somebody, Help…» «Помогите мне! Я нуждаюсь в помощи! Хоть кто-нибудь…»). Это же крик о помощи. Причем, если говорить психиатрическим языком, это Grundstimung (основное состояние), которое часто бывает в начале психоза. Ведь именно после этой песни у Джона начались проблемы с «The Beatles», периоды метания. Видимо, не случайно Леннон позже лечился у известного психиатра — доктора Янова в США, ведь был период, когда он был непродуктивен и просто сидел со своим сыном дома и не написал ни одной песни. Это был если не психотический, то явно депрессивный период. Что касается Пола Маккартни. Мало кто знает, что у него был творческий подъем, когда он сошелся с Джейн Эшер. Это была незаурядная девушка, талантливая актриса, настоящая муза, которая вдохновила его на многие шедевры, такие как, например, «All My Loving», «I Wanna Hold your Hand», «And I Love Her», «Here, There, and Everywhere» и другие.
Пол переехал к ней жить (причем на пике популярности). Что интересно, ее отцом был известный британский психиатр-эндокринолог — сэр Ричард Эшер. Он был знаменит тем, что впервые описал классический «синдром Мюнхгаузена». Пол всегда говорил, что его пребывание в этой семье сыграло большую роль в его становлении как личности и в расширении его музыкального и общеинтеллектуального кругозора. Когда они расстались (это было, если я не ошибаюсь, к концу 68 года), отец Джейн покончил жизнь самоубийством, возможно, он тоже был человеком не совсем здоровым. То, что Маккартни тянуло к психиатрам, — это очевидно. Пол — лирик. И многие его песни глубоко лиричны. А в лирических песнях, как правило, есть элемент депрессии. С другой стороны, у него есть и зажигающие, лихие рок-н-рольные вещи — «то разгулье удалое, то сердечная тоска». Это говорит о многом. Недаром многочисленные современные клинико-эпидемиологические исследования свидетельствуют о наличии повышенного риска развития биполярного расстройства именно у поэтов и музыкантов — креативных личностей.
Ю.В. Посмотрим на проблему с другой стороны: как думаете, лечит ли музыка «The Beatles» психические болезни? Ведь о музыкотерапии в психиатрии хорошо известно. Может ли музыка «The Beatles» оказывать положительный эффект на определенную психопатологию?
П.В. Подход музыкотерапии при лечении душевных расстройств известен еще с незапамятных времен, и он абсолютно оправдан. Еще Пифагор Самосский, будучи первым в истории приверженцем музыкотерапии, рекомендовал в часы уныния слушать музыку, в частности гимны Гесиода.
Что касается музыки «The Beatles», то она может применяться при разных психических состояниях (диапазон их музыкальных оттенков очень большой!), а также, учитывая их мелодичность и глубину, это может оказать весьма положительный эффект. Говорят, что они — самые влиятельные музыканты ХХ столетия. Я думаю, что те мелодии, которые они создали, безусловно, могут создать положительный фон для лечения наших пациентов.
Ю.В. Что Вы можете сказать о влиянии музыки «The Beatles» на «условно здоровый» головной мозг (то есть без наличия явной психической патологии)?
П.В. Хемингуэй как-то говорил, что существует вино веселое, а существует вино грустное. На самом деле они просто усиливают настроение, которое у тебя есть. В моем айфоне закачены сутки музыки. И я ее слушаю часто произвольно. Но если у меня грустное настроение, и вдруг я услышу лирическую песню «The Beatles», мое настроение только попадет в резонанс. Но если я в хорошем настроении услышу, например, «Dizzy Miss Lizzy», то она меня еще больше встряхнет. Это как контрастный душ. Хорошая музыка будет способствовать очищению. Если вы нуждаетесь в стимуляции, «The Beatles» вас подбросят к небу. Они как хороший собеседник. Как друг. Они вас выслушают и посочувствуют, подбодрят и вдохновят. Моя дочь появилась на свет под звуки песни «With a Little Help from My Friends».
Ведь музыка «The Beatles» — это твои друзья.
09.06.2022, г. Москва
Помните ли Вы Вашу первую встречу с музыкой «The Beatles»? Если да, то с какой песни/альбома началось знакомство? В каком году это произошло?
П.В. Песню я очень хорошо помню. В начале 60-х мы уже слышали, что появилась такая группа, причем в плане не только музыкального, но и социального феномена. Была такая программа на ТВ «Эстафета новостей», где показали «The Beatles», которые в то время вернулись с гастролей по США (их триумфальное появление на шоу Салливана). Затем была статья в журнале «Ровесник»… И был еще один источник, где мы могли получить информацию. Это было радио BBC и, если я правильно помню, именно по этому радио прозвучала «Can't Buy Me Love». И я очень хорошо помню впечатление, которое на меня произвела эта песня, потому что это не было каким-то банальным рок-н-ролом, она меня поразила двумя параметрами: она была стремительная и мужественная. Вот это было первое впечатление от «The Beatles».
Ю.В. Как-то в разговоре со мной Вы сказали, что Вашим любимым альбомом является «Rubber Soul». Я много общался с битломанами, но такой ответ можно услышать не часто. Объясните, почему именно этот альбом для Вас является лучшим? Я также люблю этот альбом в первую очередь за многоголосие, которое здесь раскрыто просто превосходно. Но лично для меня в «Abbey Road» многоголосие достигает просто волшебной силы, и поэтому для меня это альбом номер один.
П.В. Безусловно, у каждого есть свои предпочтения. Если брать в плане развития популярной музыки, то наиболее революционным у «The Beatles» является, на мой взгляд, альбом «Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band», я много очень оттуда песен люблю, но, понимаете, альбом «Rubber Soul» поразил меня двумя песнями, которые навсегда вошли в мою благодарную музыкальную память. Первая песня — это «Girl» (это была первая песня, которая была официально записана на диске «Мелодия»), и я очень хорошо помню, как я первый раз ее услышал, и первая ассоциация у меня была, Вы не поверите, с Утесовым (П.В. напевает: «Как много девушек хороших, как много ласковых имен»), как бы из-за такта. И я увидел в этом «славянскость», какую-то русскость и задушевность. В те годы не многие хорошо владели английским языком, и текст этой песни не очень доходил до нас, а вот то, что это искренняя песня о любви, посвященная девушке, и она была абсолютно приемлема нашему мировосприятию, это мы поняли сразу. А вторая песня — это «Michelle». Во-первых, там есть французские слова (П.В. напевает: «Michelle, ma belle. Sont les mots qui vont tres bien ensemble, Tres bien ensemble»), что связывает нас с еще одной (французской) культурой. А во-вторых, здесь есть некоторый мистический мотив… Меньше чем через 20 лет после выхода этой песни я встретил ту самую Michelle, которой, как утверждала ее семья, и была посвящена эта песня. Ее муж, француз, работал психиатром в поликлинике ООН в Нью-Йорке, мы дружили, и я иногда останавливался у них. Мишель водила меня в Центральный парк на встречу с Йоко Оно, но я познакомился с ней лично позже в Москве.
Ю.В. Теперь перейдем непосредственно к возможной связи между «The Beatles» и психиатрией.
Предлагаю для решения этой проблемы разбить вопросы на три блока.
Блок первый: «The Beatles» и социум
Возьмем понятие «битломания». Сразу напрашиваются ассоциации «наркомания», «клептомания» и др. (классические психиатрические и наркологические нозологии). То есть и «битломания», с точки зрения психиатра, — по сути, может являться психическим заболеванием? Если это так, то оно должно иметь конкретную симптоматику? Или понятие «битломания» — это что-то особенное и к классической психиатрии не имеющее никакого отношения? Сейчас мы говорим о пожизненном «статусе битломана.
П.В. Здесь нет ничего удивительного. Подростки склонны создавать себе кумиров и следовать им. Но некоторые в своем развитии так на всю жизнь и остаются подростками, и вот эта сверхценность, которая была в их жизни, которая возникает в «период ведущего интеллектуального возбуждения», и если в этот период в их память попадает что-то наподобие «The Beatles», это сохраняется навек и это очень сложно вышибить. И это нормально. К этому надо относиться спокойно. Потому что в конечном счете (если вы нормальный человек) — это все сойдет на нет.
Я, например, всю жизнь любил футбол, а сейчас я могу спокойно писать статьи во время футбольного матча. То же самое и в отношении музыки «The Beatles». То есть «битломания» — это обычное увлечение, которое не уменьшает при этом огромное музыкальное и социальное значение музыки «The Beatles» не только для моего поколения, но и для последующих, но тем не менее это не патология. Да, мы наблюдали, когда «битломания» принимала вычурные мотивы: например, хорошо известный советский «собиратель музея «The Beatles». При ближайшем знакомстве с ним мы, психиатры, можем обнаружить некие патологические черточки, но это не значит, что человек чем-то серьезно болен и напрасно занимался любимым делом. Поэтому я бы не преувеличивал понятие «битломании» как какого-то психиатрического феномена, это нормальное проявление, заострение черт характера в определенные периоды развития индивидуума, но которое остается с ним на протяжении всей его жизни.
Ю.В. Вы хорошо помните массовую истерию, которая происходила на концертах «The Beatles» (особенно среди девушек-поклонниц), взять хотя бы их турне в США. Объясните, что заставляло полные залы впадать в состояние массовой неконтролируемой(!) истерики? В чем генез такого поведения?
П.В. Нового здесь ничего нет. Давайте вспомним экстатические культы, которые вызывали похожий «религиозный экстаз». Это очень похоже на массовый психоз. В основном это описано при различных церемониях религиозного характера. Вспомните еще о том, какой возраст у этих лиц? Молодой, наиболее поддающейся такому влиянию, поэтому вполне понятно, что такое массовое поклонение кумиру — это хорошо известное и много раз описанное явление, поэтому я бы в этом случае к битлам никаких претензий не предъявлял.
Блок второй: «The Beatles» и психоактивные вещества
Ю.В. Давно уже не секрет, что вся ливерпульская четвертка принимала наркотические вещества, и началось это, если я не ошибаюсь, еще в Гамбурге, где битлы принимали психостимуляторы, чтобы выдержать просто нечеловеческий ритм, который им задавали жизнь и выступления в клубе «Пещера». Наверное, сложно говорить, что в тот период участники «The Beatles» испытывали сильные проблемы с применением наркотических веществ и это как-то негативно сказалось на начале их восхитительного творческого пути… Но если перенестись в середину 60-х годов, когда в рок-тусовке начиналось движение хиппи («Дети цветов») и употребление наркотических средств (как правило, галлюциногенов) уже использовалось для «расширения сознания» и «улучшения творчества» (а «The Beatles» прошли и этот этап), это просто не могло не сказаться на их творчестве. Скажите, в каких именно песнях, на Ваш взгляд, наиболее четко прослеживается связь между творчеством битлов и употреблением наркотических веществ (галлюциногенов)? Здесь нельзя не вспомнить песню Леннона «Lucy in the Sky with Diamonds», слова которой составляют аббревиатуру известного наркотика «LSD» (ходили упорные слухи, что именно эта песня была связана с употреблением галлюциногенов). Как Вы думаете, такие песни улучшили или ухудшили их творчество?
П.В. Я думаю, что многие положения Вашего вопроса подразумевают под собой ответ. Прием наркотических средств — это попытка выхода на другую реальность и попытка взглянуть на наш мир с другой стороны. Патологичность такого подхода — она, безусловно, ощущаема. Очень многие талантливые художники, писатели возбуждали себя с помощью различных психоактивных веществ (в первую очередь алкоголь, тот же самый абсент). Я знал одного психиатра, который меня уверял, что некоторые страницы «Мастера и Маргариты» написаны под отчетливым влиянием наркотического опьянения. Это и не удивительно, потому что у самого Булгакова есть известный рассказ «Морфий». Поэтому осуждать битлов за это я не могу, потому что они все-таки жили в сумасшедшем ритме и в специфической среде, у них были необыкновенные нагрузки, и не каждый мог выдержать такой славы. Видимо, каждый из них искал какой-то помощи, релаксации, снятия напряжения путем применения наркотиков. Давало ли это им возможность улучшить их творчество? Судить не мне. Я не могу сказать, что эти их эксперименты — они привели к какому-то необыкновенному открытию. Но битлы имели на это право. Если говорить о песнях, которые были написаны под влиянием наркотических веществ… Насколько я помню, есть еще одна песня на «Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band», это «A day in the life», там галлюциногенное путешествие имеет достаточно явное проявление. Альбом «Magical Mystery Tour» имеет некоторые признаки, связанные с этими путешествиями.
У меня сложилось впечатление, что наиболее нормальным в этом плане из всей четвертки был Пол Маккартни. Понимаете, он выраженный мелодист и из него никаким наркотиком новую мелодию, которая у него лежит где-то внутри, не вышибешь. А остальные трое, возможно, и уходили в наркотические эксперименты.
Ю.В. К сожалению, проблемы с алкоголем и наркотиками не оставили «The Beatles» и после их распада. Очень сильно злоупотреблял алкоголем Ринго (однако с середины 80-х он является абсолютным трезвенником). Маккартни увлекался марихуаной. Джон Леннон имел проблемы с алкоголем и был зависим от героина (совместно с Йоко). Наверное, отдельно, в стороне от этой проблемы стоял только Джордж Харрисон. Как Вы думаете, подобные проблемы после краха одной из величайших групп мира у битлов были неизбежны?
П.В. Есть такая польская песня, в которой поется о том, что «для того, чтобы станцевать танго, — нужны двое». Когда ты вместе что-то создаешь, это некое творческое чудо, чудо созидания. А когда группа распадается, этого уже не происходит. Я сам испытал это и хорошо понимаю ситуацию. Распад «The Beatles» очень хорошо показан в документальном фильме «Let it be», который я когда-то посмотрел на окраине Женевы. Приведу еще один пример. Есть много книг, где описывается, как зарождается любовь, как потом счастливо живут люди, но есть очень мало произведений, в которых рассказывается, как любовь умирает, механизм затухания огня любви. Почему? Это не очень вдохновляющее дело. Об этом просто не хочется писать. И у битлов после распада, видимо, была депрессия и желание забыться, в том числе и с помощью приема психоактивных веществ.
Блок третий: «The Beatles» и психические болезни
Ю.В. В своем недавнем интервью сэр Пол Маккартни заявил, что «The Beatles» имели проблемы с психическим здоровьем» (речь идет о золотом периоде группы — 1962–1970 гг.). Однако пояснять, кто из участников и какие именно психические проблемы имел, Маккартни не стал, заявив лишь, что «речь может идти о депрессии и ответ можно найти в наших песнях». Как Вы думаете, если отбросить написание битлами песен в состоянии наркотического опьянения, в каких песнях мы можем найти ответ на заявление Пола Маккартни? Сразу напрашивается знаменитая песня Джона «Help!», однако я где-то читал, что Леннон написал эту песню на фоне набора лишнего веса, но никак не от депрессии.
П.В. Ну, известно, что депрессия часто связана с изменением веса пациента, — вспомните лорда Байрона, в депрессии он толстел и терял свой романтический облик. Достаточно взять текст песни «Help» (П.В. напевает: «Help, I need somebody, Help…» «Помогите мне! Я нуждаюсь в помощи! Хоть кто-нибудь…»). Это же крик о помощи. Причем, если говорить психиатрическим языком, это Grundstimung (основное состояние), которое часто бывает в начале психоза. Ведь именно после этой песни у Джона начались проблемы с «The Beatles», периоды метания. Видимо, не случайно Леннон позже лечился у известного психиатра — доктора Янова в США, ведь был период, когда он был непродуктивен и просто сидел со своим сыном дома и не написал ни одной песни. Это был если не психотический, то явно депрессивный период. Что касается Пола Маккартни. Мало кто знает, что у него был творческий подъем, когда он сошелся с Джейн Эшер. Это была незаурядная девушка, талантливая актриса, настоящая муза, которая вдохновила его на многие шедевры, такие как, например, «All My Loving», «I Wanna Hold your Hand», «And I Love Her», «Here, There, and Everywhere» и другие.
Пол переехал к ней жить (причем на пике популярности). Что интересно, ее отцом был известный британский психиатр-эндокринолог — сэр Ричард Эшер. Он был знаменит тем, что впервые описал классический «синдром Мюнхгаузена». Пол всегда говорил, что его пребывание в этой семье сыграло большую роль в его становлении как личности и в расширении его музыкального и общеинтеллектуального кругозора. Когда они расстались (это было, если я не ошибаюсь, к концу 68 года), отец Джейн покончил жизнь самоубийством, возможно, он тоже был человеком не совсем здоровым. То, что Маккартни тянуло к психиатрам, — это очевидно. Пол — лирик. И многие его песни глубоко лиричны. А в лирических песнях, как правило, есть элемент депрессии. С другой стороны, у него есть и зажигающие, лихие рок-н-рольные вещи — «то разгулье удалое, то сердечная тоска». Это говорит о многом. Недаром многочисленные современные клинико-эпидемиологические исследования свидетельствуют о наличии повышенного риска развития биполярного расстройства именно у поэтов и музыкантов — креативных личностей.
Ю.В. Посмотрим на проблему с другой стороны: как думаете, лечит ли музыка «The Beatles» психические болезни? Ведь о музыкотерапии в психиатрии хорошо известно. Может ли музыка «The Beatles» оказывать положительный эффект на определенную психопатологию?
П.В. Подход музыкотерапии при лечении душевных расстройств известен еще с незапамятных времен, и он абсолютно оправдан. Еще Пифагор Самосский, будучи первым в истории приверженцем музыкотерапии, рекомендовал в часы уныния слушать музыку, в частности гимны Гесиода.
Что касается музыки «The Beatles», то она может применяться при разных психических состояниях (диапазон их музыкальных оттенков очень большой!), а также, учитывая их мелодичность и глубину, это может оказать весьма положительный эффект. Говорят, что они — самые влиятельные музыканты ХХ столетия. Я думаю, что те мелодии, которые они создали, безусловно, могут создать положительный фон для лечения наших пациентов.
Ю.В. Что Вы можете сказать о влиянии музыки «The Beatles» на «условно здоровый» головной мозг (то есть без наличия явной психической патологии)?
П.В. Хемингуэй как-то говорил, что существует вино веселое, а существует вино грустное. На самом деле они просто усиливают настроение, которое у тебя есть. В моем айфоне закачены сутки музыки. И я ее слушаю часто произвольно. Но если у меня грустное настроение, и вдруг я услышу лирическую песню «The Beatles», мое настроение только попадет в резонанс. Но если я в хорошем настроении услышу, например, «Dizzy Miss Lizzy», то она меня еще больше встряхнет. Это как контрастный душ. Хорошая музыка будет способствовать очищению. Если вы нуждаетесь в стимуляции, «The Beatles» вас подбросят к небу. Они как хороший собеседник. Как друг. Они вас выслушают и посочувствуют, подбодрят и вдохновят. Моя дочь появилась на свет под звуки песни «With a Little Help from My Friends».
Ведь музыка «The Beatles» — это твои друзья.
09.06.2022, г. Москва
Список исп. литературыСкрыть список
1 июня 2023
Количество просмотров: 480