Психиатрия Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина
№06 2021

XV Всероссийская школа молодых психиатров. Суздаль, 23–27 сентября, 2021 год №06 2021

Резюме
В статье проведен анализ прошедшей XV Суздальской школы молодых психиатров 2021 г. Представлен обзор основных событий и докладов, произошедших на Школе, отмечены нововведения (трансляция занятий в Интернете, организация завтраков с профессурой, обилие заседаний круглых столов), подчеркнуто сохранение традиций Школы (проведение многоступенчатого конкурса научных работ, приглашение иностранных участников, организация вечерних встреч и КВН).
Ключевые слова: Суздальская школа, психиатр, молодые ученые, XV школа, профессор Морозов П.В., ВПА, РОП, Суздаль, психиатрия, психология. 
Для цитирования: Датуашвили М.Т., Левинтон М.С. XV Всероссийская школа молодых психиатров. Суздаль, 23–27 сентября, 2021 год. Психиатрия и психофармакотерапия. 2021; 23 (6): 43–44.
XV all-russian school of young psychiators. Suzdal, September 23–27, 2021

M.T. Datuashvili1, M.S. Levinton2

Abstract
The article analyzes the past XV Suzdal School of Young Psychiatrists in 2021. An overview of the main events and reports that took place at the School is presented, innovations are noted (broadcasting classes on the Internet, organizing breakfasts with professors, an abundance of round tables), emphasizing the preservation of the traditions of the School (holding a multi-stage competition of scientific works, inviting foreign participants, organizing evening meetings and sketch-show )
Key words: Suzdal school, psychiatrist, young scientists, XV school, WPA, RSP, Suzdal, psychiatry, psychology.
For citation: Datuashvili M.T., Levinton M.S. XV all-russian school of young psychiators. Suzdal, September 23-27, 2021. Psychiatry and Psychopharmacotherapy. 2021; 23 (6): 43–44.

15-я Суздальская школа молодых психиатров России состоялась очно с 23 по 27 сентября в этом старинном городе, 8 монументов которого входят в наследие ЮНЕСКО. Школа проходит раз в два года, начиная с 1979 года, организуется Советом молодых ученых Российского общества психиатров (РОП) и ко-спонсируется Всемирной психиатрической ассоциацией (ВПА) и Союзом охраны психического здоровья. Впервые за всю свою долгую историю занятия Школы транслировались без ограничений в сети Интернет. Большую практическую помощь в организации Школы оказали, как и в предыдущие годы, администрация и врачи владимирской психиатрической больницы, которые, в частности, подготовили и клинический разбор больного с постковидным психозом. Было получено 370 заявок для очного участия, на конкурс докладов пришло 157 научных работ. В результате тщательного многоступенчатого «слепого» отбора определились победители – 21 человек, которые выиграли грант на поездку в Суздаль. Уже здесь они разыграли первые шесть мест научного конкурса. Среди постерных докладов было выявлено еще три победителя (см. более подробно об этом статью  Л.Н. Горобец в номере 5/21 нашего журнала). В работе Школы традиционно участвовали и молодые зарубежные психиатры: из Казахстана и Беларуси, а среди преподавателей (очно) – профессора Иштван Биттер и Юдит Балаш (Венгрия), доктор Юлий Фрадкин (США), заочно – целый ряд ученых из Италии, Греции, Франции, Канады, Швейцарии, Кувейта, Индии и Египта. ВПА была представлена Генеральным секретарем профессором Петром Викторовичем Морозовым (ректор Школы) и профессором Костасом Фунтулакисом (зональный представитель по Южной Европе ВПА). Открывал Школу симпозиум «Современная терапия психических расстройств: что нового в терапии шизофрении и БАР». От профессора И. Биттера можно было узнать о клинически ориентированном анализе профиля новых антипсихотиков. Профессор С.Н. Мосолов уделил много внимания биполярному аффективному расстройству, конфликту диагностики и терапии. Ректор Школы – профессор П.В. Морозов посвятил свой доклад новым возможностям ресоциализации больных шизофренией. Итоги симпозиума подводил председательствующий – профессор А.Е. Бобров. Научная программа Школы заметно отличалась от предыдущих обилием дискуссий в рамках круглых столов по актуальным проблемам современной психиатрии. Особой остротой запомнились беседы по вопросам выявления болевых точек нашей дисциплины на сегодняшнем этапе развития, а также дискуссии на круглом столе по проблемам законодательства в психиатрии.  Прошедшая Школа не смогла остаться в стороне от одной из острейших проблем – психического здоровья в период пандемии COVID-19. Участникам Школы была представлена возможность ознакомиться с докладами на английском языке, которые демонстрировались в записи в рамках международного симпозиума «Mental Health and COVID-19: key findings to keep in Мind in 2021» под председательством и с комментариями профессора П.В. Морозова и доцента Д.А. Смирновой. Всего было представлено 9 докладов, среди которых наибольшее впечатление на слушателей произвели сообщения профессора К. Фунтулакиса (Греция), представившего результаты исследования, проводившегося в 40 странах мира, а также работа  М. Солми (Канада), который рассказал о данных 150 000 наблюдений, собранных в рамках многоцентровой программы. На данную тему был проведен также круглый стол под председательством профессора Н.Г. Незнанова с участием профессоров З.И. Кекелидзе, С.Н. Мосолова, Г.Э. Мазо, М.А. Самушия и Н.В. Треушниковой. Последний докладчик превзошла зарубежных коллег, представив обобщенные результаты обследования подростков, пере­живших локдаун, – 536 000 наблюдений (!).  Важным событием для всех участников Школы явилось выступление с докладом по проблеме кататонии старейшего российского психиатра, преподававшего еще на первой Школе, академика РАН А.Б. Смулевича. Интересным получился симпозиум, посвященный проблемам депрессии (В.Н. Краснов, Н.Н. Петрова, А.А. Шмилович). Много внимания было уделено еще одному крайне остро стоящему вопросу как детской, так и взрослой психиатрии – самоповреждающему поведению. Этой теме были посвящен доклад В.Д. Менделевича в рамках симпозиума. Но наибольшее внимание эта тема получила на секции детской и подростковой психиатрии. Очень интересный и подробный доклад сделала Ю. Балаш, в котором рассказывала о проблемах суицидального поведения подростков, несуицидальном самоповреждающем поведении как важном факторе риска суицида. Также она показала на примере собственных работ и работ своих учеников, какую важную роль имеет образовательная работа с подростками и их семьями для профилактики суицидального поведения. С каждым разом все больше участников собирает секция детской и подростковой психиатрии. В этот раз на ней обсуждались такие актуальные темы, как пограничное расстройство личности и биполярное аффективное расстройство у детей и подростков. Новой и необычной была тема компутационного подхода к детской психиатрии в докладе Ю. Фрадкина, получившая стремительное развитие в период вынужденной изоляции. Традиционно много участников собрал клинический разбор под руководством профессоров А.Б. Шмуклера и А.Е. Боброва. В дискуссии активно участвовали как маститые врачи-психиатры, так и начинающие специалисты. Формат живой дискуссии располагал к высказыванию самых разнообразных и смелых трактовок состояния пациента и тактики дальнейшей терапии. И в очередной раз за время Школы была затронута тема влияния COVID-19 на психическое здоровье.  Как и в практике психиатрия и психология тесно взаимодействуют, так на Суздальской Школе, психиатры и психологи увлеченно делились опытом. В ходе проведения круглого стола на тему «Выгорание – что это? Болезнь: астения, депрессия или независимый феномен» высказывали свое мнение известные психологи: профессора А.Б. Холмогорова и А.Ш. Тхостов, доцент Е.И. Рассказова и психиатр – профессор Д.Ю. Вельтищев. Эта тема была столь интересна, что в зале не хватило свободных мест, слушатели готовы были стоять, а те, кто не смог попасть в зал, смогли ознакомиться с содержанием встречи в формате видео трансляции.  Немало нового участники Школы узнали о сне. Проблемы бессонницы, диагностические подходы и методы восстановления полноценного сна в рамках круглого стола со слушателями обсуждали психолог – профессор А.Б. Холмогорова, психиатр – профессор А.Е. Бобров и сомнолог – профессор Р.В. Бузунов. Неотъемлемой частью Суздальской школы являются вечерние встречи. Каждый год эти встречи пользуются большой популярностью у участников в связи с максимально интересными темами и гостями. В этот раз темой встречи была сложность взаимодействия психиатрии с прессой. Ректор Школы профессор П.В. Морозов пригласил на дискуссию очень разных и достойных внимания представителей прессы, таких как М.Б. Куракин (Международная жизнь» МИД РФ), Б.Л. Лихтерман («Медгазета»), Ю.Ю. Осадший (ТРК Россия-Волгоград), М.С. Левинтон (журфак РУДН), и задал начало вечера вопросом: «Психиатрия и пресса: сможем ли понять друг друга?» Звучали разные мнения, приводились примеры корректной и профессиональной работы с обеих сторон, но также обсуждались и спорные случаи взаимодействия. Много вопросов последовало от аудитории, была поднята такая тема, как блогерство в психиатрии, его просветительская функция и влияние на врачебную репутацию.  Нововведением этой Суздальской школы стали также и встречи за завтраком. Каждое утро у участников Школы была возможность позавтракать и в неформальной обстановке пообщаться с одним из профессоров. Согласились участвовать в таких завтраках профессора А.Б. Шмуклер, А.Е. Бобров, Г.М. Усов, С.Н. Мосолов, Е.М. Крупицкий и П.В. Морозов. Из иностранных участников проявили интерес к завтракам с пытливой молодежью Ю. Балаш и  Ю. Фрадкин, беседа за столом была легкой и непринужденной несмотря на то, что велась на английском языке. Будем надеяться, что подобные утренние встречи станут еще одной традицией Школы, ведь желающих среди участников было очень много. Конечно, мы не могли обойти стороной традиционный КВН, в этот раз лишь две команды (Москва и Санкт-Петербург) сразились в музыкально-юмористической схватке, где основной мишенью шуток являлись гримасы карантина, несуразности дистанционного обучения и издержки вынужденной изоляции. Молодые психиатры из Санкт-Петербурга при полном нейтралитете жюри торжественно одержали победу над коллегами из Москвы, но москвичи обещали отыграться на следующей школе, поживем – увидим.  Ощущение семейности, открытости мероприятия (несмотря на сегодняшний масочный режим) и его участников – главная особенность Суздальских школ. Из года в год мы погружаемся в особую атмосферу интересных докладов и дискуссий, разговоров между и красивых вечеров после.  Создать подобное мероприятие в межковидный  период – сложнейшая задача, поэтому от всего сердца выражаем благодарность компании-организатору CoFactor и организационному комитету во главе с Татьяной Анатольевной Куприяновой.

Сведения об авторах: 
М.Т. Датуашвили – мл. науч. сотр. ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России. 119991, Россия, Москва, Кропоткинский пер., д. 23, SPIN-код: 3954-7417, AuthorID: 740770, Datuashvilimt@gmail.com;
М.С. Левинтон – студент Российского Университета Дружбы Народов, levinton.translate@gmail.com
Список исп. литературыСкрыть список
Количество просмотров: 670
Предыдущая статьяОб эффективности и безопасности применения тразодона в лечении нейропсихиатрических последствий постковидного синдрома (Обзор литературы и представление двух клинических случаев)
Следующая статьяНовости Российского общества психиатров (РОП) Распространенность БАР при аутоиммунных заболеваниях: систематический обзор и метаанализ News of the Russian Society of Psychiatrists (RSP). Prevalence of bipolar disorder in autoimmune diseases: a systemati
Прямой эфир