Психиатрия Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина
№05 2000

Применение кветиапина и рисперидона у амбулаторных пациентов, страдающих психическими расстройствами. Результаты исследований (реферат) №05 2000

Номера страниц в выпуске:156-158
В ходе четырехмесячного многоцентрового открытого исследования была проведена сравнительная оценка эффективности и переносимости кветиапина (сероквель) и рисперидона. В исследовании принимал участие 751 взрослый амбулаторный пациент, страдающий психотическими расстройствами(шизофрения, шизоаффективный психоз, биполярные психические расстройства, депрессивные расстройства).
В ходе четырехмесячного многоцентрового открытого исследования была проведена сравнительная оценка эффективности и переносимости кветиапина (сероквель) и рисперидона. В исследовании принимал участие 751 взрослый амбулаторный пациент, страдающий психотическими расстройствами(шизофрения, шизоаффективный психоз, биполярные психические расстройства, депрессивные расстройства). Пациенты были распределены по группам в отношении 3:1 (кветиапин (n=553), рисперидон (n=175), дозы препаратов подбирались по усмотрению врача. В исследовании была произведена оценка влияния обоих препаратов на позитивную и негативную симптоматику по шкале PANSS, на симптомы депрессии по шкале HAM-D, производилась глобальная клиническая оценка по шкале CGI, оценивалась частота развития экстрапирамидных симптомов (ЭПС) на фоне лечения кветиапином и рисперидоном, а также оценивалось отношение пациентов к видам лечения (DAI-10). На момент окончания исследования средняя доза кветиапина была равна 317 мг/сут, а средняя доза рисперидона - 4,4 мг/сут. У пациентов из группы кветиапина и группы рисперидона отмечалось улучшение по всем параметрам: при оценке позитивной, негативной и общепсихопатологической симптоматики по подшкалам шкалы PANSS статистически значимых различий между группами не было. В группе кветиапина значительно большее количество больных имели "выраженное" и "значительное" улучшение по шкале CGI (рис. 1). Не отмечалось значимых различий в отношении пациентов к видам лечения по DAI-10. В группе кветиапина отмечалось достоверно более значимое уменьшение симптомов депрессии по шкале HAM-D, чем в группе рисперидона (p=0,0280) (рис. 2). В ходе четырех месяцев лечения в обоих группах не отмечалось статистически значимых различий в частоте развития экстрапирамидных симптомов, однако пациенты из группы рисперидона были более склонны к проявлениям экстрапирамидных расстройств (рис. 3). Кроме того, у пациентов, получавших рисперидон, во время лечения возникали экстрапирамидные симптомы, которые требовали коррекции дозы или назначения ЭПС-корректоров. Таких пациентов было в 5,6 раза больше, чем среди пациентов, получавших кветиапин (p<0,001).

Эффективность

Рис. 1. Пациенты, имеющие выраженное или значительное улучшение по CGI

Рис. 2. Среднее изменение по HAMD

Рис. 3. Умеренные или выраженные EPS

Общий процент пациентов, нуждавшихся в назначении ЭПС-корректоров по поводу внезапно возникших экстрапирамидных симптомов, в группе рисперидона составил 19,6%, в то время, как в группе кветиапина таких было всего 4,5%.    

Выводы:

  1.     Кветиапин и рисперидон одинаково эффективны в отношении влияния на позитивную и негативную симптоматику у пациентов с психотическими расстройствами.
  2.     Кветиапин продемонстрировал достоверно более значительное уменьшение симптомов депрессии, чем рисперидон.
  3.     Лечение кветиапином было связано с меньшим риском возникновения умеренных и выраженных экстрапирамидных симптомов.
  4.     При лечении кветиапином приходилось значительно реже использовать ЭПС-корректоры и реже требовалось корректировать дозу препарата из-за внезапно возникших экстрапирамидных симптомов.

  

Список исп. литературыСкрыть список
Количество просмотров: 1375
Предыдущая статьяЦеребральные органические психические расстройства у ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции: клиника, психопатологическая структура, динамика*
Прямой эфир