Психиатрия Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина
№04 2008
Структурно-динамический анализ результатов лечения Эфевелоном® больных с эндогенными депрессиями №04 2008
Высокая распространенность депрессивных расстройств у населения актуализирует разработку способов их лечения и профилактики. Наиболее распространенным, удобным и привычным для больных и врачей способом лечения больных с депрессивными расстройствами является психофармакотерапия антидепрессантами. В последние 10 лет появилось новое поколение препаратов с избирательным фармакодинамическим действием – ингибиторов обратного захвата серотонина и(или) норадреналина и дофамина. При большом количестве антидепрессантов с близким механизмом фармакологического действия на уровне нейромедиаторных процессов возникла необходимость в их более тонкой дифференциации на уровне терапевтического действия для уточнения показаний к выбору препаратов.
Нами проведено изучение фармакотерапевтических эффектов антидепрессанта Эфевелона“, генерика венлафаксина, предоставленного исландской компанией "Actavis". Этот антидепрессант является мощным селективным ингибитором обратного захвата серотонина и норадреналина в пропорции 1:30 и не связывается с м-холино-, Н1-гистамино-, a1-адрено-, опиатными, бензодиазепиновыми и NMDA-рецепторами (В.Э.Медведев, А.В.Добровольский, 2007).
Дизайн исследования
Цель исследования – определение спектра клинической активности Эфевелона как антидепрессанта, выявление фармакотерапевтических эффектов препарата для уточнения показаний к его клиническому применению.
Задачи исследования охватывали оценку динамики симптомов, формирующих депрессивные состояния, побочных эффектов, переносимости препарата, отношения больных к лечению и их социального функционирования во время лечения.
Материал и методы
Обследованы 20 больных – 15 (75%) женщин и 5 (25%) мужчин. Возраст больных варьировал от 30 до 60 лет. Средний возраст 46,7±3,1 года.
Социальный статус: 13 (65%) пациентов работали, 7 (35%) пациентов не работали.
Образование: высшее – 55%, среднее и среднеспециальное – 35%, неполное среднее – 10%.
Семейное положение – 11 (55%) человек имели семью, не имели семьи 9 (45%) человек.
В стационарных отделениях Республиканский клинической психиатрической больницы им. В.М.Бехтерева лечились 15 больных; 5 пациентов лечились амбулаторно, продолжая работать по основной специальности.
Диагностику проводили по МКБ-10. Распределение больных по диагнозам было следующим:
Рекуррентное депрессивное расстройство. Текущий эпизод тяжелой степени без психотических симптомов – 7 (35%) человек.
Биполярное аффективное расстройство. Текущий эпизод тяжелой депрессии без психотическиз симптомов – 1 (5%) человек.
Рекуррентное депрессивное расстройство. Текущий эпизод легкой или умеренной депрессии – 2 (10%) человека.
Депрессивный эпизод – 10 (50%) человек.
Давность заболевания с момента манифеста 51,3±20 мес.
Течение заболевания фазное – у 12 (65%) человек, континуальное – у 2 (10%) человек. Количество фаз в анамнезе 3,1±1,5. Длительность актуальной фазы 9,7±2,9 нед.
Уменьшение длительности ремиссий – у 3 (15) больных.
Смена фазного течения на континуальное – у 1 (5%) больного.
Удлинение фаз и уменьшение длительности ремиссий – у 1 (5%) больного.
Уменьшение длительности ремиссий со сменой монополярного течения на биполярное – у 1 (5%) больного.
У всех больных в клинической картине преобладал депрессивный аффект.
Все больные ранее лечились антидепрессантами: амитриптилином, пирлиндолом, сульпиридом, сертралином, циталопрамом и др.
Так, 10 человек начали лечение Эфевелоном с начала депрессивного эпизода; 10 больных получали лечение названными антидепрессантами в анамнезе во время предыдущих обострений.
Критериями отбора для назначения Эфевелона были депрессивные состояния средней и тяжелой степени.
Монотерапия проведена у 3 больных. Эфевелон был предоставлен компанией. Препарат в таблетках назначали внутрь 2 или 3 раза в день. Первоначальная суточная доза составила 75 мг у 3 (15%) больных, 112,5 мг у 12 (60%) больных и 150 мг у 5 (25%) больных. У 3 больных в процессе терапии дозу Эфевелона повысили до 225 мг. Все больные информированы о целях назначения препарата, возможных побочных эффектах. У 17 больных из-за выраженных расстройств сна и тревоги к Эфевелону в первые 1–2 нед добавляли на ночь сомнол 12,5–25 мг, релиум 5–10 мг, азалептин 50 мг, тизерцин 25 мг. Длительность лечения Эфевелоном составила не менее 6 нед.
Для объективизации результатов клинического психопатологического обследования использовали психометрические методики – шкалу Гамильтона для оценки депрессии (НDRS), шкалу Гамильтона для оценки тревоги (HADS), шкалу Монгомери–Асберга для оценки депрессии (МАDRS) и шкалу общего клинического впечатления (CGI). Отношение больных к лечению, болезни и их социальное функционирование определяли путем расспроса, целенаправленного интервью во время еженедельных бесед с больными.
Результаты статистически обработаны. Оценку достоверности отличия показателей шкал на различных этапах лечения проводили с применением критерия Ньюмена–Клейса.
Результаты
Общие результаты лечения отражают распределение больных по вариантам результатов согласно шкале общего клинического впечатления (CGI):
"Здоров, отсутствие психических нарушений" –18 человек.
"Пограничное состояние" – 1 человек.
"Слабовыраженные психические нарушения" – 1 человек.
Из показателей видно, что в большинстве случаев удалось добиться нормализации настроения или значительного уменьшения показателей тяжести депрессивного состояния.
Видно, что в ходе лечения препаратом средняя величина баллов, полученных при оценке состояния пациентов группы наблюдения с помощью шкалы депрессии Гамильтона, уменьшилась с 30,4±1,4 балла на вводной встрече до 1,4±0,7 балла на 6-й неделе наблюдения. У большинства пациентов на 6-й неделе величина этого показателя была равна 0. Статистический анализ выявил достоверное отличие показателей друг от друга на каждом этапе лечения. Исключения составили показатели, полученные на 4, 5 и 6-й неделях наблюдения, они статистически не отличались друг от друга. На этом этапе лечения депрессии практически не было.
Как и в предыдущем случае (шкала депрессии Гамильтона), в процессе приема препарата средние величины показателей шкалы Гамильтона для оценки тревоги у пациентов группы наблюдения также значительно изменились – от 25,2±1,2 балла на вводной встрече до 1,2±0,8 балла на последнем визите на 6-й неделе. Статистический анализ выявил достоверное отличие показателей друг от друга на каждом этапе лечения. Показатели, полученные на 4, 5 и 6-й неделях наблюдения статистически не отличались друг от друга. Видна тенденция к уменьшению величин этих показателей. Не выявлено отличия значений шкалы, полученных на 4 и 5-й неделях наблюдения.
Представленные данные позволяют сделать вывод о том, что, как и в двух предыдущих случаях (шкала депрессии Гамильтона и шкала Гамильтона для оценки тревоги), у пациентов группы наблюдения, принимающих препарат, в ходе лечения показатели, оцененные с помощью шкалы MADRS, уменьшились с 34,6±2 балла на вводной встрече практически до 0 (0,7±0,5 балла) на заключительной встрече на 6-й неделе наблюдения. У подавляющего большинства пациентов на этом этапе наблюдения показатель шкалы MADRS был равен 0.
Влияние терапии Эфевелоном на симптоматику депрессивных расстройств, мотивационные и когнитивные нарушения проявлялось на второй неделе, редукция этих нарушений нарастала с каждым визитом.
Влияние терапии Эфевелоном на соматовегетативные компоненты депрессивных расстройств (инсомния, гастроинтестинальные, сердечно-состудистые, респираторные, мочеполовые нарушения) было менее гармоничным. В течение первых 2 нед снизились соматические проявления депрессии, а инсомния редуцировалась значительно позже – после 4 нед лечения, в связи с чем была необходима дополнительная, корригирующая сон терапия.
Влияние терапии Эфевелоном на поведенческие и социальные проявления депрессии, работоспосбность и социальное функционирование проявлялось к концу 1-й недели лечения. Больные отмечали уменьшение актуальности депрессии и восстановление интереса к привычным социальным и семейным обязанностям.
Различий в эффективности лечения при 2- или 3-разовом приеме препарата не отмечено. У всех наблюдавшихся пациентов были достигнуты положительные результаты на малых и средних дозах. Клинических оснований для повышения дозы выше 225 мг не возникало.
Во время амбулаторного лечения 5 больных продолжали работать по специальности. Пациенты отмечали, что во время лечения Эфевелоном у них по мере редукции симптомов депрессии возрастала работоспособность, энергичность, целеустремленность, организованность.
Побочные эффекты терапии Эфевелоном отмечены только у 3 больных (запоры, повышение артериального давления, головные боли с парестезиями). Отмеченное повышение артериального давления было у больной, которая и до лечения Эфевелоном страдала артериальной гипертензией. Значимых изменений массы тела не было.
Прямого влияния Эфевелона на сон не отмечено. Препарат не вызывал ни гиперстимуляции, ни сонливости. В начале лечения (1-я и 2-я недели) для улучшения сна назначали сомнол, реланиум, а больные, уже принимавшие несколько недель до Эфевелона азалептин или тизерцин в качестве средств от бессонницы, продолжали их принимать. На 3–4-й неделе сон нормализовался и эти препараты отменили.
Заключение
Результаты лечения Эфевелоном группы из 20 больных с депрессивными расстройствами показали его высокую эффективность, сбалансированность и гармоничность психотропных и нейровегетативных эффектов, быстрое (на 1-й неделе) начало терапевтического действия, хорошую переносимость, позволяющую больным рано включать психологические и социальные ресурсы своей личности и своего окружения. Все больные, включенные в 6-недельную программу исследования, выполнили ее до конца. Побочные эффекты не представляли опасности для жизни и здоровья больных, корригировались психотерапевтическими, гигиеническими и медикаментозными симптоматическими средствами. Эфевелон является препаратом выбора для лечения больных с депрессивными расстройствами без психотических проявлений.
Список исп. литературыСкрыть список1. Авруцкий Г.Я., Недува А.А. Лечение психически больных: Руководство для врачей. М.: Медицина, 1988.
2. Сарачено Б. Психическое здоровье: скудные ресурсы требуют новых парадигм. Психич. здоровье. 2006; 1: 8–10.
3. Незнанов Н.Г., Акименко М.А., Коцюбинский А.П. Школа В.М.Бехтерева: от психоневрологии к биопсихосоциальной парадигме. СПб.: ВВМ, 2007.
4. Карпов А.М. Самозащита от саморазрушения. Образовательно-воспитательные основы профилактики и психотерапии зависимостей и стрессов. М.: МЕДпресс-информ, 2005.
5. Медведев В.Э., Добровольский А.В. Лечение депрессий у больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Опыт применения велаксина. Психиат. и психофармакотер. 2007; 9: 23–7.